Интегрированный урок по чтению и развитию речи "Александр Невский - защитник Земли русской"
план-конспект урока

Лагутина Марина Владимировна

Урок предназначен для обучающихся 7х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема интегрированного урока по истории Отечества и чтению в 7 классе:

«Александр Невский – защитник земли русской. Ледовое побоище»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: расширить и закрепить знания о жизни и деятельности Александра Невского – яркой исторической личности, талантливого полководца, защитника  земли русской.  

Задачи:

Образовательные: организовать работу обучающихся по изучению данной темы.

Коррекционно-развивающие: развивать исследовательские умения, учить устанавливать причинно - следственные связи и вырабатывать  умение работать с историческими источниками (документы, карта, схемы, музейные экспонаты).

Воспитательные: формировать уважение к историческому прошлому, любовь к родине, к своему народу, на примерах мужества, героизма и самоотверженности наших предков.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля, АМО.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Использование современных педагогических технологий:

  1. Технология сотрудничества; 
  2. Информационно-коммуникационная технологии;
  3. Проектно- исследовательская технология;
  4. Технология разноуровневого обучения;
  5. Системно-деятельностный подход;

Оборудование урока:
1.Фрагмент кинофильма. «Александр Невский»
2. Печатные раздаточные материалы – «Житие Александра Невского».

3. Презентация «Александр  Невский».

4. Компьютер, карта "Русь в XII - начале XIII в.", схема "Ледовое побоище", запись кантаты С.Прокофьева "Ледовое побоище", музейные экспонаты, найденные при раскопках.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формы организации взаимодействия

Эмоциональный настрой.

1-2 мин.

Приветствие обучающихся. Проверка готовности  к уроку. 

Братья и друзья, сыновья и дочери земли Русской! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, отбросим печаль и возвеселим Русскую землю преданиями о мудром князе, его словах и храбрых полках, преисполненных ратного духа.

И пусть ещё больше укрепится ум ваш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Ведь сказал когда-то митрополит Илларион: «Не в худой неведомой земле владычествовали князья. Но в русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли».

Кто знает, как переводится с греческого языка имя «Александр»? («Защитник»).

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Сегодня мы вновь отправляемся с вами в прошлое, а именно в 13 век,  в Великий Новгород.

- Что нам для этого надо взять с собой? Как вы думаете?

Обучающиеся приветствуют гостей.

Обучающиеся приветствуют друг-друга.

Обучающиеся настраиваются на работу на уроке.

Отвечают на вопрос

Предполагаемые ответы (внимание, рассудительность, смекалку, знания и т.д.)

Коллективная

Работа парами

Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

 5-7 мин

Но сначала мы должны проверить домашнее задание.

ОПРОС Д/З

 Какую тему  изучали на предыдущем уроке?

С помощью тестов определим ваши знания по теме «Невская битва»

Отвечают на вопрос

«Невская битва».

Выполняют тест, обмениваются работами. (Приложение №1) Самопроверка.

Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).

- Как называется раздел нашего учебника, над которым мы с вами работаем? (Слайд)

-А с какими завоевателями Руси мы уже познакомились?

(Слайд) Сейчас прослушайте музыкальное произведение Сергея Прокофьева «Александр Невский» и постарайтесь понять и запомнить слова, которые прозвучат в кантате

- Какие слова вы услышали? (Слайд)

«Вставайте, люди русские!» - это призыв на защиту земли русской.

Огромная, богатая земля русская всегда была желанной добычей для иноземных завоевателей.

 Учитель подводит обучающихся к  теме урока.

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной битвой, где полководцем был Александр Невский. (Слайд)

Как известно, время не щадит предметов прошлого и то, что мы можем увидеть в музеях – это результат кропотливой работы историков, археологов, реставраторов. Сегодня вы тоже будете «рестовраторами».

 Вам необходимо собрать из кусочков  изображение и назвать  тему урока  «Александр Невский – защитник земли русской. Ледовое побоище»

А сейчас скажите, что бы вы хотели узнать о данном историческом  событии? («Мозговой штурм»)

Как много вопросов Вы задали! Какие вы любознательные!

Искать ответы на эти вопросы мы будем вместе с вами, а за основу возьмем вот такой план:

 (Слайд)

ПЛАН:

  1. Причины Ледового побоища.
  2. Построение войск.
  3. Ход Ледового побоища.
  4. Значение Ледового побоища.
  5. Память об Александре Невском – как защитнике земли русской.

Нелегкая доля выпала на наших предков - много врагов было у Руси. После изгнания шведов, на западных рубежах новгородской земли появились немецкие рыцари.  

Учитель демонстрирует  на карте, откуда пришли рыцари- крестоносцы, и какие территории они заняли.

К 1240 году под властью Ливонского ордена оказались все Прибалтийские земли, включая город Юрьев (основанный Ярославом Мудрым), Изборск, Копорье, Псков. Нависла серьезная угроза для Новгорода (Слайд).

Князь Александр начал собирать дружины и ополченцев, для решающей битвы. Выбрал место для битвы лёд Чудского озера и встретил крестоносцев на льду Чудского озера. 5 апреля 1242 г.

 Прежде всего, позиция, занятая дружиной князя позволяла перекрыть подступы к Новгороду.  Александр Невский помнил и о том, что тяжелые рыцари более уязвимы в зимних условиях.

Дают ответы на поставленный вопрос. (Борьба Руси с иноземными завоевателями)

Дают ответы на поставленный вопрос. (Монголо- татары, шведские рыцари)

Собирают разрезную картинку.

Записывают тему урока в информационный  лист

Приклеиваю в информ. лист

Работа с картой и со схемой.

Изучение нового материала.

Общее задание для групп.

  • Извлечь  информацию из исторических источников (из летописей, карт, схем, учебника, книг),
  • подобрать иллюстрации,
  • собрать «крылатые фразы»,
  •  оформить свои проекты.

Задание 1 группе

1. Каковы  причины нашествия крестоносцев на Русь.

  • отсутствие сильной княжеской власти в Новгороде и в Пскове;
  • ослабление Руси в результате монголо- татарского нашествия;
  • раздробленность русских земель.

2.Какие задачи ставили перед собой крестоносцы:

  • завоевание новых земель;
  • порабощение населения;
  • обращение людей в католическую веру.

3.Собрать «крылатую фразу».

  Если народ един, он непобедим.

Раздаёт материалы для изучения новой темы.

Задание 2 группе

  1. Изучить схему сражение и дать её описание.

Тактика крестоносцев наступление боевым порядком в виде клина или треугольника, направленного остриём вперёд. Остриё и стороны треугольника, называемого „свиньёй”, составляли хорошо вооруженные конные рыцари в железных доспехах, а основание и центр – плотная масса пеших воинов.  

Александр выстроил свои войска в три эшелонированных линии, а на северной стороне Воронья камня укрылось конное войско

  1. Рассказать  о ходе Ледового побоища.
  2. Собрать «крылатую фразу».

«Нас немного, но не в силе Бог, а в правде!»

Задание для 3 группы

  1. Изучить исторический материал и рассказать о значении Ледового побоища.

Эта победа укрепила

  • моральный дух русских людей,
  • вселила надежду в успех борьбы с чужеземными захватчиками.

Рыцарская экспансия на Русь была остановлена.  Победа занимала особое место в истории русского военного искусства.

Прислали в Новгород послов с поклоном и предложением обменяться пленными. Новгородцы согласились с этими условиями, и в 1243 году мир с крестоносцами был заключен. Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые уже были захвачены.

Другие страны и народы усилили свою борьбу с рыцарями - крестоносцами.
Поднялся авторитет Александра Ярославовича.

  1. Подобрать иллюстрации «Память о битве».
  2. Собрать «крылатую фразу»

 «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Работа в группах (готовят мини- проекты по плану урока)

Готовятся к защите своих проектов. Пользуются различными источниками: энциклопедиями, книгами, фотоальбомами, Интернетом. 

Оформляют свои исследования в виде проектов.

Защита мини- проектов.

Обучающиеся рассказывают и показывают построение войск на схеме.

 Ход битвы и итоги – читают в учебнике.

Победа русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими рыцарями имеет важное историческое значение.

  • Ливонский орден запросил мира. Мир был заключен на наших условиях.
  •  Папа римский отрекся от всех посягательств на русские земли, которые были  захвачены орденом.
  •  Движение на Русь западных захватчиков было остановлено.  После Ледового побоища.

Эта победа укрепила

  • моральный дух русских людей;
  • вселила надежду на борьбы с монголо- татарами.

Первичное осмысление и закрепление изученного

Мы  с вами изучили причины, ход, значение битвы. Для того чтобы нам закрепить полученные знания.

1). Мы посмотрим слайд - фильм, а после просмотра  выполним задание. Вам нужно будет исправить ошибки в историческом тексте.

«Внимание на экран»

Коллективная работа  «Найди ошибки в историческом тексте»

КАРТОЧКА
5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились пешие рыцари.  Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду. Это сражение вошло в историю как «Ледовая битва».

Кто уже нашел ошибки?

Давайте проверять. «Внимание на экран»

Молодцы с заданием справились!

2) Когда вы работали в группах, у вас было задание собрать пословицы и  «крылатые»  фразы.

Если народ един, он непобедим. (это пословица)

«Нас немного, но не в силе Бог, а в правде!»

Дружина была немногочисленная, но Александр сказал: «Не побоимся множества врагов. Ведь с нами Бог, помолимся , чтоб нам помог» - («крылатая» фраза).

«Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». – («крылатая» фраза). А как вы думаете, кто её сказал?

Просмотр фрагментов исторического фильма «Александр Невский», режиссер Сергей Эйзенштейн

Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений».

Личность благоверного князя Александра Невского в житийной литературе

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах,

О земле, о древнерусской,

Быль записывал монах.

- Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

- Кто мог стать героем жития?

- Всё ли вам понятно в формулировке «Личность благоверного князя Александра Невского»? Какое слово главное?

- Как изображается в житийной литературе князь Александр?

Автор показывает князя в сравнении с библейскими героями, но если у каждого из них одна какая – то черта преобладает (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли своё отражение.

- Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через что в своей жизни пришлось пройти князю Александру?

ВЫВОД: как при жизни, так и после смерти, в сонме святых благоверных князь Александр является ходатаем и защитником Земли Русской.

А теперь посмотрите на план урока.

Какай пункт плана нам надо с Вами рассмотреть?

Обучающемуся Валерию было дано опережающее домашнее задание:

собрать информацию  о том, как потомки хранят память об Александре Невском. Посмотрите, что у нас получилось.

А закончим наш урок,  замечательным стихотворением, которое обобщит всё, о чём мы сегодня говорили.

Творчество

 Много героев имела страна,

И история наша богата,

Но первым он поднял народ на врага,

И Русь для него была свята.

Он к лику святых был причислен народом

За ратный свой труд, за большие дела.

За то, что хотел он народу свободы,

За то, чтоб свободной Россия была

Смотрят фрагменты исторического фильма «Александр Невский»

Работают с историческим текстом.

Объясняю смысл пословицы.

Память Александра Невского как защитника земли русской.

Обучающиеся зачитывают отрывок из «Жития…»

Обучающиеся приводят примеры из текста, зачитывая эпизоды из жизни князя

Ответы обучающихся

Обучающийся представляет свою исследовательскую работу.

Потрудился Александр Ярославович для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, оберегал от беды на востоке , берег свой народ . Многие звали его своим “ангелом-хранителем”. Русская церковь причислила его к лику святых.

Потомки увековечили  память об Александре Невском.

Обучающаяся представляет мини- проект «Память об Александре Невском».

Работа в парах

«Найди ошибки в историческом тексте»

Итог

Сегодня мы ещё раз вспомнили героев земли русской, которыми гордятся многие поколения нашей страны. Как вы думаете, почему нужно помнить и почитать этих людей?

 Это была одна из самых знаменитых битв 13 века. После поражения на Чудском озере, Ливонский Орден был вынужден заключить мир и отказаться от всех завоёванных новгородских и псковских земель.

У каждого народа есть свои герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются на века, их облик  не стирается из памяти потомков, а, наоборот, с течением времени становится ярче и светлее.  

Ответы обучающихся

Рефлексия

Вот и заканчивается наше путешествие В далёкий  1242 ГОД .

А ДОНЕСЛИ ДО НАС ЭТИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ – ЛЕТОПИСЦЫ.

 Театральная гостиная (выход летописца)+подарок

  А что из прошлого мы можем взять в свой современный век в настоящее?

«Комплимент» - обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Сегодня мы с вами замечательно поработали.

Раньше на Руси был такой обычай, когда путешественники возвращались из дальних стран, на берегу их встречали родные и близкие. Если путешествие было удачным, они аплодировали друг другу.

Если вы считает наше путешествие прошло удачно, давайте поаплодируем друг другу. И скажем «Спасибо за работу».

 

 в нашей стране со времен Великой Отечественной войны и до

сих пор. Во время войны вручался за руководство успешной операцией, в

ходе которой враг нес  большие потери. Сегодня о вручается за вклад в

развитие государства.

В память о великих победах Александра Невского, его роли в защите

Русской земли был  учрежден Орден Александра Невского, который

вручается в нашей стране со времен Великой Отечественной войны и до

сих пор. Во время войны вручался за руководство успешной операцией, в

ходе которой враг нес  большие потери. Сегодня о вручается за вклад в

развитие государства.

В память о великих победах Александра Невского, его роли в защите

Русской земли был  учрежден Орден Александра Невского, который

вручается в нашей стране со времен Великой Отечественной войны и до

сих пор. Во время войны вручался за руководство успешной операцией, в

ходе которой враг нес  большие потери. Сегодня о вручается за вклад в

развитие государства.

Человек должен любить свою Родину и быть готовым защитить ее от врагов.

Чувства патриотизма, гордость за свою любимую Родину актуальны и в наши дни.

Учит нас побеждать.

обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок

Домашнее задание

с. 254-257 читать, пересказывать по составленному плану

                                                                    (1 группа)

с. 257-258 читать, отвечать на вопросы.

(2 группа)

(для Ульяны) нарисовать рыцарей-крестоносцев и русских воинов-дружинников).

Приложение №1

Тест по истории Отечества в 7 классе «Невская битва»

№ 1 В каком году произошла битва на реке Неве с немецкими и шведскими рыцарями-крестоносцами?

А) в 1223 году;

Б) в 1237 году;

В) в 1240 году.

№ 2 Кто руководил шведским войском?

А) Римский Папа;

Б) Герцог Биргер;

В) баскаки.

№ 3 Почему князя Александра Ярославовича стали называть Александром Невским?

А) за постоянное местонахождение на береге реки Невы;

Б) за победу на реке Неве;

В) за расширение русла реки Невы.

№ 4 Кем был Гаврила Олексич?

А) купцом;

Б) рыцарем-крестоносцем;

В) дружинником.

№ 5 Что дала Руси победа в Невской битве?

А) сохранение выхода в Балтийское море и продолжение торговли с иноземными купцами;

Б) поссорила русских князей между собой;

В) Русь присоединила новые города-крепости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"

Повторение материала по темам нахождение числа по его дроби, сравнение,  деление дробей, применение математических знаний в жизненных ситуациях (свойство воды)....

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Интегрированный урок: русский язык, лит.чтение, окружающий мир "Орфограммы корня"

Данный урок будет интересным путешествием в мир русской поэзии, знакомство с которой раскроет тайны русского языка, а также красоту окружающего мира осенней природы. К уроку разработана през...

Проблемно-эвристический интегрированный урок "Общее и различное в структуре сложноподчинённого предложения в русском и немецком языке".

Это интегрированный урок русского и немецкого языка, проводимого в форме интеллектуального кафе.Тип урока:обобщение и систематизация знаний умений и навыков по теме "Структура сложного пред...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 5 КЛАСС

Цель: Создание условий для формирования навыка осознанного, выразительного  чтения сказки, активизации   учащихся и вовлечения их в   процесс анализа  художественного произвед...

методическая разработка интегрированного урока по предметам русский язык и основы делопроизводства .Тема урока "Деловые бумаги".

Методическое обоснование урокаВ профессионально-техническом учебном заведении преподаватель любой общеобразовательной дисциплины должен быть готов интегрировать свой предмет с профессионально-теоретич...

Образовательное событие с детьми подготовительной группы: С Добром и миром на Руси. Святой защитник земли русской - князь Александр Невский

Образовательное событие посвящено 800 летию Александра Невского, патриотическому воспитанию детей....