Конспект комплексного занятия по экологическому развитию «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия

Дупак Валентина Дмитриевна

Конспект комплексного занятия по экологическому развитию «Зимующие птицы» (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по экологическому развитию

«Зимующие птицы»

(старший дошкольный возраст)

Дупак Валентина Дмитриевна

воспитатель

МБДОУ Детский сад № 14
 г. Химки 

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, способствующих воспитанию бережного отношения к птицам.

Задачи:

Обучающие:

1. Расширять представления детей о зимующих птицах

2.Показать роль человека в жизни птиц и закрепить знания о пользе птиц для людей.

3.Обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи слова:

 «зимующие, оперение, подхвостье, шустрая».

4. Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.

Развивающие:

1.Развивать мышление, любознательность, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к птицам, желание им помочь в трудное время.

2.Вызывать положительные эмоции у детей.

ИОО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Оборудование: проектор, экран, аудиозапись, пёрышко, кормушки для птиц, пластилин, баночки с кормом.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.

Воспитатель. Какое сейчас время года? (ответы детей)

 Зима вступила в свои права. Дуют холодные ветра, мороз сковал всю землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от ветра.

Воспитатель: По дороге в  сад я нашла пёрышко. Как вы думаете, чьё оно?

 Дети: Птичье.

Воспитатель: с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают.

Воспитатель.  Как такие птицы называются?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: А почему одни улетают, а другие птички остаются зимовать с нами?

Дети: - Одним хватает корма, а другим – нет…

Воспитатель.   Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности.

Как зовут нашего первого гостя? Чтобы это узнать отгадайте загадку:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

 Голубь обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…( Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

 Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца,  черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Зимой дятлы питаются  семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое сало.

Воспитатель: А как вы думаете, почему эти птицы называются зимующими?

Дети: Потому что зимуют вместе с нами. Эти птицы не боятся морозов и                        ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы.

Физминутка.

Игра: «Зимующие и перелётные птицы»

(Под музыку дети «летают», воспитатель называет любую птицу. Если это зимующая птица, дети приседают, а если перелётная – продолжают двигаться)

Воспитатель: Как вы думаете, легко ли птицам зимой?

Дети:  Птицам холодно и голодно.

Воспитатель.  Зимующие птицы чтобы выжить ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Воспитатель.  А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?

Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.

Воспитатель.   Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую.

Воспитатель.  А какие кормушки приготовили вы? (Показ кормушек)

Воспитатель.  Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки?  (ответы детей)

Воспитатель.  Как вы думаете, почему еще необходимо помогать птицам в зимнее время?

Дети:  для того, чтобы они, перезимовав, украсили зиму и лето своим пением. Птицы друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей, распространяют семена.

Воспитатель.  Помогите птицам, и они оплатят вам зелеными парками, лесами, сохраненным урожаем полей и садов, огородных участков. 

Воспитатель. А чем нужно кормить   птиц зимой? Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.

Послушайте стихотворение:

         Покормите птиц зимой!

         Пусть со всех концов

         К нам слетаются зимой

         Стайки на крыльцо.

         Не богаты их корма,

         Горсть зерна нужна,

         Горсть одна:

         И не страшна будет им зима.

         Приучите птиц в мороз

         К своему окну!

         Чтоб без песен не пришлось

         Вам встречать весну.

Воспитатель: Я вам принесла баночки с кормом. Мы сегодня выйдем на прогулку и покормим птичек на участке.

Воспитатель: ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились на занятии?

Дети: с зимующими.

Воспитатель: я предлагаю вам пройти к столикам и сделать снегиря методом пластилинографии.

У каждого ребенка на картоне нарисован простым карандашом снегирь на ветке рябины с выделенными частями тела: грудка, голова, крыло, хвост.

1.Отщипываем кусочек красного пластилина, раскатываем тонкую колбаску и выкладываем по контуру грудки снегиря. Начиная от края, тонким слоем пластилина закрашиваем всю грудку птицы.

2.Возьмем кусок белого пластилина и маленький кусочек черного. Разминаем пальцами и смешиваем два цвета до получения серого оттенка. Закрашиваем серым цветом спинку и клюв снегиря.

3.Черным пластилином закрашиваем голову снегиря и выделяем контур клюва. Для глаза катаем маленький шарик из белого пластилина, приплющиваем, сверху накладываем черный шарик. 

Черным пластилином закрашиваем хвост и лапки птицы.

4. Белым пластилином закрасим подхвостье снегиря.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы. Вы так много знаете и умеете.  Что вам понравилось сегодня делать больше всего?

 Что вы интересного узнали и о чём вы расскажите сегодня дома родителям?

С какими птицами мы сегодня познакомились?

Назовите зимующих птиц.

Как мы должны помогать  птицам зимой?

Литература:

  1. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
  2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  3. Т.А. Шорыгина Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 96 с. — (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...

Конспект НОД "Как узнать птиц?", старший дошкольный возраст.

Данный конспект поможет педагогу сформировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение...

Конспект интегрированного мероприятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Моя семья»

"Вся семья вместе, так и душа на месте" Семья- это самое ценное, что есть у человека. В каждой семье есть свои семейные традиции. Семейные традиции - это постоянно повторяющиеся события в семье, обыча...

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендации по составлению конспектов занятий по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста

     Подробно рассмотренна структура занятия, целеполагание и формулировка задач для подготовки конспекта к занятию в ДОУ. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам...

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии «СКАЗКА О КАРАНДАШЕ И РЕЗИНКЕ» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии «СКАЗКА О КАРАНДАШЕ И РЕЗИНКЕ» для детей старшего дошкольного возраста...

"Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Как хлеб на стол приходит?"

Формировать трудолюбие, уважительное отношение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу...