Анатомия, физиология и патологии органов слуха
учебно-методический материал
В табличном варианте кратко представлены анатомия, физиология и основные патологии органов слуха. Материал будет полезен студентам дефектологических отделений, начинающим специалистам, работающим с детьми с нарушением слуха, речи и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слух. Патологии слуха. | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Анатомия, физиология, патология слуха.
Характеристики, клинические проявления.
Особенности слуха | Характеристика |
Виды слуха | Релативный слух – им обладает большинство людей. Музыкальный слух – способность оценивать длительность звука, определять интенсивность, тембр звука. абсолютный слух – способность безошибочно определять высоту отдельного звука. |
Принцип аудиометрии | Это исследование для определения кривой порга слухового восприятия в зависимости от высоты и интенсивности сигнала. Проводят ее с использованием аудиометра. Позволяет определить, как костную, так и воздушную проводимость. |
Что такое скотоматы? | Островки глухоты. Обнаруживаются при аудиометрии. |
В чем суть феномена выравнивания громкости? | Если человеку с нормальным слухом предоставить определенный слуховой раздражитель, интенсивность которого постепенно увеличивать, то степень слышимости равномерно возрастает. Если же сигнал усиливать, то слышимость его возрастает пропорционально его усилению. |
Возрастные изменения в наружном ухе | У новорожденных детей наружный слуховой проход короткий и узкий, а так же первое время расположен вертикально вследствии чего ребёнок плохо слышит. В возрасте одного года наружный слуховой проход представлен хрящем и только в последующие годы его основа окостеневает, а барабанная перепонка толще, чем у взрослых, и расположена горизонтально. |
Возрастные изменения в среднем ухе | Полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью, которая впоследствии рассасывается, а полость заполняется воздухом из носоглотки через евстахиеву трубу. Слуховая труба у детей шире и короче, чем у взрослых, что сосдает благоприятные условия попадания микробов, слизи и жидкости в полость среднего уха при срыгивании, рвоте и т.п. |
Возрастные изменения восприятия высоты звука | Восприятие разной высоты звуков с возрастом снижается неодинаково. восприятие низких звуков почти не меняется с возрастом, а высоких очень сильно снижается. |
Возрастные изменения остроты слуха | Верхняя граница остроты слуха у детей выше, чем у взрослых. Максимальная острота слуха наблюдается в возрасте 14-19 лет, у детей 7-13 лет и молодых людей старше 20 лет она ниже. Временной порог слухового анализатора с возрастом так же снижается. |
Типы нарушения | Характеристика | |
Классификация глухоты | Различают полную потерю слуха – глухоту – и остатки слуха, позволяющие различать более-менее четко речь – тугоухость. Выделяют глухоту и тугоухость двустороннюю или одностороннюю, врождённую или приобретённую. В зависимости от того в каком отделе возникают нарушения различают глухоту (ули тугоухость) проводимости, восприятия или смешанную. | |
Характеристика глухоты проводимости | Возникает при наличии препятствия или увеличения акустического сопротивления среды на пути звуковой волны (инородное тело, серная пробка, заращение наружного слухового прохода и т.п.). При исследовании воздушной и костной проводимости часто обнаруживаются скотоматы. | |
Характеристика глухоты восприятия | Возникает при повреждении кортиева органа и окончаний волокон улитковой ветви слухового нерва. Врожденная глухота сифилитического происхождения или связанная с дегенеративными процессами во внутреннем ухе часто бывает двухсторонняя, но, как правило, с количественными различиями между сторонами. Болезненный процесс часто бывает необратимым. Слуховое восприятие обычно ограничивается до 3-4 тонов, а костная проводимость нарушается. | |
Паталогия преддверно-улиткового нерва | Напоминает глухоту, связанную с заболеванием звукопроводящего отдела, однако симптом выравнивания громкости при этом отсутствует, не наблюдается также островковое нарушение слуха, аудиограмма порогового слухового восприятия характеризуется падением кривой в области высоких частот, кривая костной проводимости лежит ниже кривой воздушной проводимости. | |
Глухота центрального происхождения | Возникает при заболеваниях ЦНС. Всегда выделяются общие черты: 1) они всегда двухсторонние; 2) снижение слышимости касается как низких, так и высоких тонов; 3) отсутствует феномен выравнивания громкости; 4) не удается обнаружить островковой потери слуха; 5) утрачивается способность различать высоту акустических раздражителей, их интенсивность, а также продолжительность (ритм), в связи с этим возникают речевые расстройства: мелодические, динамические и ритмические; 6) при довольно-таки большом остаточном слухе по отношению к простым тонам, а также звукам и шумам музыкальных инструментов отмечается значительное понижение слышимости артикулированных звуков, и в связи с этим становится трудным понимание разговорной речи; это относится, прежде всего, к нарушениям слуха коркового происхождения. | |
Характеристика глухоты смешанной | Встречается чаще у детей, чем у взрослых. Нарушения слуха вначале имеют функциональный характер, однако с течением времени они закрепляются, приводя в конечном итоге к глухоте смешанного типа. Двухсторонняя смешанная глухота представляет собой самую тяжёлую форму увечья слухового аппарата. | |
Глухота, обусловленная паталогическими изменениями в наружном ухе | Воспалительные процессы, костные опухоли, серные пробки, инородные тела могут приводить к глухоте. Врожденное заращение наружного слухового прохода которое наблюдается при врожденной деформации ушной раковины может быть обусловлено не только деформацией барабанной полости, но и недоразвитием внутреннего уха. В последнем случае глухота носит смешанный характер. | |
Глухота, обусловленная паталогическими изменениями в среднем ухе | Воспаления межкосточковых суставов может привести к ограничению подвижности слуховых косточек, и часто могут сопровождаться нарушениями функции внутреннего уха. Воспаления, сопровождающиеся некрозом и деструкцией костной стенки барабанной полости. Поверхностные воспалительные процессы вызывают гипертрофические изменения в слизистой оболочке, что в свою очередь может привести к образованию полипов не только внутри барабанной полости, но и в наружном слуховом проходе. | |
Нарушение проводимости евстахиевой трубы | Закупорка евстахиевой трубы жидкой пищей при врожденных дефектах развития неба и замыкающего глоточного кольца, сужения просвета евстахиевой трубы при воспалительных процессах верхних отделов глотки или отеках аллергического характера. | |
Характеристика отосклероза | Это двухсторонний патологический процесс (без воспаления) внутреннего уха который в основном локализуется в лабиринтной стенке среднего уха около овального окна. Этот процесс может распространяться на кольцевидную связку окна преддверья и подножную пластинку стремени, в результате чего стремя замуровывается. Наблюдается шум в ушах с периодами ремиссии до нескольких лет. Причины ухудшения: тяжелые и длительные заболевания и даже просто переутомление; у женщин – беременность, роды, кормление ребенка, климактерический период. | |
Профилактика отосклероза | Отосклероз неизлечим, профилактика заключается в задержке развития заболевания (избегание простуд, переутомлений, повторной беременности (показан аборт) | |
Травматическая глухота | Травма в результате механического повреждения слухового аппарата при черепных травмах (глухота может проявляться спустя длительное время после травмы), повреждениях слухового аппарата при акустических травмах и резких изменениях атмосферного давления. При продольных переломах черепа главным образом повреждается барабанная полость, при поперечных – внутреннее ухо. | |
Классификация глухоты детского возраста | 1) наследственная, 2) врожденная, 3) приобретенная | |
Характеристика наследственной глухоты | Наблюдается у нескольких представителей одной и той же семьи или же как патологический признак передается из поколения в поколение. Обнаруживаются дегенеративные процессы в улитке, недоразвитие костного лабиринта (в этом случае нарушается функция кортиева органа). При Н.с. как доминирующем признаке наблюдаются и другие наследственные заболевания, а сама глухота бывает в незначительной степени, в случае ее рецессивности подобное никогда не обнаруживается, а сама глухота проявляется не в каждом поколении, но величина остаточного слуха на столько мала, что глухоту можно считать 100%. | |
Характеристика врожденной глухоты |
Чаще наблюдается глухота восприятия. Только в 7% случаев возникает глухота проводимости при заращении наружного слухового прохода и деформации ушной раковины. | |
Причины врожденной глухоты | 1) болезнь матери в период беременности, 2) токсические факторы, 3) гормональные расстройства, 4) несовместимость групп крови и резус- факторов. | |
Классификация приобретенной глухоты |
| |
Глухота – следствие родовой травмы | При кровотечениях и недостатке кислорода (после 5 минут кислородного голодания развиваются необратимые изменения в ядрах преддверно-улиткового нерва и глухота цен- трального происхождения), несоответствии размеров головки плода и родовых путей (вероятность возникновения гематом, которые могут быть впоследствии инфицированы, что ведет к воспалению мозговых оболочек и лабиринта), а так же при неправильном положении плода, механических вмешательствах медперсонала во время родов. | |
Особенности глухоты, возникающей в первые 2 года жизни | Аллергические реакции в первые 2 года жизни практически всегда приводят к изменениям аллергического характера слизистой оболочки носа, носоглотки и Евстахиевых трубы, в результате воспаления мозговых оболочек (чаще всего в 1-2 года жизни). Диагностика глухоты связана с некоторыми трудностями. Признаки нарушения слуха:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Возростная анатомия, физиология и гигиена"
Рабочая программа "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" разработана на основе ФГОС по специальности СПО "Дошкольное образование"...
Методические рекомендации к проведению практических и контрольных работ по возрастной анатомии, физиологии
Новые программы ФГОС заставили по новому взглянуть на проблему повышения качества знаний студентов СПО. Предлагаю варианты проведения практических и контрольных работ по дисциплине " Возрастная ...
"Формирующие и контролирующие элементы профессиональных компетенций .Дидактический материал практического занятия." ПМ 01. МДК 01.01 Тема:"Субъективные и объективные методы обследования пациента с патологией органов дыхания."
Материал для урока в помощь преподавателю терапии..Дисциплина "Пропедевтика клинических дисциплин"...
Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»
Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...
УМК Раздел № 6 «Анатомо–физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы» ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля для каждой дисциплины...
«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ»
Методическая разработка по теме: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ» разработана на основе ФГОС СПО по специаль...
Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия по теме" Анатомо-физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения"
Данная методическая разработка может быть использованна в рабочей деятельности преподавателем дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности 34.02.01 - Сестринское дело, для II ку...