Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным
статья на тему
Методические рекомендации
по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
(лицам из числа детей-сирот,
социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным представителям детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот,
социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным представителям детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii666.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
(лицам из числа детей-сирот,
социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным представителям детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот,
социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным представителям детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей)
С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа - в соответствии с федеральным законом № ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе в Жилищный Кодекс РФ и статью 8 федерального закона № ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
С 01.01.2013 года жилые помещения детям-сиротам предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений – сроком на 5 лет. То есть это промежуточное закрепление жилья сроком на пять лет, после чего эти же жилые помещения закрепляются с заключением договора социального найма.
С 01.01.2013 г.:
- установлен отдельный порядок обеспечения детей-сирот, отличный от других льготников.
По личному заявлению ребенка-сироты или его законного представителя соответствующие органы исполнительной власти принимают решение о включении (или отказе во включении) заявителя в Список детей-сирот, которые должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда.
- закреплен на федеральном уровне единый порядок для субъектов РФ формирования Списка детей-сирот, нуждающихся в жилищном обеспечении
- конкретизированы на федеральном уровне (в Федеральном законе) основания нуждаемости детей-сирот в предоставлении жилья, критерии признания нуждаемости в жилье
- исключен риск утраты жилого помещения (исключена возможность приватизации и выселения нанимателя из жилого помещения)
- Федеральный закон № 15-ФЗ гарантирует государственное сопровождение нанимателя в течение действия договора найма специализированного жилого помещения
- Федеральный закон № 15-ФЗ с обратной силой распространил действие норм о жилищном обеспечении лиц из числа детей-сирот, независимо от их возраста - п.9 ст.8 федерального закона № 159-ФЗ в редакции федерального закона № 15-ФЗ: «Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями».
Федеральным законом № 15-ФЗ внесены изменения в федеральный закон № 159-ФЗ, а именно: ст.8 ФЗ № 159-ФЗ изложена в новой редакции:
«1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, ….предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.»
«Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, ………признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1)проживание ….в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей …(при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене…)
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний…., при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно
2)жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ;
3)общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения……;
4) иное установленное законодательством субъекта РФ обстоятельство.»
Законом Санкт-Петербурга № 727-123 от 28 декабря 2012 года «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О специализированной жилищном фонде С-Пб», закон С-Пб «О жилищной политике С-Пб» и закон С-Пб «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены следующие дополнительные обстоятельства для признания жилого помещения непригодным для проживания, где зарегистрирован ребенок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей («иное установленное законодательством субъекта РФ обстоятельство» - в Фдедеральном законе № 159-ФЗ).
«Статья 1, п.1,п.п.2),б: проживание в таких жилых помещениях лиц:
не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
бывших усыновителей ….., если усыновление отменено;
признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченными в дееспособности;
имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступление против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
больных хроническим алкоголизмом или наркоманией.».
Примерно такие же обстоятельства невозможности проживания приведены и в нормативных актах другого субъекта РФ – Ленинградской области (Постановление Правительства Ленинградской области № 205 от 11 июля 2013 г.).
На основании вышеприведенных изменений в законы и нормативные акты приведен следующий алгоритм действий по вопросу жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Алгоритм действий по жилищному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1. | Знакомство с личными делами детей-сирот, детей. оставшихся без попечения родителей, поступивших в лицей | Работа с документами из личных дел поступивших учащихся по жилью | Сен-тябрь | |||
1.Проверка на наличие документа («гарантийного письма», справки о состоянии на учете нуждающихся в жилье, Постановления о включении в Список детей-сирот, которые должны быть обеспечены жилыми помещениями по договору найма) – о перспективах решения жилищной проблемы: | ||||||
2.Проверка наличия регистрации в паспорте | ||||||
Регистрация по домашнему адресу Проверка наличия справок 9 и 7 Из справки по форме 9 определяем: -принадлежность жилья: собственность или государственное (муниципальное жилье) - отдельная квартира или коммунальная - размер жилой площади - размер общей площади Из справки по форме 7: Кол-во зарегистрированных в жилом помещении Рассчитываем общую площадь, приходящуюся на одного человека в квартире В случае жилья на праве собственности – проверяем наличие правоустанавливающих документов
| Регистра-ция по адресу учреждения | Отсутствие регистрации | ||||
2. | Направление документов (справка об обучении, копии документов, подтверждающих статус сироты или оставшегося без попечения родителей) в отдел социальной защиты населения по адресу постоянной регистрации – для предоставления меры социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги (ст.12 Социального Кодекса Санкт-Петербурга) – уточнить | Сен-тябрь | ||||
3. | После получения документа о подтверждении предоставлении меры социальной поддержки – направление документов в энергоснабжающую организацию (обычно – в Петроэлектросбыт) о предоставлении вышеуказанной меры социальной поддержки по предоставлению электроэнергии | Ок-тябрь | ||||
4. | Анализ жилищной проблемы ребенка-сироты (в соответствии с п.1) | Ок- тябрь | ||||
5. | Наличие проблемы | Определение пути решения проблемы | Ок- тябрь- де-кабрь | |||
1. Ребенок зарегистрирован по детскому дому (регистрация и в паспорте по адресу детского учреждения) В личном деле должен быть документ о включении ребенка в Список детей-сирот, которые должны быть обеспечены жилым помещением | При наличии решения о включении ребенка в Список, направляем письмо в администрацию того района, в котором ребенок включен в Список, - - с сообщением о том, где (в каком учреждении) в настоящее время находится на полном государственном обеспечении ребенок - с просьбой сообщить перспективы предоставления жилья | |||||
2. У ребенка в паспорте вообще нет регистрации | 1. Проверяем наличие справки о регистрации в Центре регистрации граждан РФ без определнного места жительства 2. Письмо в соответствующий исполнительный орган по месту жительства ребенка – - с сообщением о том, где в настоящее время находится на полном государственном обеспечении ребенок и ходатайство администрации и заявление ребенка о включении в Список сирот, нуждающихся в предоставлении жилья | |||||
3. Если есть гарантийное письмо или справка (Постановление) – о включении ребенка в Список | Письмо в соответствующий орган - с сообщением о том, где в настоящее время находится на полном государственном обеспечении ребенок - с просьбой сообщить о перспективах и сроках предоставления жилья | |||||
4. Если жилье находится в собственности ребенка (только сироты) | Просим предоставить акт обследования . В случае необходимости – направляем документы в администрацию района о проведении ремонта, в соответствии с п.1.2 ст.12 Семейного Кодекса Санкт-Петербурга - уточнить | |||||
5. Если сирота является нанимателем жилого помещения по договору социального найма | Просим предоставить акт обследования, в случае необходимости – просим администрацию района привести жилое помещение в пригодное для жизни состояние (п.2 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ) | |||||
6. Если сирота не является нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником жилого помещения | Необходимо направить ходатайство от образовательного учреждения и личное заявление ребенка в соответствующий исполнительный орган – о включении его в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ | |||||
7. Если ребенок является нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником жилого помещения, то анализируется вопрос возможности (невозможности ) проживания ребенка-сироты по адресу регистрации: а) если в жилом помещении (по договору социального найма) зарегистрирован ребенок и родители, лишенные родительских прав
б) Если в жилом помещении зарегистрирован ребенок и другие лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний (ст. 51 п.4 ЖК РФ) в) Из акта обследования – имеется заключение о непригодности жилого помещения для проживания, или не соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации г) Если в жилом помещении, где зарегистрирован сирота, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на сироту, менее учетной нормы площади жилого помещения (в С-Пб : для коммунальных квартир – менее 15 кв.метров для отдельных квартир – менее 9 кв.метров в Лен.области – для каждого района Лен.области учетная норма своя ) д)Если в жилом помещении, где зарегистрирован сирота, проживают лица, не являющиеся членами семьи детей-сирот, но имеющие самостоятельное право пользования жилым помещением е) Если в жилом помещении, где зарегистрирован сирота, проживают бывшие усыновители, а усыновление отменено ж) Если в жилом помещении, где зарегистрирован сирота, проживают лица, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности з) Если в жилом помещении, где зарегистрирован сирота, проживают лица, имеющие или имевшие судимость либо подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности и) Если в жилом помещении, где зарегистрирован сирота, проживают лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией | вопрос решается через суд : должен быть подан иск в суд о принудительном обмене жилого помещения) – в случае отказа - подаем заявление о включении ребенка в Список (ст.8 ФЗ № 159-ФЗ, п.4, п.п.1) Подается заявление о включении в Список сироты. Если отсутствует справка о наличии у проживающего заболевания, администрация района запрашивает без участия заявителей (ОУ и ребенка) справку организации системы здравоохранения о том, что проживающий в жилом помещении страдает тяжелой формой хронического заболевания - ст.8 ФЗ № 159-ФЗ, п.4, п.п.1, Постановление Правительства С-Пб № 596 , п.3.2. Подается заявление о включении в Список сирот в соответствии со ст.8 ФЗ № 159-ФЗ, п.4, п.п.2, администрация района может сама запросить соответствующие документы о невозможности проживания сироты в занимаемом жилом помещении Подается заявление о включении в Список сирот по (ст.8 ФЗ № 159-ФЗ, п.4, п.п.3) Подается заявление о включении в Список сирот по ст.1,п.п.1,б) закона Санкт-Петербурга № 727-123, ст 5.1,п.1,п.п.2)б) закона С-Пб № 100-15 Подается заявление о включении в Список сирот по Ст. 5.1,п.1,п.п.2)б) закона С-Пб № 100-15 Подается заявление о включении в Список сирот по ст 5.1,п.1,п.п.2)б) закона С-Пб № 100-15 Подается заявление о включении в Список сирот по ст 5.1,п.1,п.п.2)б) закона С-Пб № 100-15 Администрация района сама запрашивает соответствующую справку органов внутренних дел (о наличии судимости или факта уголовного преследования. Подается заявление о включении в Список сирот по Ст. 5.1,п.1,п.п.2)б) закона С-Пб № 100-15 |
Примечания.
1.При пользовании данным алгоритмом, могут возникнуть закономерные вопросы – по тем или иным терминам и определениям, не имеющим однозначного толкования, например:
Определение «члены семьи нанимателя жилого помещения» (в нашем случае – сироты)
В законодательстве нет четкого определения «члены семьи»:
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 года, п.11:
«Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи (собственника) жилого помещения являются проживающие с совместно с ним … его супруг, а также дети и родители….
б)членами семьи …могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства, если они вселены в качестве членов семьи…..Для признания перечисленных лиц членами семьи требуется не только установление юридического факта вселения, но и выяснение содержания волеизъявления (собственника)…
При этом необходимо иметь ввиду, что семейные отношения характеризуются в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.»
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 года, п.25:
«Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать , что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся:
а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;
б)другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
….
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников…, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования».
В Семейном законодательстве, наряду с термином «семья», употребляется термин «член семьи». Оба эти термина используются уже в первой статье Семейного кодекса РФ, определяющей цели и принципы регулирования семейных отношений. Однако правового определения понятия «члена семьи», так же, и семьи, не существует.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин «член семьи» применяется в отношении лиц, связанных семейными правами и обязанностями. Это могут быть лица, проживающие одной семьей, члены разных семей (братья и сестры), бывшие члены семьи (разведенные супруги».
Но, исходя из разъяснений Пленума ВС РФ (Постановление от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», «Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека. …Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в ЖК РФ.»
Поэтому при определении «членов семьи» возможно пользоваться определениями статей Жилищного Кодекса №№ 31 и 69.
2. Следует учесть, что Федеральный Закон № 15-ФЗ с обратной силой распространил действие норм о жилищном обеспечении лиц из числа детей-сирот, независимо от их возраста - п.9 ст.8 федерального закона № 159-ФЗ в редакции федерального закона № 15-ФЗ: «Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями».
Это говорит о том, что обращаться с заявлениями о включении в Список детей-сирот, которые должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями, могут и выпускники училища (достигшие возраста 23 лет), которые «не реализовали своего права на жилье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск
Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116
Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...
"Сохранность имущественных прав детей- сироти детей, оставшихся без попечения родителей"
В России проблема защиты прав детей всегда была одной из острейших, привлекающей к себе внимание широкой общественности. Российская Федерация — социальн...
«Особенности работы социального педагога в сфере соблюдения требований законодательства по защите личных и имущественных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в ГАПОУ АО «СТСИ»
Выступление по теме самообразования на ПЦК...
Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико
Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...