Программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 курса в условиях колледжа
методическая разработка

Актуальность программы

Особенно важно оказать социально-психологическую помощь и сопровождение подростка в период его гармонального созревания, смены учебного заведения (поступление после школы в колледж), выбора профессии, адаптации в новом коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1 курса в условиях колледжа»

Разработчик: Беляева Татьяна Анатольевна

Социальный педагог СПб ГБПОУ

«Автодорожный колледж».

Санкт-Петербург

2019

Структура программы.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность программы.

1.2. Анализ условий для реализации в конкретном образовательном учреждении.

1.3. Законодательная база

  1. Концептуальные подходы.

2.1. Раскрытие понятийного аппарата.

2.2. Научно-методические основания

  1. Основная часть.

3.1. Цели  и задачи программы.

3.2. План работы социального педагога на текущий год.

(Составляется на основании программы деятельности социального педагога и плана работы на текущий учебный год).

3.3. Условия реализации программы.

3.4. Точки риска при реализации программы.

  1. Список литературы.

1.Пояснительная записка

Может ли быть положение более горькое, более неправедное?

Ведь в основе основ человеческого  общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших.

И все-таки, дети - без родителей. Да, они остаются без родителей в силу  стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных,  беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам  приходят беды, не щадящие и малых сил...

 Альберт Лиханов

Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.

В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.  

Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Психотравмирующие события могут вызвать напряжение и срыв адаптивных механизмов. Возникает необходимость создания системы оказания комплексной социально – психологической и педагогической помощи детям данной категории.

1.1 Актуальность программы

Особенно важно оказать социально-психологическую помощь и сопровождение подростка в период его гармонального созревания, смены учебного заведения (поступление после школы в колледж), выбора профессии, адаптации в новом коллективе.

1.2 Анализ условий для реализации в учебном учреждении.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях. К сожалению, цифры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Год от года только растут. Сведения за последнее пятилетие в нашем учреждении по опекаемым:  2015г. – 29 чел.,

                      2016г. – 31 чел.,

                      2017г. – 34 чел.,

                      2018г. – 46 чел.,

                      2019г. – 52 чел.  

      Подросток, проживающий в приемной семье наиболее уязвим для неблагополучного влияния окружающей среды, ведущих в первую очередь к нарушению процесса социализации.  

1.3 Законодательная база

Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (Ст.41.1.7 Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ)
  • Конституцией РФ
  • Международной конвенцией о правах и свободах человека (1990 г.)
  • Международной конвенцией о правах ребенка (1990 г.)
  • Закон 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  • Закон №48-ФЗ от 24.04.2008г. «Об опеке и попечительстве» с изменениями от 29.05.2019г. № 107- ФЗ.
  • Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2013г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральным законом от 23.06.2016г. № 182-ФЗ (действующая ред. от2016г.) «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»
  • Законом Санкт-Петербурга «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» в ред. от 2 ноября 2009 года N 466-91
  • Программой комплексных мер по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» на 2009-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2009 № 310
  • Законом РФ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от25.07.2002г. С изменениями от 24.07.2014г.
  • Законом РФ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006г.
  • Законом РФ №15-ФЗ «О защите здоровья населения от последствий потребления табака от 23.02.2013г.
  • Законом г. Санкт-Петербурга №452-67 «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге» от15.09.2004г.
  • Постановлением Правительства СПб №1256 «О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в СПб на 2011-2015г». от29.03.2010г.(Программа «Толерантность»)
  • Законом РФ №38-33 от30.03.1995г.(в редакции 28.12.2013г., с изменениями 04.06.2014г.) «О предупреждении распространения в РФ заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ инфекции).
  • Городской программой «Комплексные меры по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге» на 2009-2012 годы, утвержденной  Постановлением  Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 № 437 .
  • Законом РФ №273 «О противодействии коррупции» от25.12.2008г., с изменениями на 21.11.2011г.
  • Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О профилактике алкоголизма среди жителей Санкт-Петербурга до 2020г.» от17.11.2010г.
  • Социальным кодексом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132. О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • «Стратегией государственной молодежной политики до 2016г» (Распоряжение Правительства РФ от 18.12.06г № 1760).
  • Национальной доктриной образования РФ на период до 2025г.
  • Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.
  • Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта на 2016- 2020 годы».

2. Концептуальные подходы.

2.1 Раскрытие понятийного аппарата.

2.2 Научно-методические основания (статьи законов)

Для целей настоящей Программы используются следующие термины:

1)Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2)Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3)Подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4)Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта     Российской Федерации.        

(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

5) Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;(в ред.  от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

6)Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

7)Лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

8)Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

         9) Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

10) Дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очнойформе обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

3. Основная часть.

3.1 Цели и задачи программы

Организация   сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей 1 курса в условиях ОУ

Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.

  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
  • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения подростка.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Возраст подростков, участвующих в реализации программы.

Программа рассчитана для работы с подростками от 14 до 18 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на учебный год (сентябрь – июнь).

Ожидаемые результаты и способы оценки реализации программы.

 Выявление        проблем адаптации подростка в новой для него учебной среде.      Сопровождение и помощь в социальных вопросах.

Первый этап – диагностический, формирование банка данных.

1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:

 - изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;

  • изучение личности подопечного;
  • установление открытых доверительных отношений с членами семьи;
  •  3.Контроль:
  • за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых (при обучении на специальность);
  • за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;
  • за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через МФЦ;
  • за         учебной         деятельностью         (обучение,         посещаемость,         наличие         учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);
  • за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);
  • за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории и ДОЛ через КО города;
  • за получением пособий на учебную литературу,
  • за получением пособий на мягкий инвентарь, обувь, одежду,
  • за исполнением обязанностей опекунами.

4. Организация педагогической помощи подопечному:

  • помощь в обучении (работа с преподавателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);
  • помощь в решении конфликтных ситуаций; консультации в ЦППМСС,
  • помощь в выборе (записи) кружка или секции;
  • 5.Защита прав и законных интересов подопечных;

Второй этап -  деятельно-консультативный  

Работа с обучающимися:

     1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

2.Сопровождение обучающихся с социально-эмоциональными проблемами.     Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение обучающихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.

3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).

        Сопровождение обучающихся с проблемами в развитии.

      4.Правовое просвещение подопечных. Дни правовых знаний. (Прокуратура, инспекторы ГИБДД, инспекторы ОП, представители наркологических кабинетов)

Работа с семьей:

      1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.

      2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи  подопечного.

      3.Правовое просвещение опекуна.

      4.Педагогическое просвещение опекуна.

      5.Привлечение специалистов.

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком,  с учетом выработанных рекомендаций.

3.2 План мероприятий по реализации программы.

(План работы социального педагога на текущий год).  

п/п

Мероприятие

Срок выполнения

Ответственные  

I этап

1.

Проведение сверки списка опекаемых подростков, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

Сентябрь

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог, специалисты отдела опеки и попечительства района

2.

Диагностические мероприятия на начало учебного года: анкетирование, тестирование, опрос.  Динамическая диагностика  

Сентябрь.

Январь.

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог, по договору спекциалистыЦППМСП

3.

Формирование пакета документов по сопровождению обучающегося, состоящего на учете  

С сентября ежемесячно.

классный руководитель,мастер п/о, социальный педагог,

4.

Совет по профилактике правонарушений и преступлений колледжа. Постановка на внутренний учёт обучающихся проживающих под опекой и попечительством и состоящих на учете  в ОП.

октябрь, январь

классный руководитель, социальный педагог, координатор профилактической работы ООО«Контакт

5.

Планирование индивидуального сопровождения несовершеннолетнего данной категории  

сентябрь-октябрь

классный руководитель, социальный педагог, мастер п/о, координатор профилактической работы

II этап

6.

Семинары для классных руководителей  по сопровождению обучающихся данной категории

октябрь-апрель

социальный педагог, координатор профилактической работы

7.

Индивидуальные беседы с обучающимися  на профилактические темы

сентябрь-май

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог.

8.

Анкетирование обучающихся и родителей по вопросам ЗОЖ и подростко-родительских отношений

октябрь, декабрь, апрель

социальный педагог, педагог-психолог ЦППМСП

9.

Групповые профилактические беседы специалистовЦППМСП, классные часы и беседы с приглашением  специалистов профилактических структур  

2 раза в месяц по отдельному плану

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог

10.

Разработка материалов  профилактической направленности для родительских собрании и классных часов

Сентябрь-июнь

социальный педагог, педагог-психолог ЦППМСП

11.

Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи.

Сентябрь-июнь

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог

12.

Вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых, трудоустройство

октябрь-май

классный руководитель, мастер п/о,социальный педагог

. 13.

Активные формы профилактической работы: проектная деятельность, слёты, спортсоревнования, сборы, круглые столы по пропаганде ЗОЖ, игры-викторины, выставки плакатов и рисунков обучающихся и т.д.

ежемесячно

Руководитель ОБЖ, руководитель физвоспитания, социальный педагог

14.

Анализ успеваемости и посещаемости обучающихся

1 раз в четверть

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог

III этап

15.

Совет  по профилактике правонарушений и преступлений колледжа. Подведение итогов и снятие с учетапо результатам  индивидуального сопровождения обучающихся и приемной семьи в течение учебного года

май

классный руководитель, мастер п/о, социальный педагог.

16.

Диагностические мероприятия на конец учебного года: анкетирование, тестирование, опрос.

май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог ЦППМСП

17.

Планирование работы на следующий учебный год

май

классный руководитель, мастер п/о,социальный педагог, администрация ЦППМСП

3.3 Условия реализации программы.

Наличие выявленных проблем адаптации подростка в новой для него учебной среде.      Сопровождение и помощь в социальных вопросах. Активизация деятельности подростка.

План индивидуальной работы на 2018/2019 учебный год с обучающимися,  проживающими  под опекой  

Специалист

Направление деятельности

Дата

Педагог – психолог (социальный педагог) _________________

  • Изучение личности обучающегося. Составление характеристики  
  • Разработка индивидуальных коррекционных программ
  • Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
  • Групповые консультации для законных представителей:  «Особенности воспитания в опекаемых семьях»
  • Индивидуальные беседы – консультации

Сентябрь-октябрь;

ноябрь  

В течение года

В течение года

В течение года

Классный руководитель _мастер п/о

1. Изучение социально – экономического статуса семьи

 2. Обследование условий проживания и воспитания   подростка.

  1. Информирование опекуна об успеваемости и посещаемости.
  2. Контроль за успеваемостью и посещаемостью.
  3. Индивидуальная работа с опекуном.
  4. Индивидуальные беседы с обучающимся.

Сентябрь

2 раза в год По итогам четверти В течение года

В течение года

В течение года

Социальный педагог

1.Обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетнего с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи. 2.Обеспечение обучающегося имеющимися в библиотеке учебниками в первую очередь. Летняя занятость.

3.Организация бесплатного горячего питания в колледжной столовой.

4.Предоставление материальной помощи из средств города (МФЦ).

5.Проведение индивидуальных бесед с опекаемым уч-ся и опекуном с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания.

  1. Привлечение к занятиям в кружках, секциях, внеклассным мероприятиям, участию в конкурсах и олимпиадах.
  2. Взаимодействие с классным руководителем и мастером п/о по оценке качества успеваемости и посещаемости.
  3. Информирование опекуна о наличии бесплатных путевок на оздоровление в санатории и пансионаты через КО и пр. учреждения.

9.Контроль за сохранением здоровья обучающегося и оказание помощи в организации  отдыха в летних оздоровительных лагерях, санаториях.

2 раза в год

Сентябрь

В течение года

2 раза в год

В течение года

Сентябрь, январь

По итогам четв. и

по необходимости

Апрель, май, сент.

Взаимодействие со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1.Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них.

2.Совместное посещение семьи с инспектором отдела опеки и попечительства.

3. Консультации родителей по вопросам воспитания несовершеннолетнего совместно со специалистами

Ежемесячно

1 раз в год и по необходимости

По необходимости

отдела опеки и попечительства.

4. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства. по вопросам оформления документации (сверка списков, обмен информацией, консультации соц.педагога по правовым вопросам.)

 5. Взаимодействие со специалистами Центра занятости населения по вопросам трудоустройства обучающихся, находящихся под опекой на летний период и в течение года, оформления соответствующей документации  

6. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства и Управления соц.защиты населения по организации летнего отдыха учащихся находящихся под опекой.

В течение года

В течение года

Апрель, май

3.4 Точки риска при реализации программы.

«Контактность» подростка. Его желание взаимодействовать в активных формах профилактической работы: проектной деятельности, слётах, спортсоревнованиях, сборах, «круглых столах», мероприятиях по пропаганде ЗОЖ, играх-викторинах, выставках плакатов и рисунков обучающихся и т.д.

4. Список литературы:

  1. Центр «Педагогический поиск», методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №4, №6. Москва 2012г
  2. Ю.В.Корчагина «Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика». Москва 2011
  3. Н.И.Еременко,С.В.Коледова «Копилка классного руководителя».Изд.Панорама

2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Целью данной программы является создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития личностных социально значимых...

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...