Конспект комплексного занятия по экологическому развитию «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия
Конспект комплексного занятия по экологическому развитию «Зимующие птицы» (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия по экологическому развитию
«Зимующие птицы»
(старший дошкольный возраст)
Дупак Валентина Дмитриевна
воспитатель
МБДОУ Детский сад № 14
г. Химки
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, способствующих воспитанию бережного отношения к птицам.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять представления детей о зимующих птицах
2.Показать роль человека в жизни птиц и закрепить знания о пользе птиц для людей.
3.Обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи слова:
«зимующие, оперение, подхвостье, шустрая».
4. Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.
Развивающие:
1.Развивать мышление, любознательность, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к птицам, желание им помочь в трудное время.
2.Вызывать положительные эмоции у детей.
ИОО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Оборудование: проектор, экран, аудиозапись, пёрышко, кормушки для птиц, пластилин, баночки с кормом.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.
Воспитатель. Какое сейчас время года? (ответы детей)
Зима вступила в свои права. Дуют холодные ветра, мороз сковал всю землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от ветра.
Воспитатель: По дороге в сад я нашла пёрышко. Как вы думаете, чьё оно?
Дети: Птичье.
Воспитатель: с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают.
Воспитатель. Как такие птицы называются?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: А почему одни улетают, а другие птички остаются зимовать с нами?
Дети: - Одним хватает корма, а другим – нет…
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности.
Как зовут нашего первого гостя? Чтобы это узнать отгадайте загадку:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый...
(Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на слайде.
Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.
Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
Картинка с изображением голубя появляется на слайде.
Голубь обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.
Воспитатель. Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…( Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель. Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.
Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины
Воспитатель. Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
На слайде появляется картинка с изображением синицы.
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое сало.
Воспитатель: А как вы думаете, почему эти птицы называются зимующими?
Дети: Потому что зимуют вместе с нами. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы.
Физминутка.
Игра: «Зимующие и перелётные птицы»
(Под музыку дети «летают», воспитатель называет любую птицу. Если это зимующая птица, дети приседают, а если перелётная – продолжают двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, легко ли птицам зимой?
Дети: Птицам холодно и голодно.
Воспитатель. Зимующие птицы чтобы выжить ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Воспитатель. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.
Воспитатель. Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую.
Воспитатель. А какие кормушки приготовили вы? (Показ кормушек)
Воспитатель. Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки? (ответы детей)
Воспитатель. Как вы думаете, почему еще необходимо помогать птицам в зимнее время?
Дети: для того, чтобы они, перезимовав, украсили зиму и лето своим пением. Птицы друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей, распространяют семена.
Воспитатель. Помогите птицам, и они оплатят вам зелеными парками, лесами, сохраненным урожаем полей и садов, огородных участков.
Воспитатель. А чем нужно кормить птиц зимой? Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.
Послушайте стихотворение:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетаются зимой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна:
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну!
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Воспитатель: Я вам принесла баночки с кормом. Мы сегодня выйдем на прогулку и покормим птичек на участке.
Воспитатель: ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились на занятии?
Дети: с зимующими.
Воспитатель: я предлагаю вам пройти к столикам и сделать снегиря методом пластилинографии.
У каждого ребенка на картоне нарисован простым карандашом снегирь на ветке рябины с выделенными частями тела: грудка, голова, крыло, хвост.
1.Отщипываем кусочек красного пластилина, раскатываем тонкую колбаску и выкладываем по контуру грудки снегиря. Начиная от края, тонким слоем пластилина закрашиваем всю грудку птицы.
2.Возьмем кусок белого пластилина и маленький кусочек черного. Разминаем пальцами и смешиваем два цвета до получения серого оттенка. Закрашиваем серым цветом спинку и клюв снегиря.
3.Черным пластилином закрашиваем голову снегиря и выделяем контур клюва. Для глаза катаем маленький шарик из белого пластилина, приплющиваем, сверху накладываем черный шарик.
Черным пластилином закрашиваем хвост и лапки птицы.
4. Белым пластилином закрасим подхвостье снегиря.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы. Вы так много знаете и умеете. Что вам понравилось сегодня делать больше всего?
Что вы интересного узнали и о чём вы расскажите сегодня дома родителям?
С какими птицами мы сегодня познакомились?
Назовите зимующих птиц.
Как мы должны помогать птицам зимой?
Литература:
- Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Т.А. Шорыгина Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 96 с. — (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»
План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...
Конспект НОД "Как узнать птиц?", старший дошкольный возраст.
Данный конспект поможет педагогу сформировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение...
Конспект интегрированного мероприятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Моя семья»
"Вся семья вместе, так и душа на месте" Семья- это самое ценное, что есть у человека. В каждой семье есть свои семейные традиции. Семейные традиции - это постоянно повторяющиеся события в семье, обыча...
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Рекомендации по составлению конспектов занятий по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста
Подробно рассмотренна структура занятия, целеполагание и формулировка задач для подготовки конспекта к занятию в ДОУ. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам...
КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии «СКАЗКА О КАРАНДАШЕ И РЕЗИНКЕ» для детей старшего дошкольного возраста
КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по хореографии «СКАЗКА О КАРАНДАШЕ И РЕЗИНКЕ» для детей старшего дошкольного возраста...
"Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Как хлеб на стол приходит?"
Формировать трудолюбие, уважительное отношение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу...