Приемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы
статья по теме
Статья рассказывает о сотрудничестве и приемственности в работе детского сада и школы в развитии всех компонентов речевой системы детей. Коррекция речевых нарушений и работа над ними в дошкольных учреждениях.
Этапы работы с детьми и формы взаимодействия логопедов ДОУ и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyst.na_semin.o_preemstv.log_.rab_.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст выступления на семинаре для специалистов служб сопровождения и служб здоровья ОУ Кировского р-на г.Санкт-Петербурга (22.01.13)
ТЕМА: «Преемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы» Докладчик: АШЕЙЧИК ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА, преподаватель методики развития детской речи и основ логопедии ГБОУ СПО педагогического колледжа №8 г.Санкт-Петербурга
Современная концепция дошкольного воспитания, новые требования к содержанию и характеру начального школьного образования определяют необходимость совершенствования развития ребёнка дошкольного возраста, важным направлением которого является формирование речевых умений и навыков. Развитие в достаточной степени всех компонентов речевой системы позволяет вчерашним дошкольникам легче и быстрее адаптироваться к условиям школы. Этому способствует в частности преемственность в коррекционной логопедической работе ДОУ и школы.
С точки зрения детского сада преемственность – это ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков. С позиции школы – это опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки.
Для решения данной проблемы необходимо тесное сотрудничество, взаимопонимание обеих сторон и знание её аспектов, в первую очередь, причин детских речевых нарушений. Основными из них являются: 1.экзогенно-органические: *инфекции, токсикозы; заболевания матери во время беременности; акушерская паталогия; внутричерепные кровоизлияния плода; радиация, курение, алкоголизм и др. *родовые травмы; асфиксия плода при родах; *травмы черепа ребёнка после рождения; медикаментозное лечение; инфекционные и простудные заболевания...; 2. наследственные: аномалии нёба, наследственная отягощённость среди заикающихся (предрасположенность); болезнь Дауна; заболевания обмена веществ; 3.социальные: недостаточное довербальное развитие ребёнка на 1-ом году жизни; ошибки в речи взрослых; нервозная окружающая обстановка.
Выявив причины речевых нарушений у детей, логопед в ДОУ составляет перспективный план коррекционной работы, предусматривающий создание развивающей среды в логопедическом кабинете и непосредственное общение с детьми-логопатами, их родителями, коллегами учреждения.
Коррекция речевых нарушений осуществляется поэтапно: 1-ый этап – (сентябрь-декабрь) обследование детей, оформление речевых карт, формирование логопедических групп, а также – работа а) над звукопроизношением (это: уточнение произношения…звуков; подготовка артикуляторного аппарата; постановка, первоначальное закрепление звуков) и б) по развитию фонематического анализа, синтеза, представлений (это: развитие слухового внимания; выделение звуков в слове; звуковой анализ и синтез слов с изученными звуками); 2-ой этап – (январь-март) оба направления работы остаются те же, новым в содержании работы является проведение упражнений по автоматизации и дифференциации звуков; появляются понятия «звук», «буква», «твёрдые» и «мягкие» согласные…; 3-ий этап – (апрель-май) новое –работа с буквами разрезной азбуки; запись букв, слогов, слов в тетрадях и др.
Одновременно проводится работа с:
родителями детей сотрудниками ДОУ *собрания *консультации воспитателей *оформление информационных *обсуждение содержания и методики стендов работы с отстающими детьми *индивидуальные и подгрупповые *проведение речевых игр консультации «Профилактика *знакомство с новой методической дисграфии», «Правильная речь - литературой залог успешного обучения в школе» *выступление логопеда на педсовете *рекомендации по выполнению *и др. упражнений артикуляторной гимнастики…
На каждого ребёнка оформляется речевая карта с приложением, в котором отражены: 1.эмоционально-волевая сфера ребёнка-дошкольника; 2.речевая функциональная система: (общие речевые навыки; фонетическая и фонематическая системы; лексико-грамматический строй речи; связная речь); 3.неречевая функциональная система; *Выводы и рекомендации учителя-логопеда.
Школьный логопед должен ознакомиться с результатами данной работы и, опираясь на достижения ребёнка-дошкольника, продолжить развивать накопленный им потенциал. Основными задачами учителя-логопеда в общеобразовательной школе являются: 1.своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся; 2.коррекция нарушений устной и письменной речи; 3.предупреждение и профилактика речевых нарушений; 4.пропаганда специальных логопедических знаний среди коллег и родителей учащихся.
Существуют различные формы взаимодействия логопедов ДОУ и школы: *ознакомление с дефектами речи у детей-логопатов и их анамнезом; *составление плана работы по устранению речевых нарушений; *посещение занятий в ДОУ логопедами школы; * участие в проведении родительских собраний, занятий, консультировании родителей будущих первоклассников; * передача речевых карт воспитанников ДОУ логопедам школ; *посещение занятий в школе логопедами ДОУ; *совместные совещания по обмену опытом коррекционной логопедической работы (показ презентации) и др.
К сожалению, на практике не всегда осуществляется преемственность между логопедическими службами ДОУ и школы по следующим причинам: - часть детей не охвачена целенаправленной логопедической работой в домашних условиях и в детских садах; - нередко дети из одной логопедической группы идут в разные школы, это усложняет контроль за динамикой их развития и возможность установить контакт со школьными логопедами; - логопеды ДОУ недостаточно знакомы с образовательными программами школ, организацией и содержанием работы школьных логопедов; в свою очередь, последние не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, могут её оценить.
Данные трудности необходимо совместными усилиями преодолевать. Только тесное взаимодействие дошкольной и школьной логопедических служб помогут, с одной стороны, чётко представлять проблемы детей с речевыми нарушениями в процессе обучения в школе и знать методы коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно построить работу, предупредить возможные трудности и свести их до минимума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Преемственность коррекционной логопедической работы в дошкольном учреждении и школы
Презентация является дополнением и нагладным материалом к статье "Преемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы"....
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ДЦП
Выступление на дефектологическом семинаре из опыта работы по теме: "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с диагнозом ДЦП"...
Современные подходы взаимодействия логопеда и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Эффективность коррекционно-логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) определяется множеством факторов. В частности, работа педагогов, родителей, психологов и медиков...
«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад. Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...
Использование методики медленного чтения вслух в логопедической работе с учащимися общеобразовательной школы
Педагогический приём "медленного чтения" в коррекционно-воспитательной работе, направлен на организацию учебной деятельности и способствующий повышению активности обучающихся....
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для решения практических задач по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....