Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ДЦП
консультация
Выступление на дефектологическом семинаре из опыта работы по теме: "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с диагнозом ДЦП"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на дефектологическом семинаре.
Тема: «Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ДЦП».
(Из опыта работы)
Одной из основных проблем, с которыми я столкнулась в своей работе, является отсутствие речи у определенной группы детей, либо тяжелая степень нарушения речи. К этой группе относятся дети с органическим поражением головного мозга, дети с детским церебральным параличом, у которых наряду с двигательными нарушениями у детей существует проблема нарушения звукопроизношения.
Особое место в клинике ДЦП занимают речевые расстройства.
Наиболее частым расстройством будет дизартрия. Сложной для диагностики и коррекции является алалия. Мои коррекционно-логопедические занятия посещает 3 детей с ДЦП, имеющие логопедическое заключение – дизартрия.
У детей с дизартрией плохо развита артикуляционная моторика, нарушено речевое и физиологическое дыхание, нарушена мелкая и общая моторика, фонематическое восприятие, звукопроизношение, нарушена зрительно-пространственная ориентация, наблюдается дефицит внимания.
Логопедическую работу необходима начинать в младшем возрасте, как можно раньше, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности. С учетом нарушения у таких детей я строю логопедическую работу.
Выделю основные направления коррекционно-логопедической работы:
- Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения.
В работе применяю артикуляционные упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата.(Для нижней челюсти, губ, языка, упражнения для удержания определенной позы, на переключения движений).
Все упражнения мы выполняет с помощью карточек символов. Ребенок смотрит и выполняет. В своей работе использую упражнения на мимику. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и повторить упражнение. (улыбку, грусть, удивление и т.д. в игровой форме).
Одновременно с этими упражнениями можно применить логопедический массаж (точечный и зондовый). Он проводится для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодолевая амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата. Данный прием я в своей работе не использую, так как он требует специальной курсовой подготовки.
Одновременно с этими упражнениями осуществляю работу по развитию речевого дыхания и голоса. Такие упражнения как: «Лети бабочка», «Осенние листья», «Вертушка», «Загони мяч в ворота». Использую в работе дыхательное панно. Учимся правильно дышать по такой схеме: Вдох через рот – выдох через рот;
Вдох через нос – выдох через нос; вдох через рот – выдох через нос; вдох через нос – выдох через рот. В своей работе я сталкиваюсь с тем, что дети не умеют правильно дышать.
Следующее направление в моей работе это развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. В работе использую следующие игры:
«Найди картинку», «Поймай звук», «Назови гласные звуки в слове», «Назови первый звук в слове».
Очень важным считаю направление в логопедической работе развитие мелкой моторики. В работе использую элементы самомассажа, пальчиковую гимнастику с стихотворным сопровождением, сухой бассейн, где дети находят мелкие детали, использую элементы су-джок, деревянные орехи, прищепки, четырехгранные палочки.
- В логопедической работе использую упражнения по коррекции восприятия, внимания и памяти, на развитие зрительно-пространственной ориентации. Это специальные «диктанты», когда ребёнка просят положить спичку, горошинку или любую другую мелочь в правый верхний угол альбомного листа, затем в левый нижний, в центр листа и т.д. С этой же целью можно использовать и мозаику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы
Статья рассказывает о сотрудничестве и приемственности в работе детского сада и школы в развитии всех компонентов речевой системы детей. Коррекция речевых нарушений и работа над ними в дошкольны...
Презентация Преемственность коррекционной логопедической работы в дошкольном учреждении и школы
Презентация является дополнением и нагладным материалом к статье "Преемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы"....
Современные подходы взаимодействия логопеда и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Эффективность коррекционно-логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) определяется множеством факторов. В частности, работа педагогов, родителей, психологов и медиков...
«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад. Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...
Технологическая карта подгруппового коррекционно-логопедического занятия. ТЕМА: «Звук [Р]»
Опыт работы на тему: «Инновационные технологии в работе учителя-логопеда»Цель: совершенствование и оптимизация процесса обучения и развития детей с речевыми нарушениями....
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для решения практических задач по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....