Методическая разработка теоретического занятия по теме: Административное право и административный процесс по дисциплине Основы права
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме "Административное право и административный процесс" по учебной дисциплине ОГСЭ. 007 Основы права для специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._raz._administ._pravo_i_admin._protsess.docx | 65.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
Какого вида занятия?
по теме: Административное право и административный процесс
по дисциплине: ОГСЭ.007 Основы права
для специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Москва
2018
Рассмотрено и утверждено Методсоветом МК № 2 Протокол №_________ от______________2018 г. | Составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело |
Одобрено на заседании ЦМК №2 Протокол №____ от_________2018 г. Председатель__________Майорова М.Е. |
Согласовано Начальник отдела организации методической работы и контроля качества " " 2018г. Воронова Е.В. |
Автор:
Байрамов Ш. Б. о. Преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………...4
2. Методический блок…………………………………………………..5
2.1. Перечень компетенций……………………………………………..5
2.2. Мотивация……………………………………………………………6
2.3. Технологическая карта……………………………………………..7
3. Информационный блок……………………………………………..10
3.1. Лекционный материал (опорный конспект)……………………..10
4. Контролирующий блок……………………………………………...21
4.1. Вопросы для определения исходного уровня знаний……………21
4.2. Эталоны ответов для устных и письменных вопросов………….22
4.3. Тестовые задания для закрепления нового материала………..30
4.4. Эталоны ответов тестового задания.…………………………….35
4.5. Критерии оценок…………………………………………………..36
5. Список литературы…………………………………………………..37
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Административное право и административный процесс» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОГСЭ. 007 Основы права для специальности 34.02.01 Сестринское дело.
На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.
Методическая разработка структурирована и содержит:
* методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, перечень компетенций согласно ФГОС, мотивация (актуальность темы), оснащение занятия, список литературы, технологическая карта;
* информационный блок включает материалы лекции в виде опорного конспекта; с целью улучшения восприятия темы предлагается визуализации информации с помощью мультимедийной презентации;
* блок контроля знаний включает определение исходного уровня знаний студентов в виде контрольных вопросов для исходящего уровня, тестовые задания для закрепления нового материала.
Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.
Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.
4
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
2.1. Перечень компетенций
В результате изучения данной темы студенты должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
5
2.3 Мотивация
В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества. Высшая цель государства и права, как средства реализации государством своих задач и функций – обеспечение развития гражданского общества, охрана порядка и безопасности лиц его составляющих.
Конституция РФ признает естественную природу прав и свобод человека – основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (статья 17).
Из числа основных прав и свобод личности, находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать следующие: право на жизнь (ст. 20 Конституции), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на свободное передвижение, выбора места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы РФ и возвращения (ст. 27), недопустимость применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 21).
Провозглашая права личности, Конституция РФ определяет для личности и определенные обязанности перед обществом и государством в интересах обеспечения их общих интересов. Сюда относятся обязанности платить установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34) и другие.
В настоящее время продолжается реформа здравоохранения и поэтому особенно актуально подготовка медицинских работников с высоким уровнем правовой культуры в сфере профессиональной деятельности. Для того чтобы каждый гражданин мог осознанно реализовывать свои субъективные права и обеспечивать по отношению к себе исполнение юридических обязанностей со стороны других субъектов урегулированных нормами права общественных отношений, необходим определенный уровень правовых знаний в том числе в области административного права.
Изучение данной темы направлено на сформирование у вас целостного представления об административно праве и административном процессе как важной частью составляющей компетентности и профессионализма.
6
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ № 11
специальность | Сестринское дело 34.02.01 |
Индекс по ГОС (ФГОС) | |
Дисциплина | Основы права |
курс | 2 |
Количество часов | 2 |
Тема занятия | Административное право и административный процесс |
Вид занятия | Лекция |
Тип занятия | Занятие изучения нового учебного материала |
Место проведение занятия | Кабинет СЭД |
Цель занятия | Дать целостное представление об административном праве и об административном процессе. Сформировать представление об источниках административного права и субъектах административного права. |
Задачи | |
Обучающая | Проанализировать основные задачи административного права. Проанализировать источники административного права и меры административного принуждения. Проанализировать основные этапы административного процесса. |
Воспитательная | Способствовать формированию у студентов целостное представление об административном праве и об административном процессе. Продолжить формирование у студентов необходимый уровень правосознания и правовой культуры для выполнения будущих профессиональных обязанностей. |
Развивающая | Продолжить развивать познавательный интерес к изучению вопросов из области административного права и административного процесса. Продолжить развивать познавательный интерес к изучению отраслей российского права. |
В результате занятий студенты должны: | |
Знать | Основные понятия административного права и источники административного права. Субъектов административных правоотношений и содержание административных правоотношений. Меры административного принуждения. Участников административного процесса и основные этапы административного процесса. Порядок производства по делам об административных правонарушений. |
Уметь | Объяснять основные понятия административного права. Перечислить меры административных принуждений. Объяснять содержание административных правоотношений. Перечислить стадии административного процесса. Объяснять порядок производства по делам об административных правонарушений. |
Междисциплинарные связи | |
обеспечивающие: | Обществознание: раздел. Право |
обеспечиваемые: | Правовое обеспечение профессиональной деятельности: раздел. Ответственность медицинских работников, учреждений и пациентов. |
Средства обучения | Учебник. Лекционный материал. Контрольно-оценочные материалы |
Наглядные пособия | Таблицы, схемы. |
Раздаточный материал | Конституция РФ. Административный кодекс РФ. |
Технические средства обучения: | Ноутбук, проектор. |
Литература основная: | Смоленский М. Б. Основы права. –М.: КНОРУС, 2016. Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально – экономического профиля. –М.: Академия, 2016. Румынина В. В. Основы права. –М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2015. |
Дополнительная: | Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ. Административный кодекс РФ. Трудовой кодекс РФ. Интернет ресурсы: |
Домашнее задание | ОЛ.1. Стр. 79 – 83 ОЛ.2. Стр. 329 - 368 |
8
Ход занятий
№ | Этап занятия | Время | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент | 5 мин | Проверка внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих. | Готовятся к занятию | |
2 | Определение целей занятия. Мотивация темы. | 5 мин | Заполняет журнал, сообщает студентам тему занятия. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок. | Записывают тему и план занятия. | |
3. | Определение исходного уровня знаний | 20 мин | Фронтальный | Организует работу студентов для проведения устного опроса. Аргументирует актуальность темы. | Отвечают на вопросы преподавателя и участвуют в обсуждении ответов. |
4. | Изучение нового материала | 30 мин | Алгоритмический | Объясняет тему посредством презентаций лекционного материала. | Конспектируют лекционный материал. |
5. | Закрепление нового материала | 20 мин | Алгоритмический | Организует работу студентов для проведения тестирования. | Решают тестовые задания |
6. | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | 5 мин | Эвристический. Индуктивный. | Предлагает проанализировать понимание новой темы, оценивает работу группы и каждого студента с обоснованием оценок. | Анализируют свою работу. |
7. | Домашнее задание | 5 мин | Задает и комментирует домашнее задание. | Записывают задание на дом. | |
90 мин |
3. Информационный блок
3.1. Административное право и административный процесс
Понятие административного права (от лат. administratio – управление) считается одной из ведущих отраслей российского права. Оно регулирует отношения, возникающие в сфере государственного управления. Нормы административного права включают правила организации государственных органов, определяют их компетенцию, разъясняют обязанности и права их служащих, нормы, обеспечивающие соблюдение и охраны общественного порядка.
Источниками административного права являются законы: Конституция РФ, федеральные конституционные законы («О Правительстве Российской Федерации» и др.), федеральные законы, важнейшими из которых являются Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), «О полиции», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации и подзаконные акты – указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты исполнительных органов власти.
С помощью административного права осуществляются: защита личности, прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В любом обществе на определенном этапе его развития возникает потребность в создании стабильных, организованных отношений между людьми и решении многих вопросов совместной жизни путем управления. Именно управление позволяет целенаправленно решать многие проблемы, вести хозяйство. Социальное управление предполагает наличие определенной власти у одних людей и необходимость подчиняться этой власти со стороны членов общества.
Управление осуществляется в разных сферах общественной жизни, существуют также и разнообразные субъекты и объекты этого процесса. Значит, управленческие отношения имеют свои особенности в зависимости от того, в какой сфере они функционируют и какими средствами они обеспечиваются. Таким образом, от того, насколько
10
развито управление инфраструктурой всей государственно-правовой системы, ее структурных элементов и процессов, будут зависеть эффективность существования общества и его дальнейшее развитие.
Зародившись в недрах первобытности, государство начинает воздействовать на общество и жизнь людей, что приводит к появлению государственного управления. Государство обладает специальным аппаратом для того, чтобы управление делами общества осуществлялось системно и организованно.
Государственное управление обеспечивается методами убеждения и принуждения.
Метод убеждения – это система воспитательных, поощрительных мероприятий, с помощью которых органы государства проводят разъяснительную работу в стране, что позволяет добровольно выполнять предписания права.
В сфере управления важным представляется стимулирование граждан, поддержание правомерного поведения. Так, например, предусмотрены различного рода награждения за заслуги людей, которые проявили себя в социально полезной для общества деятельности. Получив статус ветерана труда, гражданин приобретает определенные льготы в оплате коммунальных услуг или проезда на общественном транспорте. Другой пример: сотрудниками полиции проводятся разъяснительные мероприятия с целью предупреждения совершения правонарушений. Однако без принуждения в управлении не обойтись. Оно необходимо в случаях, когда люди нарушают закон, сознательно не выполняют свои обязанности.
Государственное принуждение – это внешнее, силовое воздействие государства на людей.
Государственное принуждение выступает в форме административного, дисциплинарного, уголовного и гражданско-правового принуждения.
Административное принуждение – это часть государственного принуждения. Его можно определить следующим образом.
Административное принуждение состоит в психическом, физическом, экономическом воздействии на сознание и поведение людей, применяемое в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.
Меры административного принуждения делятся на следующие виды:
- меры административного предупреждения;
- меры административного пресечения;
11
- меры административного наказания;
- административные меры процессуального обеспечения;
- восстановительные меры.
Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и направлены на предотвращение правонарушений. Поэтому основанием для их применения является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий, когда интересам личности, общества или государства создается известная угроза.
К административно-предупредительным мерам относят: 1) административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; 2) введение карантина; 3) прекращение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности и др.
Меры административного пресечения направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, принуждение правонарушителя вести себя правомерно, создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. Меры административного пресечения многообразны.
К ним относятся: 1) задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа; 2) арест и изъятие имущества, находящегося в неправомерном владении; 3) закрытие предприятия общественного питания в связи с антисанитарном состоянием; 4) принудительное лечение; 5) личный досмотр и досмотр вещей и др.
Меры административного наказания представляют собой меры административной ответственности и применяются за совершение административных правонарушений. Они носят штрафной характер, т. е. лишают правонарушителя определенных прав, благ и возлагают на него специальные (штрафные) обязанности в целях воспитания.
Меры процессуального обеспечения направлены на выявление правонарушения, установление личности нарушителя, обнаружение и исследование доказательств, необходимых для установления истины по делу.
Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. К ним относятся: 1) изъятие имущества и документов; 2) принудительное прекращение права собственности; 3) взыскание незаконно полученного; 4) отмена незаконных актов и т. д.
12
Административные правоотношения
Условно административно-правовые отношения можно подразделить на две группы:
1) внутриаппаратные отношения;
2) взаимоотношения органов исполнительной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.
Первая группа отношений выражает внутриорганизационные процессы, происходящие в различных звеньях исполнительной власти. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, государственные и муниципальные служащие. К внутриаппаратным отношениям можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинских частей, вузов и т. п.), с их служащими, учащимися и т. п.
Вторая группа отношений связана с управляющим воздействием исполнительных органов власти на субъектов, не входящих в систему исполнительной власти, например на граждан, общественные объединения, организации, фирмы и т. п.
Взаимоотношения сторон в области административного права неравные. Один из субъектов обязательно обладает властью, основанной на законе.
Административные правоотношения – это такие правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их отношения между собой основываются на началах «власть – подчинение».
В административных отношениях всегда важным является умение властвовать и подчиняться. Такие отношения складываются по волеизъявлению одной из сторон. Например, сотрудник полиции штрафует водителя, нарушившего правила дорожного движения, (как работник правоохранительных органов наделенный властью и определенной компетенцией), а правонарушитель обязан подчиниться закону и сотруднику полиции, обладающему властными полномочиями.
Компетенция – совокупность юридических прав и обязанностей управляющего органа или должностного лица.
В административных отношениях важными субъектами выступают государственный или муниципальный орган, должностное лицо, негосударственные организации, наделенные государственно-властными полномочиями.
13
В зависимости от объема и характера компетенции органы Российской Федерации подразделяют на виды:
- органы государственной власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ;
- органы государственного управления – Правительство РФ, министерства, федеральные службы и агентства, администрация государственных предприятий. Их называют исполнительно-распорядительными органами;
- органы надзора и контроля – Конституционный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ;
- органы охраны правопорядка;
- органы защиты государства – армия, внешняя разведка и контрразведка, пограничная и таможенная службы.
Важными субъектами административных правоотношений выступают органы исполнительной власти.
К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. К территориальным (региональным) органам федеральной исполнительной власти относятся: государственная налоговая инспекция, управление статистики, военкоматы, командование военного округа, управление железной дороги и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти различных субъектов РФ отличаются друг от друга. Они могут быть выстроены по-разному, а также иметь неодинаковые название. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут быть представлены: правительством республики и других субъектов РФ, президентами республик, администрациями краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, министерствами, главными управлениями, управлениями, комитетами, отделами, департаментами и др.
Акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.
Первичным элементом системы исполнительной власти является государственный орган. Он обязательно наделен властными полномочиями и участвует в реализации функций государства. Эти полномочия выражаются в праве органа от имени государства издавать юридические акты и применять меры, обеспечивающие их реализацию, в том числе меры принуждения.
14
Производство по делам об административных правонарушениях
Дела об административных правонарушениях могут рассматриваться судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, а также иными уполномоченными на то государственными органами (согласно КоАП РФ). Отельные дела об административных правонарушениях рассматривают начальники управлений внутренних дел, их заместители, начальник ГИБДД и сотрудники ГИБДД, государственные инспекторы дорожного надзора, участковые уполномоченные полиции. В пределах своей компетенции споры административного характера рассматривают органы внутренних дел, таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, военные комиссары, государственные инспекции труда, органы государственной санэпидслужбы, органы, осуществляющие государственный контроль, и надзор в области защиты растений, за использованием и охраной водных объектов, органы охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, органы рыбоохраны, органы транспортного контроля и надзора, органы автомобильного и железнодорожного транспорта и др.
Рассмотрим некоторые правила о том, как можно реализовать предусмотренные правом меры юридической ответственности по отношению к лицам, совершившим административные проступки.
Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Если у несовершеннолетнего нет самостоятельного заработка, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей. При исполнения постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.
15
Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Возбуждение дела об административном правонарушении
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждения дела об административном правонарушении;
16
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
- оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения;
- вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом, рассмотревшим материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
При «закрытых дверях» дело рассматривается, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста 16 лет;
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
17
В производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, который оказывает юридическую помощь оказавшемуся в беде человеку. Он должен быть допущен к делу с момента составления протокола об административном правонарушении, а если человек задержан – с момента административного задержания.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения или по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Законом установлен порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства по делу;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
- поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
- отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
- необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
18
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела.
В процессе рассмотрения дела после оглашения протокола об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, показания других участников, исследуются иные доказательства, а если участвуют прокурор – заслушивается его заключение. Адвокат в заключение не выступает, т.е. прения сторон отсутствуют.
Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.
По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами:
1) вынесенное судьей – в вышестоящей суд;
2) вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;
3) вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. Законом установлены сроки обжалования – такую жалобу можно подать в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если срок пропущен, то он может быть восстановлен судьей или должностным лицом.
19
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
20
4. Контролирующий блок
4.1.Вопросы для определения исходного уровня знаний (устные и письменные).
Тема: Трудовые споры и дисциплинарная ответственность
1. Какова роль профсоюзов в трудовых правоотношениях?
2. Что такое трудовые споры? Охарактеризуйте виды трудовых споров.
3. Чем характеризуется порядок рассмотрения индивидуальных споров?
4. Каков порядок рассмотрения коллективных трудовых споров?
5. В каких случаях нужно сразу обращаться в суд, если возник трудовой спор?
6. В чем состоит сущность трудовой дисциплины?
7. Какие меры дисциплинарного взыскания предусмотрены законодательством о труде?
8. Каков порядок наложения дисциплинарного взыскания?
9. Как можно охарактеризовать материальную ответственность работника?
10. В каких случаях наступает материальная ответственность у работодателя?
21
4.3. Тестовые задания для закрепления нового материала
Тема: Административное право и административный процесс
Вариант I
Инструкция: Внимательно прочитайте тестовые задания и выберите правильный ответ:
1. Административное право – это отрасль права, которая:
а) регулирует отношения, возникающие в сфере государственного управления;
б) регулирует имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения;
в) регулирует отношения, связанные с распределением финансовых средств;
г) регулирует отношения в сфере социально – экономического развития.
2. Административная правоспособность - это способность:
а) претерпевать меры административного принуждения, установленные административно-правовыми нормами;
б) иметь права и обязанности, закрепленными нормами административного права;
в) своими действиями реализовать права в сфере государственного управления;
г) обжаловать действия должностных лиц в судебном порядке.
3. Состав административных правоотношений включает в себя:
а) субъект, объект, субъективную сторону и объективную сторону;
б) субъект, объект и объективную сторону;
в) объект, субъект и субъективную сторону;
г) субъект, объект и содержание.
4. К административно-предупредительным мерам не относится:
а) административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
б) введение карантина;
в) арест и изъятия имущества, находящегося в неправомерном владении;
г) прекращение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности.
5. К мерам административного пресечения не относится:
а) административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
б) принудительное лечение;
в) задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа;
г) закрытие предприятия общественного питания в связи с антисанитарным состоянием
22
6. К мерам административного наказания не относится:
а) лишение специального права;
б) увольнение;
в) предупреждение;
г) обязательные работы.
7. К восстановительным мерам не относится:
а) изъятие имущества и документов;
б) принудительное прекращение права собственности;
в) взыскание незаконно полученного;
г) задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа.
8. К государственной службе не относится:
а) правоохранительная служба;
б) военная служба;
в) муниципальная служба;
г) государственная гражданская служба.
9) По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено:
а) постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу;
б) определение о возвращении протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае его неправильного составления;
в) определение о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение должностному лицу, если дело не относится к компетенции данного судьи;
г) постановление об объявлении лицу, совершившему малозначительное административное правонарушение, устного замечания.
10. Дело об административном правонарушении рассматривается в:
а) 20-дневный срок;
б) 15-дневный срок;
в) 30-дневный срок;
г) 14-дневний срок.
11. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана со дня вручения или получения копии постановления в течение:
а) 30 суток;
б) 15 суток;
в) 5 суток;
г) 10 суток.
23
12. О прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится:
а) постановление;
б) определение;
в) протокол;
г) заключение.
13. Вызываемому по делу об административном правонарушении лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, это:
а) потерпевший;
б) специалист;
в) эксперт;
г) свидетель.
14. При рассмотрении дело об административном правонарушении свидетель не вправе:
а) давать показания на родном языке;
б) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
в) представлять доказательства;
г) пользоваться бесплатной помощью переводчика.
15. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не относится:
а) временный запрет деятельности;
б) административный арест;
в) доставление;
г) изъятие вещей и документов.
Тема. Административное право и административный процесс
Вариант II
Инструкция: Внимательно прочитайте тестовые задания и выберите правильный ответ:
1. Административное право, не регулирует отношения:
а) возникающие в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления;
б) возникающие между работниками трудового коллектива в процессе их трудовой деятельности;
в) возникающие между гражданами и органами государственного управления;
г) складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления.
24
2. К методам правового регулирования в административном праве не относится:
а) предписание;
б) дозволение;
в) запрет;
г) договоренность сторон.
3. Гражданин может направлять обращения в органы исполнительной власти Российской Федерации с:
а) 14 лет;
б) 16 лет;
в) 17 лет;
г) 18 лет.
4. К административно-предупредительным мерам не относится:
а) личный досмотр и досмотр вещей;
б) административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
в) прекращение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
г) введение карантина.
5. К мерам административного наказания не относится:
а) дисквалификация;
б) административное задержание;
в) обязательные работы;
г) лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
6. К мерам административного пресечения не относится:
а) арест и изъятие имущества, находящегося в неправомерном владении;
б) задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа;
в) изъятие имущества и документов;
г) личный досмотр и досмотр вещей.
7. Поступление на государственную гражданскую службу осуществляется:
а) по результатам конкурса;
б) по результатам квалификационного экзамена;
в) по результатам аттестации;
г) по результатам собеседования с руководителем отдела кадров.
8. К восстановительным мерам не относится:
а) изъятие имущества и документов;
б) отмена незаконных актов;
в) принудительное прекращение права собственности;
г) принудительное лечение
25
9. Максимальный срок административного задержания:
а) до 3 часов;
б) до 24 часов;
в) до 48 часов;
г) до 72 часов.
10. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается:
а) по месту его совершения;
б) по месту жительства потерпевшего;
в) по месту жительства лица, в отношении которого ведется административное дело;
г) по месту его совершения или по месту жительства потерпевшего.
11. Дела об административных правонарушениях не уполномочены рассматривать:
а) комиссия по делам несовершеннолетних;
б) комиссия по трудовым спором;
в) военные комиссариаты;
г) налоговые органы.
12. За совершением лицом двух правонарушений административное наказание назначается:
а) за одно правонарушение;
б) за то, которое требует более строго административного наказания;
в) за каждое правонарушение;
г) за то, которое требует менее строгого административного наказания.
13. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено, если со дня совершения правонарушения прошло более:
а) 20 дней;
б) 2 месяца;
в) 3 месяца;
г) 6 месяцев.
14. Дело об административном правонарушении рассматривается в течение:
а) 15 дней, со дня получения материалов дела;
б) 10 дней со дня получения материалов дела;
в) 15 дней со дня подготовки материалов дела к рассмотрению;
г) 20 дней со дня получения материалов дела.
15. Срок обжалования постановления об административном правонарушении составляет:
а) 10 суток с момента вынесения постановления;
б) 15 суток с момента отправления копии постановления;
в) 10 суток с момента получения копии постановления;
г) 15 суток с момента получения копии постановления.
26
4.5. Критерии оценок
Тестового контроля
94 % ----- 100% (14 – 15 правильных ответов ) - 5 «отлично»
80 % ----- 93 % (12 – 13 правильных ответов ) - 4 «хорошо»
67 % ----- 79 % (10 – 11 правильных ответов ) - 3 «удовлетворительно»
66 % и менее (9 и менее правильных ответов) - 2 «неудовлетворительно»
Критерии оценок за устные и письменные ответы
Оценка 5 «отлично» выставляется, если обучающийся демонстрирует:
- уверенное знание и понимание учебного материала;
- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и
привести примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные связи;
-излагает ответы на вопросы по теме последовательно и правильно.
- соблюдение культуры устной речи.
Оценка 4 «хорошо» выставляется, если обучающийся демонстрирует:
- знание основного учебного материала;
- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и
привести примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные связи;
- недочеты при воспроизведении ответа на вопросы по теме;
- соблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся
демонстрирует:
- знание учебного материала на уровне минимальных требований ;
- умение воспроизводить изученный материал, затруднения в ответе
на вопросы в измененной формулировке;
- наличие грубой ошибки или нескольких негрубых ошибок при
воспроизведении изученного материала;
- несоблюдение отдельных правил культуры устной речи.
Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся
демонстрирует :
- знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований,
фрагментарные представления об изученном материале;
- отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения
при ответе на вопросы;
- наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала;
- несоблюдение основных правил культуры устной речи.
27
5. Список литературы
1. Сергеев Ю. Д.{и др.}. Основы права: учебник–М.: ГЭОТАР – Медиа, 2018.
2. Смоленский М. Б. Основы права: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2016.
3. Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия». 2016.
4. Румынина В. В. Основы права: учебное пособие для студентов профессионального образования. – М .: ФОРУМ – ИНФРА, 2015.
5. Братановский С. Н. Административное право. Особенная часть: учебник. – М.: Директ – Медиа, 2013.
6. Козлова Т. В. Основы права: учебное пособие.– М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.
7. Конституция Российской Федерации.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Проспект, КноРус, 2016.
Интернет источники:
1. www.pravo.gov.ru (официальный интернет-портал правовой информации).
2. www.consultant.ru (Правовая система Консультант Плюс).
3. www.garant.ru (Правовая система Гарант).
4. ЭБС «Консультант студента».
28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"
Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии медицинского училища и включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для...
Методическая разработка для студентов по проведению теоретического занятия по теме "Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств
Представленный учебный материал для студентов по разделу: «Общая фармакология» знакомит с закономерностями воздействия лекарственных средств на организм, в материале изложены понятия фармакокине...
Методическое пособие для преподавателей по учебной дисциплине ОП 04 «Фармакология» Теоретическое занятие по теме: Анальгетики для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1 ЦМК общемедицинских дисциплин
Актуальность теоретического занятия на тему «Анальгетики» заключается в необходимости формирования целостного взгляда как на роль анальгезирующие (болеутоляющие) средства в частности при различн...
Методическая разработка открытого теоретического занятия по теме Санаторно-курортное лечение
Методическая разработка открытого теоретического занятия по теме Санаторно-курортное лечениеМетодическая разработка занятия по теме «Санаторно-курортное лечение» предназначена для проведения преподава...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения теоретического занятия по теме:СПИННОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ
Методические материалы для занятий по Анатомии...
теоретического занятия по теме учебной дисциплины “ Анатомия и физиология человека”: "Внутренняя среда организма".
Теоритическое занятие по учебной дисциплине "Анатомия и физиология человека"...
теоретическое занятие по теме: "Теоретические основы методической работы учителя начальных классов"
Методические рекомендации к проведению теоретического занятия на тему 2.1. Теоретические основы методической работы учителя начальных классов. Раздел ПМ 2. Организация методической работы учителя нача...