Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ДЦП
консультация

Широкая Анна Михайловна

Выступление на дефектологическом семинаре из опыта работы по теме: "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с диагнозом ДЦП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на дефектологическом семинаре.

Тема: «Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ДЦП».

 (Из опыта работы)

Одной из основных проблем, с которыми я столкнулась в своей работе, является отсутствие речи у определенной группы детей, либо тяжелая степень нарушения речи. К этой группе относятся  дети с органическим поражением головного мозга, дети с детским церебральным параличом, у которых  наряду с двигательными нарушениями у детей существует проблема нарушения  звукопроизношения.

Особое место в клинике ДЦП занимают речевые расстройства.

Наиболее частым расстройством будет дизартрия. Сложной для диагностики и коррекции является алалия. Мои коррекционно-логопедические занятия посещает 3 детей с ДЦП, имеющие логопедическое заключение – дизартрия.

У детей с дизартрией плохо развита  артикуляционная моторика, нарушено речевое и физиологическое дыхание, нарушена мелкая и общая моторика, фонематическое восприятие, звукопроизношение, нарушена зрительно-пространственная ориентация, наблюдается дефицит внимания.

Логопедическую работу необходима начинать  в младшем возрасте, как можно раньше, создавая тем самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой деятельности. С учетом нарушения у таких детей я строю логопедическую работу.

Выделю основные направления коррекционно-логопедической работы:

  • Развитие  артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения. 

В работе применяю артикуляционные упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата.(Для нижней челюсти, губ, языка,  упражнения для удержания  определенной позы, на переключения движений).

Все упражнения мы выполняет с помощью карточек символов. Ребенок смотрит и выполняет. В своей работе использую упражнения на мимику. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и повторить упражнение. (улыбку, грусть, удивление и т.д. в игровой форме).

Одновременно с этими упражнениями можно применить логопедический массаж (точечный и зондовый). Он проводится для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодолевая амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата. Данный прием я в своей работе не использую, так как он требует специальной курсовой подготовки.

Одновременно с этими упражнениями осуществляю работу по развитию речевого дыхания и голоса. Такие упражнения как: «Лети бабочка», «Осенние листья», «Вертушка», «Загони мяч в ворота». Использую в работе дыхательное панно. Учимся правильно дышать по такой схеме:  Вдох через рот – выдох через рот;

Вдох через нос – выдох через нос; вдох через рот – выдох через нос; вдох через нос – выдох через рот. В своей работе я сталкиваюсь с тем, что дети не умеют правильно дышать.

Следующее направление в моей работе это  развитие  фонематического восприятия, анализа и синтеза. В работе использую следующие игры:

«Найди картинку», «Поймай звук», «Назови гласные звуки в слове», «Назови первый звук в слове».

Очень важным считаю направление в логопедической работе развитие мелкой  моторики. В работе использую элементы самомассажа, пальчиковую гимнастику с стихотворным сопровождением, сухой бассейн, где дети находят мелкие детали, использую элементы су-джок, деревянные орехи,  прищепки, четырехгранные палочки.

  • В логопедической работе использую упражнения по коррекции восприятия, внимания и памяти, на развитие зрительно-пространственной ориентации.  Это  специальные «диктанты», когда ребёнка просят положить спичку, горошинку или любую другую мелочь в правый верхний угол альбомного листа, затем в левый нижний, в центр листа и т.д. С этой же целью можно использовать и мозаику.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы

Статья рассказывает о сотрудничестве и приемственности  в работе детского сада и школы в развитии всех компонентов речевой системы детей. Коррекция речевых нарушений и работа над ними в дошкольны...

Презентация Преемственность коррекционной логопедической работы в дошкольном учреждении и школы

Презентация является дополнением и нагладным материалом к статье "Преемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы"....

Современные подходы взаимодействия логопеда и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Эффективность коррекционно-логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) определяется множеством факторов. В частности, работа педагогов, родителей, психологов и медиков...

«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад.  Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...

Технологическая карта подгруппового коррекционно-логопедического занятия. ТЕМА: «Звук [Р]»

Опыт работы на тему: «Инновационные технологии в работе учителя-логопеда»Цель: совершенствование и оптимизация процесса обучения и развития детей с речевыми нарушениями....

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для решения практических задач по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....