«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ»
учебно-методическое пособие
Методическая разработка по теме: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ» разработана на основе ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело предназначена для проведения практического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zan_metod_mochevyd_sistema.docx | 45.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)
Методическая разработка практического занятия
«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ»
ОП.02 «Анатомия и физиология человека»
Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело
Москва 2020г
ОДОБРЕНО ПЦК ОПД Протокол № ____ от «__» _________ 2021г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело. |
Председатель ПЦК ОПД _____________/Пашедко О.В. |
Автор – Овчаренко Зинаида Владимировна преподаватель, учебной дисциплины «Анатомия и физиология человека», высшей квалификационной категории ГБОПУ ДЗМ «МК № 6»
Рецензенты:
Пашедко Ольга Викторовна, преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» высшей квалификационной категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка по теме: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ» разработана на основе ФГОС СПО по специальности 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело предназначена для проведения практического занятия.
Актуальность занятия заключается в акцентировании внимания обучающихся на важности данной темы, даёт возможность использовать полученные знания при изучения физиологического и патологического акушерства, сестринского ухода при различных состояниях и заболеваниях, её практическом значении для медицинского работника. Медицинский работник должен знать строение органов и систем, понимать как устроен организм, какие функции выполняют органы, важно знать изменения, происходящие в организме беременной женщины или пациента лечебного учреждения.
Тема занятия непосредственно связана с предыдущими и последующими темами анатомии. Применение презентации в программе «Power point» не только иллюстрирует различные этапы занятия, но и помогает при проверке различных заданий, наглядно демонстрируя правильные ответы, что способствует усвоению материала.
Занятие поможет сформировать ответственное отношение к обучению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Занятие необходимо начинать с внимательного изучения разработки, ознакомиться с общими и профессиональными компетенциями, которые необходимо освоить.
Обучающиеся озвучивают цели занятия, междисциплинарные связи, мотивацию. Отвечают на вопросы исходного уровня знаний в виде фронтального опроса.
Выполняют задания занятия. Самостоятельные задания сопровождаются презентацией, иллюстративным материалом по теме. По завершению работы, обучающиеся отвечают на вопросы на закрепление знаний. В конце занятия обучающиеся получают оценку в соответствии с критериями знаний.
Методическая разработка может быть использована для проведения практического занятия с обучающимися 1 курса по специальностям 31.02.02. Акушерское дело и 34.02.01 Сестринское дело.
Тема практического занятия: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ»
- Цели занятия:
1.1. Обучающие:
Студент должен углубить и закрепить знания по теме. После работы на занятии студент должен:
Знать:
- анатомическую топографию почек, мочеточника, мочевого пузыря;
- внешнее и внутреннее строение мочевых органов;
- знать латинскую терминологию
Уметь:
- показать органы и их анатомическое образование на таблицах, фантомах;
- охарактеризовать особенности строения, кровоснабжения почек
1.2. Развивающие:
- способствовать расширению кругозора, наблюдательности, памяти;
- развитие у студентов логического мышления, самостоятельного принятия
решений;
- побуждать у студентов познавательный интерес к предмету и будущей
профессиональной деятельности
1.3. Воспитательные:
- высокая ориентация на медицинскую специальность;
- воспитывать чувство милосердия, сострадания к больным, страдающих
заболеваниями мочевых органов
1.4. Методические:
- добиться эффективного усвоения учебного материала темы;
- обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного
процесса;
- обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя
Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций.
1. Общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях,
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
2. Профессиональные:
ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии
2. Формы и методы организации учебного процесса.
2.1. Тип занятия – формирование знаний, умений
Вид занятия – практическое
2.2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности
2.2.1. Перцептивные методы:
- словесные – объяснение, беседа
- наглядные – демонстрация
- практические – устные и письменные упражнения
2.2.2. Логические методы:
- дедуктивный
- аналитико-синтетический
2.2.3. Гностические методы
- репродуктивный
2.3. Методы стимулирования и мотивация учения
2.3.1. Методы формирования интереса к учению
- опора на полученный ранее жизненный опыт
- ситуация занимательности
2.3.2. Методы развития долга и ответственности в учении:
- метод создания благоприятного обучения
- метод убеждения студентов в общественной и личной значимости учения
2.4. Методы контроля и самоконтроля в обучении:
- устный
- письменный
3. Продолжительность занятия – 90 минут.
4. Место проведения занятия: кабинет 25
Мотивация темы
В последние 10 – 15 лет во всех странах мира значительно возрос интерес к патологии почек. Актуальность изучения различных вопросов нефрологии и большой интерес к ним широкого круга врачей определяется значительным удельным весом заболеваний почек в общей структуре заболеваемости, тяжестью прогноза, сложностью диагностики, а так же рационального лечения этой категории больных.
Достижения в области изучения физиологии почек, успехи биохимии обусловили возможность определения в клинических условиях ряда показателей, характеризующие не только функции почек – азот выделительную, гомеостатическую и эндокринную, но и деятельность составных отделов нефрона (клубочков, канальцев).
Основным диагностическим методом остаётся исследование мочи. При исследовании мочи необходимо учитывать ряд количественных и качественных показателей.
И сегодня мы будем заниматься изучением строения почек, мочеточников, мочевого пузыря. Для того, чтобы в дальнейшем на клинических дисциплинах вы использовали эти знания и вам легко было разбираться в заболеваниях и патологических состояниях, связанных с деятельностью мочевой системы.
Источники информации:
Основная литература.
1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., В.А. Сагун В.А. Анатомия и физиология человека. Учебник. М. ГЕОТАР-МЕДИА 2018г.
2. Смольянникова, Н. В. Анатомия и физиология человека: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2020г.
Дополнительная литература.
- Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека: учебник/ Гайворонский И. В. [и др. ] - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://anatomyonline.ru – анатомический словарь онлайн;
- http://meduniver.com/Medical/Anatom – статьи и иллюстрации по нормальной анатомии человека;
- http://miranatomy.ru – материалы по анатомии и физиологии с иллюстрациями.
- http://mwanatomy.info – популярно о строении человеческого тела с иллюстрациями;
- http://www.anatomus.ru – анатомия человека в иллюстрациях;
- http://www.e-anatomy.ru – виртуальный атлас по анатомии и физиологии человека
- http://www.fiziolog.isu.ru – научно-популярный сайт восточно-сибирского центра медико-биологической информации;
Карта ТСО и наглядностей
№ п/п | Вид | Название |
1. | ТСО | ПК, проектор |
2. 2.1. | Наглядности Презентация | Строение мочевых органов |
3. | Средства наглядности | Мел, доска |
Карта внутри дисциплинарных связей
№ п/п | Тема по программе | Изучаемые вопросы | Связь изученного и изучаемого |
1. | Гистология | Строение и классификация тканей | Локализация тканей |
2. | Остеология | Строение скелета туловища | Анатомическая топография почек |
3. | Артерии и вены большого круга кровообращения | Брюшная аорта Нижняя полая вена | Кровоснабжение почек Отток венозной крови в систему нижней полой вены |
Карта междисциплинарных связей
№ п/п | Дисциплина | Тема |
Обеспечивающие | ||
1. | Основы латинского языка с медицинской терминологией | Клиническая терминология |
Обеспечиваемые | ||
2. | Фармакология | Диуретические средства |
3. | Лечение пациентов терапевтического профиля | Заболевания мочевыводящих путей. Острая и хроническая почечная недостаточность |
4. | Лечение пациентов хирургического профиля | Повреждения и заболевания мочеполовых органов |
5. | Лечение пациентов детского возраста | Наблюдение и уход при заболеваниях почек и мочевыводящих путей |
6. | Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии | Патология во время беременности |
Хронологическая карта практического занятия:
№ п/п | Этапы занятия | Время |
1. | Организационный момент | 1 |
2. | Мотивация темы. Цели занятия | 2 |
3. | Определение исходного уровня знаний. Экспресс - опрос | 7 |
4. | Вводный инструктаж и ТБ | 1 |
5. | Самостоятельная работа | 65 |
6. | Итоговый контроль | 12 |
7. | Подведение итогов занятия | 1 |
8. | Домашнее задание | 1 |
9. | Итого: | 90 |
Вопросы экспресс - опроса
1. К мочеобразующим органам относятся?…(почки).
2. Мочевыводящим органам относятся?…(мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
3. Латинское название почки?...(ren).
4. Масса почек?...(150 – 200 гр.).
5. Сколько малых почечных чашек?…(10 - 12).
6. Лоханка переходит?... (в мочеточник).
7. Верхушка пирамиды направлена в сторону...(почечного синуса).
8. Длина мочеточника…(30 см.).
9. Латинское название мочеточника…(ureter).
10. На медиальном крае почек находятся…(ворота).
11. Латинское название мочевого пузыря…(vesica urinaria).
12. Находится мочевой пузырь…(в полости малого таза).
13. Начальный отдел нефрона…(почечное тельце).
14. Почечная артерия отходит от…(брюшной аорты).
15. Передняя поверхность мочевого пузыря прилежит…(к лобковому симфизу).
16. Вместимость мочевого пузыря…(500 – 700 мл.).
17. Греческое название почки…(nephos).
18. Капсула нефрона состоит…(из двух листков).
19. Два полюса почек…(верхний, нижний).
20. Являются ли, оболочки почки её фиксирующим аппаратом…(да).
21. Две поверхности почки…(передняя и задняя).
22. Структурно – функциональной единицей почек является…(нефрон).
23. Количество больших почечных чашек…(2 – 3).
24. Слизистая оболочка мочевого пузыря представлена эпителием…(переходным).
Ход самостоятельной работы I этап занятия
1. | При изучении проекции почек на заднюю поверхность туловища, найти на скелете точки, определяющие границы почек - верхнюю; - нижнюю | |
2. | При изучении внешнего строения почек, на муляже определите: - поверхности; - края; - полюсы почек; - размеры; - масса | |
3. | При изучении положения почек по отношению к другим органам брюшной полости, используя муляжи, определите и покажите органы, соприкасающиеся с почками - вверху; - сзади | - спереди правой почки; - спереди левой почки |
4. | При изучении внутреннего строения почек, используя таблицы, муляжи определите - почечную пазуху; - почечные ворота; - малые почечные чашки; - большие почечные чашки; - почечную лоханку; - корковое вещество | - пирамиды; - почечные столбы; - почечный сосочек; - мочеточник |
5. | При изучении строения нефрона, используя таблицы определите - почечное тельце (капсула, клубочек); - проксимальный извитой каналец; - петлю Генле (нисходящий отдел, восходящий отдел); - дистальный извитой каналец | |
6. | При изучении кровеносной системы почек, используя таблицы и муляжи, определите последовательность кровоснабжения почек - брюшную аорту; - почечную артерию; - междолевые артерии; - дуговые артерии; - междольковые артерии; - приносящую артериолу; - сосудистый клубочек | - выносящую артериолу; - междольковые вены; - междолевые вены; - почечную вену; - нижнюю полую вену |
Тесты
Тема: Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования
и мочевыделения
Итог I этапа занятия
Инструктаж: впишите правильный ответ
1. В почечной пазухе находятся:
1.
2.
3.
4.
2. Фиксирующий аппарат почек представлен:
1.
2.
3.
4.
3. Отделы нефрона:
1.
2.
3.
4.
4. Впереди левой почки находятся:
1.
2.
3.
Инструктаж: дополнить выражение
- Паренхима почек представлена…
- Корковое вещество почек, входя в мозговое вещество образует…
- Слизистая лоханки представлена эпителием…
- Почечный сосочек окружают…
- Верхушка пирамиды паренхимы направлена …
- Положение почек по отношению к брюшине…
Ход самостоятельной работы II этапа занятия
1. | При изучении мочеточников, используя муляжи и таблицы определите: - размеры; - части; - топографию | |
2. | Найдите на таблицах органы граничащие с: - брюшной частью мочеточника; - тазовой частью мочеточника | |
3. | При рассмотрении анатомической топографии мочевого пузыря, определите на муляжах и таблицах органы, граничащие с мочевым пузырём: - у мужчин; - у женщин | |
4. | При изучении внешнего строения мочевого пузыря, используя наглядные пособия, обратите внимание на: - форму; - отделы | |
5. | При изучении внутреннего строения мочевого пузыря охарактеризуйте строение стенки, найдите на муляжах: - мочепузырчатый треугольник; - отверстия мочеточников; - внутреннее отверстие мочеиспускательного канала; - сфинктер мочевого пузыря |
Тесты
Тема: Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования
и мочевыделения
Итог II этапа занятия
Инструктаж: впишите правильный ответ
1. Паренхима почек состоит из:
1.
2.
2. Отделы мочевого пузыря:
1.
2.
3.
3. Особенности строения слизистой оболочки мочевого пузыря:
1.
2.
3.
4. Органы, граничащие с мочевым пузырём у мужчин:
1.
2.
3.
4.
5. Изгибы мочеточника:
1.
2.
3.
Инструктаж: дополнить выражение
1. Сфинктер мочевого пузыря по функции…
2. Воспаление мочевого пузыря…
3. Мочеточник по отношению к брюшине занимает…
4. Под дном мочевого пузыря у женщин находится…
5. Особенностью топографии мочевого пузыря у новорождённого является …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка"Анатомо- физиологические особенности репродуктивной системы человека"
Данна методическая разработка для преподавателя к теоретическому курсу по анатомии и физиологии человека по теме: "Анатомо- физиологические особенности репродуктивной системы человека" составлен...
Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы. Рабочая тетрадь. Анатомо – физиологические особенности женских половых органов. Женский таз как объект родов.
Рабочая тетрадь «Анатомо-физиологические особенности половых органов. Женский таз как объект родов» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля Медицинская ...
Презентация к лекционному занятию " Организация сестринского ухода за больным ребенком. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка и организация ухода за ним" МДК 02.01.03 для специальности 34.02.01 Сестринское дело
В презентации представлено определение недоношенности, причины, характеристика по степени недоношенности, этапы выхаживания, особенности вскармливания, физического и нервно- психиче...
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварительной системы в детском возрасте
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварительной системы в детском возрасте...
Анатомо-физиологические особенности позвоночника и оценка осанки у подростков
Цель: Обоснование анатомо-физиологических особенностей позвоночного столба средствами физического воспитания в процессе формирования правильной осанки у подростков....
УМК Раздел № 6 «Анатомо–физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы» ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля для каждой дисциплины...
Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия по теме" Анатомо-физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения"
Данная методическая разработка может быть использованна в рабочей деятельности преподавателем дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности 34.02.01 - Сестринское дело, для II ку...