Современные подходы взаимодействия логопеда и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями
статья

Упорова Татьяна Николаевна

Эффективность коррекционно-логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) определяется множеством факторов. В частности, работа педагогов, родителей, психологов и медиков должна быть комплексной и согласованной. Многие ученые проводили исследования (А.В.Запорожца, И.В.  Гребенникова, Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой, и др.), на основе которых была установлена острая необходимость тесной взаимосвязи между общественным и семейным воспитанием. Эти социальные институты являются взаимодополняющими. Чтобы работа логопеда с ребенком, имеющим речевые нарушения, дала свои плоды, родители должны полноценно включаться в коррекционно-педагогический процесс и играть в нем одну из главных ролей. Родители должны оказывать поддержку ребенку и параллельно получать квалифицированную поддержку от профессионалов. Это позволит постепенно повысить уровень их компетенции в сфере педагогики и создать максимально комфортную для ребёнка социальную среду. Родителям важно принимать активное участие в обучении, воспитании и коррекции нарушений речевого и неречевого характера. Одна из задач, стоящих перед современным педагогом, заключается в превращении родителей в своих полноценных партнеров и установлении тесного контакта с ними. Это позволит сделать коррекционно-логопедическое воздействие более действенным и результативным. Но не всегда удается сразу достичь согласованного взаимодействия.

Формы взаимодействия с родителями

Одна из проблем современных родителей заключается в полном отсутствии или недостатке педагогических знаний, а также определенной отстраненности. Многие родители не собираются вникать в проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, а также не хотят видеть возможных трудностей. По этой причине, успех в обучении и воспитании детей в дошкольных учреждениях (далее ДО) во многом определяется рациональностью организации педагогического консультирования и просвещения родителей. Это особенно актуально для родителей, чьи дети посещают логопедические группы, поскольку родителям таких дошкольников важно не только обладать общими педагогическими знаниями, но также иметь определенную специальную подготовку. Это позволит применять полученную информацию в домашней обстановке при общении со своим ребенком.

Наибольшие трудности возникают у родителей с детьми, имеющими особые образовательные потребности (далее ООП). Не только педагоги, но и родители должны принимать активное участие в коррекционно-логопедических мероприятиях. Находясь в тесном взаимодействии, педагоги и родители смогут добиться больших успехов. В нашей группе педагоги поддерживают эффективную связь с родителями через несколько форм работы: индивидуальную, коллективную, наглядную.

Под коллективной работой следует понимать проведение консультаций, родительских собраний, мастер-классов, семинаров, круглых столов, бесед, праздников-утренников, открытых фронтальных логопедических занятий. В логопедической группе проведение общих собраний совместно с родителями осуществляется трижды: в начале, в конце и в середине учебного года. Эти мероприятия нацелены на объединение родителей и ориентацию на помощь педагогам ДО. На общих собраниях родители осознают важность активного участия в воспитательном процессе и включаются в работу.

В ходе первого собрания логопед объясняет родителям, какую помощь может оказать родитель своему ребенку. Они учатся тому, как стать активными и заинтересованными участниками воспитательного и коррекционного процессов, какие меры следует предпринимать при выявленных нарушений, сопутствующих основному дефекту. Воспитатели и логопеды ставят перед собой чрезвычайно важную задачу – разъяснить родителям, насколько важное значение имеет регулярная работа с собственным ребенком по предоставленным педагогами рекомендациям. Лишь в этом случае можно достичь наилучших результатов.

В ходе тренингов родители должны получать максимально четкие, конкретные рекомендации. Как правило, в ходе тренингов логопед и родители разбирают темы:

- “Артикуляционная гимнастика”;
- “Развитие  общей и мелкой моторики”;
- “Рекомендации родителям”;
- “Активно двигаемся, играем и развиваем речь”;
- “Автоматизацией звука в домашних условиях”;
- “Межполушарное взаимодействие”;
- “Учим звуки играя”.

В рамках отдельных консультаций применяется дополнительное оборудование. Невозможно обойтись без презентации логопедических пособий. Так, при изучении темы развития общей и мелкой моторики педагоги используют бусины, шнуровку, пуговицы, мяч, ножницы, мозаику и прочие средства. Родители должны осознать, насколько важна развитая мелкая моторика рук, какие виды работы руками существуют. Оценить результаты применения полученных знаний педагогам удалось в результате проведенной выставки «Умелые ручки». На фотоснимках были продемонстрированы работы дошкольников, выполненные совместно с родителями.

В ходе мастер-классов «Учимся, играя» логопед демонстрирует эффективные упражнения и игры, направленные на автоматизацию звуков в речи ребёнка, а также развитие связной речи.

На практике становится очевидно, что комбинированные занятия позволяют с наибольшей эффективностью повышать педагогическую осведомленность родителей. Такая форма обучения предполагает консультирование родителей на определенную тему, за которым следует тематическое практическое занятие. В ходе практического занятия родители совместно с детьми закрепляют полученные знания и делают еще один шаг на пути к преодолению ребенком речевых нарушений.

Проведение «круглых столов» и бесед должно происходить в непринужденной обстановке. Беседа должна иметь доверительный характер, иначе она не будет результативной. В рамках каждой встречи обсуждается определенная тема. Первый «круглый стол» проводится в начале очередного учебного года. В идеале, это должно произойти в конце сентября. При первой встрече происходит знакомство педагогов и родителей, а также друг с другом. Параллельно происходит обсуждение проблем, вызванных речевыми нарушениями у ребенка. Родители смогут получить профессиональные рекомендации, в том числе, для получения консультаций узких специалистов. Заседание «круглого стола» в середине учебного года проходит при участии квалифицированного психолога. Он сможет провести профессиональную консультацию по вопросам развития психических процессов у детей. Логопед даст свои рекомендации по выбору игр, направленных на стимуляцию речевого развития у детей.

На протяжении учебного года родители принимают участие во фронтальных логопедических занятиях, которые проходят в открытой форме. Это позволяет в динамике отслеживать изменения в речевом развитии своих детей для адекватной оценки их успехов.

Утренники проводятся три раза в течение года. В подготовке к ним и в непосредственном проведении принимают участие все члены педагогического коллектива, в том числе, музыкальный руководитель. Эти праздники имеют принципиальную важность, поскольку позволяют оценить результаты усилий педагогов, родителей и самого ребенка.

По сравнению с коллективной, индивидуальная работа имеет одно важное преимущество. В ходе индивидуальных занятий между логопедом и родителями устанавливается более тесное взаимодействие. В ходе персональных встреч педагогам ДО удается решить определенные проблемы с конкретной семьей с применением личностно-ориентированного подхода.

Существует множество форм индивидуального взаимодействия, но наиболее действенными среди них считаются:

- частные практикумы, направленные на обеспечение родителями совместной деятельности коррекционной направленности (артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения). Логопед заблаговременно готовит «опорные» карточки, таблицы или схемы. Это позволит более доходчиво объяснить тему родителям.;

- привлечение родителей к участию в занятиях логопеда с ребенком (взрослые наблюдают за ходом всего занятия, иногда выполняют определенные кратковременные функции).

 

Наибольшей эффективностью отличаются логопедические практикумы, в которых принимают участие родители. Родители смогут обучиться совместным формам работы с ребенком. На подобных занятиях логопед выполняет роль ведущего. Логопед сможет оценить успехи ребенка в правильном произношении звуков, скорректировать процесс совместного обучения ребенка и родителей, сделать взаимодействие более результативным.

Профессиональные логопеды предпочитают вести тетрадь для домашних заданий, поскольку считают этот инструмент важным при построении работы с родителями. Заполнение тетради осуществляется непосредственно логопедом. Записи делают 2-3 раза в неделю, чтобы контролировать систематичность проведения занятий в семье и их результативность. Задания, которые логопед дает родителям, определяются не только тяжестью нарушения, но и другими индивидуальными особенностями ребенка. В тетради родители смогут написать любой вопрос, на который им необходимо получить ответ. В тетради логопеда предусматривают «экран звукопроизношения». Он необходим для наглядного отображения нарушений звуков у дошкольника с динамикой произношения звуков. Родители смогут проконтролировать успехи ребенка в динамике: какие звуки уже автоматизировались, а какие – находятся в динамике.

Наглядные формы взаимодействия с родителями успешно применяются в детском саду. В них отражается информация о тематике логопедических занятий, даются практические рекомендации родителям по формированию необходимых речевых навыков у ребенка, артикуляционная гимнастика.

Обновление дидактических материалов проводится 2-3 раза в течение учебного года.

Педагоги должны уделить повышенное внимание вопросам обучения родителей практическим приемам взаимодействия с детьми. Эти навыки должны быть совместно отработаны до автоматизма. Это поможет максимально быстро достичь наиболее эффективной коррекции речевого развития у детей с ООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие логопеда и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

Эффективность коррекционно-логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) определяется множеством факторов. В частности, работа педагогов, родителей, психологов и медиков должна быть комплексной и согласованной. Многие ученые проводили исследования (А.В.Запорожца, И.В.  Гребенникова, Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой, и др.), на основе которых была установлена острая необходимость тесной взаимосвязи между общественным и семейным воспитанием. Эти социальные институты являются взаимодополняющими. Чтобы работа логопеда с ребенком, имеющим речевые нарушения, дала свои плоды, родители должны полноценно включаться в коррекционно-педагогический процесс и играть в нем одну из главных ролей. Родители должны оказывать поддержку ребенку и параллельно получать квалифицированную поддержку от профессионалов. Это позволит постепенно повысить уровень их компетенции в сфере педагогики и создать максимально комфортную для ребёнка социальную среду. Родителям важно принимать активное участие в обучении, воспитании и коррекции нарушений речевого и неречевого характера. Одна из задач, стоящих перед современным педагогом, заключается в превращении родителей в своих полноценных партнеров и установлении тесного контакта с ними. Это позволит сделать коррекционно-логопедическое воздействие более действенным и результативным. Но не всегда удается сразу достичь согласованного взаимодействия.

Формы взаимодействия с родителями

Одна из проблем современных родителей заключается в полном отсутствии или недостатке педагогических знаний, а также определенной отстраненности. Многие родители не собираются вникать в проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, а также не хотят видеть возможных трудностей. По этой причине, успех в обучении и воспитании детей в дошкольных учреждениях (далее ДО) во многом определяется рациональностью организации педагогического консультирования и просвещения родителей. Это особенно актуально для родителей, чьи дети посещают логопедические группы, поскольку родителям таких дошкольников важно не только обладать общими педагогическими знаниями, но также иметь определенную специальную подготовку. Это позволит применять полученную информацию в домашней обстановке при общении со своим ребенком.

Наибольшие трудности возникают у родителей с детьми, имеющими особые образовательные потребности (далее ООП). Не только педагоги, но и родители должны принимать активное участие в коррекционно-логопедических мероприятиях. Находясь в тесном взаимодействии, педагоги и родители смогут добиться больших успехов. В нашей группе педагоги поддерживают эффективную связь с родителями через несколько форм работы: индивидуальную, коллективную, наглядную.

Под коллективной работой следует понимать проведение консультаций, родительских собраний, мастер-классов, семинаров, круглых столов, бесед, праздников-утренников, открытых фронтальных логопедических занятий. В логопедической группе проведение общих собраний совместно с родителями осуществляется трижды: в начале, в конце и в середине учебного года. Эти мероприятия нацелены на объединение родителей и ориентацию на помощь педагогам ДО. На общих собраниях родители осознают важность активного участия в воспитательном процессе и включаются в работу.

В ходе первого собрания логопед объясняет родителям, какую помощь может оказать родитель своему ребенку. Они учатся тому, как стать активными и заинтересованными участниками воспитательного и коррекционного процессов, какие меры следует предпринимать при выявленных нарушений, сопутствующих основному дефекту. Воспитатели и логопеды ставят перед собой чрезвычайно важную задачу – разъяснить родителям, насколько важное значение имеет регулярная работа с собственным ребенком по предоставленным педагогами рекомендациям. Лишь в этом случае можно достичь наилучших результатов.

В ходе тренингов родители должны получать максимально четкие, конкретные рекомендации. Как правило, в ходе тренингов логопед и родители разбирают темы:

- “Артикуляционная гимнастика”;
- “Развитие  общей и мелкой моторики”;
- “Рекомендации родителям”;
- “Активно двигаемся, играем и развиваем речь”;
- “Автоматизацией звука в домашних условиях”;
- “Межполушарное взаимодействие”;
- “Учим звуки играя”.

В рамках отдельных консультаций применяется дополнительное оборудование. Невозможно обойтись без презентации логопедических пособий. Так, при изучении темы развития общей и мелкой моторики педагоги используют бусины, шнуровку, пуговицы, мяч, ножницы, мозаику и прочие средства. Родители должны осознать, насколько важна развитая мелкая моторика рук, какие виды работы руками существуют. Оценить результаты применения полученных знаний педагогам удалось в результате проведенной выставки «Умелые ручки». На фотоснимках были продемонстрированы работы дошкольников, выполненные совместно с родителями.

В ходе мастер-классов «Учимся, играя» логопед демонстрирует эффективные упражнения и игры, направленные на автоматизацию звуков в речи ребёнка, а также развитие связной речи.

На практике становится очевидно, что комбинированные занятия позволяют с наибольшей эффективностью повышать педагогическую осведомленность родителей. Такая форма обучения предполагает консультирование родителей на определенную тему, за которым следует тематическое практическое занятие. В ходе практического занятия родители совместно с детьми закрепляют полученные знания и делают еще один шаг на пути к преодолению ребенком речевых нарушений.

Проведение «круглых столов» и бесед должно происходить в непринужденной обстановке. Беседа должна иметь доверительный характер, иначе она не будет результативной. В рамках каждой встречи обсуждается определенная тема. Первый «круглый стол» проводится в начале очередного учебного года. В идеале, это должно произойти в конце сентября. При первой встрече происходит знакомство педагогов и родителей, а также друг с другом. Параллельно происходит обсуждение проблем, вызванных речевыми нарушениями у ребенка. Родители смогут получить профессиональные рекомендации, в том числе, для получения консультаций узких специалистов. Заседание «круглого стола» в середине учебного года проходит при участии квалифицированного психолога. Он сможет провести профессиональную консультацию по вопросам развития психических процессов у детей. Логопед даст свои рекомендации по выбору игр, направленных на стимуляцию речевого развития у детей.

На протяжении учебного года родители принимают участие во фронтальных логопедических занятиях, которые проходят в открытой форме. Это позволяет в динамике отслеживать изменения в речевом развитии своих детей для адекватной оценки их успехов.

Утренники проводятся три раза в течение года. В подготовке к ним и в непосредственном проведении принимают участие все члены педагогического коллектива, в том числе, музыкальный руководитель. Эти праздники имеют принципиальную важность, поскольку позволяют оценить результаты усилий педагогов, родителей и самого ребенка.

По сравнению с коллективной, индивидуальная работа имеет одно важное преимущество. В ходе индивидуальных занятий между логопедом и родителями устанавливается более тесное взаимодействие. В ходе персональных встреч педагогам ДО удается решить определенные проблемы с конкретной семьей с применением личностно-ориентированного подхода.

Существует множество форм индивидуального взаимодействия, но наиболее действенными среди них считаются:

- частные практикумы, направленные на обеспечение родителями совместной деятельности коррекционной направленности (артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения). Логопед заблаговременно готовит «опорные» карточки, таблицы или схемы. Это позволит более доходчиво объяснить тему родителям.;

- привлечение родителей к участию в занятиях логопеда с ребенком (взрослые наблюдают за ходом всего занятия, иногда выполняют определенные кратковременные функции).

Наибольшей эффективностью отличаются логопедические практикумы, в которых принимают участие родители. Родители смогут обучиться совместным формам работы с ребенком. На подобных занятиях логопед выполняет роль ведущего. Логопед сможет оценить успехи ребенка в правильном произношении звуков, скорректировать процесс совместного обучения ребенка и родителей, сделать взаимодействие более результативным.

Профессиональные логопеды предпочитают вести тетрадь для домашних заданий, поскольку считают этот инструмент важным при построении работы с родителями. Заполнение тетради осуществляется непосредственно логопедом. Записи делают 2-3 раза в неделю, чтобы контролировать систематичность проведения занятий в семье и их результативность. Задания, которые логопед дает родителям, определяются не только тяжестью нарушения, но и другими индивидуальными особенностями ребенка. В тетради родители смогут написать любой вопрос, на который им необходимо получить ответ. В тетради логопеда предусматривают «экран звукопроизношения». Он необходим для наглядного отображения нарушений звуков у дошкольника с динамикой произношения звуков. Родители смогут проконтролировать успехи ребенка в динамике: какие звуки уже автоматизировались, а какие – находятся в динамике.

Наглядные формы взаимодействия с родителями успешно применяются в детском саду. В них отражается информация о тематике логопедических занятий, даются практические рекомендации родителям по формированию необходимых речевых навыков у ребенка, артикуляционная гимнастика.

Обновление дидактических материалов проводится 2-3 раза в течение учебного года.

Педагоги должны уделить повышенное внимание вопросам обучения родителей практическим приемам взаимодействия с детьми. Эти навыки должны быть совместно отработаны до автоматизма. Это поможет максимально быстро достичь наиболее эффективной коррекции речевого развития у детей с ООП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее

     В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом обще...

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями. Методическое пособие для педагогов школ I-II вида.

Методическое пособие предназначено для педагогов школ I-II. В работе рассматриваются виды диалогов, основные функции диалогов, представлены примерные виды диалогических единств и  многое другое....

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....

Методическая разработка бинарного урока по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Бинарный урок по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями разработан для студентов педагогического колледжа, обучающихся по ...

Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...