Урок русского языка в 5 классе на тему: "Похвальное слово пунктуации"
план-конспект урока на тему
Цель урока: - обобщить и углубить знания учащихся о знаках препинания,
правилах их постановки, их назначении;
- развить навык правильной постановки знаков препинания;
- использовать материал урока в целях воспитания у учащихся
любви к природе, животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pohvalnoe_slovo.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Похвальное слово пунктуации».
Цель урока: - обобщить и углубить знания учащихся о знаках препинания,
правилах их постановки, их назначении;
- развить навык правильной постановки знаков препинания;
- использовать материал урока в целях воспитания у учащихся
любви к природе, животным.
Оборудование: – древнерусский текст;
– эпиграф урока: «Знаки препинания выделяют мысль, дают
фразе лёгкость и правильное звучание».
К. Г. Паустовский.
– знаки препинания.
Ход урока:
Сегодня у нас необычный урок. Называется он: « Похвальное слово пунктуации».
- А кто скажет: « Что такое пунктуация?»
( Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.)
- Цель нашего урока - обобщить знания о знаках препинания и правилах их постановки).
Пунктуация – слово по происхождению не русское, образовано от латинского «пунктум», что значит «точка».
- А какие знаки препинания, кроме точки существуют? Кто назовет?
( Учащиеся называют знаки препинания.)
Учитель показывает знаки препинания.
- А знаете ли вы, как раньше назывались известные нам знаки препинания? Нет? Тогда послушайте:
Запятая – отдохновение.
Восклицательный знак- удивный.
Точка с запятой - полуточие.
Двоеточие - долгое отдохновение.
Тире - молчанка, пресекательный знак.
- Почему тире так называется?
(На его месте обычно пауза).
- Как вы думаете, всегда ли существовали знаки препинания? Нет. Люди Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов между словами. Представляете, как трудно было читать такую запись. Посмотрите на доску. Перед вами древнерусский текст, попробуйте его прочитать. Трудно это сделать?
- Как вы думаете, какой знак препинания появился раньше?
(Точка).
- Почему?
( С её помощью текст делится на предложения).
- Очень важно, чтобы границы предложения были определены правильно, иначе искажается смысл высказывания.
Учащимся раздаётся текст.
Определите границы предложений и расставьте знаки точки.
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
- Прочитайте текст так, как он написан. Есть ли в этом высказывании смысл?
-Что нужно сделать, чтобы устранить несуразности?
(правильно расставить точки).
Учащиеся выполняют работу самостоятельно, затем читают текст со знаками препинания.
- Какие ещё знаки препинания ставятся в конце предложения?
(Восклицательный и вопросительный знаки).
- Как называются эти знаки препинания?
( Знаками завершения).
-А теперь поговорим о внутренних знаках простого предложения и вспомним, когда они ставятся?
-Какие знаки ставятся внутри простого предложения?
( запятая, тире, двоеточие).
- Когда ставится запятая?
-Когда ставится тире?
-Когда ставится двоеточие?
Затем двое работают с текстами, записанными на доске.
Текст №1
Расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены.
Подула зима холодом сорвала листья с деревьев разметала их по дорог…. Собрались птицы покр…чали и пол…тели за высокие горы в тёплые края. Остались только в...роны галки чижи и с…нички. Накинулась зима на зв…рей запор…шила снегом поля зав…лила сугробами леса и посылает морозом. Морозы бойко б…гут сердито м…лотками постукивают по озёрам и м…рям м…сты строят.
- Как можно озаглавить этот текст?
- Какого типа речи этот текст?
Текст № 2.
Расставить знаки препинания, составить схемы предложений с однородными членами предложения, вставить пропущенные буквы.
Утро. Р…СА ещё не)обсохла. Крошечные в…дяные капли повисли всюду на листьях цветах стеблях травы. Из-за вершин д…ревьев выглянуло солнце. В тот же миг в каждой капле р…сы зажглись ослепительно яркие фонарики. Они были все разные синие розовые и голубые. Весь лес сиял розовым светом.
Класс в это время работает по карточкам.
Карточки для класса
.
Расставить знаки препинания, начертить схемы.
Зима тяжёлое время года для птиц. Подкармливать их можно и в садах и во дворах и парках. Для кормушек хорошо использовать консервные банки пакеты из- под молока. В кормушки нужно насыпать разный корм зерно крошки хлеба. Ребята позаботьтесь о птицах зимой.
После выполнения заданий проверяется первый текст. Затем учитель сообщает: «Очень часто однородные члены предложения, связанные перечислительной интонацией, используются как средство выразительности языка для передачи быстро сменяющихся картин, событий. Называется это средство бессоюзие. Использование союзов, наоборот, замедляет действие.»
Затем проверяется второй текст. После проверки учитель задаёт вопрос:
- Как можно озаглавить этот текст?
- Какого типа этот текст?
- Какой ещё знак препинания ставится в предложении с обобщающим словом?
( Тире)
- Работа с классом.
- Составить предложение с обобщающим словом при однородных членах.
На доске запись:
…………………………………. всё это нужно принести на урок рисования.
Далее по цепочке проверяется работа, которую выполнял класс. Один ученик чертит схемы на доске.
Учитель задаёт вопросы:
- Что такое обращение?
- Как обращение выделяется на письме?
- Какое место в предложении может занимать обращение?
- Найдите обращение в предложении: « Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулась».
Следующий этап урока – графический (схематический) диктант.
Учитель читает предложение, учащиеся составляют схемы, один ученик чертит схемы на доске.
- Два братца друг на друга глядятся, а вместе не сойдутся.
(Пол и потолок).
2.Овечки белые в лесок по озеру идут, но ступят на песок, вздохнут и упадут.
(Волны).
3.День придет и заботу принесёт.
4. Зазнайство не возвышает, а унижает.
5.Я люблю тебя, Россия!
- А теперь предоставим слово знакам препинания.
Учащиеся читают стихотворение С. Я. Маршака «Знаки препинания».
- Вот и подошёл к концу наш урок, и нам нужно тоже поставить точку.
Скажите: нужны нам знаки препинания? Какой знак важнее?
( Ребята дают ответы на поставленные вопросы).
Учитель обобщает высказывания ребят.
- Итак, мы пришли к выводу, что важны все знаки препинания. Они необходимы, так как помогают более точно и полно выразить смысл письменной речи. Пренебрегать ими нельзя, потому что, как сказал К. Г. Паустовский, знаки препинания выделяют мысль, дают фразе лёгкость и правильное звучание.
Заключительный этап урока - выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...
Причастие. Причастный оборот.Презентация к уроку русского языка 7 классе
Презентация позволит в интересной форме повторить определение причастия, признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий. Семикласники смогут вспомнят правила поста...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)
Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...
Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".
Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....
Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Этапы урока:- мотивация (с помощью видеоролика);- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);- в ...
технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного
технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...