«ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА»
методическая разработка
1 .Административное право-как отрасль российского права.
-понятие административного права;
2. Сущность административного права.
-предмет и метод административного права ;
-нормы административного права;
-основные источники административного права;
3 . Субъекты административного права.
-понятие субъекта административного права;
4. Административная ответственность.
-признаки административного нарушения;
-субъекты административной ответственности;
-принципы административной ответственности. Виды административных наказаний. Методические указания:
-провести проверку наличия обучающихся;
-объявить тему и цель занятия;
-провести проверку знания ранее изученного материала методом опроса по вопросам предыдущего занятия;
-приступить к изложению материала в темпе, позволяющем конспектирование; -в конце занятия, методом фронтального опроса, проверить усвоение материала; -выставить оценки;
-подвести итог занятия;
-дать задание на самоподготовку.
Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.
Во многих странах именуется управленческим правом. В дореволюционной России данная отрасль права именовалась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
federalnoe_kazyonnoe_professionalnoe.docx | 131.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ N262 ФСИН
Методическая разработка
по дисциплине «Основы права»
Тема «Основы административного права»
Кемерово-2020
Содержание: Введение
1 .Административное право-как отрасль российского права.
-понятие административного права;
2. Сущность административного права.
-предмет и метод административного права ;
-нормы административного права;
-основные источники административного права;
3 . Субъекты административного права.
-понятие субъекта административного права;
4. Административная ответственность.
-признаки административного нарушения;
-субъекты административной ответственности;
-принципы административной ответственности. Виды административных наказаний. Методические указания:
-провести проверку наличия обучающихся;
-объявить тему и цель занятия;
-провести проверку знания ранее изученного материала методом опроса по вопросам предыдущего занятия;
-приступить к изложению материала в темпе, позволяющем конспектирование; -в конце занятия, методом фронтального опроса, проверить усвоение материала; -выставить оценки;
-подвести итог занятия;
-дать задание на самоподготовку.
Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.
Во многих странах именуется управленческим правом. В дореволюционной России данная отрасль права именовалась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».
1. Административное право как отрасль российского праваЛонятие административного права
Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его
регулирующего воздействия находятся
отношения, которые складываются по поводу исполнительно-распорядительной деятельности государства.
Эта деятельность непосредственно связана с реализацией целей, задач и функций исполнительной власти, которая обеспечивает повседневное государственное управление обществом. Отсюда, как в России, так и за рубежом, административное право нередко называют "правом исполнительной власти", "управленческим правом", "правом государственного управления”. Государственная администрация уполномочена непосредственно устанавливать и поддерживать соответствующие отношения между государством и частными лицами в тех областях общественной жизни, в которых государственное вмешательство представляется важным и необходимым.
Основная цель государственной администрации - удовлетворение общественных интересов. Выгоду от эффективного управления получает не сама государственная администрация, а государство, его граждане.
Государственная администрация призвана обеспечивать общественное благо. Ее представители не имеют права во взаимоотношениях с частными лицами выступать от своего лица, в своих непосредственных или косвенных интересах. Они должны действовать в интересах общества. Во имя подчинения общему благу они должны быть ограничены правом, устанавливающим рамки для свободы административных действий в отношении прав и законных интересов частных лиц. Административное право, следовательно, выступает одновременно как средство реализации государственной воли в отношениях "исполнительная власть – частное лицо" и как средство защиты частных лиц от возможного произвола государственной администрации. В его задачу входит обеспечить справедливый баланс интересов в отношениях "государство - частное лицо", в том числе в тех из них, которые приобретают конфликтную форму.
2.Сущность административного права.
Административное право - это отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.
Три основных аспекта, выражающих сущность административного права:
- административное право - это отрасль публичного права, которое регулирует отношения неравноправных сторон и отличается от частного права, основанного на равноправии его субъектов;
- административное право устанавливает порядок формирования органов исполнительной власти, структуру, компетенцию этих органов, способы их взаимодействия между собой, формы и методы их функционирования;
-административное право определяет порядок отношений государственной администрации с частными лицами, их взаимные права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей и нарушение запретов, способы защиты нарушенных прав и гарантии беспристрастного и справедливого осуществления исполнительной власти в процессе государственного управления. Предмет и метод административного права
Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в административные правоотношения. В сферу административно-правового регулирования входят отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления. Административное право регулирует не все отношения в этой сфере, а лишь объективно нуждающиеся в правовом опосредовании.
Предмет административного права имеет свою структуру, которая включает определенные составные части. Среди них можно выделить: 1) Общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией государственной администрации, ее функционированием и реализацией исполнительно- распорядительных полномочий в процессе государственного управления. Эти отношения подразделяются на: внутренние и внешние. Внутренние отношения можно, в свою очередь, подразделить на внутрисистемные и внутриаппаратные.
Внутрисистемные отношения - это отношения, связанные с организацией и функционированием самой системы исполнительной власти. Они касаются формирования структур государственного управления, определения форм взаимодействия органов исполнительной власти, распределения полномочий, организации государственной службы и т.д. Внутрисистемные отношения в зависимости от положения их участников в системе органов исполнительной власти могут быть вертикальными (иерархическими) и горизонтальными.
Вертикальные отношения складываются.
- между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне системы.
- между субъектами исполнительной власти и находящимися в их подчинении государственными объединениями (корпорациями, концернами), предприятиями и учреждениями. Это могут быть отношения субординации или координации.
Горизонтальные отношения в процессе государственного управления складываются между органами, находящимися на одном правовом уровне системы исполнительной власти (например, между министерствами).
Внутриаппаратные отношения связаны с внутренней организацией и функционированием отдельно взятых органов государственной администрации, взаимодействием их структурных подразделений и должностных лиц, определением их компетенции и т.д.
Внешние отношения связацы с управленческим воздействием насубъектов административного права, не входящих в систему органов исполнительной власти и не находящихся в их официальном, служебном подчинении. Среди них можно выделить отношения:
- между органами исполнительной власти и гражданами;
между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями
между государственной администрацией и негосударственными (коммерческими) предприятиями и организациями, действующими в различных областях государственного регулирования.
- Отношения, возникающие в связи с осуществлением контроля за деятельностью государственной администрации. Этот контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль осуществляется органами самой государственной администрации. Для его проведения могут создаваться специализированные контрольные структуры (например Контрольное управление администрации Президента РФ).
Внешний контроль осуществляют законодательные и судебные органы, Уполномоченный по правам человека, Счетная палата и т.д.;
- Отношения государственной администрации с частными лицами. Она устанавливает гарантии реализации прав, свобод и законных интересов частных лиц в сфере исполнительной власти.
- Отношения и меры административного принуждения, используемого государством для предупреждения правонарушений, наказания виновных лиц за совершенные административные правонарушения, для пресечения противоправных деяний и возмещения ущерба, причиненного правонарушениями;
- Отношения, возникающие в связи с правоприменительной оперативноисполнительной деятельностью государственной администрации.
- Отношения в связи с осуществлением административными органами юрисдикционной функции. В рамках государственной администрации для реализации этой функции могут создаваться специальные юрисдикционные органы (например, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в рамках Федеральной антимонопольной службе, Апелляционная палата Роспатента и цр.).
Понятие "метод административного права" раскрывает средства этого регулирования. Оно обозначает способы воздействия на волю и поведение участников управленческих отношений.
Среди таких методов можно выделить:
- метод властных предписаний ши императивный метод, предполагающий неукоснительное выполнение требований, приказов, команд, запретов органов и должностных лиц государственной администрации.
метод рекомендаций предполагает, что рекомендации субъекта исполнительной власти приобретают правовую силу при условии их принятия другим участником административно-правовых отношений.
- метод согласования ши координации используется, как правило, в отношениях между субъектами, не находящимися в прямом подчинении.
метод административного арбитража используется для устранения разногласий между органами исполнительной власти, возникающих в процессе государственного управления.
В административном праве, как и в других отраслях права, используют
три основных средства правового регулирования:
- предписания, т.е. возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;
Предписывающие нормы на примере знаков дорожного движения:
- запреты и возложение юридической обязанности не совершать те или иные действия, предусмотренные правовой нормой;
Запрещающие нормы на примере знаков дорожного движения:
- дозволения, т.е. юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Нормы административного права.
В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права делятся на:
- обязывающие (содержат предписание совершить определенные действия в предусмотренных нормой случаях);
- запрещающие{содержат запрет на совершение тех или иных действий);
- уполномочивающие (предоставляют возможность субъектам права совершать определенные действия, влекущие юридические последствия);
- разрешительныеили дозволительные (разрешают адресату действовать по своему усмотрению);
- ограничительные (вводят ограничения на ту или иную деятельность). Основные источники административного права.
-Конституция РФ
-федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти.
-кодифицированные нормативные акты (Кодексы Российского права).
КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ кОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
- федеральные законы.
б) Постановление Правительства РФ;
- законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы ).
Ш ■
- подзаконные акты субъектов Федерации.
- нормативные акты президентов, глав администраций.
- постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации.
- приказы, постановления исполнительных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации;
административно-правовые договоры нормативного содержания, представляющие собой многосторонние соглашения между субъектами
административного правотворчества, содержащие нормы административного права;
- международно-правовые акты.
3. Субъекты административного права
Понятие субъекта административного права
Субъекты административного права - это лица (индивиды и организации), которые по закону могут быть участниками административно-правовых отношений и носителями административных прав и обязанностей. Юридическая возможность вступать в административные правоотношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у них такого правового качества как административная правосубъектность.
Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность - это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера. Она является частью общей правоспособности.
Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою
административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений.
Административная правоспособность и административная дееспособность коллективных субъектов (организаций) наступают одновременно. У индивидов право- и дееспособность не совпадают: административная правоспособность наступает с момента рождения, дееспособность полная - с 18 лет, а ограничения и в более раннем возрасте: чаще всего с 16 лет.
Субъекты административного права в своей совокупности образуют определенную систему субъектов административного права, в рамках которой можно выделить такие их разновидности, как:
1. индивидуальные субъекты:
-граждане;
-специфические индивидуальные субъекты - государственные служащие или должностные лица, действующие как официальные представители государственной власти;
2.коллективные субъекты - группа людей, являющаяся организацией: -государственные организации:
-органы исполнительной власти;-негосударственные организации:
-общественные объединения (партии, союзы, движения и т.д.);
-коммерческие организации, предприятия, учреждения;
учреждения, организации.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) основывается на принципе их общего равноправия с гражданами РФ. Этот принцип распространяется на все три категории иностранных граждан. К этим категориям относятся иностранцы:
а) постоянно проживающие (имеющие вид на жительство); б) временно пребывающие (находящиеся на иных основаниях); в) проезжающие через территорию РФ транзитом.
Особенность их административно-правового статуса состоит в том, что в соответствии с законодательством на них не распространяются некоторые права и обязанности, которыми пользуются граждане РФ. В частности, они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (командира экипажа воздушного судна, сотрудника милиции и т.д.). Они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной, не имеют избирательных прав, обязаны проживать на основании специальных документов (вида на жительство, загранпаспорта и др.). Для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства и т.д.
- Административная ответственность.
Признаки и состав административного правонарушения
Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Его определение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность. Признаки административного правонарушения:
- противоправность - заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного права, охраняемые мерами административной ответственности, нормы других отраслей права (финансового, земельного, таможенного, трудового, экологического и т.д.);
- виновность - противоправное деяние считается административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина лица, т.е. содеянное было совершено умыйшенно или по неосторожности;
- административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов юридической ответственности: -административная ответственность регулируется нормами административного - деликтного права, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных актах. Уголовная ответственность может устанавливаться только уголовным законом;
-основанием административной ответственности является административное правонарушение, а уголовной - преступление;
- в отличие от гражданской и, уголовной ответственности ряд взысканий, специфичных для административной ответственности, могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд;
-в отличие от уголовной, административная ответственность
распространяется не только на физических, но и на юридических лиц;
-за административные правонарушения применяются меры административной ответственности (за уголовные - меры уголовной ответственности);
-в отличие от гражданской ответственности, административная
ответственность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен в служебном порядке;
- применение мер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому они применены, считается административно наказанным в течение определенного срока (1 год);
- меры административной ответственности применяются в соответствии с
законодательством, регулирующим производство по делам об
административных правонарушениях; а меры уголовной ответственности - в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственности - в порядке, предусмотренном Гражданским
процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами.
Принципы административной ответственности. Основными принципами административной ответственности являются:
- законность;
- целесообразность ответственности;
- неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;
- индивидуализация мер ответственности;
- гуманизм.
Субъекты административной ответственности.
Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность граждан наступает с шестнадцатилетнего возраста. В целях гарантий прав несовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок др.).
Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права дипломатическим путем.
К специальным субъектам административной ответственности относятся должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
Вместе с тем эти лица подлежат административной ответственности на общих основаниях (как и граждане) за нарушения в области:
- законодательства о выборах и референдумах;
- обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- правил дорожного движения;
- правил пожарной безопасности (вне места службы);
- законодательства об охране окружающей среды;
- таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу РФ;
- налогового и финансового законодательства;
- в случае невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
К этим лицам не могут быта применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим срочной службы также в виде административного штрафа.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений, основной мерой административной ответственности, является административный штраф.
Виды административных наказаний
Виды административных наказаний определены в ст. 3.2. КоАП РФ. К ним относятся:
- предупреждение - мера административного наказания, которая выражается в официальном порицании физического или юридического лица, вынесенном в письменной форме;
- административный штраф - денежное взыскание, которое выражается в величине, кратной:
-минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
-стоимости предмета административного правонарушения на момент его окончания или пресечения;
-сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой их принудительное изъятие и последующую реализацию с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию (изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства и т.д.) Возмездное изъятие назначается только судьей;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в государственную собственность не изъятых из оборота вещей. Назначается только судьей;
- лишение специального права, т.е. лишение правонарушителя предоставленного ему ранее специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом, (права на управление транспортным средством, право охоты). Лишение специального права назначается судьей на срок от 1 месяца до 2 лет;
- административный арест до 15 суток. За нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне до 30 суток. Административный арест назначается судьей;
- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
- дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в случаях, предусмотренных законом. Дисквалификация назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Преподаватель Ю. В. Пинчук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по дисциплине «Административное право» «Административная ответственность»
Применение современных образовательных технологий на занятиях «Административное право» позволяют обучающимся получить знания, необходимые для качественного усвоения «Административное право...
Методические указания по дисциплине Административное право для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Содержание Введение ………………………………………………………………………….. 3 1. Примерный тематический план учебной дисциплины, методические указания по изучению каждой темы и вопросы для самоконтроля...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Административное право" для специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Административное право...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ-УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» НА ТЕМУ: «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Ознакомление с понятием «административная ответственность»; применение знаний о видах и принципах административной ответственности в решении ситуационных задач....
Ситуационные задачи по теме "Административная ответственность" для курса "Административное право"
Ситуационные задачи, направленные на распознавание обучающимися отличий административной и уголовной ответственности....
Методическая разработка теоретического занятия по теме: Административное право и административный процесс по дисциплине Основы права
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме "Административное право и админи...
Методическая рекомендация к проведению открытого урока по ОП.03 Административну праву На тему: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
Пояснительная запискаТип урока: комбинированный урок с элементами урока-практикума.Цель урока: обеспечить в ходе урока усвоение и закрепление понятий «административные наказания ...