Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый я - здоровая страна» (спортивно-оздоровительной направленности).
рабочая программа

Артемова Татьяна Викторовна

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый я – здоровая страна» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_zdorovyy_ya-zdorovaya_strana.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗДОРОВЫЙ Я – ЗДОРОВАЯ СТРАНА»

НАПРАВЛЕНИЕ: СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

Возраст учащихся:  12 – 13 лет

Срок реализации программы – 1 год

                   

                                                                                                                                    АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: Артемова

                                                                                                                                                                     Татьяна Викторовна

 

Староюрьево, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

        Новизна  программы заключается в гармоничном сочетании спортивно-оздоровительной деятельности учащихся и психологизации процесса оздоровления посредством вовлечения детей в интеллектуальную и спортивно-игровую деятельность.

        Актуальность.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.  Одной из современных задач педагога является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

        Педагогическая целесообразность программы

        Педагогическая целесообразность  программы внеурочной деятельности «Здоровый я – здоровая страна» заключаются в том, что она учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические), предусматривает самостоятельную деятельность учащихся, создает условия для их творческого роста и способствует социализации детей, а также способствует формированию мотивационной сферы учащихся, т.е. поведенческих реакций, направленных на укрепление собственного здоровья, стремлении вести здоровый образ жизни.

        Отличительные особенности

        Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый я – здоровая страна» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: формировать понятие здоровье в его различных аспектах, осознание учащимися ценности здоровья, как в личном, так и общественном плане, выработать умения принимать самостоятельные решения, противостоять давлению среды.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
  • Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
  • Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
  • Формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

Развивающие:

  • Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.
  • Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
  • Формировать потребность в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
  • Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.

 Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
  • Воспитывать командный спортивный интерес.

Адресат программы

        Программа внеурочной деятельности «Здоровый я – здоровая страна» рассчитана на работу с учащимися в возрасте 12-13 лет.

        

Объем и срок освоения программы

Курс рассчитан на 105 часов,  в течение 1 учебного года обучения, занятия проводятся с расчётом 3 учебных часа   в неделю.

        Срок ее реализации - 1 год.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

        Форма организации занятий: групповая.

        Основные формы проведения занятий: игры, беседы, тесты и анкетирование, круглые столы, просмотр тематических видеофильмов, экскурсии, Дни здоровья, спортивные мероприятия, конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок, решение ситуационных задач, создание презентация и видеороликов. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).

        Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность

Год

обучения

Количество

детей в группах

Общее

количество занятий

в неделю

Продолжительность занятия, час

Общее

количество часов

в неделю

Общее количество

часов в год

1

13

3

1 х 1 (40 мин)

3

105

Планируемые результаты

        В результате усвоения программы обучающиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность;

        Обучающиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

        Формирование универсальных учебных действий

        Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения обучающиеся учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать поведение собственное и окружающих.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН ПРОГРАММЫ

№/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

«Культура здоровья»

30

18

12

2

Питание

18

12

6

3

Физическая активность

16

10

6

4

«Путь к себе»

27

17

10

5

«Здоровье – это жизнь!»

14

10

4

Итого

102

64

38

Содержание программы

Раздел 1. «Культура здоровья»

Тема 1. Введение. Что такое здоровье.

Теория. Понятие здоровья. Умение выбирать между полезными и вредными привычками. Стремление приобретать полезные привычки.

        Практика.  Подготовка и создание листовок и буклетов на основании материалов интернет-ресурсов,  отражающих необходимость ведения здорового образа жизни.

Тема 2. Режим дня.

Теория. Понятие о режиме дня. Компоненты режима дня. Правила составления распорядка дня. Утренняя гигиеническая гимнастика. Составление комплекса утренней гимнастики. Средства и формы активного отдыха.

         Практика.  Выполнение гимнастических упражнений, рекомендуемых для утренней зарядки.

Тема 3. Где чистота, там здоровье!

        Теория.  Значимость чистоты в повседневной жизни для здоровья человека. Гигиенические навыки, связанные с уходом за собственным телом. Важность регулярного ухода за зубами.

Практика. Создание презентаций на основании материалов интернет-ресурсов на тему «Чистота-залог здоровья!»

Тема 4. Зрение – дар бесценный.

Теория. Как устроен наш орган зрения. Зрительные функции. Значение зрения в жизни человека. Гимнастика для глаз.

Практика. Выполнение  гимнастических упражнений для глаз, способствующих укреплению зрения человека.

Тема 5. Секрет голливудской улыбки.

Теория. Почему важно чистить зубы. Основные правила ухода за зубами. Стоматологические заболевания.

Практика.  Профилактика заболеваний ротовой полости. Привитие навыков личной гигиены, привычки правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами ухода за зубами.

Тема 6. Сохранить осанку – сберечь здоровье.

Теория. Что такое осанка.  Показатели нормальной осанки. Нарушения осанки. Предупреждение нарушений осанки. Гигиена осанки. Физические упражнения, спортивные и подвижные игры, гимнастика для формирования правильной осанки.

        Практика. Выполнение гимнастических упражнений для формирования правильной осанки.

Раздел 2. Питание

Тема 7. Питание и здоровье школьника.

Теория. Понятие о рациональном питании. Правила рационального питания. Роль и место растительных продуктов в питании человека. Профилактика болезней, связанных с неправильным питанием. Взаимосвязь питания и здоровья.

Практика. Проведение круглого стола «Питание и здоровье».

Тема 8. Мир кулинарии.

Теория. История здорового питания человечества. Полезные и вредные продукты.  Русская национальная кухня.

Практика. Конкурс на приготовление блюд из определенного набора продуктов.

Тема 9. Мои друзья – витамины.

Теория. Витаминами и их группы. Влияние на иммунитет и здоровье организма. Продукты,  содержащие витамины. Солнце как источник витамина Д.

Практика. Приготовление фруктовых и овощных салатов.

Раздел 3. Физическая активность

Тема 10. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Теория. Взаимосвязь здоровья человека с природными и погодными явлениями.  Значение солнца, света, чистого воздуха и воды и  их влияние на жизнь и здоровье человека.

Практика. Разучивание пословиц и поговорок, посвящённых теме «Здоровье человека».  Оздоровительные  физкультминутки.

Тема 11. Движение – основа здоровья.

Теория.  Двигательной активность человека. Влияние физкультуры и факторов укрепления здоровья на организм человека. Факторы, укрепляющие здоровье: утренняя гимнастика, оздоровительная ходьба и бег, закаливание, естественные факторы природы, массаж. Заболевания опорно-двигательной системы человека.

Практика. Выполнение комплекса общеразвивающих гимнастических упражнений  на «32 счёта».

Тема 12. Выбирая спорт – выбираем здоровье.

Теория. Физическая культура – источник здоровья. Влияние физических упражнений на организм человека. Двигательные качества человека: гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость.

Практика. Проведение эстафеты.

Раздел 4. «Путь к себе»

Тема 13. Почему вредной привычке ты скажешь: « Нет!».

Теория. Вредные пристрастия и факторы зависимости. Вредные  привычки: алкоголь, курение и наркомания.  Девиантное поведение и подросток.  Влияние вредных привычек на будущее человека. Борьба с вредными привычками.

Практика. Создание видеороликов « Алкоголь – угроза обществу!»

Тема 14. Гаджеты и их влияние на наше здоровье.

Теория.   Что такое гаджеты. Проблемы, возникшие в связи с широким использованием современных гаджетов: интернет-зависимость, депрессия от пользования социальными сетями, зависимость от онлайн-игр, ухудшение зрения, нарушение сна.

 Практика. Создание проектов «Влияние гаджетов на здоровье человека».

Тема 15. Интернет в нашей жизни.

Теория.  Интернет и современное образование. Знания о локальной сети Интернет. Негативные  и позитивные стороны виртуальной жизни.  Какие опасности ждут  детей  в Интернете. Интернет-зависимость у детей. Подросток и социальные сети.        

Практика. Профилактика  сетевой зависимости детей. Изучение и применение  правил безопасности при работе в сети Интернет.

Тема 16. Общие правила оказания первой медицинской помощи.

Теория. Основных правила оказания первой помощи пострадавшим. Общие рекомендациями по оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях.

Практика. Изучение правил техники безопасности: противопожарной, ПДД, поведения на водоёмах.

Тема 17. Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка.

Теория.   Состав и  назначение домашней аптечки. «Аптечка здорового человека».  Способы хранения аптечки.  Виды лекарственных средств.

Практика. Экскурсия в аптеку.  Формирование умения определять сроки годности лекарств, укладывать лекарства в аптечку. Воспитание  умения составлять домашнюю аптечку.

Раздел 5. «Здоровье – это жизнь!»

Тема 18 «Если хочешь быть здоров!»

Теория. Пропаганда здорового образа жизни. Укрепление здоровья учащихся  при посещении спортивных секций. Современные популярные виды спорта. Олимпийское движение.

Практика. Закрепление у учащихся представлений о здоровье, как о важнейшей составляющей человеческого благополучия и о здоровом образе жизни как способе сохранения и укрепления здоровья.

Тема 19 «Закаливание организма».

Теория. Закаливание организма и его виды. Влияние закаливания на организм человека. Основные методы закаливания организма. Правила закаливания.

        Практика. Использование воздушных и солнечных ванн в образовательном процессе. Закаливание организма на свежем воздухе.

Учебно-методическокое   обеспечение

  1. Антропова М. В., Манке Г. Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - № 3. С.53.
  2. Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. / А. А. Баранов и др. – Красноярск : Изд-во Красноярск. ун-та, 2009. - 231 с.
  3. Быкова Н. Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2012.-182 с.
  4. Воронецкая Л. Н., Попок Е. А. Здоровый я – здоровая страна. / Л.Н. Воронецкая. – Минск : Крассико-Принт, 2008, - 123 с.
  5. Евсеева О. Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2011. - №3. - С.85.
  6. Ишухина Е. В. Формирование здорового образа жизни школьников: Дис. канд. пед.наук: - Шуя, 2010. - 171 с
  7. Как сохранить здоровье школьников : игры, классные часы, родительские собрания. / авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008. – 193 с.
  8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в школе. / В. И. Ковалько. -  М. : ВАКО 2004, - 296 с.
  9. Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни: физическая культура в школе. / В.П. Лукьяенко. - М. : Просвещение, 2012 - 99 с.
  10. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. / Ю.В. Науменко. - М. : Планета, 2011. – 173 с.
  11. Подвижные игры : 5–9 классы. / авт.-сост. А. Ю. Патрикеев. – М. : ВАКО, 2008. – 152 с.
  12. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. / Н.К. Смирнов. - М.: АРТИ, 2008. - 109 с.

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№/П

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

План.

Факт.

Раздел 1. «Культура здоровья»

Тема 1. Введение. Что такое здоровье (5 ч)

1

Введение. Что такое здоровье.

2-3

Здоровый образ жизни. Здоровье подростка.

4-5

Знакомство с литературой о здоровом образе жизни.

Тема 2. Режим дня (5 ч)

6

Понятие о режиме дня. Компоненты режима дня.

7

Утренняя гигиеническая гимнастика.

8

Средства и формы активного отдыха.

9-10

Составление комплекса утренней гимнастики.

Тема 3. Где чистота, там здоровье! (4 ч)

11

Значимость чистоты в повседневной жизни для здоровья человека.

12

Гигиенические навыки, связанные с уходом за собственным телом.

13-14

«Чистота-залог здоровья!»

Тема 4. Зрение – дар бесценный (5 ч)

15

Как устроен наш орган зрения. Зрительные функции.

16

Значение зрения в жизни человека.

17

Ухудшения зрения в школьном возрасте.

18-19

Гимнастика для глаз.

Тема 5. Секрет голливудской улыбки (5 ч)

20

Почему важно чистить зубы.

21

Основные правила ухода за зубами.

22

Стоматологические заболевания.

23-24

Профилактика заболеваний ротовой полости.

Тема 6. Сохранить осанку – сберечь здоровье (6 ч)

25

Что такое осанка.  Показатели нормальной осанки.

26

Предупреждение нарушений осанки.

27-28

Спортивные и подвижные игры и  правильная осанка.

29-30

Выполнение гимнастических упражнений для формирования правильной осанки.

Раздел 2. Питание

Тема 7. Питание и здоровье школьника (5 ч)

31

Понятие о рациональном питании. Правила рационального питания.

32

Роль и место растительных продуктов в питании человека.

33

Взаимосвязь питания и здоровья школьников.

34-35

Профилактика болезней, связанных с неправильным питанием.

Тема 8. Мир кулинарии (7 ч)

36

История здорового питания человечества.

37-38

Полезные и вредные продукты.

39-40

Русская национальная кухня.

41-42

Практика приготовления полезных блюд.

Тема 9. Мои друзья – витамины (6 ч)

43

Витаминами и их группы.

44

Влияние на иммунитет и здоровье организма.

45

Продукты,  содержащие витамины.

46

Солнце как источник витамина Д 3.

47-48

Приготовление фруктовых и овощных салатов.

Раздел 3. Физическая активность

Тема 10. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (4 ч)

49

Взаимосвязь здоровья человека с природными и погодными явлениями.

50

Значение солнца, чистого воздуха и воды

для человечества.

51-52

Разучивание пословиц и поговорок, посвящённых теме «Здоровье человека».

Тема 11. Движение – основа здоровья (6 ч)

53

Двигательная активность человека.

54

Влияние физкультуры и факторов укрепления здоровья на организм человека.

55-56

Заболевания опорно-двигательной системы человека.

57-58

Выполнение комплекса общеразвивающих гимнастических упражнений  на «32 счёта».

Тема 12. Выбирая спорт – выбираем здоровье (6 ч)

59

Физическая культура – источник здоровья.

60-61

История российского спорта.

62

Двигательные качества человека: гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость.

63-64

Проведение эстафеты.

Раздел 4. «Путь к себе»

Тема 13. Почему вредной привычке ты скажешь:

« Нет!» (6 ч)

65

Вредные пристрастия и факторы зависимости.

66-67

Вредные  привычки: алкоголь, курение и наркомания.

68

Девиантное поведение и подросток.

69-70

Борьба с вредными привычками.

Тема 14. Гаджеты и их влияние на наше здоровье

(4 ч)

71

Что такое гаджеты.

72

Проблемы, возникшие в связи с широким использованием современных гаджетов.

73-74

Борьба с гаджетами.

Тема 15. Интернет в нашей жизни (7 ч)

75

Интернет и современное образование.

76

Негативные  и позитивные стороны виртуальной жизни.

77

Какие опасности ждут  детей  в Интернете.

78-79

Подросток и социальные сети.

80-81

Профилактика  сетевой зависимости детей.

Тема 16. Общие правила оказания первой медицинской помощи (5 ч)

82-83

Основных правила оказания первой помощи пострадавшим.

84

Общие рекомендациями по оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях.

85-86

Изучение правил техники безопасности: противопожарной, ПДД, поведения на водоёмах.

Тема 17. Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами. Домашняя аптечка (5 ч)

87

Состав и  назначение домашней аптечки.

88

«Аптечка здорового человека».

89

Виды лекарственных средств.

90-91

Экскурсия в аптеку.

Раздел 5. «Здоровье – это жизнь!»

Тема 18 «Если хочешь быть здоров!» (8 ч)

92

Пропаганда здорового образа жизни и спорт.

93

Укрепление здоровья учащихся  при посещении спортивных секций.

94-95

Современные популярные виды спорта.

96-97

Олимпийское движение и его история.

98-99

Наши земляки -  мастера спорта.

Тема 19 «Закаливание организма» (5 ч)

100

Закаливание организма и его виды.

101

Влияние закаливания на организм человека.

102

Основные методы закаливания организма.

103-104

Использование воздушных и солнечных ванн в образовательном процессе.

105

Итоговое занятие

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

Экспериментальная работа "Программа воспитательной деятельности "Здоровый образ жизни"

Содержание программы  охватывает  проблемы   формирования здорового образа жизни,  нравственного воспитания, культуры поведения, творчества.  В программе  представле...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 8А и 8Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

Методическая разработка к программе работа с ОД по баскетболу для спортивно-оздоровительной групп.

Потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

Рабочая программа внеурочной деятельности "ГТО - путь к здоровью и физическому совершенству"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ГТО - путь к здоровью и физическому совершенству» направлена на подготовку учащихся 9-11 классов к выполнению норм и требований ВФСК "...