Влияние комплекса учебно-методического обеспечения на качество образовательного процесса в системе дополнительного образования
учебно-методический материал
Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике в системе дополнительного образования детей. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы учебного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вступление
Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике в системе дополнительного образования детей. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы учебного процесса.
Комплексность учебно-методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение общеразвивающей программы (раздела, модуля и т.д.) представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:
- отражать суть подготовки, обоснование уровень освоения материала;
- включать в себя дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса, позволяющий обучающимся достичь необходимого уровня освоения материала;
- предоставлять детям возможность в любое время проверить результаты и эффективность своей работы, самостоятельно проконтролировать и скорректировать учебную деятельность;
- включать объективные методы оценки качества образования со стороны педагогов и методистов учреждения.
Обеспечение модуля, раздела, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего главного вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.
Реализация целей и задач
Для педагога учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо в качестве детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия того или иного модуля в программах различных направленностей и последующего их сведения в единую логическую систему.
Комплекс дидактических материалов помогает обучающимся получить знания о теоретических и практических основах изучаемого курса.
В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения образовательного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.
Средства обучения делятся на группы:
- Учебно-методическая литература - справочники, каталоги, методические указания, рекомендации, разработки, альбомы.
- Учебно-наглядные пособия - схемы, плакаты, фотографии, рисунки графики, таблицы, чертежи, диаграммы.
- Натуральные средства - приборы, инструменты, образцы, макеты, модели. К ним, например, можно отнести карточки-задания, дидактические материалы для самостоятельных, лабораторных, практических работ, курсовых проектов и пр.
Обязательные элементы учебно-методического обеспечения программы:
- Нормативно-правовая документация.
- Учебная программа, учебный план.
- Учебно-методические документы.
- Программное, материально-техническое, информационное обеспечение.
1.Нормативно-правовые документы включают:
- Требования к навыкам, знаниям, умениям и практическому опыту обучающихся.
- Ведомственные стандарты, рекомендации по организации учебного процесса.
- Методические указания, рекомендации по планированию и организации обучения.
2.Учебно-программные, планирующие документы содержат:
- календарно-тематический план (КТП);
- содержание учебного плана, занятий;
- индивидуальный план педагога;
- технологические и инструкционные карты программы.
3.Учебно-методическое обеспечение формируется из:
- конспектов занятий;
- учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в электронной форме;
- альбомов, каталогов, справочников;
- методических рекомендаций по выполнению практических заданий, упражнений и самостоятельных работ;
- указаний по изучению курса, разделов, тем и отдельных элементов;
- авторских разработок;
- методических рекомендаций по организации работы обучающихся;
- тематических разработок и рекомендаций по подготовке к выполнению проектных, творческих, исследовательских работ;
- тематических «копилок» – комплектов технологических задач и ситуаций;
- методических рекомендаций по проведению викторин, конкурсов, ролевых игр;
- комплекса средств оценки для текущего, периодического и итогового контроля качества знаний обучающихся;
- методического комплекта «входного» контроля знаний;
- системы контроля «итогового» уровня знаний по курсу обучения;
- критерии оценки навыков, умений, знаний, практического опыта по всем формам контроля;
- документации по мониторингу качества усвоения дисциплины с планом корректирующих мер.
4.Перечни программного, информационного, материально-технического обеспечения:
- оборудования, материалов, инструментария, имеющихся в кабинете;
- основной и дополнительной методической и учебной литературы;
- технических средств, используемых в обучении;
- информационных и программных ресурсов.
Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения общеразвивающей программы включает в себя:
- мультимедийные презентации;
- интерактивные и видеоматериалы;
- плакаты, таблицы, схемы, муляжи, макеты, чертежи и другие наглядные пособия.
Особенности разработки
При формировании учебно-методического обеспечения общеразвивающей программы (модуля) педагоги руководствуется учебным (индивидуальным) планом и при необходимости осуществляют непосредственную его разработку.
Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание и согласовывают содержание материалов с методистом, куда входят контрольно-оценочные документы, мониторинги, комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств.
Контроль качества образовательного процесса (контрольные экземпляры мониторинговых таблиц включенных в состав учебно-методического обеспечения) хранится у методиста в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.
Сопровождение практической деятельности
Учебно-методическое обеспечение состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам образовательной деятельности. В него входят:
- Дидактический материал.
- Инструкции по выполнению заданий.
- Критерии оценок.
Раздел «Проектная деятельность»
Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса учебного плана (модуля программы), если в плане предусмотрено время на проектную деятельность. Если проект является комплексной работой, т. е. объединяет два и более учебных раздела, наличие этих материалов необязательно.
Речь, в частности, о:
- Тематике проектных работ, которая разрабатывается индивидуально каждым педагогом и обсуждается совместно с методистом.
- Методических рекомендациях по выполнению, оформлению, защите проекта.
- Критериях оценки.
Раздел «Итоговая аттестация»
Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект материалов. Он включает в себя:
- Программу итоговой аттестации.
- Критерии оценки итогового проекта и конкурсной работы, их защиты.
- Предполагаемые требования к выпускникам долгосрочной общеобразовательной программы.
- Тематику заданий и методические указания по их выполнению (оформлению).
Раздел «Самостоятельная работа обучающихся»
Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки обучающихся.
Комплект «Самостоятельная работа обучающихся» – это учебно-методические материалы для организации образовательного процесса и приобретения умений и навыков опытным путем. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых тем. Кроме этого, в комплект входят разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру: задания, тесты, упражнения для самостоятельной работы. Тематики рефератов, творческих работ, методические указания по их оформлению. Тематические задания и темы для самостоятельного изучения. Сценарии занятий, диспутов, конкурсов.
Раздел «Учебные материалы» включают в комплект:
- Теоретические материалы.
- Задания для промежуточной оценки и текущего контроля.
- Образцы ответов к заданиям.
- Ссылки на источники информации.
- Перечни основных терминов.
В качестве источников для создания таких материалов также можно использовать аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.
Дополнительно
Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:
- Целей образовательного процесса. При работе с материалами обучающийся должен четко понимать, что все шаги, которые он выполняет при освоении темы либо раздела, в комплексе приведут к конкретному результату.
- Обратной связи. Речь идет о заданиях, выполняя которые обучающийся демонстрирует уровень освоения учебного материала.
Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?
Разработку целесообразно осуществлять для:
- Восполнения пробелов в навыках и знаниях.
- Рассмотрения материала, являющегося не обязательным, а, скорее, полезным. Речь о материалах, предназначенных для углубленного изучения какой-либо темы или исследования сложной проблемы. Их можно выдавать обучающимся, не тратя время непосредственного общения.
- Получения обучающимися индивидуальной обратной связи о прогрессе в изучении темы. В материалы для самостоятельного освоения можно включить, к примеру, ключи к тестам, ответы на задания и пр.
- Многократного просмотра материала, который сложно понять при первом ознакомлении. Обучающийся получает возможность изучать тему столько, сколько ему нужно, выполнять задания в удобном темпе.
Заключение
Детальное описание отдельных элементов образовательного процесса, действий обучающегося, педагога и методистов, направленных на достижение поставленных в программе целей, - это и есть комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО). Это понятие можно рассматривать в двух смыслах:
- Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать комплект учебно-методических материалов как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов с содержанием педагогического процесса, готового к реализации.
- Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения. Качество и эффективность комплекта учебно-методических материалов определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:
- Компетентности педагогов и методистов учреждения.
- Уровне обучаемости и обученности детей.
- Дидактических, организационно-педагогических условиях обучения.
Целенаправленность, научность, комплексность, системность, вариативность, действенность, практическая направленность, диагностируемость качества образовательного процесса обладают рядом формальных признаков, по которым можно определить эффективность применения учебно-методических материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития
Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...
Общение в образовательном процессе в учреждении дополнительного образования
Ценным может считаться только то занятие, на котором активно работает ученик, а преподаватель умело организует творческую деятельность и создает непринужденную атмосферу....
Департаментом Смоленской области по образованию и науке подведены итоги IV областного дистанционного конкурса электронных учебно-методических материалов педагогов «ИКТ в образовательном процессе».
ИКТ в образовательном процессе...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Применение компьютерных технологий в процессе обучения по программе «Дополнительное музыкальное образование студентов »
Использование возможностей ИКТ в дополнительном(музыкальном) образовании студентов СПО...
Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования
В презентации приведены примеры образовательных технологий с кратким описанием....
Методическая разработка семинар-практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»
Семинар-практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»Цель: отработка педагогами дополнительного ...
Методическая разработка семинара-практикума на тему: «Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»
Методическая разработка семинара-практикума на тему:«Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса&raqu...