Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия по теме" Анатомо-физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения"
учебно-методический материал
Данная методическая разработка может быть использованна в рабочей деятельности преподавателем дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности 34.02.01 - Сестринское дело, для II курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекция№1 | 42.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кущёвский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ
Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия
По дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
Специальность: 34.02.01. – сестринское дело
курс – II; семестр – IV
ст-ца Кущёвская
2022 г.
1. Цели занятия
1.1. Обучающие: после прослушивания лекции
студент должен:
- иметь представление о: основных выделительных структурах и органах организма человека; анатомии мочевых органов; структурно-функциональной единице почки – нефроне, его строение; почке: расположение, границы, кровоснабжение; макро- и ультрамикроскопическом строение почек; мочеточниках: строение, расположение, функции; мочевом пузыре: строение и расположение, функции; мышцах тазового дна и проекции органов мочевыделительной системы на поверхность тела.
знать:
- органы выделения, их функции;
- план строения мочевыделительных органов;
- почки как основной выделительный орган;
- топографию; фиксирующий аппарат почек;
- наружное и внутреннее строение почек;
- строение нефрона как структурно-функциональной единицы почек;
- строение мочевыводящих путей: мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала;
- функции почек.
уметь:
- слушать и выделять главное в речи, тексте;
- анализировать информацию, делать вывод по каждому блоку информации;
- законспектировать основное, главное содержание текста;
- отвечать на поставленные вопросы.
1.2. Развивающие:
- развивать умения студентов устанавливать связи изучаемой темы с имеющимися знаниями по другим дисциплинам;
- выделять главное в лекционном материале;
- ОК 01 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК 02 организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
- ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
- ПК 1.2. Проводить санитарно - гигиеническое воспитание населения.
1.3. Воспитательные:
- создать атмосферу эмоционального подъема, способствующую изучению темы;
- способствовать воспитанию любознательности;
- проводить деонтологическое воспитание, прививая такие качества, как милосердие, чуткость, внимание, тактичность;
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
1.4. Методические:
- обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
2. Формы организации учебного процесса
2.1. Тип занятия: изучение нового материала.
2.2. Вид: лекция.
2.3. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
2.3.1. Перцептивные методы: объяснительно-иллюстративный.
2.3.2. Методы, определяющие методику обучения:
- дедуктивный;
- аналитеко-синтетический.
2.3.3. Гностические методы: репродуктивный.
2.4. Методы стимулирования и мотивация учения:
2.4.1. Методы формирования интереса к учению:
- ситуация занимательности;
- анализ жизненных ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
2.4.2. Методы развития долга и ответственности в учении:
- метод убеждения студентов в личной и общественной значимости учения.
2.5. Методы контроля: устный.
3. Продолжительность занятия – 90 минут.
4. Место проведения занятия: лекционная аудитория.
Литература для преподавателя
Основная:
1. Смольянникова, Н.В. Фалина Е.Ф. Анатомия и физиология человека, учебник для медицинских училищ и колледжей, г. Москва: «ГЭОТАР- Медиа», 2020г. - 560 с.
2. Замараев, В. А. Анатомия: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Замараев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство «Юрайт», 2019. — 268 с.
Дополнительная:
1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека, г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014г. – 573 с.
2. Сапин М.Р. Анатомия человека. Атлас, учебное пособие, г. Москва: «ГЭОТАР- Медиа», 2015г. – 424 с.
Основная литература для студентов
1. Смольянникова, Н.В. Фалина Е.Ф. Анатомия и физиология человека, учебник для медицинских училищ и колледжей, г. Москва: «ГЭОТАР- Медиа», 2020г. - 560 с.
Дополнительная литература для студентов
1. Горелова Л.В. Анатомия в схемах и таблицах, г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014г. – 574 с.
2. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека, г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014г. – 573 с.
Карта связи междисциплинарных комплексов
МДК, раздел обеспечивающие |
ОПД.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией Тема: Особенности структуры клинических терминов. |
ОПД.03 Основы патологии Тема: Воспалительные процессы. |
ОПД.04 Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: Модификационная изменчивость. Генетика и онтогенез. Профилактика наследственной патологии. |
ОПД.05 Гигиена и экология человека Тема: Здоровый образ жизни и пути его формирования. |
ОПД.07 Фармакология Тема: Диуретики. |
МДК 04.01.Теория и практика сестринского дела Тема: Потребность пациента в физиологических оправлениях. |
МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала Раздел 4. Участие в санитарно-просветительской работе среди населения. |
МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг Раздел 5. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Участие сестры в лабораторных, инструментальных методах исследования. |
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях: Сестринский уход в гериатрии Тема: Особенности развития заболеваний и фармакотерапии в пожилом и старческом возрасте. |
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях: Сестринский уход в педиатрии Тема: Болезни почек: гломерулонефрит, пиелонефрит. |
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях: Сестринский уход в хирургии Тема: Заболевания мочеполовых органов. |
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях: Сестринский уход в терапии Тема: Сестринский процесс при нарушениях функций мочевой системы. Пиелонефрит. Гломерулонефрит. Хроническая почечная недостаточность. Мочекаменная болезнь. |
МДК, раздел обеспечиваемые |
МДК.01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению. Тема: Профилактика неинфекционных заболеваний. |
Карта связи внутридисциплинарных комплексов
Тема обеспечивающая: 1. Основы гистологии. 2. Основы миологии. 3. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. 4. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. 5. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы. Тема обеспечиваемая: 1. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы. 2. Анатомо-физиологические особенности половой системы. 3. Гомеостаз. Состав, свойства, функции крови. 4. Анатомо-физиологические особенности иммунной системы. 5. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы. 6. Анатомо-физиологические особенности спинного мозга. 7. Анатомо-физиологические особенности головного мозга. 8. Анатомо-физиологические особенности высшей нервной деятельности. 9. Периферическая нервная система. 10. Анатомо-физиологические особенности черепных нервов. 11. Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы. 12. Сенсорные системы. Органы чувств. Органы вкуса и обоняния. Кожа и ее производные. 13. Анатомо-физиологические особенности органов зрения, органов слуха и равновесия. |
Карта наглядных пособий и ТСО
№ п/п | Вид | Наименование |
1 | ТСО | ПК, проектор |
2 | Наглядности | |
2.1. | Средства наглядности | Доска, мел |
2.2. | Презентация | Строение мочевых органов |
2.3. | Муляж | Почка |
Хронологическая карта занятия
№ п/п | Этапы занятия | Время в минутах |
1 | Организационная часть | 1 |
2 | Мотивация темы, цели занятия | 3 |
3 | Актуализация опорных знаний | 2 |
4 | Изложение нового материала | 75 |
5 | Систематизация и закрепление изложенного материала | 5 |
6 | Подведение итогов | 2 |
7 | Задание на дом | 1 |
8 | Заключительный момент занятия | 1 |
Ход лекционного занятия
№ п\п | Содержание для преподавателя | Для студентов | Методическое обоснование |
1 | Организационный момент Преподаватель проверяет готовность аудитории к работе, отмечает отсутствующих | Дежурные подают сведения об отсутствующих | С целью воспитания аккуратности, собранности и настроя на учебную работу |
2 | Мотивация и цели занятия Преподаватель сообщает тему занятия, подчеркивает актуальность и значимость изучаемой темы, формирует учебные цели | Студенты внимательно слушают | С целью развития познавательного интереса побуждение к активной мыслительной деятельности, осознания единства целей изучаемых предметов |
3 | Актуализация опорных знаний Преподаватель четко формирует вопросы из средней школы и программы вступительных экзаменов | Студенты отвечают на поставленные вопросы | С целью активизировать внимание и настрой на выполнение поставленных целей |
4 | Изложение нового материала по основным вопросам темы Преподаватель по плану лекции последовательно излагает материал | Студенты внимательно слушают, записывают основные моменты лекции | С целью обеспечить глубокое понимание и осмысление теоретических вопросов. Преподаватель обращает внимание на наиболее важные моменты излагаемого материала, формирует конкретные понятия, поддерживает познавательный интерес студентов. При изложение материала прослеживаются межпредметные связи. Использование во время занятия презентаций, таблиц, муляжей оживляет урок, повышает интерес к изучаемой теме, помогает студентам лучше ее усвоить |
5 | Систематизация и закрепление изложенного материала Преподаватель задает вопросы по прослушанной лекции | Студенты отвечают на поставленные вопросы | С целью анализа восприятия и степени усвоения студентами содержания информации. С целью контроля узловых моментов темы, развитие аналитического мышления, умение выделять главное |
6 | Подведение итогов Преподаватель подводит итоги занятия | Студенты внимательно слушают | С целью закрепить мотив к изучению данной темы для будущей профессиональной деятельности. Преподаватель анализирует работу аудитории, ее заинтересованность, активность |
7 | Задание на дом Преподаватель называет рекомендуемую литературу с указанием страниц | Студенты записывают указанную информацию | С целью закрепления навыков самостоятельной работы с учебной литературой. С целью изучение конкретного учебного материала, возможности самоконтроля и серьезного подхода к изучению данной темы |
8 | Заключительный момент Преподаватель отвечает на возникшие вопросы, благодарит за внимание | Студенты задают вопросы | Цель: привитие культуры, аккуратности, самоуважения |
Мотивация занятия
Заболевания мочевыделительной системы относятся к группе наиболее распространенных болезней, возникающих чаще всего в молодом и среднем возрасте.
Общая заболеваемость в нашей стране составляет около 7% всего населения, в столице этот процент достигает 12%. Среди болезней мочевыделительной системы наиболее заметными являются такие, как цистит, мочекаменная болезнь, пиелонефрит, уретрит, рак мочевого пузыря.
Группу риска заболевания циститом и пиелонефритом составляют преимущественно женщины; мочекаменной болезнью страдает до 5% населения земного шара; число болеющих уретритом за последние 10 лет увеличилось более чем в 4 раза.
Самое серьезное и опасное для жизни заболевание мочевыделительной системы – рак мочевого пузыря – составляет 3% от общего количества злокачественных опухолей.
Заболевания мочевыделительной системы чаще всего поддаются излечению, но требуют своевременной диагностики, в которых фигурируют аспекты анатомии.
Вопросы для актуализации опорных знаний
п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Что такое почка? | Это парный паренхиматозный выделительный орган массой 150г |
2 | Как называется воспаление почки? | Нефрит |
3 | В каком органе скапливается моча? | В мочевом пузыре |
4 | Как называется воспаление мочевого пузыря? | Цистит |
5 | Какого цвета почки? | Красно-коричневого |
План лекции
1. Строение почек.
2. Строение нефрона.
3. Типы нефронов.
4. Особенности кровоснабжения почек.
5. Строение мочеточников.
6. Строение мочевого пузыря.
7. Строение мочеиспускательного канала.
Лекция
В процессе жизнедеятельности в организме образуются продукты распада органических соединений, часть которых не используется клетками и должна быть удалена из организма. Эти конечные продукты обмена веществ называют экскретами (или шлаками), а органы, их выделяющие, выделительными или экскреторными - это легкие, кожа, пищеварительный тракт, почки.
Легкие выделяют углекислый газ и пары воды (400 мл/сутки) с выдыхаемым воздухом.
Пищеварительный тракт выделяет немного воды, желчных кислот, пигментов, холестерина, лекарства, соли тяжелых металлов (железо, кадмий, марганец), непереваренные остатки пищи в виде каловых масс.
Кожа с потом и кожным салом выделяет воду, соли, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.
Почки - основной экскреторный орган, выводящий с мочой большинство продуктов обмена веществ. Процесс образования и выделения мочи из организма называется диурезом.
Все органы системы делятся по выполняемой функции на две группы:
1. Мочеобразующие органы (почки);
2. Мочевыводящие органы (мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспуска-тельный канал).
Строение почек
Почка (ren) является парным паренхиматозным органом весом 300 г, размерами 12х6 см.
Воспаление почки - нефрит.
Наружное строение:
Форма почек бобовидная, цвет красно-коричневый, поверхность гладкая.
В почке различают переднюю и заднюю поверхность, верхний и нижний концы (полюса) и латеральный и медиальный края. Кнутри от почечных ворот, расположенных на медиальном крае, находится почечная пазуха, в которой расположены сосуды, нервы, большие, малые чашки, лоханка, от которой отходит мочеточник.
Топография почек:
Почки лежат в забрюшинном пространстве на поясничных мышцах на уровне XII грудного-I-II поясничного позвонка. Правая почка из-за прилежащей к ней сверху печени ниже левой на 2-3 см.
К правой почке прилежат:
- правый изгиб ободочной кишки,
- правый надпочечник,
- печень,
- двенадцатиперстная кишка.
К левой почке прилежат:
- левый изгиб ободочной кишки,
- левый надпочечник,
- желудок,
- поджелудочная железа.
Оболочки почки: внутренняя - фиброзная капсула, затем жировая капсула, почечная фасция, снаружи - пристеночная брюшина, покрывающая почку спереди.
Аппарат фиксации включает: почечное мышечное ложе, оболочки почки, сосудистую ножку.
Значительную роль в фиксации почек выполняет внутрибрюшное давление. Причиной смещения почки со своего места («блуждающая почка») является обычно ослабление фиксирующего аппарата. При опущении почек нередко у больных возникает стойкая гипертония, которую называют вазоренальной гипертонией.
Внутреннее строение:
Почка на разрезе состоит из взаимопроникающих двух слоев: коркового, светлого и мозгового, темно-красного.
Корковое вещество шириной до 8 мм лежит под фиброзной капсулой, окружая мозговое вещество, представленное пирамидами.
В корковом веществе видны две части: свёрнутая (мелкие зёрна и красные точки — почечные тельца) и лучистая часть (радиальная исчерченность — в результате проникновения мозгового вещества в корковое).
Мозговое вещество представлено 7-10 тёмно-красными пирамидами с сероватыми прослойками коркового вещества между ними в виде почечных столбов. Верхушки пирамид — сосочки — обращены в пазуху почки — пространство между воротами и мозговым слоем. На сосочке заметно множество точечных отверстий, из которых выделяется моча. В почке до 15сосочков (чаще их 7-8). Сосочек пирамиды (иногда 2-3 сосочка) охватывает малая чашка. 7-8 малых чашек открываются в 2-3 больших чашки, впадающих в лоханку. Лоханка суживается и продолжается в мочеточник.
Почка человека много дольчатая, состоит из пяти сегментов. Дольки хорошо выражены у новорожденного и слабо - у взрослого.
Строение нефрона
Нефрон (nephron) - структурно–функциональная единица почки, которая осуществляет ее основные функции.
В каждой почке по 1 млн. нефронов. Нефрон состоит из почечного тельца и канальцев разной длины и формы, оплетённых кровеносными капиллярами.
Длина нефрона - 4 см. Длина канальцев нефрона составляет 2,5-5 см. Длина всех канальцев — 100 км.
В нефроне различают:
- почечное (мальпигиево) тельце;
- проксимальную часть канальца нефрона;
- петлю Генле;
- дистальную часть канальца нефрона;
- собирательная почечная трубочка.
Почечное тельце Мальпиги состоит из двустенной капсулы Боумена-Шумлянского, охватывающей капиллярные петли клубочка, которые образованы приносящей артериолой. Капиллярная артериальная сеть клубочка уникальна и названа «чудесной сетью». Между петлями капилляров клубочка находится аморфное вещество, обеспечивающее нормальную деятельность клубочка. Эндотелий капилляров, эпителий внутренней стенки капсулы (подоциты) и общая для них базальная мембрана обеспечивают трёхслойный почечный фильтр. Область клубочка, прилежащую к фильтру, называют мочевой зоной.
Несколько нефронов впадает в одну собирательную почечную трубочку. Они начинаются в корковом слое, образуя мозговые лучи, и спускаются в пирамиду. Здесь диаметр трубочек увеличивается, и они вливаются на верхушке пирамиды в сосочковый проток.
Все части нефронов, кроме петель Генле, находятся в корковом слое. Петли Генле спускаются в мозговой слой, образуя вместе с сосудами почечные столбы. Петля Генле образует узкую нисходящую часть и широкую восходящую часть, переходящую в дистальную часть канальца нефрона.
Проксимальный каналец выстлан кубическим эпителием с микроворсинками, увеличивающими площадь эпителиальной поверхности. Все канальцы нефрона выстланы однослойным кубическим эпителием, но микроворсинки присутствуют только в проксимальном канальце в связи с его особой ролью в мочеобразовании.
Типы нефронов
Существуют два типа нефронов:
- корковые нефроны (80%) лежат в корковом веществе;
- юкстамедуллярные нефроны (20%) находятся на границе с мозговым (медуллярным) слоем.
Особенности корковых нефронов:
Приносящая артериола клубочка шире выносящей, что создаёт градиент давления (повышение АД на выходе из клубочка) и способствует фильтрации крови в почечном тельце.
В почке расположены две капиллярные сети:
- артериальная клубочковая («чудесная сеть»);
- обычная артерио-венозная канальцевая.
Таким образом, значение корковых нефронов заключается в их участии в фильтрации крови в клубочке с образованием первичной мочи.
Особенности юкстамедуллярных нефронов:
- Поскольку выносящие артериолы шире приносящих артериол, то на выходе из клубочка градиент АД отсутствует, и фильтрация минимальна.
- Нет второй (канальцевой) капиллярной сети.
- Выносящие артериолы обильно анастомозируют между собой и с венами. - Выносящие артериолы могут непосредственно впадать в вены через прямые соединительные сосуды.
Значение юкстамедуллярных нефронов заключается в обеспечении кровотока в почках в аварийных ситуациях: при кровотечении или шоке, когда АД в аорте и почках резко снижается. Недаром почку называют барометром сердечно-сосудистой системы.
Таким образом, корковое вещество почки образовано почечными тельцами, проксимальными и дистальными частями канальцев нефрона. Мозговые лучи образованы петлями Генле корковых нефронов и начальными отделами почечных собирательных трубочек.
Мозговое вещество образовано петлями Генле корковых и юкстамедуллярных нефронов, конечными отделами собирательных трубочек и сосочковых протоков.
Особенности кровоснабжения почек
Почечные артерии, отходят от аорты под прямым углом, что поддерживает в почке АД на уровне 120/80 мм.рт.ст. Приносящая артериола клубочка тоже отходит под прямым углом, что обеспечивает в капиллярном клубочке давление 70-90 мм.рт.ст. (против 30 мм.рт.ст. и ниже — в обычных капиллярах).
Соответственно двум типам нефронов, в почках формируются две относительно независимых системы кровоснабжения: корковая и мозговая, анастомозирующие между собой на границе слоёв почки с помощью дуговых артерий. Около 90% притекающей к почке крови (1 литр/мин) проходит через корковый слой, обеспечивая фильтрацию мочи в корковых нефронах, и только 10% крови проходит через мозговой слой. Кровоток в почках исключительно интенсивен: 1100-1500 л крови в сутки.
При снижении объёма циркулирующей в почках крови (например, при кровотечении) происходит перераспределение почечного кровотока. При этом кровь из коркового слоя через юкстамедуллярные нефроны и систему анастомозов может быстро перейти в мозговое вещество и вены, циркулируя по укороченному пути. Строение кровеносной системы почек настолько эффективно, что позволяет обеспечивать фильтрацию в клубочках и образование мочи даже при резких колебаниях АД (от 90 до 190 мм.рт.ст.)
Строение мочеточников
Мочеточник (ureter) – узкая парная трубка длиной 25-30 см, диаметром 6-8 мм, которая начинается от почки и спускается в забрюшинном пространстве по большой поясничной мышце в малый таз, где заканчивается в мочевом пузыре.
В мочеточнике различают брюшную, тазовую и внутристеночную часть, расположенную в стенке мочевого пузыря. Впереди мочеточников лежит ободочная кишка и петли тонкой кишки.
Стенка мочеточника трёхслойная. Наружный слой — адвентиция (спереди к ней прилежит брюшина). Мышечная оболочка состоит из двух слоёв (внутреннего продольного и наружного кольцевого; в нижней добавляется наружный продольный слой). Внутренний слой — слизистая оболочка с продольными складками, выстлана переходным эпителием.
Функция: проведение мочи из почек в мочевой пузырь благодаря перистальтическим сокращениям мышечной оболочки.
Строение мочевого пузыря
Мочевой пузырь (cystis urinaria) – орган малого таза. Его функция — накопление мочи в количестве около 500 мл.
Пустой мочевой пузырь лежит на дне малого таза между лобковым симфизом и маткой (у женщин) или симфизом и прямой кишкой (у мужчин). Воспаление стенки мочевого пузыря — цистит.
Мочевой пузырь покрыт брюшиной с трёх сторон. Его гладкомышечная средняя оболочка состоит из трёх переплетающихся слоёв (в совокупности в клинике их называют изгоняющей мышцей-детрузором). Слизистая оболочка, образующая многочисленные складки, покрыта переходным эпителием. Хорошо развита подслизистая основа.
В мочевом пузыре различают четыре части: верхушку, тело, дно и шейку. Внизу шейка мочевого пузыря переходит в мочеиспускательный канал и у мужчин окружена предстательной железой. Позади мочевого пузыря у мужчин расположены семенные пузырьки.
В дне мочевого пузыря существует лишённый складок треугольник мочевого пузыря, в котором открываются устья мочеточников и внутреннее отверстие мочеиспускательного канала.
Непроизвольный сфинктер мочевого пузыря образован гладкими циркулярными мышцами в устьях мочеточников и внутреннего отверстия мочеиспускательного канала.
Строение мочеиспускательного канала
Мочеиспускательный канал (urethra) имеет половые отличия: у мужчин через этот канал выводится сперма и моча, у женщин – только моча.
Женский мочеиспускательный канал длиной 3-6 см расположен позади лобкового симфиза. Он не только короче, но и шире мужского Слизистая оболочка складчатая, выстлана псевдомногослойным (переходным) эпителием. Гладкие мышцы стенки образуют два слоя: внутренний продольный и наружный кольцевой.
Внутренний непроизвольный сфинктер находится в дне и шейке мочевого пузыря; наружный произвольный сфинктер, образованный круговыми мышцами тазового дна, окружает наружное отверстие мочеиспускательного канала, расположенное в преддверии влагалища, впереди и выше отверстия влагалища.
Мужской мочеиспускательный канал длиной 16-22 см имеет три отдела: предстательный, перепончатый и губчатый.
Его внутреннее отверстие находится в верхушке треугольника мочевого пузыря. В шейке мочевого пузыря расположен непроизвольный сфинктер мочеиспускательного канала.
Предстательная часть длиной 2,5 см проходит через предстательную железу, расширена и имеет возвышение — семенной холмик, на котором открываются семявыбрасывающие протоки семенных пузырьков и проточки предстательных железок.
Перепончатая часть длиной 1 см проходит через поперечнополосатые мышцы тазового дна, формирующие наружный произвольный сфинктер мочеиспускательного канала.
Губчатая часть длиной 15 см расположена в губчатом теле полового члена. На головке полового члена, в ладьевидной ямке имеется наружное отверстие мочеиспускательного канала.
Мужская уретра S-образно изогнута: верхний (или задний) изгиб обращен вогнутостью вперед и кверху, передний обращен вогнутостью вниз и назад.
Вопросы для закрепления материала
п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Латинское название почки? | Ren |
2 | Какая длина у мочеточников? | 25-30 см |
3 | Какую форму имеет почка? | Бобовидную |
4 | Какие оболочки есть у почки? | Фиброзная капсула, жировая капсула, почечная фасция, пристеночная брюшина |
5 | Что входит в аппарат фиксации почки? | Почечное мышечное ложе, оболочки почки, сосудистая ножка |
Домашнее задание
1. Смольянникова, Н.В. Фалина Е.Ф. «Анатомия и физиология человека», стр. 483-491.
2. Заполнение рабочей тетради.
3. Составление глоссария.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия Тема 9. Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения, нарушениях питания и обмена веществ
Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Методическая разработка теоретического обобщающего занятия "Жидкие лекарственные формы"
Методическая разработка теоретического занятия «Жидкие лекарственные формы» по технологии изготовления лекарственных форм специальности «Фармация» составлена с целью обобщения ...
УМК Раздел № 6 «Анатомо–физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы» ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля для каждой дисциплины...
«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ»
Методическая разработка по теме: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ» разработана на основе ФГОС СПО по специаль...
Методическая разработка открытого лекционного занятия МДК 02.01.10. Сестринский уход в инфектологии Специальность 34.02.01 Сестринское дело Тема: «Менингококковая инфекция. Инфекционный мононуклеоз»
В методической разработке представлены материалы интерактивной лекции с запланированными ошибками по теме «Менингококковая инфекция. Инфекционный мононуклеоз» по учебной дисциплине МДК 02....
Методическая разработка открытого лекционного занятия МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, специальность 31.02.01 Лечебное дело тема: «Диагностика рожи»
В методической разработке представлены материалы интерактивной лекции с элементами визуализации по теме «Диагностика рожи» по учебной дисциплине МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных забол...
Методическая разработка открытого лекционного занятия МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, специальность 31.02.01 Лечебное дело тема: «Диагностика рожи»
В методической разработке представлены материалы интерактивной лекции с элементами визуализации по теме «Диагностика рожи» по учебной дисциплине МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных забол...