Урок русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока
Урок предназначен для обучающихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_slozhnye_slova.docx | 53.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сложные слова.
Учитель: Лагутина М.В.
Класс: 8а
Тема урока | Сложные слова | |
Тип урока | Открытие новых знаний | |
Технология построения урока | Урок-исследование | |
Цель | Формирование умения находить, образовывать, разбирать сложные слова. | |
Задачи: | Образовательные: -ознакомление обучающихся со способом образования сложных слов; -расширение знаний о составе слова. Коррекционно-развивающие: -развитие навыков исследовательской деятельности, коммуникативных умений и творческих способностей через исследовательскую деятельность; - развитие орфографической зоркости, обогащение письменной и устной речи обучающихся Воспитывающие: -воспитание нравственных качеств обучающихся. | |
Планируемый результат | Предметные умения | Базовые учебные действия (БУД) |
Воспитывающие: — воспитывать интерес к языку, слову, нравственные качества. Планируемые результаты: Предметные: — знакомить со способом образования сложных слов; — расширять знания о составе слова — формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные. | личностные БУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к учебе; — оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); — определять общие для всех правила поведения; — определять правила работы в группах; — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные Регулятивные БУД: — определять и формулировать цель деятельности на уроке; — формулировать учебные задачи; — учить планировать свою деятельность на уроке; — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль; — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные БУД: — находить ответы на вопросы в словарях, используя свой жизненный опыт; — развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; — строить речевое высказывание в устной форме; — выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; — устанавливать причинно-следственные связи; — делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; — моделировать информацию; — уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные БУД: — слушать и понимать речь других; — формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | |
Основные понятия | сложное слово, части слова, значение слова, родственные слова | |
Межпредметные связи | Русский язык – развитие речи – чтение | |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Н.Г.Галунчикова. Русский язык. Учебник для 8 класса. Презентация к уроку русского языка «Сложные слова» индивидуальные карточки, карточки для самооценки, разноуровневые карочки Карточки «Рефлексия урока» | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа. | |
Технологии | Исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая |
Технологическая карта урока
№ п/ п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ОЭР | Формируемые базовые учебные действия |
1 | Организационный | Добрый день! Нити параллелей и зелёных рек, Протяните руку, руку протяните, Надо, чтобы в счастье верил человек. Обогрейте словом, обласкайте взглядом, Ведь от слова доброго тает даже снег. Это так чудесно, если с вами рядом Станет добрым и весёлым хмурый человек. | Проверяют готовность к уроку | музыка | Регулятивные: формирование положительного настроя на работу. Личностные: иметь познавательный интерес к работе со словом, его значением, происхождением Умение чётко формулировать свои мысли. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Ребята, отчего человек может быть хмурым? -Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? — Кто из вас считает себя добрым, поднимите руки. ДОБРЫЙ (карточка на доске) — Кто из вас жизнерадостный? ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ (карточка на доске) — Кто любознательный? ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (карточка на доске) — Что вы видите на доске? — Как вы думаете, можно от слова ДОБРЫЙ образовать сложные слова? — Вы знаете, что любое исследование проводится по плану. Составьте план: | Дети высказывают своё мнение — Выполняют разбор по составу маркером, подбирают подходящую схему, прикрепляют рядом со словом. Делают вывод — Слова ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, – сложные слова, потому что имеют 2 корня, слово ДОБРЫЙ – не сложное Предположение 1.Выдвижение гипотезы (предположения или догадки) 2. Исследование 3. Вывод | Работают на маркерной доске слайд | личностные БУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; Познавательные БУД: Выдвигать гипотезу делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; |
3 | Постановка темы и цели урока | Сформулировать тему и цель | Тема: Сложные слова Цель: исследовать, можно ли от слов добро, добрый образовать сложные слова. | Регулятивные БУД: — определять и формулировать цель деятельности на уроке; — формулировать учебные задачи; — учить планировать свою деятельность на уроке; | |
4 | Формирова-ние новых знаний и способов действий | - Прочитайте рассказ Юрия Ермолаева «Лучший друг». — Почему Коля смутился? -— Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам? -Как нужно вести себя с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? -— Встретилось ли в тексте сложное слово? — Запишите его и выполните разбор по составу (морфемный). — Какую схему образования сложного слова можно построить? | Чтение рассказа Ему стало стыдно. Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой. Самокат Записывают слово, Выполняют морфемный разбор, строят схему: корень+о+корень | Рассказ на экране | Регулятивные БУД: Осуществлять контроль Познавательные БУД: строить речевое высказывание в устной форме; |
5 | Применение знаний и формирова-ние умений и навыков | Работа в группах со словарями Можно ли каждого из вас назвать добрыми? | Задание для 1 группы: 1. Как вы понимаете слово «доброта»? Найдите значение в толковом словаре С. И. Ожегова, прочитайте. 2. Запишите сложные слова, используя словари – имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «доброта», используя схему КОРЕНЬ + О + КОРЕНЬ. 3. Выполните разбор слов по составу. Что общего в этих словах? 4. Сформулируйте вывод, подтвердилась ли гипотеза. Задание для 2 группы. 1. Как вы понимаете слово «добрый»? Найдите значение в толковом словаре С. И. Ожегова, прочитайте. 2. Подберите синонимы к прилагательному «добрый», используя словари, запишите. 3. Выполните морфемный разбор этих слов. Что общего в этих словах? 4. Сформулируйте вывод, подтвердилась ли гипотеза. —Каждая группа представляет результат своей работы. | Выступле-ние начинается с видеозаписи (видеосъем-ка обучающих-ся с размышлениями о доброте сделана заранее) | Коммуникативные: - формулируют и аргументируют свое мнение и адекватно воспринимают мнение товарищей. Регулятивные: - учатся выделять учебные ориентиры и планировать свою деятельность; - осуществляют самоанализ успешности в учебном процессе; Личностные БУД: - анализируют текст, используя свой эмоциональный потенциал, опыт, знания, оценивают свои чувства; - развивают речь, кругозор. Познавательные БУД: - используют речевые средства в соответствии с целями общения; отделяют знания от незнания. |
6 | Физминутка | Для глаз | Личностные БУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни. | ||
7 | Включение в систему знаний и повторение включение нового способа действий в систему знаний | Работа над лексическим значением слова: — Прочитайте слова Благодетельный Благожелательный Благородный Благотворительный Благотворный — Что заметили в этих словах? — Как вы понимаете слово БЛАГО? — А какое благое дело объединяет нас с вами? Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам - А как вы помогаете друг другу? | — Одинаковая первая часть слов БЛАГО. 1 уровень: спишите 3 слова и выполните разбор слов по составу. 2 уровень: составьте с этими словами 2 словосочетания ПРИЛ. + СУЩ, выполните разбор по составу сложных слов. 3 уровень: составьте предложение, используя данные слова. 4 уровень: работа с текстом рассказа Михаила Водопьянова «Один за всех и все за одного». Найти сложные слова, подчеркнуть их. Дети выбирают уровень сложности, отмечают в тетрадях красным, желтым, зеленым, синим цветом круг, выполняют задание | Слова на слайде | Регулятивные БУД: — формулировать учебные задачи; — учить планировать свою деятельность на уроке; — осуществлять самоконтроль; Познавательные БУД: — находить ответы на вопросы в словарях, используя свой жизненный опыт; — развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; — строить речевое высказывание в устной форме; — выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; — устанавливать причинно-следственные связи; — делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; — моделировать информацию; — уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные БУД — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
8 | Рефлексия Игра «Волшебный цветок». | -Подтвердилась гипотеза, выдвинутая в начале урока? Все вы знаете сказку «Цветик-семицветик», если бы вам попался такой лепесток, куда бы вы его использовали? | Гипотеза подтвердилась: можно образовать сложные слова, характеризующие такое качество человека как доброта. Высказывания детей. | Регулятивные БУД: — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные БУД: — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. | |
9 | Домашнее задание | Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас — ученым, артистом, инженером или врачом, — прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. С.39 упр.54 |
Приложение:
Рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг»
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушёл обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.
«Сейчас, — думает, — отлуплю Вовку, чтобы чужие вещи без спроса не брал».
Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
— Знакомься, Игорёк, это мой лучший друг Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
— Что же вы на самокате-то не катаетесь…
Рассказ М.Водопьянова «Один за всех и все за одного»
Трудолюбивый, выдающийся математик Лев Семёнович Понтрягин ослеп, когда был ещё учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и жизнерадостный мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Он был удручён настигшей его катастрофой.
Однажды домой пришли Левины товарищи и твёрдо заявили, что они всем классом помогут ему. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники. Товарищи ходили с Левой на каток, в театр, на концерты, на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. Он оказался талантливейшим математиком и в 23 годастал профессором и членом-корреспондентом Академии наук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением". 2 класс. Программа "Школа 2100"
Технологическая карта урока русского языка составлена на основе ФГОС....
Урок русского языка в 5 классе на тему: "Похвальное слово пунктуации"
Цель урока: - обобщить и углубить знания учащихся о знаках препинания,...
Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".
Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...
Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...