Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению процесса социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
план-конспект занятия
Оказание психологической помощи воспитанникам в приобретении необходимых социальных компетенций для успешной социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiy_deti-_siroty.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области
«Тульский государственный машиностроительный колледж имени Никиты Демидова»
(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова)
Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению процесса социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комплексзанятий направлен на проведение психопрофилактической работы с подростками, тематический план составляет 13 часов. План занятий строится как конструктор, всегда можно добавить или убрать, заменить в зависимости от потребностей подростков занятие или упражнения их наполняющие.
Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению процесса социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель:
-Оказание психологической помощи воспитанникам в приобретении необходимых социальных компетенций для успешной социализации в обществе.
Задачи:
- Содействовать в развитии эмоционально-волевой сферы, навыков саморегуляции.
- Содействовать в развитии коммуникативных навыков.
- Формировать навыки ответственного поведения, адекватной самооценки.
- Формировать навыки осознанного выбора профессии .
- Помочь в осознании готовности к браку,созданию полноценной семьи.
Тематический план:
№ | Тематика занятия | Количество часов |
1. | Занятиепоразвитиюэмоциональнойсферы | 1 |
2. | Занятиепо развитию коммуникативных навыков. | 2 |
3. | Занятие по саморазвитию | 1 |
4. | Занятие «Самооценка» | 1 |
5. | Занятие «Жизненные умения и навыки» | 2 |
6. | Занятие «Жизнь-бесценный дар» | 2 |
7. | Занятие по профориентации | 2 |
8. | Занятие готовность к семейной жизни | 2 |
Методы и приёмы, используемые в занятиях:
- Поведенческий тренинг
- Элементы арт-терапии
- Рефлексия
- Элементы сказкотерапии
- Инсценировка
- Беседа
- Приёмы на снятие психо-эмоционального напряжения
- Рассказ,притча
- Слуховой метод
- Наглядный, словесный методы
Конспекты занятий
№1 Занятие по развитию эмоциональной сферы(1час)
Цель: Формирование личности: осознание своих «сильных» и «слабых» сторон, развитие рефлексии, эмоционально - волевое сферы, коммуникативных навыков, социальной адаптации.
Материалы: Альбомные листы, карандаши, бланки таблиц.
Ход:
1.Приветствие
2.Упражнение «Уверенное, неуверенное, грубое(агрессивное)поведение»- поведенческий тренинг, инсценировка по вербальным и невербальным формам уверенного, неуверенного, агрессивного поведения.
3.Упражнение «Представь себя» - представь и нарисуй себя в виде животного или растения. Расскажи о своём рисунке.
4.Работа с таблицей чувств
Чувства | никогда | иногда | часто |
Злость | |||
Удовольствие | |||
Обида | |||
Радость | |||
Страх | |||
Грусть | |||
Интерес |
5.Упражнение «Безмолвный крик» - на отреагирование отрицательных эмоций.
6.Рефлексия – Чему научились? Что запомнилось? Что было сложным? Что удалось? и т.д.
№2.1Занятие по развитию коммуникативных навыков.(2часа)
Цель: Прояснение системы представлений о себе и о других. Развитие коммуникативных навыков общения.
Материалы: Карандаши, листы бумаги А4
Ход:
1. Приветствие – зачитывается цитата из сказки «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери: « Хотел бы я знать, зачем звёзды светят. Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Смотри, вот моя планета, прямо над нами…Но как до неё далеко!» …Узнали ли дети из какого произведения эта цитата? Это произведение про маленького принца, который жил на астероиде №Б-612 и очень любил путешествовать.
2. Упражнение «Представь себя» - представьте себя в виде небесного тела. Кто Вы – планета ( малая - астероид, планета –гигант), звезда, метеор, черная дыра, комета?( дети рисуют свой образ в виде планеты).
3. Рассказ о себе – «Расскажите о себе, что Вы за небесный объект и какими свойствами и качествами обладаете? Выделите три самые важные личностные черты своей планеты (звезды)» Сложно ли было представить себя в виде небесного объекта? Насколько сложно было выбрать только три самые важные свои личностные черты?
4. Упражнение на снятие напряжение - «Помидор», «Кочерга», «Медвежьи покачивания».
5.Упражнение «Все кто»
6. Упражнение «Похвали себя» - повышения самооценки, развитие «Я» образа
7.Упражнение «Сделай комплимент»- дети по кругу говорят друг другу комплименты (вербально и невербально).
8. Рефлексия
№2.2 Занятие по развитию коммуникативных навыков общения
Цель:Развитие коммуникативных навыков общения,
эмоциональной сферы, толерантности.
Материал: предварительная работа сочинение о дружбе, листы А4,карандаши.
Ход:
1. Упражнение «Дарю тебе хорошее настроение»
2. Беседа о дружбе, что такое дружба, качества друга, подруги, что значит дружить, дружеские отношения, если друг попал в беду и т.д.
3. Упражнение на сплочение «Пианино»
4.Упражнение «Колесо эмоций»- навыки конструктивного выражения эмоций
5.Рисование «Дерево -характер», представление. Мы разные- толерантное отношение.
6. Упражнение на снятие напряжения «Солнечный зайчик».
7. Рефлексия
№3 Занятие по саморазвитию.(1час)
Цель: Осознать свои сильные и слабые стороны характера;
Развивать навыки рефлексии своего поведения и состояния;
Мотивировать на позитивные изменения;
Развивать коммуникативные навыки.
Материалы: листы А4, карандаши, набор предметов, притча.
Ход:
1.Упражнение «Приветствие», упражнение «Фруктовый десерт»;
2.Упражнение «Предмет похожий на меня»,
Упражнение «Я и другие»,
Упражнение «Комплимент»;
3.Упражнение «Драгоценные качества»-дети отмечают наиболее ценные качества,
Упражнение «Аукцион»- делятся и приобретают у других качества, которых недостаёт или которых в избытке;
4.Упражнение - «Копилка хороших поступков»,обсуждение;
5.Притча «Кувшин с трещинкой»
6.Рефлексия.
№4 Занятие «Самооценка».(1час)
Цель: Ознакомление с понятием самооценки, самопознание.
Материалы: тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Ход:
Приветствие, сообщение цели занятия
1.Как вы понимаете: что такое самооценка?
Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Механизмы формирования самооценки:
а) условия оценок других людей
b) социальное сравнение
с) введение оценок себя на основе знания собственного поведения
d) смысловая интеграция жизненных переживаний
2.Формирование самооценки.
Кто или что влияет на самооценку?
Упражнение «Составляющие нашего Я».
Реальное Глазами других людей Идеальное
3.Уровни самооценки
Самооценка бывает низкой, адекватной, высокой. Как вы это понимаете?
Охарактеризуйте человека с низкой, высокой,адекватной самооценкой.
Разминка « Айсберг»
4.Тема для обсуждения:
Связь самооценки и уверенности(неуверенности) в себе;
5.Упражнение «Мой портрет в лучах солнца”
6.Я глазами других – упражнение « Ладошка», игра “Мнения”, упражнение “Листок за спиной”.
7.Я идеальное – написать желаемое (к чему я стремлюсь).
8.Рефлексия.
№5 Занятие « Жизненные умения и навыки»(2часа)
Цель: Развитие социальных навыков по адаптации в обществе
Материалы: Листы с заранее заготовленными схемами, таблицами, карандаши, бланки с резюме.
Ход:
1. Приветствие, игра «Атомы и молекулы»
2. Упражнение « Жизненные навыки», саморефлексия « Что могу, что развито недостаточно»:
- Коммуникативные навыки
- Вижу последствия своих поступков
- Знаю свои способности
- Принимаю ответственные решения
- Стрессоустойчивый, владею навыками саморегуляции
- Знаю права и обязанности
- Умею представить себя другим
3.Упражнение «Часы жизни» - когда пошли в школу, где находятся сейчас, когда закончат школу, когда предполагают поступать в колледж, ВУЗ, когда предполагают начать работать, когда решили завести семью, детей и т.д. Что значит учиться на протяжении всей жизни? Почему важно получать удовлетворение от работы? Анализ.
4.Упражнение «Резюме»- навыки написания резюме, правила, требования, знакомство с видами резюме. Написание своего резюме.
5.Представление резюме
6.Упражнение «Жизненные сферы»- Гражданственность, Духовность, Работа, Здоровье, Семья. Проявление себя в данных сферах.
7.Рефлексия: Что было полезно? Что нового узнали? Что взяли для себя?
№6 Занятие «Жизнь- бесценный дар».(2часа)
Цель: Обозначить понятия «Ценность жизни», «Жизнь- бесценный дар»,формировать навыки созидательного отношения к своей жизни. Формировать навыки эмоциональной устойчивости в трудных жизненных ситуациях.
Материалы: листы А4, ручки, карандаши, аудиозапись, письма с вопросами и ситуациями.
Ход:
Сегодня мы собрались, чтобы вместе поговорить на интересующие многих темы. Мы живём среди людей. Присмотритесь повнимательнее к тому, что происходит вокруг: люди трудятся, учатся, идут с работы, на работу, с учёбы домой, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут, не зная, во имя чего они живут. Иные могут сделать свою жизнь во благо благородной цели и т.д. Вокруг нас и в нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.
- Удивительная жизнь, в ней свидания есть и разлуки.
- И вообще, хорошо, что живём мы с тобой на земле.
- Улыбаясь, тепло я тебе протяну свои руки…
Разминка - поздороваться друг с другом различными частями тела: улыбнуться друг другу, поздороваться руками, коленками, спинами, локтями.
Прошу поднять руку тех, кто задумывался над смыслом слова « Жизнь»,а теперь тех, кто думало том « Вот если бы в моей жизни всё было по-другому»?
Практическое упражнение: Дайте своё определение понятию жизнь(участники делятся своими вариантами, дополняют друг друга, составляется единое определение по слову жизнь, обсуждение).
Жизнь на самом деле состоит
Из невероятных комбинаций
Если все вокруг грустят
Не переставайте улыбаться
Это,разумеется не путь
Вовремя остановить ошибки
Но ведь должен, должен кто-нибудь
Просто так дарить свою улыбку
Люди часто под ноги глядят. Голову опустят…Скверно братцы!
Пусть враги, нахмурившись ,сидят
Не переставайте улыбаться.
Рассказ « След на земле»
Старый мастер возвёл каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножкой на неуспевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался- ни руками, ни душой. Наступила старость. Вспомнив своё село, приехал он на родину. Встречается с людьми называет свою фамилию- никто не помнит его. Что ты оставил после себя? -спрашивают люди, есть ли у тебя сын или дочь?
Нет у меня ни сына ,ни дочери- отвечает он.
Может ты посадил дерево? Нет, не посадил я дерево.
Может быть взлелеял поле? Нет, и этого не сделал. Ну так, значит, ты песню сложил? Нет и песни я не сложил. Так кто же ты такой, что делал всю жизнь?- изумились люди. Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке- окаменевший след маленькой ножки. Вот и всё ,что осталось после меня на земле!- с горечью подумал человек. Но ведь этого так мало…Не так надо было жить!
Вопросы:
Чем измеряется жизнь?
В чём по-вашему ценность жизни?
Как нужно прожить жизнь, чтобы о вас помнили люди? Жизнь даётся человеку один раз и можно ли себя лишать этой радости, этого дара: Почему?
Как вы понимаете фразу « Жизнь- бесценный дар»?
Конкурс « Житейская мудрость в пословицах и поговорках»- « Век живи, век учись», « Дурная голова ногам покоя не даёт» и т.д.
Упражнение «Письмо» - представляются письма, которые ждут своего ответа, где содержаться различные трудные житейские ситуации,которые переживают дети, подростки.
Письмо №1
- Я очень стеснительная, у меня есть друзья только в Интернете, а в жизни у меня нет друзей, что мне делать?
Письмо №2
- Пишет вам парень, которому нужен совет, моя девушка тайно от меня встречалась с моим другом. Я чувствую себя никому не нужным, и обманутым, Помогите.
Упражнение «Мозговой штурм»: перечисляются способы по снятию психо-эмоционального напряжения в трудных жизненных ситуациях.
Рефлексия.
№7 Занятие по профориентации.(2часа)
Цель: Профессиональная ориентация, выработка ответственного отношения к своему выбору, проектирование дальнейшего образовательного пути.
Материалы: Листы А4, ручки, таблицы с типами профессий, бланки для саморефлексии, перечень учебных заведений города, с небольшой аннотацией к каждому учреждению.
Ход:
Приветствие, сообщение цели занятия
1.Беседа - о разнообразии мира профессий, современном рынке труда.
2. Упражнение «Типы профессий»- знакомятся с основными группами профессий :человек-человек, человек-техника, человек-художественный образ, человек-знаковая система.
3.Упражнение «Хочу», «Могу», «Надо» - три составляющие успешного выбора.
4.Упражнение «Саморефлексия»- оценивают у себя умения и навыки .которыми необходимо обладать вне зависимости от выбранной профессии.
5. Упражнение- «Где я могу этому научиться?»- работа с перечнем учебных заведений.
6.Упражнение «Я в 25 лет»
7 .Рефлексия
№8 Занятие готовность к семейной жизни.(2часа)
Цель: Раскрыть понятие «готовность к браку», формировать навыки ответственного поведения за свой выбор, умение выражать свои чувства, воспитывать уважительное отношение к семье, повышать правовую грамотность, через ознакомление со статьями закона РК «О браке и семье».
Материалы: листы А4, ручки, закон РК «О браке и семье».
Ход:
Приветствие, сообщение цели занятия.
Обсуждение-беседа: Успешность человека в жизни зависит от того, как он реализует себя в пяти сферах: гражданственность, духовность, работа, семья, здоровье. Ответьте на вопрос: Готовы ли Вы к семейной жизни? Готовность складывается из трёх составляющих: физиологическая, социальная (образование, социальный статус, жильё, материальное обеспечение и т.д.), психологическая (взять на себя ответственность за воспитание детей и содержание семьи, выполнять функции жены(мужа)).Не готовность к браку, что это? Каковы последствия данного поведения? (разочарование , неполная семья, незапланированная беременность, экономическая несостоятельность, нежелание взять ответственность за детей и т.д.)
Упражнение «Гражданский брак- За и Против»
Правовые основы: С какого возраста можно вступать в брак? Кто не имеет право вступить в брак? Обязан ли человек, вступающий в брак, пройти медицинское обследование? В каких случаях брак расторгается в ЗАГСЕ, а в каких в суде? Какие вопросы обязан решить суд при расторжении брака в судебном порядке? В каких случаях брак может быть признан недействительным? Какие последствия порождает признание брака недействительным? Брачный договор, что это?
Упражнение - «Моя будущая семья»;
Упражнение - «Портрет счастливой семьи»;
Упражнение- «Вырази свои чувства»;
Особенности молодой семьи? Периоды развития семьи.
Рефлексия: Что было полезным? Что узнали нового? и т.д.
Анкета участника
1.Что тебе понравилось на занятиях?
_____________________________________________________________________
2.Что было полезным для применения в твоей жизни?
_____________________________________________________________________
3.Что было самым важным для тебя в ходе занятий?
_____________________________________________________________________
4.Что тебе удалось в ходе занятий?
_____________________________________________________________________
5.Твои пожелания участкам:
_____________________________________________________________________
Список литературы:
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками СПб,Питер,2006г.
2. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры.СПб6»Соц.псих. Центр»,1996
3. ВачковИ.В.Основы группового тренинга. Психотехники. М:Изд.»Ось-89»,2000
4.Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: Программа практических занятий. Методическое пособие. СПб: Издательство «Речь»,2005
5.Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М.: Российское педагогическое агенство,1995.
6.Психологический тренинг. «Школьный психолог»,2002г.,№32
7.Игротека. «Школьный психолог» февраль,2004,№5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья:«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и педагогам в решении задач развити...
Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск
Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты/или сироты с ...
Формы и методы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье представлен опыт работы по сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в службе постинтернатного сопровождения города Ярославля....