Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
план-конспект урока на тему
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс)
Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3a_spisok_2.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка в 3 классе
По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Учитель: Разинькова Ольга Николаевна
Дата: 19.11.2018г.
Класс: 3
Предмет: русский язык
Тема: Работа окончаний слов, называющих предметы.
Цель:
1) Создать условия для выяснения работы окончаний слов, называющих предмет, по указанию на род; выявление постоянства рода.
2) Способствовать развитию внимания, восприятия, мыслительных операций, речи.
3) Содействовать воспитанию интересов к предмету через успех, умения общаться друг с другом в парах и группах.
Оборудование: учебник, задания на листах, опорные схемы.
Тип урока: урок решения учебной задачи
Задачи к уроку:
обучающие: обучение учащихся выделять окончания у слов-предметов.
развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, природе, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
В процессе обучения формирую следующие виды УУД.
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации; способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение); осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- постановка цели; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка.
Метапредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении нового материала использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
- по виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные ;
- практические (работа в тетради)
- по виду учебной деятельности:
- частично-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая ,которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался средний темп работы учащихся.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, личностно – ориентированные технологии.
Для решения поставленных целей была выбрана следующая структура урока.
Урок начинается с организационного момента, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. На организационном этапе я использовала упражнение, направленное на создание положительного эмоционального настроя, включение в деловой ритм урока. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил подготовить класс к работе на уроке и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса .
Следующий этап – актуализация опорных знаний. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы. Учащиеся вспомнили, что такое слова-предметы, как изменяются, какую работы у них выполняет окончания . Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением. Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы. Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания.
Следующий этап – самоопределение к деятельности. Это этап создания проблемной ситуации. На данном этапе ученики формулируют тему урока и постановка задач урока.
Следующий этап урока – отработка знаний, умений и навыков. Здесь учащиеся обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы – групповая и фронтальная.
По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе закрепления знаний использовалось упражнение, позволяющее детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их.
В течение всего урока соблюдается логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.
Структура урока мною тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности.
На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену динамических поз, упражнение для глаз.
Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:
через прямое требование;
связывая изученный материал с жизнью школьника;
с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.
На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.
На организационном и заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена «Рефлексия» - объективное оценивание самого себя по шкале успешности. Данный вид работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребенка на уроке, а учащимся почувствовать свою значимость и успешность.
Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.
Учитель: __________ (О.Н. Разинькова)
Урок русского языка
Тема: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс)
Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Тема: Работа окончаний слов, называющих предметы.
Цель:
1) Создать условия для выяснения работы окончаний слов, называющих предмет, по указанию на род; выявление постоянства рода.
2) Способствовать развитию внимания, восприятия, мыслительных операций, речи.
3) Содействовать воспитанию интересов к предмету через успех, умения общаться друг с другом в парах и группах.
Оборудование: учебник, задания на листах, опорные схемы.
План урока.
I. Создание учебно – мотивационной ситуации.
1) На доске:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Прочитайте четверостишие. Выделите слова, называющие действия. (учиться, трудиться, слушаем, работаем, пришли, лениться).
- Они вам понравились?
Как же вы сегодня будете работать на уроке? (учиться, трудиться, слушать внимательно, работать старательно, но (не лениться). Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
- Ну а теперь посмотрели друг на друга, подарили улыбку и с прекрасным настроением начнем урок.
2)
1). Прочитайте слова.
Портфели, дорога, морковь, огороды, карандаши, завтрак, малина, ужин.
- Можно ли эти слова записать в одну группу? ( словарные слова). Проговорим орфографически, определим число. Запишем в два столбика выделяя окончания
2). На что еще может указывать окончание? (на падеж)
- Что такое падеж? (связь слова с другими словами).
Дополним модель.
_________________ ___ Ч
Значение П
- А как показать эту связь? (нужно задать вопрос, воспользоваться словами-помощниками
- Итак, какую же работу выполняет окончание? (указывает на число и падеж)
- А для чего нам это знать? ( для связи слов в предложении).
II. Постановка УЗ.
- А нет ли еще какой то работы у окончания?
На доске:
Письмо лежит на столе.
Книга лежит на столе.
Журнал лежит на столе.
- Что интересного вы заметили?( высказывания различаются словами : письмо, книга, журнал).
- Выпишем слова, выделим окончания.
письмо
книга
журнал
- Что увидели? (окончания разные). Почему? (высказывания детей).
- Они различаются по числу? Падежу? ( Нет). На какую же работу указывает окончание в этих словах? (указывает на род)
- А что вы знаете о роде? ( муж. род, жен. род, ср. род)
- А вы умеете определять род? Как? (он - м.р., она-ж.р., оно-ср.р.)
- А что это за слова – он, она, оно?
Вывод: Он, она, оно – указательные слова. Они указывают на предмет, но не называют его.
- Какую же еще работу выполняет окончание? (указывает на род). Дополним нашу модель:
Ч
_________________ ___ П
значение Р
- Эта работа особенная! Как вы думаете почему? (высказывания детей).
-Возьмем наши слова: письмо, книга, журнал. В каком они числе? (в ед. числе) Поставим во мн. ч.(письма, книги, журналы).
Вывод
- Слова- предметы изменяются по числу.
- Изменим по падежу. (Подставим словопомогайки – есть, нет, вижу, рад, доволен, думаю.)
Вывод 2. Слова – предметы изменяются по падежу.
- Изменим по роду.(не получается).
Вывод 3. Слова – предметы по родам не изменяются. Род постоянный.
- Как это можно показать на модели? (высказывания детей).
Ч
_________________ ___ П
значение Р
- Так какая же задача у нас сегодня на уроке? (учиться определять у слов – предметов род, указывать работу окончаний)
III. Работа по учебнику
Задание 1. Учебник упр. 122.
ФИЗМИНУТКА
Именительный- подпрыгнул
А Родительный-летал.
Дательный полез на горку.
А Винительный-устал.
Наш Творительный-поплавал.
А Предложный-убежал.
Падежи нам все нужны
И при этом все важны.
3) Проверим наши умения.
Работа в группах
Облако
Заяц
Петух
Рысь
щука
IV. Итоговая рефлексия.
- Над чем работали на уроке? (определяли работу окончаний слов, называющих предмет).
- Что мы для этого делали? Вернемся к нашему девизу. (мы учились, трудились, слушали внимательно, работали старательно)
- А нам нужны эти знания? Для чего?
V. Самооценка.
- Кому было трудно? Почему?
- Кому легко? Кто сможет помочь?
- Кто сможет дома рассказать о работе окончаний? Спасибо за урок!
VI. Домашнее задание: упр. 123 (по заданию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"
В презентации раскрываются понятия "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением". 2 класс. Программа "Школа 2100"
Технологическая карта урока русского языка составлена на основе ФГОС....
Конспекты уроков русского языка к УМК Бабайцевой В.В. 5 класс
В помощь всем, кто продолжает или начинает работать по ФГОС, я предлагаю подробные разработки уроков в 5,7, 9 классах по русскому. В этих разработках сделан акцент на развитии не только предметн...
План-конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов" 5 класс
План-конспект урока русского языка с использованием современных технологий...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: формирование у учащихся понятий об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. Задачи урокаДидактические: Дидактические: поз...
Технологическая карта урока русского языка "Согласные в сильной и слабой позиции" (УМК "Эльконина-Давыдова, 2 класс)
Цель урока: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) учить...