Сценарии воспитательной работы.
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Сценарий весеннего хантыйского праздника
«Ворна хатл. Вороний день»
Цель: Знакомить с культурой, бытом и искусством народа ханты;
Действующие лица:
- Ведущая
- Бабушка (Хозяйка чума)
- Ворона
- Весна
Необходимый материал:
Для обряда окуривания: мех водоплавающего животного – вой пун, металлическая чаша.
Для игр: Палочки-хворост, 8 конусов, 4 бруска-болотца, 2 рыбки, 2 ложки, 4 тарелки, 2 стула, крупа, 2 гимнастические палки пластмассовые, 2 гимнастические палки деревянные, 2 обруча, 1 веревка длинная, 2 «стада оленей», ленточки.
Ход праздника:
На сцене стоит чум. Звучит песня «Анки варах»
Ведущая: Здравствуйте дорогие гости, милые детки! Сегодня собралось здесь много гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл». Если праздник хантыйский, то давайте и поздороваемся друг с другом на хатныйском языке «Вуща улаты!»
Сейчас, дорогие гости мы проведем обряд очищения. Обряд этот проводится для очищения жилища от злых духов, для того, чтобы попросить у добрых духов здоровья, тепла, взаимопонимания и всего хорошего.
Согласно древним поверьям, именно ворона своим карканьем пробуждает природу к новой жизни. Ворона несет Благую весть на Север, весну, тепло и солнце. В хантыйских преданиях Ворона ассоциируется с женским духом, с мифологической небесной девой, богоматерью, покровительницей женщин, детей и семейного счастья.
Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения. Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.
(дети спят в чуме, бабушка выходит из чума с угощениями, затем развешивает угощения на ветках березы, заходит в чум и начинает будить детей)
Бабушка: Нявремат нох кила, нох кила. Детки вставайте, просыпайтесь (дети просыпаются и выходят из чума, видят, что на деревьях развешаны угощения, снимают их и радостные забегают в чум).
В чуме топиться печка, горит огонь. Возле печки сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращаются дети.
Дети (радостно): Анканки, ванта ворна имен муневан калащ тус. Бабушка, посмотри, нам ворона принесла угощения.
Дети: Бабушка, расскажи, откуда появился костер? (звук костра)
Бабушка: Появился костер от искорки. Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.
Дети: Бабушка, а снег откуда?
Бабушка: Снег это «белая снежинка – маленькая льдинка». Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.
Дети: Бабушка а правда, что снег тает весной и прилетают птицы?
Бабушка: Правда, а в день прилёта ворон, ханты отмечают весенний праздник «Ворна хатл» «Вороний день»! По поведению птиц судили о том, какая будет весна: Если, ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое - затяжной.
Дети: Ой, бабушка расскажи, как ворона, прилетая на север, приносит весну!
Бабушка: Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.
«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и каркнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты.
Бабушка с детьми исполняют песню «Ворна хатл – Вороний праздник»
По окончании песни прилетает «Ворона».
Ворона: Здравствуйте, дорогие гости! Долго я к вам летела из далеких теплых краев. И вот, с вами. И пусть с моим появлением маленькие девочки и маленькие мальчики родятся! На ямку с теплыми гнилушками из их люлек я присяду. Замершие лапки свои отогрею.
Дети: Вуща ула ворна ими. Здравствуй, Ворона! Так это ты весну можешь позвать?
Ворона: Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.
Бабушка: Так детишки маленькие, их мамы еще на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?
Ворона: Из детских колыбелек, перед моим прилетом выносят подстилочки и складывают перед чумом. Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки грею, а то еще холодно.
Бабушка: Поможем вороне, построим ей гнездо. Чем больше гнездо, тем больше летом семья найдет утиных гнезд, тем успешнее будет охота.
Игра «Построй гнездо»
В игре участвуют 2 команды. 2 команды строят гнездо, из палочек-хвороста пробегая между конусами.
Ворона: Посмотрите, какие гнезда мне построили ребята. Молодцы!
Бабушка: Ворона, наши детки так ждали твоего прилета и подготовили для тебя стихотворения.
Хантыйский древний праздник «Ворна хатл»-
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна. Ворона- первый признак.
У птицы просят мудрости, добра,
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети- множество забав
Приносит им весенний первый праздник.
- Скачет чёрная ворона,
Интересно очень, боком,
Орех по земле катает,
Его клювом разбивает.
- Ворона, ворона
Приятна и мила
И даже, отдаленно,
Похожа на Орла!
- На берёзе возле дома
Строила гнездо ворона.
Охраняет днём и ночью,
Мамой стать ворона хочет.
- Нынче праздник, древний праздник.
В гости еду, еду я.
Каждый чтит Вороний праздник.
Люди как одна семья.
- Носят серенький жилет,
А у крыльев – чёрный цвет.
Кружат сразу двадцать пар.
Все кричат: «Кар! Кар!Кар!.
- -Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р!
Ставь, соседка, самовар-р!
Не жалей завар-рки!
Пр-ринимай подарки!
Ворона: Наш край называют краем болот. И вам приходится много ходить по топким местам. Сейчас поиграем в игру «Перейди болото»
В игре участвуют 2 команды. Для игры необходимо: 4 бруска – болотца.
По сигналу первые игроки, не сходя с первых брусков, кладут второй брусок перед собой и переступают на него двумя ногами. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него. Так оба постепенно передвигаются к финишу, находящемуся от линии старта на расстоянии 5-7метров. Возвращаясь обратно бегом.
Ведущий:: Вороний день «Ворна хатл» – это праздник женщин. Издавна считалось, что женщину, которая 7 апреля первой увидит ворону, ожидает счастье. Поэтому женщины старались, затопив огонь в очаге, быстрее выйти на улицу. По поверьям ханты, кто первым увидит красавицу ворону и даже другую прилетевшую птицу, то его ждет удача в течение всего года: на охоте, на рыбалке и т. д. А это – самое главное для хантыйского народа.
Ведущий:: А где же наша красавица весна, что то задерживается она. Давайте позовем весну и встретим ее веселой песней.
Дети исполняют песню «Товы пора»
Весна: Здравствуйте детки, здравствуйте гости дорогие! Здравствуй милая ворона! Как я рада тебя видеть!
Ворона: Вуща ула хорам тови! Здравствуй, весна красна! Посмотри, сколько сегодня собралось здесь гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл».
Весна: Ребята, птицы наши друзья обижать их нельзя. Они приносят пользу людям и являются украшением природы, а как они красиво поют.
Бабушка: Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне. Чтобы она принесла удачу, счастье, тепло. Стол с угощением обязательно ставили около берёзы.
Ворона: А теперь мы поиграем в игру «Накорми птиц»
В игре участвуют 2 команды. Для игры необходимо: 2 ложки, 2 тарелки и 2 миски, 4 стула. По сигналу бегут первые игроки, переносят крупу ложкой из миски в тарелку, которая находится на расстоянии 3 метра. Выигрывает тот, чья команда быстрее перенесет крупу.
Весна: Весеннее тепло, прилет вороны – первой весенней птицы дают людям силу, в этот день меряются силой, играют в подвижные игры, и нам пора немного поразмяться, потягаться в силе, умении, ловкости.
Национальные игры «Перетягивание палки», «Метание тынзяна на хорей»,
Бабушка: Есть у нашего народа ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Ленточка на дереве – это подарок небесному богу Турому. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. Обычно ханты священным деревом считают березу – символ небесной чистоты. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.
(Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки)
Весна: У хантов принято в этот день угощать, не только ворону, но и друг друга (угощаем всех сушками и конфетами). И на прощанье мы хотим вам пожелать:
Желаем, чтоб Ваши мечты исполнялись,
А все неудачи скорей забывались!
Бабушка:
Желаем счастья и добра,
Чтоб жизнь, как день была светла!
Ведущий:
Мы ещё раз поздравляем вас с традиционным праздником «Ворна хатл». Желаем всем всего самого доброго и пусть загаданные желания в этот день непременно сбудутся. Оена, пищена, йисана, нуптана улаты!
Весна, бабушка и ворона угощают детей и гостей ароматным чаем, затем прощаются и уходят.
Самоанализ
Цель: Знакомить с культурой, бытом и искусством народа ханты;
Образовательные.
- Продолжать знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов ханты
Развивающие.
- Развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов. Воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам.
Воспитывающие.
- Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, уважение к жителям коренных национальностей Севера. Продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей стране, округу. Предварительная работа с детьми:
- Разучивание стихов, песен, сценария
Музыкальный ряд: музыкальное произведение “Северные мелодии”.
Литературный ряд: легенды, сказки, северный фольклор.
Действующие лица: Бабушка, Ведущий, Весна, Ворона
Женщины и дети в национальных костюмах.
Оборудования и материал:
Чум, костер, береза - дерево, ленточки, игрушки, сушки для обряда, колокольчики.
При проведении данного мероприятия для детей были созданы все условия. Продолжительность и структура данной деятельности соответствует нормам и требованиям. Заявленная тема, цели и задачи данного мероприятия соответствуют уровню умственного развития детей, учитывая возрастные особенности детей.
На протяжении всей деятельности прослеживалась интеграция образовательных областей: «речевое развитие» (вели диалог, отвечали на вопросы, участвовали в общей беседе; продолжалась работа по обогащению и активизации ханты слов, и понимание их значения, «социально-коммуникативное развитие» (формирование интереса к национальным играм, умение применять имеющиеся знания в игровой деятельности)
Вся деятельность носила развивающий характер и состояла из трех взаимосвязанных частей:
Организационную часть направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес к дальнейшей деятельности и создать положительный эмоциональный настрой (учили здороваться на ханты языке, и прошел обряд очищения)
В основной части проводили мероприятие в национальных одеждах, с хантыйской речью, рассказали детям о том, как у хантов появился хантыйский праздник «Ворна хатл». Дети не только пели, но и рассказывали стихи, играли.
Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. Для реализации поставленных задач и целей на каждом этапе, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный, игровой и раздаточный материал.
Разнообразие и сочетание видов деятельности, методических приемов (словесные, наглядно-демонстрационный, практический, игровой а так же использование современных педагогических технологий (информационно – коммуникационной, технологии развивающего обучения, личностно-ориентированный подход) - способствовало снижению утомляемости и сохранению познавательной и речевой активности у детей, и позволили продуктивно использовать отведённое время. Для снятия физической и психологической напряжённости включила игры. По ответам, действиям детей, по интересу детей считаем, что данное мероприятие достигло запланированной цели. Цели и задачи реализованы полностью. На протяжении всего занятия дети были активны, эмоциональны, охотно вступали в диалог, отвечали на вопросы, высказывали своё мнение, выполняли задания, участвовали в играх. Дети получили стимул для коллективной, деятельности. Так же можно отметить высокий воспитательный эффект данной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАХИМОВЦАМИ.
Важным компонентом поддержания высокой дисциплины в подразделениях Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское учи...
План воспитательной работы 316Н группы. (Сценарии кураторских часов)
План воспитательной работыКураторский час по теме "Имеет ли человек право распоряжаться своей жизнью"Кураторский час по теме "Стресс. Способы выхода из стресса"...
Сценарии воспитательной работы.
Мастер класс...
Сценарии воспитательной работы.
laquo;Орнаменты как основа культура ненцев»...
Сценарии воспитательной работы.
laquo;Поздравительная открытка ко Дню Пожилого человека»...
Сценарии воспитательной работы.
Мастер класс...
Сценарий воспитательного мероприятия "Волонтёр - это звучит гордо!"
Тема воспитательного мероприятия: «Волонтёр – это звучит гордо!».Цели мероприятия:Воспитательная: воспитывать любовь к добровольческому делу, объединив воедино активных, творческих п...