СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ГАПОУ АО «СТСИ»
материал

Хороброва Елена Александровна

Выступление в рамках курсов повышения квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kursah_2019.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

  Хороброва Е.А., социальный педагог

ГАПОУ АО «СТСИ»

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  СОПРОВОЖДЕНИЕ  ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,  ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ГАПОУ АО «СТСИ»

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Основа сиротства, как социального явления – социально-экономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, крушение устоев, девальвация нравственных ценностей (в частности, ценности личности ребёнка, ценности семьи). 

Законодательная база, принятая в России, по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует их права практически во всех жизненно важных сферах, предоставляет дополнительные льготы, обеспечивает равные стартовые возможности. Однако, в реальной жизни ряд законов, нацеленных на оказание помощи, на практике закрепляет иждивенчество. Данный факт подтверждают следующие цифры: за первые полгода в техникуме количество обучающихся - сирот сократилось на 4 человека, 1 был отчислен в связи с академическими задолженностями и не посещением учебных занятий, 1 из них поступил вновь в другое учебное заведение, один переведен в другое учебное заведение, 1 – отчислен по собственному желанию из академического отпуска.

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на создание благоприятных условий для успешного обучения, формирования положительного отношения к труду, становления жизненной перспективы, обеспечения продуктивности социальных контактов.

Каждый год в  наш техникум поступает достаточно много детей из этой категории. Так на 1 сентября в 2014, 2015, 2016 годах было 68 человек. В 2017 – 57 человек, 2018 – 59 человек.

На 1 апреля 2019 г. в техникуме обучается 52  человека из числа детей-сирот и ОБПР, а также лиц из их числа. Из них 31 – несовершеннолетние,  18 человек находятся под опекой, 13 человек из детских домов Архангельской области. Выпускников 10 человек. В общежитии проживают  37 человек.

 В последние годы наблюдается рост размеров «социального» сиротства, в России 95% детей-сирот – «социальные». Устранение или отказ родителей своих родительских обязанностей и приводит к такому явлению как Социальное сиротство. Если проанализировать статус обучающихся данной категории, то всего 15 человек – это сироты, то есть родители или единственный родитель умерли. Остальные же – это  «социальные сироты»: у них родители лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, безвестно отсутствующие родители, недееспособные по состоянию здоровья. Судьбы таких детей достаточно трагичны.

Таким обучающимся  необходима психолого-педагогическая поддержка всего педагогического коллектива.

Главная цель социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации, а также защита человека (социальная, психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве.

Для этого необходимо сопровождение в течение всего периода обучения и оказание помощи в различных социальных вопросах.

Главным  «инструментом» в работе с такими обучающимися является личность взрослого, прежде всего  его профессионализм не должен заменяться «просто» добрым отношением. Самое важное в нашей работе – умение разговаривать с обучающимися, слушать и слышать их, умение в каждом случае находить адекватные формы работы.

При поступлении обучающегося данной категории в наш техникум оформляется личное дело согласно  «Правил ведения личных дел», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423. Документы поступают от законных представителей: детских домов, опекунов, совершеннолетних. После внимательного изучения всех предоставленных  документов часто возникает необходимость сбора недостающих дополнительных документов. Личные дела находятся у социального педагога в кабинете.

В начале учебного года проводится личная беседа с каждым обучающимся, также с законными представителями и опекунами. В ходе беседы уточняются  данные о месте жительства, условиях проживания, взаимоотношениях, получения социальных выплат и т. д. Проводятся разъяснения о предоставлении дополнительных гарантий, льгот, правовых аспектов в период обучения. Очень важно в начале учебного года создать комфортные условия для проживания и обучения обучающихся, проявить доброжелательность и взаимопонимание.

Обучающиеся данной категории зачисляются в техникум приказом в соответствии с решением приемной комиссии.  Затем издаются приказы об обеспечении обучающихся – сирот находящихся под опекой, направленных из детских домов, проживающих в общежитии и детских домах, полном государственном обеспечении (совершеннолетние). Также в соответствии с «Положением о стипендиальном обеспечении обучающихся» приказом  по техникуму устанавливается размер государственной академической  и социальной  стипендии. Также осуществляется обеспечение бесплатным питанием, проездом на городском транспорте и к месту жительства и обратно.

В течение всего периода обучения социальный педагог отслеживает все социальные выплаты, различные льготы (по оплате коммунальных услуг и др.), алименты, пенсии, содержание в сохранности  закрепленного жилья. При необходимости помогает совершеннолетним подать исковые заявления в суды о предоставлении жилого помещения, написать личное заявление в администрации городов и районов о включении в список на предоставление жилья.  В этом  учебном году было подано 6 заявлений  в суд.

В связи с совершеннолетием обучающийся – сирота приказом переводится на полное государственное обеспечение в техникум.

По окончании обучения выпускники получают компенсацию на одежду, обувь, мягкий инвентарь и единовременное пособие. Также  каждому выпускнику лично по акту передачи выдаются  документы и уведомления.  В них указываются  адреса и телефоны тех организаций, в которые он может обратиться по необходимому  вопросу.

В течение  всего  срока обучения  ведется    сопровождение таких обучающихся: так как именно у этой категории процесс адаптации к учебной группе, образовательному процессу затягивается на продолжительное время.

В ходе работы с обучающимися-сиротами проводится консультирование по возникающим у них проблемам. В любое время они могут  обратиться и задать любой вопрос.

Специфика деятельности социального педагога при работе с обучающимися-сиротами заключается в том, что при решении проблем жизнедеятельности обучающихся приходится для достижения наилучших результатов входить в общественные отношения с отделами опеки, правоохранительными и административными органами, центрами социальной защиты, медицинскими учреждениями и др. организациями.

В работе руководствуюсь следующими  принципами  педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения:

  • создание в техникуме среды, направленной на формирование у педагогов гуманистической позиции и овладение ими технологий педагогической поддержки;
  • в умении быть в курсе нормативно-правовой базы,  регулирующей социальные выплаты этой категории обучающихся;
  • в умении быть терпеливыми, не допускать излишнего покровительства, не поощрять иждивенчество, вселять уверенность в них самих, вселять оптимизм, что при желании и конкретных действиях – их жизнь может быть построена по-другому.

В заключении можно сделать вывод: данная категория обучающихся особенно остро нуждается в  социально-педагогическом сопровождении и  поддержке. В педагогическом коллективе  техникума имеется понимание этих проблем, опыт повседневной практической, тактичной работы, когда нет упреков о государственных затратах на их содержание, проявление неуважения к их прошлому, к их личности.

Развитие и совершенствование работы с обучающимися, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит обеспечить успешную интеграцию обучающихся в современное общество и реализацию их жизненных планов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Контрольная работа по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Контрольная работа разноуровневая. Имеет три уровня сложности. Может быть применена для обучающихся по профессии "Социальный работник"....

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам,...

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...