Интегрированный урок: русский язык, лит.чтение, окружающий мир "Орфограммы корня"
план-конспект урока на тему
Данный урок будет интересным путешествием в мир русской поэзии, знакомство с которой раскроет тайны русского языка, а также красоту окружающего мира осенней природы. К уроку разработана презентация, которая помогает обучающимся начальных классов наглядно представить то, о чём идёт речь на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass.orfogrammy_kornya._russkiy_yazyk.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
в 3-б классе (Чечина Т.А.)
Тема: Орфограммы корня. Повторение пройденного с опережением по программному материалу (непроизносимые согласные).
Цели и задачи: повторить безударные гласные корня, парные согласные корня, ознакомить учащихся с новыми орфограммами корня типа непроизносимые и мнимые согласные, развивая речь учащихся, прививая эстетический вкус и любовь к родной литературе.
Ход урока.
- Работа по развитию речи
На доске картина И. Левитана «Осень».
- Какое время года изображено на картине?
- Какое название вы дали бы этой картине?
- Какой бывает осень?
- Почему осень называют золотой?
- Поэт А. Майков написал одно из стихотворений о осени:
«Кроет уж лист з.л.той
Влажную землю в л.су…» А. Майков
- О чем будем говорить на уроке? О осени…
- Прежде чем записать эти строки, подумайте почему в словах пропущены буквы? Что такое орфограмма?
- В какой части слова они находятся? Что такое корень?
- Какое правило поможет написать слова правильно?
- Подберем родственные слова. Какое из них является проверочным?
Запишите стихотворение.
II. Постановка темы урока
- Иногда слова имеют общий корень, но родственными не являются Почему?
Игра «Найди лишнее слово»: - вода, водяной, поводок,
- сиделка, седенький, сиденье,
- наводнение, водитель, проводница.
Посмотрите на доску, что обозначают эти значки? ٱ ٱ
- Что общего между безударной гласной и парным согласным?
- Назовите тему урока!
На доске - Тема: Орфограммы корня. ٱ ٱ Δ
- Что обозначает 3 значок нам предстоит узнать на уроке.
- Работа по теме урока
1) Работа с безударными гласными в корне слова
- А кто написал эти строки о осени?
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса - »
- Какое настроение возникает при чтении стихотворения?
- Какие слова показывают отношение поэта к осени?
- Какие слова вам не понятны?
Запишите эти строки по памяти, обозначьте орфограммы корня.
А. Майков и А.С. Пушкин – классики русской литературы.
VI Физминутка
Потрудились – отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили.
Всем улыбки подарили.
2) Работа с парными согласными в корне слова.
- А теперь вспомним еще одну орфограмму корня.
- Что обозначает синий квадратик?
- Н. Некрасов написал замечательное стихотворение о дарах осени.
- Как вы думаете, о чем оно?
Я прочитаю его, а вы следите. По ходу моего чтения отметьте в тексте орфограмму парного согласного в корне слова.
« Вся овощ огородная созрела.
Дети бегают: кто с репой, кто с морковкою,
Подсолнухи лущат.
А бабы свеклу дергают.
Какая свекла добрая
Ну что сапожки красные
Лежат на бугорке».
- Какие буквы подчеркнули?
- Вспомним правило написания парных согласных в корне слова!
- Что же дарит нам осень?
Отгадав название еще одного овоща, вы прочитаете пословицу,
«Сажай ре.ьку ре.ко,
Будет ре.ька кре.ка».
3) Игра «Отгадай слова, запиши»:
- Место, где растут овощи (огород)
- И полезна, и вкусна, детям нравится она (морковь)
- Не бьет, не ругает, а от него плачут (лук)
- Маленький, горький, луку брат (чеснок)
- Золото рассылает, всех согревает (солнце)
Посмотрите на слова, какая орфограмма в них встречается?
- Ситуация разрыва
- Какое слово лишнее? Солнце – Почему?
- Проговорим слово! (сонцэ)
- А как его написали, прочитайте по слогам!
V. Выработка способа действия
- Что нам помогло при написании безударных гласных и парных согласных? (родственные слова)
- Давайте подберем к слову солнце родственные слова слова!
- Кто расскажет правило написания слов с непроизносимыми согласными.
- Эту орфограмму будем обозначать Δ.
- Применение выработанного способа действия
Загадка:
- Коль ребенок зло шалит, что у мамы заболит? Сердце
Найдем проверочное слово. Как называют человека с добрым сердцем?
(Сердечный – сердце)
- К нам пришло необычное письмо. Давайте разберемся, о чем оно?
«Всем извес.но: как прелес.но
Буквы все писать умес.но.
Но ужасно и опасно
Буквы те писать напрасно.»
- Что значит известно? Прелестно? Уместно?
- Запишите первое предложение.
VII. Закрепление
- Проверим как вы усвоили тему!
- Запишите слова в три столбика, группируя по типу орфорграммы:
Следы клад радостный
Озеро дождь поздно
Осень шапка честный
- Итог урока
- Что повторили на уроке?
- Что узнали нового?
- Что понравилось?
- Что было трудным?
Д.з.: с. 48 у. 67
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением". 2 класс. Программа "Школа 2100"
Технологическая карта урока русского языка составлена на основе ФГОС....
Выступление на методическом объединении на тему: "Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗ"
Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗДиалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называю...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Орфограммы корня"
Данная презентация помогает обучающимся изучить учебный материал в интересной форме, почувствовать красоту осенней природы, погрузиться в мир русской поэзии...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Орфограммы корня"
Данная презентация помогает обучающимся изучить учебный материал в интересной форме, почувствовать красоту осенней природы, погрузиться в мир русской поэзии...
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: «Культура речи среди студентов и окружающих их лиц»
Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры человека. Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка....
Технологическая карта урока русского языка на тему : "Повторение правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова»
Размещаю технологическую карту к уроку русского языка в 3 классе,2 четверти на тему: "повторение правописания парных согласных в корне и на конце слова "по УМК "Школа России"...