Методическая разработка к программе работа с ОД по баскетболу для спортивно-оздоровительной групп.
методическая разработка

Стукалин Евгений Сергеевич

Потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования « Центр дополнительного образования детей»

        Утверждаю.

        Директор МБОУ ДО

        ЦДОД. Новиков. В.Н  

               

Методическая разработка к программе работа с ОД   по баскетболу для спортивно-оздоровительной групп.

                                        (возраст 9-16 лет)

                              Рассчитана на 3 год.

                                 

                                     

                                                                                                                       Составитель:

обсуждена на        Стукалин Е.С.

Педагогическом совете        педагоги

        дополнительного

        образования

                                                   

                                                       Мариинск  2019

                                 

                                       МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

        

                                             Цель системы:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования.

2. Формирование системы  социально-психологической  поддержки одаренных и способных детей.

 

                       Задачи системы:

- совершенствование системы выявления, развития  и сопровождения одарённых учащихся;

-выбор оптимальных форм и методов работы;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых

учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.

 

Ожидаемые результаты реализации системы:

 

Реализация системы призвана способствовать:

- созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых  учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации

педагога  для работы с одарёнными детьми;

-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

-   повышению качества образования и воспитания школьников;

-   формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики

 способных и одаренных детей.

 

Основные мероприятия:

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для

одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;

- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы

с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой

 для работы с одарёнными детьми;

- организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и психологической службой.                                                                                                                   

 Обоснование проблемы

Анализ ее исходного состояния

 

 Потенциал общества во многом определяется  выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы  одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно  с развитием образования, которому присущи унификация и  профильность, с ужесточением требований молодежного рынка  труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой  молодежи. В современную эпоху, эпоху становления

постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и  творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа  с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне  необходимой. Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним  из приоритетных направлений в школе.

 На базе школы действуют спортивные группы

 -по баскетболу: 1 группа  по 10-12 человек,

-футболу: 1 группа по 15-20   человек;

-волейболу: 1 группа по 15 человек;                                                                                              

-лёгкой атлетике: 1 группа по 10 человек;

-настольному теннису: 1группа 10 человек;

 

 

Цели и задачи работы с одаренными детьми      

Цели

Задачи

1. Выявление одаренных детей

1.Знакомство педагога с научными данными

о психологических особенностях и

методических приемах работы с одаренными детьми.

2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Накопление методического фонда по

данному вопросу.

4. Знакомство педагога с приемами

целенаправленного

педагогического наблюдения, диагностики.

5. Проведение олимпиад, соревнований, конкурсов и других мероприятий,

позволяющих учащимся проявить

свои способности.

2. Создание условий

для оптимального

развития одаренных детей, чья одаренность на данный

момент может быть

еще не проявившейся,

а также просто одаренных

детей, в отношении которых

есть серьезная надежда

на качественный скачок

в развитии их способностей.

1.Отбор оптимальных форм, методов, систем и приемов работы с одарёнными детьми.

 

2.Предоставление возможностей развивать свои способности на более высоком уровне.

 

3.Сопровождение одарённых детей ( в отдельных случаях и после окончания школы).

 

 

 

                     Формы работы с одаренными учащимися:

          индивидуально-групповые занятия с одаренными учащимися;

          спортивные секции и клубы;

          участие в олимпиадах;

          работа по индивидуальным планам;

          спортивные соревнования 

 

 Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время

В соответствии с  основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том.что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности :умственная ,социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей ,которые могут быть как  врожденными, так и  приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека ,однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.  

Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность  или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе мы используем следующие признаки одаренности  -быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности ,проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях  и конкурсах, наблюдение.

 При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.  Здесь  и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей . Мы в свою очередь стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступаем на родительских собраниях, привлекаем к судейству соревнований и к их непосредственному участию.  Так уже традиционным стало проведение соревнования «Мама, папа, я- дружная семья», где родители вместе с детьми принимают активное участие. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки. Мы стараемся включать одаренных детей  в соревнования  с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.  В общении со сверстниками, одаренный ребенок довольно часто берет на себя  роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений,  инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать  у себя такие свои способности,  которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.

 В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях  и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах  различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками .Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

-спортивные соревнования;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуально-групповым планам;

-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт. Школ и спорт.  клубов;                                                                                                                                                сотрудничество с другими школами. 

 Мы  в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей. Стараемся, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для практических работ по программе "Здоровье моей семьи"

Эти разработки позволяют воспитанникам закрепить теоретические знания и приобрести умения и навыки в выполнении простейших медицинских процедур....

Методическая разработка уроков по физической культуре по разделу: Баскетбол

Методическая разработка 5-ти  уроков по физической культуре по разделу: Баскетбол...

Методическая разработка открытого урока по предмету "Аналитическая химия". Тема "Анализ катионов IVаналитической группы"

    Сегодня обществу нужны люди умеющие думать и  работать творчески. Поэтому в процессе обучения провожу большую воспитательную работу, формируя у них черты и качества свойствен...

Методическая разработка на тему "Техника владения мячом в баскетболе"

Баскетбол считается одним из самых увлекательных и зрелищных видов спорта. Но не стоит забывать, что этот вид физической активности может не только дать возможность провести интересно время, но и укре...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый я - здоровая страна» (спортивно-оздоровительной направленности).

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый я – здоровая страна» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья...