Приемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы
статья по теме

Статья рассказывает о сотрудничестве и приемственности  в работе детского сада и школы в развитии всех компонентов речевой системы детей. Коррекция речевых нарушений и работа над ними в дошкольных учреждениях.

Этапы работы с детьми и формы взаимодействия логопедов ДОУ и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst.na_semin.o_preemstv.log_.rab_.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Текст выступления на семинаре для специалистов служб сопровождения и служб здоровья ОУ Кировского р-на  г.Санкт-Петербурга    (22.01.13)

ТЕМА: «Преемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы»                                                                              Докладчик: АШЕЙЧИК ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА, преподаватель методики развития детской речи и основ логопедии ГБОУ СПО педагогического колледжа №8 г.Санкт-Петербурга

     Современная концепция дошкольного воспитания, новые требования к  содержанию и характеру начального школьного образования определяют необходимость совершенствования развития ребёнка дошкольного возраста, важным направлением которого является формирование речевых умений и навыков. Развитие в достаточной степени всех компонентов речевой системы позволяет вчерашним дошкольникам легче и быстрее адаптироваться к условиям школы. Этому способствует в частности преемственность в коррекционной логопедической работе ДОУ и школы.

     С точки зрения детского сада преемственность – это ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков.                                                                                                                                 С позиции школы – это опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки.

     Для решения данной проблемы необходимо тесное сотрудничество, взаимопонимание обеих сторон и знание её аспектов, в первую очередь, причин детских речевых нарушений. Основными из них являются:                                                                    1.экзогенно-органические:                                                                                            *инфекции, токсикозы; заболевания матери во время беременности; акушерская паталогия; внутричерепные кровоизлияния плода; радиация, курение, алкоголизм и др.                                                                                           *родовые травмы; асфиксия плода при родах;                                                             *травмы черепа ребёнка после рождения; медикаментозное лечение; инфекционные и простудные заболевания...;                                                           2. наследственные:                                                                                                                                                                                                               аномалии нёба, наследственная отягощённость среди заикающихся (предрасположенность); болезнь Дауна; заболевания обмена веществ;                           3.социальные:                                                                                                                               недостаточное довербальное развитие ребёнка на 1-ом году жизни; ошибки в речи взрослых; нервозная окружающая обстановка.                                                                            

     Выявив причины речевых нарушений у детей, логопед в ДОУ составляет перспективный план коррекционной работы, предусматривающий создание развивающей среды в логопедическом кабинете и непосредственное общение с детьми-логопатами, их родителями, коллегами учреждения.

     Коррекция речевых нарушений осуществляется поэтапно:                                           1-ый этап – (сентябрь-декабрь) обследование детей, оформление речевых карт, формирование логопедических групп, а также – работа  а) над звукопроизношением (это: уточнение произношения…звуков; подготовка артикуляторного аппарата; постановка, первоначальное закрепление звуков) и  б) по развитию фонематического анализа, синтеза, представлений (это: развитие слухового внимания; выделение звуков в слове; звуковой анализ и синтез слов с изученными звуками);                                                                            2-ой этап – (январь-март) оба направления работы остаются те же, новым в  содержании работы  является проведение упражнений по  автоматизации и дифференциации звуков; появляются понятия «звук», «буква», «твёрдые» и «мягкие» согласные…;                                                                                                              3-ий этап – (апрель-май) новое –работа с буквами разрезной азбуки; запись букв, слогов, слов в тетрадях и др.                                                                                    

                             Одновременно проводится работа с:

     родителями детей                                            сотрудниками ДОУ                                         *собрания                                                    *консультации воспитателей                                  *оформление информационных               *обсуждение содержания и методики    стендов                                                          работы с отстающими детьми                *индивидуальные и подгрупповые          *проведение речевых игр                                      консультации «Профилактика                  *знакомство с новой методической           дисграфии», «Правильная речь -                литературой                                                 залог успешного обучения в школе»        *выступление логопеда на педсовете                     *рекомендации по выполнению                *и др.                                                                  упражнений артикуляторной                                                                                                гимнастики…

     На каждого ребёнка оформляется речевая карта с приложением, в котором отражены:                                                                                                                  1.эмоционально-волевая сфера ребёнка-дошкольника;                                                                                             2.речевая функциональная система:                                                                                      (общие речевые навыки; фонетическая и фонематическая системы; лексико-грамматический строй речи; связная речь);                                                                                                                               3.неречевая функциональная система;                                                                         *Выводы и рекомендации учителя-логопеда.

     Школьный логопед должен ознакомиться с результатами данной работы  и, опираясь на достижения ребёнка-дошкольника, продолжить развивать накопленный им потенциал. Основными задачами учителя-логопеда в общеобразовательной школе являются:                                                                        1.своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;              2.коррекция нарушений устной и письменной речи;                                              3.предупреждение и профилактика речевых нарушений;                                           4.пропаганда специальных логопедических знаний среди коллег и родителей учащихся.                                                                                                          

     Существуют различные формы взаимодействия логопедов ДОУ и школы:       *ознакомление с дефектами речи у детей-логопатов и их анамнезом;                                                          *составление плана работы по устранению речевых нарушений;                                             *посещение занятий в ДОУ логопедами школы;                                                                  * участие в проведении родительских собраний, занятий, консультировании родителей будущих первоклассников;                                                                                                * передача речевых карт воспитанников ДОУ логопедам школ;                                         *посещение занятий в школе логопедами ДОУ;                                                                  *совместные совещания по обмену опытом коррекционной логопедической работы (показ презентации) и др.

     К сожалению, на практике не всегда осуществляется преемственность между логопедическими службами ДОУ и школы по следующим причинам:                                                                                                                      - часть детей не охвачена целенаправленной логопедической работой в домашних условиях и в детских садах;                                                                             -  нередко дети из одной логопедической группы идут в разные школы, это усложняет контроль за динамикой их развития и возможность установить контакт со школьными логопедами;                                                                              - логопеды ДОУ недостаточно знакомы с образовательными программами  школ, организацией и содержанием работы школьных логопедов; в свою очередь, последние не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, могут её оценить.

     Данные трудности необходимо совместными усилиями преодолевать. Только тесное взаимодействие дошкольной и школьной логопедических служб помогут, с одной стороны, чётко представлять проблемы детей с речевыми нарушениями в процессе обучения в школе и знать методы коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно построить работу, предупредить возможные трудности и свести их до минимума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Преемственность коррекционной логопедической работы в дошкольном учреждении и школы

Презентация является дополнением и нагладным материалом к статье "Преемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы"....

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ДЦП

Выступление на дефектологическом семинаре из опыта работы по теме: "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с диагнозом ДЦП"...

Современные подходы взаимодействия логопеда и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Эффективность коррекционно-логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) определяется множеством факторов. В частности, работа педагогов, родителей, психологов и медиков...

«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад.  Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...

Использование методики медленного чтения вслух в логопедической работе с учащимися общеобразовательной школы

Педагогический приём "медленного чтения" в коррекционно-воспитательной работе, направлен на организацию учебной деятельности и способствующий повышению активности обучающихся....

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для решения практических задач по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....