«Проблемы социализации детей-сирот».
рабочая программа
Социализация – самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентаций, своего стиля жизни, социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_sotsializatsii_detey-sirot.docx | 34.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Проблемы социализации детей-сирот».
Подготовила воспитатель СПб ГБУ «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 12» Савицкая Светлана Георгиевна.
Социализация – самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентаций, своего стиля жизни, социального опыта.
В отечественной науке большой вклад в постановку и изучение проблем социализации внес И.С. Кон. В его работах представлены философские, социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические аспекты социализации. По мнению, И.С. Кона, «объем понятия «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает, прежде всего, систему целенаправленных воздействий, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».
Константируем, социализация – это процесс вхождения человека в общество через усвоение важных социальных качеств, как следствие формирования социального опыта. Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении, он активен в освоении своего социального опыта. Здесь можно уверенно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему.
Проблемы социализации детей-сирот:
- нет основы для оптимального включения воспитанника в обычную жизнь страны – со стороны быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей
- не готовы успешно влиться в общество и самостоятельно строить жизнь достойного человека, не ориентированы на достижение высоких профессиональных перспектив.
- трудности и просчёты социальной адаптации воспитанников и выпускников:
- внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания слишком радужные и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства,
- жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они часто не могут преодолеть самостоятельно.
Ведущим направлением в социализации ребенка-сироты являются три взаимосвязанные сферы: деятельность, общение, самосознание. Все они определяются процессом постоянного расширения и усложнения социальных связей с внешним миром, в результате которого ребенок приобретает жизненный опыт и развивается как личность, усваивая социальные установки и культурные ценности. И как субъект социализации ребенк становится полноценным членом общества. В процессе проявления им своей активности в различных сферах жизнедеятельности происходит его саморазвитие и самореализация.
С одной стороны, ребенку необходимо усвоить знания, нормы, представления, позволяющие ему функционировать как члену данного сообщества. С другой стороны – ему надо пройти через процесс обретения собственного социального опыта и самостроительства своей личности, то есть формирование определенных социально значимых черт и свойств.
Активное включение ребенка в жизнь учреждения на основе демократических принципов совместной деятельности, за которое мы говорим, предполагает предоставление детям все больших прав и обязанностей.
Ребенок не просто активно проживает ту или иную ситуацию, он вместе с другими детьми и взрослыми изменяет ее, тем самым творя новую социокультурную среду.
Социокультурный аспект развития личности наших воспитанников проявляется в решении практических задач по созданию оптимальных условий для реализации потенциала человека в осуществлении позитивной жизненной стратегии. От того, насколько успешно дети - сироты и дети, лишенные попечения родителей, воспитывающиеся в детских домах, усвоят заложенные в культуре программы, зависит благополучие нашего общества в будущем, так как сегодняшние воспитанники - это завтрашние граждане нашей страны. Поэтому инкультурация воспитанников детских домов наряду с их социализацией является одной из важнейших задач нашего времени. Очень важно максимально полно использовать все доступные средства инкультурации личности. Мы проводим с детьми тематические беседы о художественной культуре, посещаем музеи, театры, выставки, являемся активными участниками тематических конкурсов, фестивалей, мастер-классов и т. д.
При этом успешность социализации зависит не столько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от приобретаемой в процессе социализации индивидуальной способности каждого ребенка к самостоятельной деятельности в детском коллективе.
Таким образом, социализация предполагает выработку умения ребенком, подростком способа самоорганизации в социальном бытии и культурной жизни; оно означает также и культивирование себя, нахождение своего места (то есть индивидуального пространства) в изменяющемся социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным
Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам,...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья:«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и педагогам в решении задач развити...
Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...
Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению процесса социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Оказание психологической помощи воспитанникам в приобретении необходимых социальных компетенций для успешной социализации в обществе....