ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАХИМОВЦАМИ.
статья на тему
Важным компонентом поддержания высокой дисциплины в подразделениях Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту – НВМУ) является стройная система воспитательной работы с личным составом. Которая представляет собой целенаправленную деятельность командиров (воспитателей) и начальников по формированию у воспитанников духовных качеств, отражающих специфический характер нашего военно-морского флота, ее задачи и предназначение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_organizatsii_vospitaniya_nakhimovtsev.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель 101 класса Константинов К.Г.
Формы и методы организации воспитательной работы с нахимовцами.
« Мы должны рассматривать человека не таким, каким хочется
его видеть, а таким, какой он есть в действительности…»
Важным компонентом поддержания высокой дисциплины в подразделениях Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту – НВМУ) является стройная система воспитательной работы с личным составом. Которая представляет собой целенаправленную деятельность командиров (воспитателей) и начальников по формированию у воспитанников духовных качеств, отражающих специфический характер нашего военно-морского флота, ее задачи и предназначение.
Воспитательная работа (ВР) в широком понимании - это целенаправленная и планомерная деятельность командиров (воспитателей) по формированию и развитию у воспитанников (нахимовцев) необходимых качеств, норм поведения с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.
Оно носит систематическое и направленное воздействие командира (воспитателя) на сознание, чувства, волю и поведение воспитанников с учетом их возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному поступлению в высшие военно-морские заведения МО РФ.
Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности командиров и начальников всех степеней.
Воспитательный процесс - это форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие личности, способствующее личностному росту воспитанников и максимальному использованию своего потенциала в жизни и учебе.
Для воспитания подрастающего поколения в процессе организации воспитательного процесса необходимо не забывать, но и использовать многовековые нравственные устои, воинские традиции, патриотизм и уважительное отношение к народам российского государства, общечеловеческие ценности. Учитывать исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества. Под содержанием такого воспитания понимается совокупность основных видов и направлений: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, эстетического, физического и экологического.
Государственно-патриотическое воспитание - это оказание воздействия на воспитанников в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.
Воинское воспитание - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие нахимовцев в целях подготовки их к поступлению в ВУЗы ВМФ.
Нравственное воспитание - оказание воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников в целях формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Правовое воспитание - целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию воспитанников в целях формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.
Эстетическое воспитание - воздействие на нахимовцев в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.
Физическое воспитание - воздействие на нахимовцев в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения учебных задач.
Экологическое воспитание - воздействие на нахимовца в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.
Нравственное воспитание у воспитанников заключается в осознании ими дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых основывается правопорядок на флоте. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение клятвы-присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.
В содержании воспитательной работы в подразделении важное место занимает и пропаганда боевых традиций, которые обеспечивают формирование у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам.
Воспитательная работа в подразделении (классах) позволяет максимально объективно оценить самого себя, свою способность и готовность быть полезным не только близким, друзьям, но и Родине, Отечеству, народу. Успех воспитательной работы в подразделении во многом зависит от умения командира (воспитателя) выбрать методику работы с воспитанниками, правильно учесть индивидуальные черты характера, психологические особенности, социальный опыт, уровень общеобразовательной подготовки каждого, а также оказать им помощь в период обучения в училище.
Воспитательное воздействие предусматривает использование организационных форм, различных педагогически целесообразных методов и средств.
Под формами воспитания понимается организационная сторона воспитания, предполагающая определенный состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, а также место и продолжительность их проведения.
К основным формам воспитания воспитанников подразделения (класса) отнесены: лекции, индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания, тематические вечера, диспуты, викторины.
Одно из важных - встречи с ветеранами боевых действий и военной службы, экскурсиям по историческим местам и местам боевой славы, проведению дней воинской славы России и т.д.
Воспитательная технология предполагает, что в рамках каждой из перечисленных форм реализуется один или несколько методов воспитания, представляющих собой совокупность педагогических средств и приемов однородного воздействия на ведущие компоненты личностной сферы нахимовцев (сознание, чувства и волю).
Методы воспитания можно объединить в три группы:
− методы изучения объектов воспитания (наблюдение, диагностическая беседа, анализ результатов деятельности и др.);
− методы воспитательных воздействий и взаимодействий (убеждение, поощрение, упражнение и др.);
− методы профилактики и перевоспитания личного состава (реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, само исправление и др.).
В 1899 году в Русской армии была издана первая памятка для наставника новобранцев. Сегодня у каждого нахимовца есть « Личная книжка нахимовца», где отражены основные вопросы и наставления по формированию нравственного и военного воспитания.
Подготовительным этапом воспитательной работы является необходимость определить, что и как изучать в личности подчиненного, спрогнозировать перспективы его развития, выбрать наиболее целесообразные средства, формы и методы достижения поставленных целей.
Реализуя план индивидуально-воспитательной работы с нахимовцем командир (воспитатель) различными средствами и методами педагогического взаимодействия добивается активного участия воспитанника в самосовершенствовании.
В завершение подготовительного этапа оцениваются результаты изучения и педагогического воздействия на воспитанника.
Необходимо проделать большую работу, чтобы младшие командиры (старшины взводов-классов и командиры отделений) были вашей опорой.
Индивидуально-воспитательная работа включает деятельность командиров (воспитателей) по:
− всестороннему изучению индивидуально-психологических, типологических и психофизиологических особенностей и личностных качеств воспитанников, его сильных и слабых сторон;
− прогнозированию, планированию и организации информационно-воспитательной работы с воспитуемым, определению и составлению программы индивидуальной работы с ним;
− выбору и определению оптимальных методов, форм, средств и приемов индивидуального воздействия на воспитанников, эффективному взаимодействию с ними;
− постоянному анализу результатов индивидуального воздействия на воспитуемого, при необходимости - его корректировки.
Система методов и приемов индивидуально-воспитательной работы.
Методы изучения подчиненного состава:
− индивидуальная беседа;
− изучение анкетных документов;
− наблюдение;
− анализ результатов деятельности.
Опросные методики:
− анкетирование;
− интервьюирование;
− тестирование.
Методы индивидуального воздействия на личность:
− убеждение;
− пример;
− поощрение (в т.ч. одобрение, похвала, выражение положительного отношения);
− индивидуальные просьбы;
− искусственное создание проблемных ситуаций;
− индивидуальная помощь;
− индивидуальные задания и поручения (доверие);
− индивидуальные советы и разъяснения;
− обсуждения;
− принуждение.
Методы профилактики и корректировки:
− переубеждение;
− переучивание;
− индивидуальная критика;
− напоминание, замечание;
− осуждение;
− запрещение;
− взыскание.
Анализ практики показывает, что индивидуально-воспитательная работа более эффективна и действенна, если командиры (воспитатели) в полном объеме и качественно используют весь спектр ее методов и приемов. Таким образом, индивидуально-воспитательная работа представляет собой системное образование: имеет конкретную цель и определенные задачи; строится с учетом принципов; включает целый комплекс мероприятий, осуществляемых планомерно; имеет свои методы, формы и приемы.
Изучая индивидуальные особенности и личностные качества нахимовца, командир (воспитатель) получает возможность выбрать такие средства воздействия на него, с помощью которых он может не только устранить недостатки подчиненного, но и своевременно предотвратить чрезвычайное происшествие или грубое нарушение воинской дисциплины. Следует подчеркнуть, что для осуществления индивидуально-воспитательной работы не стоит ограничиваться изучением биографических данных и психологических особенностей воспитанников. Наряду с этим необходимо знать личностные качества подчиненного, уровень развития ее личности.
«Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педогогическому совету на тему "Современные формы и методы воспитательной работы"
Профессиональное воспитание будущего специалиста как сложный системный процесс может быть представлен с помощью метода моделирования, позволяющего выявить взаимосвязь между основными факторами, функци...
Новые формы организации воспитательной работы в группе
Выступление на Круглом столе по теме - Новые формы организации воспитательной работы в группе...
Выступление на педагогических чтениях МО «ИЦПО» «Методы воспитательной работы, используемые в работе с обучающимися, проживающими в общежитии.»
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое...
« Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе»
СодержаниеВведение.Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореогра...
Использование современных форм организации воспитательной работы
Использование современных форм организации воспитательной работы...
« Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе»
Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореографией.Заключение...