Программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 курса в условиях колледжа
методическая разработка
Актуальность программы
Особенно важно оказать социально-психологическую помощь и сопровождение подростка в период его гармонального созревания, смены учебного заведения (поступление после школы в колледж), выбора профессии, адаптации в новом коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 курса в условиях колледжа»
Разработчик: Беляева Татьяна Анатольевна
Социальный педагог СПб ГБПОУ
«Автодорожный колледж».
Санкт-Петербург
2019
Структура программы.
- Пояснительная записка.
1.1. Актуальность программы.
1.2. Анализ условий для реализации в конкретном образовательном учреждении.
1.3. Законодательная база
- Концептуальные подходы.
2.1. Раскрытие понятийного аппарата.
2.2. Научно-методические основания
- Основная часть.
3.1. Цели и задачи программы.
3.2. План работы социального педагога на текущий год.
(Составляется на основании программы деятельности социального педагога и плана работы на текущий учебный год).
3.3. Условия реализации программы.
3.4. Точки риска при реализации программы.
- Список литературы.
1.Пояснительная записка
Может ли быть положение более горькое, более неправедное?
Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших.
И все-таки, дети - без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды, не щадящие и малых сил...
Альберт Лиханов
Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.
В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.
Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Психотравмирующие события могут вызвать напряжение и срыв адаптивных механизмов. Возникает необходимость создания системы оказания комплексной социально – психологической и педагогической помощи детям данной категории.
1.1 Актуальность программы
Особенно важно оказать социально-психологическую помощь и сопровождение подростка в период его гармонального созревания, смены учебного заведения (поступление после школы в колледж), выбора профессии, адаптации в новом коллективе.
1.2 Анализ условий для реализации в учебном учреждении.
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях. К сожалению, цифры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Год от года только растут. Сведения за последнее пятилетие в нашем учреждении по опекаемым: 2015г. – 29 чел.,
2016г. – 31 чел.,
2017г. – 34 чел.,
2018г. – 46 чел.,
2019г. – 52 чел.
Подросток, проживающий в приемной семье наиболее уязвим для неблагополучного влияния окружающей среды, ведущих в первую очередь к нарушению процесса социализации.
1.3 Законодательная база
Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (Ст.41.1.7 Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ)
- Конституцией РФ
- Международной конвенцией о правах и свободах человека (1990 г.)
- Международной конвенцией о правах ребенка (1990 г.)
- Закон 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Закон №48-ФЗ от 24.04.2008г. «Об опеке и попечительстве» с изменениями от 29.05.2019г. № 107- ФЗ.
- Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2013г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральным законом от 23.06.2016г. № 182-ФЗ (действующая ред. от2016г.) «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»
- Законом Санкт-Петербурга «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» в ред. от 2 ноября 2009 года N 466-91
- Программой комплексных мер по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» на 2009-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2009 № 310
- Законом РФ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от25.07.2002г. С изменениями от 24.07.2014г.
- Законом РФ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г.
- Законом РФ №15-ФЗ «О защите здоровья населения от последствий потребления табака от 23.02.2013г.
- Законом г. Санкт-Петербурга №452-67 «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге» от15.09.2004г.
- Постановлением Правительства СПб №1256 «О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в СПб на 2011-2015г». от29.03.2010г.(Программа «Толерантность»)
- Законом РФ №38-33 от30.03.1995г.(в редакции 28.12.2013г., с изменениями 04.06.2014г.) «О предупреждении распространения в РФ заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ инфекции).
- Городской программой «Комплексные меры по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге» на 2009-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 № 437 .
- Законом РФ №273 «О противодействии коррупции» от25.12.2008г., с изменениями на 21.11.2011г.
- Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О профилактике алкоголизма среди жителей Санкт-Петербурга до 2020г.» от17.11.2010г.
- Социальным кодексом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132. О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- «Стратегией государственной молодежной политики до 2016г» (Распоряжение Правительства РФ от 18.12.06г № 1760).
- Национальной доктриной образования РФ на период до 2025г.
- Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.
- Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта на 2016- 2020 годы».
2. Концептуальные подходы.
2.1 Раскрытие понятийного аппарата.
2.2 Научно-методические основания (статьи законов)
Для целей настоящей Программы используются следующие термины:
1)Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2)Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3)Подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
4)Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
5) Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;(в ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
6)Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
7)Лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 359-ФЗ)
8)Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);
9) Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)
10) Дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очнойформе обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)
3. Основная часть.
3.1 Цели и задачи программы
Организация сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей 1 курса в условиях ОУ
Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
- Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
- Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения подростка.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Возраст подростков, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана для работы с подростками от 14 до 18 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на учебный год (сентябрь – июнь).
Ожидаемые результаты и способы оценки реализации программы.
Выявление проблем адаптации подростка в новой для него учебной среде. Сопровождение и помощь в социальных вопросах.
Первый этап – диагностический, формирование банка данных.
1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.
2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:
- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;
- изучение личности подопечного;
- установление открытых доверительных отношений с членами семьи;
- 3.Контроль:
- за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых (при обучении на специальность);
- за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;
- за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через МФЦ;
- за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);
- за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);
- за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории и ДОЛ через КО города;
- за получением пособий на учебную литературу,
- за получением пособий на мягкий инвентарь, обувь, одежду,
- за исполнением обязанностей опекунами.
4. Организация педагогической помощи подопечному:
- помощь в обучении (работа с преподавателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);
- помощь в решении конфликтных ситуаций; консультации в ЦППМСС,
- помощь в выборе (записи) кружка или секции;
- 5.Защита прав и законных интересов подопечных;
Второй этап - деятельно-консультативный
Работа с обучающимися:
1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
2.Сопровождение обучающихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение обучающихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.
3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).
Сопровождение обучающихся с проблемами в развитии.
4.Правовое просвещение подопечных. Дни правовых знаний. (Прокуратура, инспекторы ГИБДД, инспекторы ОП, представители наркологических кабинетов)
Работа с семьей:
1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.
2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного.
3.Правовое просвещение опекуна.
4.Педагогическое просвещение опекуна.
5.Привлечение специалистов.
Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком, с учетом выработанных рекомендаций.
3.2 План мероприятий по реализации программы.
(План работы социального педагога на текущий год).
п/п № | Мероприятие | Срок выполнения | Ответственные | |||
I этап | ||||||
1. | Проведение сверки списка опекаемых подростков, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них. | Сентябрь | классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог, специалисты отдела опеки и попечительства района | |||
2. | Диагностические мероприятия на начало учебного года: анкетирование, тестирование, опрос. Динамическая диагностика | Сентябрь. Январь. | классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог, по договору спекциалистыЦППМСП | |||
3. | Формирование пакета документов по сопровождению обучающегося, состоящего на учете | С сентября ежемесячно. | классный руководитель,мастер п/о, социальный педагог, | |||
4. | Совет по профилактике правонарушений и преступлений колледжа. Постановка на внутренний учёт обучающихся проживающих под опекой и попечительством и состоящих на учете в ОП. | октябрь, январь | классный руководитель, социальный педагог, координатор профилактической работы ООО«Контакт | |||
5. | Планирование индивидуального сопровождения несовершеннолетнего данной категории | сентябрь-октябрь | классный руководитель, социальный педагог, мастер п/о, координатор профилактической работы | |||
II этап | ||||||
6. | Семинары для классных руководителей по сопровождению обучающихся данной категории | октябрь-апрель | социальный педагог, координатор профилактической работы | |||
7. | Индивидуальные беседы с обучающимися на профилактические темы | сентябрь-май | классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог. | |||
8. | Анкетирование обучающихся и родителей по вопросам ЗОЖ и подростко-родительских отношений | октябрь, декабрь, апрель | социальный педагог, педагог-психолог ЦППМСП | |||
9. | Групповые профилактические беседы специалистовЦППМСП, классные часы и беседы с приглашением специалистов профилактических структур | 2 раза в месяц по отдельному плану | классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог | |||
10. | Разработка материалов профилактической направленности для родительских собрании и классных часов | Сентябрь-июнь | социальный педагог, педагог-психолог ЦППМСП | |||
11. | Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи. | Сентябрь-июнь | классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог | |||
12. | Вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых, трудоустройство | октябрь-май | классный руководитель, мастер п/о,социальный педагог | |||
. 13. | Активные формы профилактической работы: проектная деятельность, слёты, спортсоревнования, сборы, круглые столы по пропаганде ЗОЖ, игры-викторины, выставки плакатов и рисунков обучающихся и т.д. | ежемесячно | Руководитель ОБЖ, руководитель физвоспитания, социальный педагог | |||
14. | Анализ успеваемости и посещаемости обучающихся | 1 раз в четверть | классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог | |||
III этап | ||||||
15. | Совет по профилактике правонарушений и преступлений колледжа. Подведение итогов и снятие с учетапо результатам индивидуального сопровождения обучающихся и приемной семьи в течение учебного года | май | классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог. | |||
16. | Диагностические мероприятия на конец учебного года: анкетирование, тестирование, опрос. | май | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог ЦППМСП | |||
17. | Планирование работы на следующий учебный год | май | классный руководитель, мастер п/о,социальный педагог, администрация ЦППМСП |
3.3 Условия реализации программы.
Наличие выявленных проблем адаптации подростка в новой для него учебной среде. Сопровождение и помощь в социальных вопросах. Активизация деятельности подростка.
План индивидуальной работы на 2018/2019 учебный год с обучающимися, проживающими под опекой
Специалист | Направление деятельности | Дата |
Педагог – психолог (социальный педагог) _________________ |
| Сентябрь-октябрь; ноябрь В течение года В течение года В течение года |
Классный руководитель _мастер п/о | 1. Изучение социально – экономического статуса семьи 2. Обследование условий проживания и воспитания подростка.
| Сентябрь 2 раза в год По итогам четверти В течение года В течение года В течение года |
Социальный педагог | 1.Обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетнего с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи. 2.Обеспечение обучающегося имеющимися в библиотеке учебниками в первую очередь. Летняя занятость. 3.Организация бесплатного горячего питания в колледжной столовой. 4.Предоставление материальной помощи из средств города (МФЦ). 5.Проведение индивидуальных бесед с опекаемым уч-ся и опекуном с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания.
9.Контроль за сохранением здоровья обучающегося и оказание помощи в организации отдыха в летних оздоровительных лагерях, санаториях. | 2 раза в год Сентябрь В течение года 2 раза в год В течение года Сентябрь, январь По итогам четв. и по необходимости Апрель, май, сент. |
Взаимодействие со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | 1.Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них. 2.Совместное посещение семьи с инспектором отдела опеки и попечительства. 3. Консультации родителей по вопросам воспитания несовершеннолетнего совместно со специалистами | Ежемесячно 1 раз в год и по необходимости По необходимости |
отдела опеки и попечительства. 4. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства. по вопросам оформления документации (сверка списков, обмен информацией, консультации соц.педагога по правовым вопросам.) 5. Взаимодействие со специалистами Центра занятости населения по вопросам трудоустройства обучающихся, находящихся под опекой на летний период и в течение года, оформления соответствующей документации 6. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства и Управления соц.защиты населения по организации летнего отдыха учащихся находящихся под опекой. | В течение года В течение года Апрель, май |
3.4 Точки риска при реализации программы.
«Контактность» подростка. Его желание взаимодействовать в активных формах профилактической работы: проектной деятельности, слётах, спортсоревнованиях, сборах, «круглых столах», мероприятиях по пропаганде ЗОЖ, играх-викторинах, выставках плакатов и рисунков обучающихся и т.д.
4. Список литературы:
- Центр «Педагогический поиск», методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №4, №6. Москва 2012г
- Ю.В.Корчагина «Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика». Москва 2011
- Н.И.Еременко,С.В.Коледова «Копилка классного руководителя».Изд.Панорама
2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Целью данной программы является создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития личностных социально значимых...
Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья:«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и педагогам в решении задач развити...
Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск
Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ГАПОУ АО «СТСИ»
Выступление в рамках курсов повышения квалификации...