Методические рекомендации к проведению практических и контрольных работ по возрастной анатомии, физиологии
методическая разработка по теме
Новые программы ФГОС заставили по новому взглянуть на проблему повышения качества знаний студентов СПО. Предлагаю варианты проведения практических и контрольных работ по дисциплине " Возрастная анатомия, физиология и гигиена" для специальности " Дошкольное образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany_pz_kz_anat_dosh.doc | 490 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Ульяновской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ульяновский педагогический колледж №4
ПЛАНЫ
ПРАКТИЧЕСКИХ, КОНТРОЛЬНЫХ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Специальность | 050144 «Дошкольное образование». |
ОП.03 | ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА |
Ульяновск, 2012
Рассмотрено на заседании предметно-методического объединения преподавателей психолого-педагогических дисциплин и методик начального образования | СОГЛАСОВАНО |
Протокол № ___ от « __________ » 201...г. | Заместитель директора по УР ОГБОУ УПК №4
___________________ / Л.М. Антонова |
Председатель ПМО _____________________ / Ю.В.Сальнова |
Авторы:
С.А.Буздина - преподаватель высшей квалификационной категории ОГБОУ СПО УПК №4
Рецензенты:
____________________________________________________________________________________
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планы практических, контрольных, самостоятельных занятий являются составной частью рабочей программы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050144 «Дошкольное образование» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. №530).
В документе представлены планы 2 контрольных работ, 2 самостоятельных работ, 2 практических работ по темам учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена (Дошкольное образование).
В планах практических занятий для каждой работы:
- сформулированы цели с учётом ОК и ПК в рамках УД;
- представлен перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД;
- перечислены требования, предъявляемые к обучающимся;
- указаны необходимые информационные материалы и оборудование;
- предложены варианты практических заданий разных видов, направленных на формирование профессиональных умений, с эталонами (ответами и образцами выполнения заданий);
- подготовлены инструкции (алгоритмы, правила, указания) по выполнению работы;
- разработаны критерии и нормы оценки работы, оценочные листы.
При организации занятий учитываются уровни усвоения материала, указанные в рабочей программе УД:
1. Ознакомительный уровень - узнавание ранее изученных объектов и свойств.
2. Репродуктивный уровень - выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.
3. Продуктивный уровень - планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
Все планируемые образовательные результаты соотносятся с указанными уровнями. Проверка сформированности каждого из результатов осуществляется с помощью специально разработанных заданий.
2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБУЧАЮЩИМСЯ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа выполняется на практическом занятии по учебной дисциплине в соответствии с Картой индивидуального освоения образовательной программы по специальности.
Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии обучающегося на практическом занятии по уважительной причине практическая работа выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем (тьютером).
Обучающийся допускается к выполнению последующей практической работы при наличии оценки за предыдущую.
Обучающийся может быть допущен к дифференцированному зачёту по УД при условии выполнения всех практических работ, внесённых в Карту индивидуального освоения образовательной программы.
В процессе выполнения практической работы обучающийся должен:
- ознакомиться с рекомендованными информационными материалами;
- изучить инструкцию (алгоритм, порядок, указания) по выполнению работы;
- выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;
- оформить работу надлежащим образом.
Практические работы выполняются в тетрадях для практических работ по УД или на специальных бланках отчёта в бумажном или электронном виде. Все записи в процессе выполнения работы ведутся аккуратно. Тетради для практических работ (бланки отчёта) хранятся в учебном кабинете.
После выполнения и оформления практической работы обучающийся предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение практической работы заносятся в Оценочный лист и Карту индивидуального освоения образовательной программы обучающегося и учитываются в процессе промежуточной аттестации по УД.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Самостоятельная работа №1
Тема: Изучение рефлекторной деятельности мозга
Цели работы:
Общие:
- развивать интерес к изучению рефлекторной деятельности мозга
Частные:
- закрепить представление обучающихся о рефлекторной деятельности мозга
- формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п | Наименование учебных элементов (дидактических единиц) | Образовательные результаты | |
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности | Формируемые профессиональные умения | ||
1. | Физиология нервной системы: рефлекс как основная форма нервной деятельности: понятие рефлекса, рефлекторная дуга, условные и безусловные рефлексы | возрастные анатомо-физиологические особенности детей | определять особенности строение и функционирования |
Рекомендуемые информационные материалы:
1.Учебники и учебные пособия: Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Ресурсы Рунета:
http://anatomy.ucoz.ru
http://anatom-samsmu.narod.ru
Оборудование:
Указания к работе:
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 14.
1. | Рефлекс | а | Путь передачи нервного импульса |
2. | Безусловный рефлекс | б | Воспринимает воздействия, образует импульс и приносит его в ЦНС |
3. | Условный рефлекс | в | Врожденный видовой рефлекс, обеспечивает выживание на ранних этапах жизни |
4. | Рефлекторная дуга | г | Проводит импульс от чувствительного нейрона |
5. | Чувствительный нейрон | д | Ответная реакция организма на воздействия внешней среды |
6. | Вставочный нейрон | е | Приобретенный индивидуальный, может угасать |
7. | Двигательный нейрон | ж | Выносит нервный импульс из ЦНС к рабочему органу |
Ответы: 1д, 2в, 3е, 4а, 5б, 6г, 7ж Баллы ______________________
Задание 2. Изучите и проанализируйте виды нейронов, участвующих в осуществлении рефлекса. Результаты анализа занесите в таблицу .
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонке 3 учебной таблицы оценивается 2 баллами; каждый правильный ответ в колонке 4 оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 9.
Таблица
№ п/п | Вид нейрона | Функции | Расположение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Чувствительный | Воспринимает воздействия, образует нервный импульс и приносит его в ЦНС | Тело нейрона в узлах нервов, отростки в ЦНС |
2. | Вставочный | Проводит нервный импульс от чувствительного к двигательному нейрону | ЦНС |
3. | Двигательный | Выносит нервный импульс из ЦНС к рабочему органу | ЦНС |
Баллы ______________________
Задание №3. Проанализируйте текст, найдите ошибки:
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 10.
Условные рефлексы — индивидуальные приспособительные реакции организма, которые быстро формируются под многократным влиянием раздражителей. Они присутствуют у новорожденных, могут вырабатываться и осуществляться без участия коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы человека постоянные, они могут исчезнуть, если условный раздражитель не подкреплен безусловным.
Безусловные рефлексы — это врожденные, наследственные, постоянно передаваемые реакции, которые свойственны только человеку. Основными безусловными рефлексами являются сосательные, пищевые, защитные и половые.
Ответ.
Условные рефлексы — индивидуальные приспособительные реакции организма, которые медленно формируются под многократным влиянием раздражителей. Они отсутствуют у новорожденных, могут вырабатываться и осуществляться только при участии коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы человека временные, они могут исчезнуть, если условный раздражитель не подкреплен безусловным.
Безусловные рефлексы — это врожденные, наследственные, постоянно передаваемые реакции, которые свойственны всем животным и человеку. Основными безусловными рефлексами являются сосательные, пищевые, защитные и половые.
Задание №4. Проставьте обозначения.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
1 — нервные окончания чувствительного нейрона в коже; 2— периферический отросток чувствительного нейрона; 3 — нейрит двигательной клетки; 4 — нервное окончание в мышце; 5 — двигательная клетка переднего рога; 6— вставочный нейрон; 7— центральный отросток чувствительного нейрона; 8— спинномозговой узел
Максимальное количество баллов – 16.
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка | Качественная оценка | ||
Баллы | Процентные показатели | Отметка | Вербальный аналог |
45-49 | 90-100 | 5 | отлично |
40-44 | 80-89 | 4 | хорошо |
35-39 | 70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 35 | менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося | ||||
№ задания | Максимальное количество баллов | Набранное количество баллов | Процент результативности выполнения задания | Отметка, подпись преподавателя |
Задание №1 | 14 баллов |
| ||
Задание №2 | 9 баллов | |||
Задание №3 | 10 баллов | |||
Задание №4 | 16 баллов | |||
ИТОГО: | 49 баллов |
Дата проверки ________________________________
Самостоятельная работа №2
Тема: Анализ возрастных особенностей анализаторов и составление рекомендаций по гигиене слуха и зрения
Цели работы:
Общие:
- развивать интерес обучающихся к изучению особенностей анализаторов организации организма
Частные:
- закрепить представление обучающихся о возрастных особенностях анализаторских
( сенсорных) систем и их гигиене
- формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п | Наименование учебных элементов (дидактических единиц) | Образовательные результаты | |
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности | Формируемые профессиональные умения | ||
1. | Сенсорные системы: возрастные особенности строения глаза, аккомодация , нарушения зрения; возрастные особенности органа слуха, гигиена систем | возрастные анатомо-физиологические особенности детей, основы гигиены детей, гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; | - умение классифицировать - умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия |
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Ресурсы Рунета:
http://anatomy.ucoz.ru
http://anatom-samsmu.narod.ru
Оборудование:
Указания к работе:
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 12.
1. | Аккомодация | а | Повышение преломляющей силы глаза |
2. | Близорукость | б | Полная цветовая слепота |
3. | Дальнозоркость | в | Изменение преломляющей силы глаза |
4. | Ахромазия | г | Понижение преломляющей силы глаза |
5. | Дальтонизм | д | Приспособление к изменениям яркости освещения |
6. | Адаптация | е | Нарушение цветового зрения |
Ответы: 1в, 2а, 3г, 4б, 5е, 6д, Баллы ______________________
Задание 2. Изучите и проанализируйте возрастные особенности органа слуха и зрения. Результаты анализа занесите в таблицу .
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках учебной таблицы оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 18.
Таблица
№ п/п | Часть органа | Особенности | У взрослого человека | При рождении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Хрусталик | Прозрачная двояковыпуклая линза , измененяет преломление | Диаметр 9 мм, форма вытянутая | Форма округлая, быстро растёт в первый год жизни |
2. | Роговица | Выпукловогнутая линза, через которую проникает свет | Толщина 0,8-1,1мм | Толстая, кривизна не меняется |
3. | Радужка | Диск со зрачком, меланин определяет цвет глаза | Толщина большая, много пигмента | Выпуклая кпереди, пигмента мало |
4. | Барабанная перепонка | Соединительнотканная пластинка, покрыта тонкой кожей, изнутри слизистая оболочка | Расположена косо, под углом 45-55 | Относительно велика, наклонена сильнее под углом 35-40 |
5. | Слуховая труба | Соединяет барабанную полость с глоткой | Длинная и узкая | Прямая, широкая, короткая |
6. | Слуховые косточки | В барабанной полости три косточки: молоточек, наковальня, стремечко. | Маленькие косточки | Не изменяются |
Баллы ______________________
Задание №3. Проанализируйте информационные материалы и составьте рекомендации по гигиене слуха и зрения.( 15 рекомендаций)
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 3 баллами.
Максимальное количество баллов - 45.
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка | Качественная оценка | ||
Баллы | Процентные показатели | Отметка | Вербальный аналог |
70-75 | 90-100 | 5 | отлично |
65-69 | 80-89 | 4 | хорошо |
59-64 | 70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 59 | менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося | ||||
№ задания | Максимальное количество баллов | Набранное количество баллов | Процент результативности выполнения задания | Отметка, подпись преподавателя |
Задание №1 | 12 баллов |
| ||
Задание №2 | 18 баллов | |||
Задание №3 | 45 баллов | |||
ИТОГО: | 75 баллов |
Дата проверки ________________________________
Практическая работа № 1
Тема: Изучение отклонений функционирования эндокринных желез
Цели работы:
Общие:
- развивать интерес к изучению влияния деятельности эндокринных желез на развитие ребёнка
Частные:
- закрепить представление обучающихся о функционировании эндокринных желез и влиянии гормонов на развитие ребёнка
- формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п | Наименование учебных элементов (дидактических единиц) | Образовательные результаты | |
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности | Формируемые профессиональные умения | ||
1. | Возрастная эндокринология: железы внутренней секреции, гормоны | возрастные анатомо-физиологические особенности детей, влияние гормонов на созревание и развитие ребенка | - умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия - умение выделять особенности |
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Ресурсы Рунета:
http://anatomy.ucoz.ru
http://anatom-samsmu.narod.ru
Оборудование:
Указания к работе:
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Установите соответствие между гормоном и его действием. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 14.
1. | Соматотропин | а | Регуляция функций щитовидной железы |
2. | Тиротропин | б | Обеспечивает рост, умственное и физическое развитие |
3. | Вазопрессин | в | Регулирует обменные процессы |
4. | Тироксин | г | Регулирует обмен углеводов |
5. | Инсулин | д | Стимулирует обмен веществ, влияет на сосуды |
6. | Адреналин | е | Регулирует метаболизм кальция и фосфора |
7. | Паратгормон | ж | Реабсорбция воды в почках |
Ответы: 1в, 2а, 3ж, 4б, 5г, 6д, 7е Баллы ______________________
Задание 2. Изучите и проанализируйте особенности желез и гормонов.. Результаты анализа занесите в таблицу .
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках 3, 4 учебной таблицы оценивается 1 баллом; каждый правильный и полный ответ в колонке 5 оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 58.
Таблица 1
№ п/п | Эндокринная железа | Выделяемые гормоны | Их действия | Отклонения ( болезни) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Гипофиз | 1.Соматотропин 2.Тиротропин 3.Вазопрссин | 1.Стимулирует рост костей, обменные процессы 2.Регулирует функцию щитовидной железы 3.Реабсорбция воды в почках | 1.Гигинтизм 2.Карликовость 3.Ожирение 4.Похудание 5.Акромегалия- резкий рост какой-то части тела |
2. | Щитовидная | 1.Тироксин | 1.Обеспечивает рост, умственное и физическое развитие | 1.Базедова болезнь- потливость, бессонница, раздражительность, припухлость шеи 2.Кретинизм- задержка психического и умственного развития 3.Миксидема- утомляемость, сонливость, сухость кожи, лицо опухшее, ногти ломкие 4.Зоб- разрастание тканей щитовидной железы |
3. | Паращитовидные | 1.Паратгормон | 1.Регулирует метаболизм кальция и фосфора | 1.Судороги 2.Размягчение костей |
4. | Надпочечники | 1. Адреналин | 1.Стимулирует обмен веществ, влияет на сосуды | 1.Обесвоживание 2.Снижение иммунитета 3.Бронзовая болезнь- истощение, кожа цвета бронзы |
5. | Эндокринная часть поджелудочной | 1.Инсулин | 1.Регулирует обмен углеводов | 1.Сахарный диабет 2.Глюкозурия |
6. | Эндокринная часть половых желез | 1.Эстрадиол, тестостерон | 1.Развитие вторичных половых признаков, половое поведение | 1.Раннее половое созревание 2.Задержка полового созревания |
7. | Эпифиз | 1.Полипептиды | 1.Регулируют суточный ритм | 1.Нарушение суточного ритма 2.На сроки полового созревания |
Баллы ______________________
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка | Качественная оценка | ||
Баллы | Процентные показатели | Отметка | Вербальный аналог |
68-72 | 90-100 | 5 | отлично |
61-67 | 80-89 | 4 | хорошо |
57-60 | 70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 57 | менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося | ||||
№ задания | Максимальное количество баллов | Набранное количество баллов | Процент результативности выполнения задания | Отметка, подпись преподавателя |
Задание №1 | 14 баллов |
| ||
Задание №2 | 58 баллов | |||
ИТОГО: | 72 балла |
Дата проверки ________________________________
Практическая работа № 2
Тема: Составление основных вопросов и ответов по процессу дыхания
Цели работы:
Общие:
- развивать интерес обучающихся к изучению особенности процесса дыхания
Частные:
- закрепить представление обучающихся о процессе дыхания
- формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п | Наименование учебных элементов (дидактических единиц) | Образовательные результаты | |
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности | Формируемые профессиональные умения | ||
1. | Дыхательная система: возрастные особенности строения и функции органов дыхания, регуляция дыхания и её возрастные особенности | возрастные анатомо-физиологические особенности детей, физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека
| - умение выделять основное содержание - уметь правильно сформулировать вопрос и правильно на него ответить |
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Ресурсы Рунета:
http://anatomy.ucoz.ru
http://anatom-samsmu.narod.ru
Оборудование:
Указания к работе:
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Проанализируйте информационные материалы и составьте 13 основных вопросов с ответами.
Критерии оценки: каждый правильный вопрос оценивается 2 баллами, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 39.
Ответ.
1. | Что такое дыхание? | Процесс газообмена между организмом и внешней средой. |
2. | Из каких составляющих состоит газообмен? | Из трёх составляющих: внешнее дыхание, транспорт газов, внутренне дыхание. |
3. | Как происходит внешнее дыхание? | Выполняется дыхательной системой. Через стенки альвеол и капилляры кислород поступает в кровь, а углекислый газ из крови выводится в альвеолы. И далее из организма. |
4. | Как осуществляется транспорт газов? | Совершается кровью по кровеносным сосудам, кислород разносится по организму, а углекислый газ собирается. |
5. | Где происходит внутреннее дыхание? | Газообмен происходит между кровью и тканями |
6. | Как происходит вдох? | Дыхательные мышцы сокращаются, грудная клетка приподнимается и расширяется, лёгкие растягиваются, давление в лёгких понижается, воздух устремляется в лёгкие. |
7. | Как происходит выдох? | Дыхательные мышцы расслабляются, грудная клетка опускается , лёгкие уменьшаются в размерах, давление в лёгких повышается, воздух устремляется из лёгких. |
8. | Что такое жизненная ёмкость лёгких? | Объём воздуха, состоящий из дыхательного объёма, резервного объёма вдоха, резервного объёма выдоха. |
9. | По каким законам происходит газообмен в лёгких? | Во вдыхаемом воздухе- в альвеолах концентрация кислорода намного выше, чем в венозной крови, протекающей по лёгочным капиллярам. Поэтому кислород легко выходит из альвеол в кровь, где он быстро вступает в соединение с гемоглобином эритроцитов. Одновременно углекислый газ, концентрация которого в венозной крови капилляров высокая, диффундирует в альвеолы, где давление ниже. |
10. | Что способствует интенсивному газообмену? | Интенсивному газообмену между воздухом альвеол и кровью способствует малая толщина барьера между стенкой альвеолы и стенкой капилляра. |
11. | С помощью чего происходит перенос газов в организме? | С помощью гемоглобина, который вступает в соединение с кислородом и углекислым газом. |
12. | Чем опасно соединение с окисью углерода? | Образуется карбоксигемоглобин, организм испытывает дефицит в поступлении кислорода, человек задыхается и может погибнуть. |
13. | Как называется состояние, при котором уменьшается содержание гемоглобина в крови? | Анемия. |
Баллы ______________________
Задание №2. Проанализируйте текст, найдите ошибки.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом..
Максимальное количество баллов – 6.
В легких кровь из артериальной превращается в венозную, богатую СО2. и бедную О2. Венозная кровь поступает в ткани, где в результате беспрерывно проходящих процессов используется О2 и образуется СО2. В тканях напряжение О2 близко к нулю, а напряжение СО2 около 60 мм рт. ст. В результате разности давления СО; из ткани диффундирует в кровь, а О2 — в ткани. Кровь становится артериальной и по венам поступает в легкие, где цикл обмена газов повторяется вновь.
Ответ.
В легких кровь из венозной превращается в артериальную, богатую О2 и бедную СО2. Артериальная кровь поступает в ткани, где в результате беспрерывно проходящих процессов используется О2 и образуется СО2. В тканях напряжение О2 близко к нулю, а напряжение СО2 около 60 мм рт. ст. В результате разности давления СО; из ткани диффундирует в кровь, а О2 — в ткани. Кровь становится венозной и по венам поступает в легкие, где цикл обмена газов повторяется вновь.
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка | Качественная оценка | ||
Баллы | Процентные показатели | Отметка | Вербальный аналог |
41-45 | 90-100 | 5 | отлично |
36-40 | 80-89 | 4 | хорошо |
30-35 | 70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 30 | менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося | ||||
№ задания | Максимальное количество баллов | Набранное количество баллов | Процент результативности выполнения задания | Отметка, подпись преподавателя |
Задание №1 | 39 баллов |
| ||
Задание №2 | 6 баллов | |||
ИТОГО: | 45 баллов |
Дата проверки ________________________________
Контрольная работа № 1
Тема: Нервная система
Цели работы:
Общие:
- проверить знания студентов по теме « Нервная система»
Частные:
- закрепить представление обучающихся о строении, значении разных отделов нервной системы
- обобщить особенности функционирования нервной системы
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п | Наименование учебных элементов (дидактических единиц) | Образовательные результаты | |
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности | Формируемые профессиональные умения | ||
1. | Общий план строения и значение нервной системы: значение, структура, нервные центры, нейрон, основные свойства и функции нервной системы: раздражимость, возбудимость, синапсы | - закрепить основные понятия и определения | - умение найти правильное определение - умение выделить основные свойства |
2. | Рефлекс как основная форма нервной деятельности: понятие рефлекса, рефлекторная дуга | - закрепить представление о рефлекторной деятельности мозга | - умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия |
3. | Условные и безусловные рефлексы: отличия условных рефлексов от безусловных, биологическое значение условных рефлексов, условия и механизм образования условного рефлекса, торможение, динамический стереотип. | - закрепить знания отличительных признаков рефлексов и особенностях их проявлений | - умение заполнять таблицы - умение классифицировать понятия и признаки |
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
- Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Указания к работе:
1.Проанализируйте содержание тестового задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.Выполните задания контрольной работы своего варианта с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задание к контрольной работе с ответами и эталонами:
Задание. Выполните задания теста по вариантам .
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается от 1 до 8 баллов.
Максимальное количество баллов - 50.
1 вариант.
1.Раздражимость- это:
А) способность под влиянием факторов внутренней и внешней среды переходить из состояния покоя в состояние активности
Б) способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением
2.Где расположен медиатор( химическое вещество)
А) синаптическая щель
Б) клеточные мембраны
В) синаптические пузырьки
3.Для образования условного рефлекса необходимо
А) условный раздражитель, безусловный раздражитель, повторение
Б) условный раздражитель, доминанта
Б) доминанта
4.Что не относится к рефлекторной дуге
А) рецептор
Б) раздражитель
В) вставочный нейрон
Г) чувствительный нейрон
5.При длительном стоянии мы постоянно перемещаем тяжесть тела то на правую , то на левую ногу. Это перемещение находится под контролем какого отдела мозга
А) средний мозг
Б) продолговатый мозг
В) промежуточный мозг
6.Обиженный ребенок плачет, его заставляют читать, он продолжает плакать. Какое явление нервной системы проявляется у плачущего ребенка
А) динамический стереотип
Б) доминанта
7.Что относится к нейрону
А) доминанта, аксон, дендрит
Б) аксон, дендрит, нервный центр
В) аксон, дендрит, тело клетки, ядро
8.Обратная связь- это:
А) вторичная импульсация, направленная на исправление допущенных ошибок
Б) реакция на действие раздражителей
9.В ЦНС расположены
А) чувствительный и вставочный нейроны
Б) вставочный и двигательный нейроны
В) чувствительный и двигательный нейроны
10.Заполнить таблицу по сравнению рефлексов
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
11.Возбудимость- это:
А) способность под влиянием факторов внутренней и внешней среды переходить из состояния покоя в состояние активности
Б) способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением
12.Условный рефлекс- это:
А) нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования на внешнюю среду
Б) нервный механизм, обеспечивающий выживание на ранних этапах жизни
13.Какие рефлексы регулируют центры продолговатого мозга
А) ориентировка, координация движений
Б) слюноотделение, кашель, чихание
В) слюноотделение, ориентировка
14.Где расположен вставочный нейрон
А) между чувствительным и двигательным нейронами
Б) между двигательным и эфферентным нейронами
В) между рецептором и чувствительным нейроном
15.При закрытых глазах здоровый человек легко указательным пальцем дотронется до кончика носа. Какой отдел мозга это контролирует
А) средний мозг
Б) мозжечок
В) продолговатый мозг
16.Ребенок сделал ошибку при письме. Посмотрел учебник и исправил ошибку. Какой принцип работы нервной системы проявился
А) обратная связь
Б) доминанта
17.Что относится к рефлекторной дуге
А) рецептор, раздражитель, двигательный нейрон
Б) раздражитель, вставочный нейрон, чувствительный нейрон
В) вставочный нейрон, чувствительный нейрон
18.Какой из отделов головного мозга является продолжением спинного мозга
А) мозжечок
Б) продолговатый мозг
В) промежуточный мозг
19.Для образования условного рефлекса необходимо
А) условный раздражитель, безусловный раздражитель, повторение
Б) условный раздражитель, доминанта
Б) доминанта
20.Заполнить таблицу по видам нейронов рефлекторной дуги
Название нейрона | Расположение нейрона |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
1 вариант.
1.А 2 балла
2.В 1
3.А 2
4.Б 1
5.А 3
6.Б 3
7.В 2
8.А 2
9.Б 2
10. 8
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
1.Видовые | 1.Индивидуальные |
2.Проявляются на свойственные раздражители | 2.Образуются на разные раздражители |
3.Обеспечивают приспособление на ранних этапах жизни | 3.Обеспечивает приспособление в течение всей жизни |
4.Регулирующие центры расположены в спинном мозге и стволе головного мозга | 4. Регулирующие центры расположены в высших отделах( кора и подкорковые образования) |
11.Б 2
12.А 1
13.Б 2
14.А 1
15.Б 3
16.А 3
17.В 2
18.Б 2
19.А 2
20. 6
Название нейрона | Расположение нейрона |
1.чувствительный | 1.в узлах ( ганглиях) |
2. вставочный | 2.в ЦНС |
3.двигательный | 3.в ЦНС |
2 вариант.
1.Нервное волокно- это:
А) нервное окончание, покрытое оболочкой
Б) аксон, покрытый оболочкой
2.Какие области коры больших полушарий регулируют ориентацию в пространстве и конструктивную деятельность
А) сенсорные
Б) моторные
В) ассоциативные
3 .Какой из отделов головного мозга является продолжением спинного мозга
А) мозжечок
Б) продолговатый мозг
В) промежуточный мозг
4. В ЦНС расположены
А) чувствительный и вставочный нейроны
Б) вставочный и двигательный нейроны
В) чувствительный и двигательный нейроны
5.У больного ребенка нарушена координация движений, движения его резки, отрывисты, при ходьбе он шатается. Какой отдел мозга у него поврежден
А) средний мозг
Б) мозжечок
В) продолговатый мозг
6.Ребенок привык готовить уроки за столом, где постоянно разбросаны учебные принадлежности. Какое явление нервной системы проявляется
А) динамический стереотип
Б) доминанта
В) обратная связь
7.Что входит в строение синапса
А) синаптическая щель, медиатор, нервное волокно
Б) пресинаптисеский отдел, медиатор, нервное волокно
В) пресинаптический и постсинаптические отделы, пузырьки с медиатором
8.Какие области коры больших полушарий регулируют речь, абстрактное мышление
А) сенсорные
Б) моторные
В) ассоциативные
9.Какие рефлексы регулируют центры продолговатого мозга
А) ориентировка, координация движений
Б) слюноотделение, кашель, чихание
В) слюноотделение, ориентировка
10.Заполнить таблицу по торможению условных рефлексов
Виды торможения | Особенности проявления |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
11.Нервный центр- это:
А) сложное функциональное объединение нейронов, расположенных в ЦНС, регулирующих функции
Б) сложная структурная и функциональная единица нервной системы
12.Высшей нервной деятельностью является
А) совокупность сложных форм деятельности коры и подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие организма с внешней средой
Б) нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования на внешнюю среду
13. Какие области коры больших полушарий регулируют речь, абстрактное мышление
А) сенсорные
Б) моторные
В) ассоциативные
14. Обратная связь- это:
А) вторичная импульсация, направленная на исправление допущенных ошибок
Б) реакция на действие раздражителей
15.Произошло повреждение продолговатого мозга. Что произойдёт с пострадавшим
А) нарушится координация движений
Б) дыхание станет учащенным, повысится внутричерепное давление
В) дыхание и сердцебиение прекратится
16.Ребенок ищет линейку в новом пенале и не находит (в новый пенал линейка не помещается). Какой рефлекс проявляется
А) Безусловный рефлекс
Б) условный рефлекс
В) ориентировочный рефлекс
17.Что необходимо для образования условного рефлекса
А) условный раздражитель, безусловный раздражитель
Б) условный раздражитель, безусловный раздражитель, сочетание этих раздражителей
18.Что относится к рефлекторной дуге
А) рецептор, вставочный нейрон, чувствительный нейрон, раздражитель
Б) раздражитель, рецептор
В) вставочный нейрон, чувствительный нейрон, рецептор
19. Где не может быть расположен вставочный нейрон
А) между чувствительным и двигательным нейронами
Б) между рецептором и чувствительным нейроном
20. Заполнить таблицу по типам ВНД
Тип ВНД по Гиппократу | Тип ВНД по Павлову |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
2 вариант.
1.Б 2 балла
2.В 1
3.Б 2
4.Б 1
5.Б 3
6.А 3
7.В 2
8.В 2
9.Б 2
10. 8
Виды торможения | Особенности проявления |
1.Индукционное | 1.При появлении нового раздражителя |
2.Запредельное | 2.При длительнодействующим раздражителе |
3.Угасание | 3. При неподкреплении условного раздражителя |
4.Дифференцирование | 4.При действии разных, но схожих раздражителей |
11.А 2
12.А 1
13.В 2
14.А 1
15.В 2
16Б 2
17.Б 2
18.В 2
19.Б 2
20. 8
Тип ВНД по Гиппократу | Тип ВНД по Павлову |
1.Сангвиник | 1.Сильный уравновешенный подвижный |
2.Холерик | 2.Сильный неуравновешенный |
3.Флегматик | 3.Сильный уравновешенный инертный |
4. Меланхолик | 4.Слабый |
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка | Качественная оценка | ||
Баллы | Процентные показатели | Отметка | Вербальный аналог |
45-50 | 90-100 | 5 | отлично |
40-44 | 80-89 | 4 | хорошо |
35-39 | 70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 35 | менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося | ||||
№ задания | Максимальное количество баллов | Набранное количество баллов | Процент результативности выполнения задания | Отметка, подпись преподавателя |
Задание | 50баллов |
| ||
ИТОГО: | 50 баллов |
Дата проверки ________________________________
Контрольная работа №2
Тема: Сердечно- сосудистая система
Цели работы:
Общие:
- проверить знания обучающихся
Частные:
- закрепить представление обучающихся о сердечно- сосудистой системе и особенностях крови
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п | Наименование учебных элементов (дидактических единиц) | Образовательные результаты | |
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности | Формируемые умения | ||
1. | Сердечно-сосудистая система и кровь. | - основные понятия : состав крови, система кровообращения, сердечный цикл
| -определять роль и значение - умение заполнять таблицы - умение классифицировать понятия и признаки - умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия |
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
- Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Ресурсы Рунета:
http://anatomy.ucoz.ru
http://anatom-samsmu.narod.ru
Оборудование:
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Вариант 1.
Задание №1. Выбрать правильный ответ.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 16.
1. Кровь – это:
А) раствор органических веществ
Б) раствор неорганических веществ
В) раствор неорганических и органических веществ
Г) жидкая соединительная ткань
2. Средняя продолжительность жизни эритроцита:
А) несколько часов
Б) до 10 дней
В) до месяца
Г) до 4 месяцев
3. В норме в 1 мл крови содержится эритроцитов :
А) 4-5 тыс.
Б) 40-50 тыс.
В) 400-500 тыс.
Г) 4-5 млн.
4. Клетки крови, способные выполнять функцию за пределами кровеносного русла:
А) эритроциты и тромбоциты
Б) тромбоциты и лейкоциты
В) лейкоциты и эритроциты
Г) эритроциты
Д) лейкоциты
5. Форменные элементы крови, участвующие в переносе углекислого газа:
А) эритроциты и лейкоциты
Б) тромбоциты и эритроциты
В) тромбоциты и лейкоциты
Г) лейкоциты
Д) другое решение
6. Карбоксигемоглобин вещество, образующееся при взаимодействии гемоглобина с:
А) углекислый газ
Б) кислород
В) угарный газ
7. В состав молекулы гемоглобина входит:
А) железо
Б) магний
В) медь
8. Больше половины крови находится в:
А) сердце и артерии
Б) сердце и капилляры
В) артерии
Г) капилляры и артерии
Д) вены
Ответы: 1г, 2г, 3г, 4д, 5д, 6а, 7а, 8д Баллы ______________________
Задание №2. Выбрать правильный ответ.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 16.
1.В начале легочного ствола расположен клапан:
А) одностворчатый
Б) двустворчатый
В) полулунный
Г) все верно
2. Кровь в правое предсердие поступает по венам, это кровь:
А) венозная
Б) артериальная
В) смешанная
3.Сердечный цикл включает:
А) сокращение предсердий и общая пауза перед сокращением желудочков
Б) пауза перед сокращением желудочков и сокращение желудочков
В) сокращение предсердий и желудочков
Г) сокращение предсердий и желудочков, общая пауза
4.Артерия, по которой течет венозная кровь:
А) почечная
Б) печеночная
В) бедренная
Г) легочная
5. Наиболее быстрый ток крови в:
А) капиллярах
Б) полых венах
В) аорте
6. Артерии- это сосуды, по которым течет кровь:
А) артериальная
Б) венозная
В) смешанная
Г) артериальная, венозная
7. Кровь выносится из правого и левого желудочков по сосудам, их кол-во:
А) 1и1
Б) 2и2
В) 3и3
Г) 2и3
Д) 3и2
8. Причина нарушения сердечной деятельности у детей:
А) ангина
Б) грипп
В) глисты
Г) хронический насморк
Д) все верно
Ответы: 1г, 2а, 3г, 4г, 5в, 6г, 7а, 8д
Баллы ______________________
Задание 3. Заполнить таблицу
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 9.
Фаза сердечного цикла | Продолжительность | Движение крови |
1. Систола предсердий | 0,1 сек | Кровь поступает из предсердий в желудочки |
2. Систола желудочков | 0, 3 сек | Кровь поступает из желудочков в артерии |
3. Общая пауза | 0, 4 сек | Кровь поступает в предсердия |
Задание №4Ответить на вопросы
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 8.
Вопрос1. Какую роль выполняют лейкоциты в участке воспаления?
Они уничтожают микробы , при этом сами погибают.
Вопрос 2. Большой круг кровообращения начинается в ….( левом желудочке), а заканчивается в…..( правом предсердии)
Вопрос 3. Масса сердца взрослого человека…..( 250-300гр), а при рождении….( 20-24гр).
Вопрос 4. Частота сердечных сокращений у детей до года….( 100-140 в минуту), а у взрослого …(60-70 в минуту).
Баллы ______________________
Вариант 2.
Задание №1. Выбрать правильный ответ.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 16.
1.Кровь относят к тканям:
А ) мышечным
Б) покровным
В) соединительным
Г) другое решение
2. Средняя продолжительность пребывания тромбоцитов в кровотоке:
А) 1-4 дня
Б) 5-11 дней
В) 14-20 дней
Г) 22-30 дней
3. В норме в 1мл. крови находится лейкоцитов:
А) 4-9млн
Б) 40-90 млн
В) 49-90 млн
Г) 400-900 тыс
Д) 4-9 тыс
4. Перенос углекислого газа в крови осуществляется:
А) эритроцитами и лейкоцитами
Б) лейкоцитами и тромбоцитами
В) тромбоцитами
Г) плазмой и эритроцитами
5. Эритроциты содержат:
А) красящее вещество
Б) многочисленные митохондрии
В) белок фибрин
6. Кровь из венозной превращается в артериальную в :
А) предсердиях
Б) желудочках
В) капиллярах большого круга
Г) капиллярах малого круга
Д) капиллярах большого и малого кругов
7. Клетки крови являются носителями веществ, обеспечивающих свертывание:
А) эритроциты и тромбоциты
Б) тромбоциты и лейкоциты
В) лейкоциты и эритроциты
Г) тромбоциты
Д) лейкоциты
8. Органы- депо крови:
А) сердце и легкие
Б) легкие и почки
В) почки, печень, селезенка
Г) сердце, печень, легкие
Д) легкие, кожа, селезенка, печень
Ответы: 1в, 2г, 3гд 4г, 5а, 6г, 7аг, 8д
Баллы ______________________
Задание №2. Выбрать правильный ответ.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 16.
1.В сердце между предсердиями и желудочками находится клапан:
А) одностворчатый
Б) двустворчатый
В) трехстворчатый
2. В начале аорты расположен клапан:
А) одностворчатый
Б) двустворчатый
В) трехстворчатый
Г) полулунный
3. Кровь, поступающая по венам в левое предсердие:
А) венозная
Б) артериальная
В) смешанная
4. Вена, по которой течет артериальная кровь:
А) верхняя полая
Б) нижняя полая
В) печеночная
Г) легочная
5. Наиболее высокое кровяное давление в :
А) артериях
Б) капиллярах
В) венах
6. Наименьшая скорость крови в :
А) артериях
Б) капиллярах
В) венах
7. Продолжительность фаз сердечного цикла:
А) 0,9
Б) 0,5
В) 0,8
8. Автоматизм сердца :
А) способность сердца замедлять свою работу при раздражении одних нервов и усиливать- при раздражении других
Б) способность усиливать свою деятельность под действием адреналина
В) способность ритмически сокращаться без внешних раздражителей
Ответы: 1б, 2г, 3б, 4г, 5а, 6б, 7в, 8в
Баллы ______________________
Задание 3. Заполнить таблицу
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 9.
Фаза сердечного цикла | Состояние предсердий | Состояние желудочков |
1. Систола предсердий | Сокращаются | Расслабляются |
2. Систола желудочков | Расслабляются, закрыты со стороны предсердий | Сокращаются |
3. Общая пауза | Расслабляются | Расслабляются |
Задание №4. Ответить на вопросы
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов - 8.
1.Какие клетки крови могут выходить из кровеносных сосудов и для чего?
Это лейкоциты, они являются по функциям фагоцитами и выходят из сосудов к местам внедрение инородных веществ. Например, к занозе на руке.
- Малый круг кровообращения начинается в… ( правом желудочке), а заканчивается в… ( левом предсердии).
- Форма сердца у взрослого человека имеет форму …( усеченный конус), а у новорожденного..( шарообразное).
- Норма кровяного давление у взрослого человека…( 120-80 мм рт столба), а у подростка…( 110-70 мм рт столба).
Баллы ______________________
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка | Качественная оценка | ||
Баллы | Процентные показатели | Отметка | Вербальный аналог |
45-55 | 90-100 | 5 | отлично |
40-44 | 80-89 | 4 | хорошо |
35-39 | 70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 35 | менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося | ||||
№ задания | Максимальное количество баллов | Набранное количество баллов | Процент результативности выполнения задания | Отметка, подпись преподавателя |
Задание №1 | 16 баллов |
| ||
Задание №2 | 16 баллов | |||
Задание №3 | 9 баллов | |||
Задание №4 | 8 баллов | |||
ИТОГО: | 55 баллов |
Дата проверки ________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению практических работ по дисциплине статистика
Метидические рекомендации про проведению практических работ разработаны в соответствии с рабочй программой и календарно-тематическим планом по дисциплине...
Методические рекомендации к проведению практических работ по дисциплине ОУДб.05 Основы безопасности жизнедеятельности образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной с
Методические рекомендации к проведению практических работ по ОБЖ...
Методические рекомендации для проведения практических и лабораторных работ по ОДП.03 «ФИЗИКА»
Данные рекомендации предназначены для студентов по специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома и позволяет реализовать следующие общие компетенции (ОК):ОК 2. О...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОПД.07 «Пластическая анатомия»
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОПД.07«Пластическая анатомия», входящей в сост...
Методические рекомендации к практическим занятиям. Дисциплина: ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Планы занятий являются составной частью рабочей программы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образо...
Методические рекомендации студентам к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Кровеносная система человека»
Методические указания содержат задания для аудиторной самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях, а также контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, ситуационные задачи, чт...
Методические рекомендации по проведению практических работ по ПМ.04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Методические рекомендации по проведению практических работ по профессиональному модулю ПМ.04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов Раздел 1.Организация техниче...