Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития
методическая разработка по теме
Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности (социально-педагогической, физкультурно-оздоровительной и области хореографии). Специальность 050148 Педагогика дополнительного образования.
Материал представляет собой методическое обоснование текущей и итоговой контрольно-оценочной деятельности по предмету. Текущая контрольно-оценочная деятельность представлена примерами тестовых заданий. Итоговая контрольно-оценочная деятельность – двумя вариантами зачета по дисциплине, вопросами и практическими задачами для комплексного экзамена по модулю.
Так же рассматриваются основные компетенции для освоения в рамках стандартов нового поколения ФГОС СПО, план курса, ведущие понятия, список литературы для преподавателя и студентов. Так же предложены варианты и виды работ для освоения той или иной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОС по Теориям психического развития | 498 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга
Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02
Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности
Теории психического развития
Преподаватель Осипова И.А.
Санкт-Петербург
2013
Пояснительная записка.
Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности (социально-педагогической, физкультурно-оздоровительной и области хореографии). Специальность 050148 Педагогика дополнительного образования.
Материал представляет собой методическое обоснование текущей и итоговой контрольно-оценочной деятельности по предмету. Текущая контрольно-оценочная деятельность представлена примерами тестовых заданий. Итоговая контрольно-оценочная деятельность – двумя вариантами зачета по дисциплине, вопросами и практическими задачами для комплексного экзамена по модулю.
Так же рассматриваются основные компетенции для освоения в рамках стандартов нового поколения ФГОС СПО, план курса, ведущие понятия, список литературы для преподавателя и студентов. Так же предложены варианты и виды работ для освоения той или иной компетенции.
Содержание.
Осваиваемые компетенции
Общие
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
Профессиональные
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Показатели проявлений общих и профессиональных компетенций, формируемых в процессе изучения предмета МДК 01.02. «Теории психического развития» |
Оценивание по предмету проходит в рамках бально-рейтинговой системы (см. таблицу). Выделены ведущие компетенции, освоение которых можно оценить по фактическому материалу, сданному студентом. При этом каждый материал может быть оценен несколько раз с позиции различных компетенций. Возможен вариант оценивания, исходя из фактического материала, т.е. оценить каждый материал единожды, включив сразу все компетенции.
Существует три уровня освоения материала:
Уровень – оценка-балл | Примерные критерии |
Низкий уровень (соответствует оценке 3) - 117-290 баллов | Ответ недостаточно логически выстроен. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии современных взглядов и теорий, хотя базовые понятия раскрываются правильно. Выдвигаемые положения декламируются, но не достаточно аргументируются. Студент испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Ответ носит преимущественно описательный, а не концептуальный характер. Научно-педагогическая и специальная лексика используется ограниченно. Работы выполнены хаотично, бессистемно, неаккуратно. |
Средний (соответствует оценке 4) - 291- 414 баллов | Студент строит ответ в соответствии с планом. Подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность анализа научно-теоретических подходов, обоснования своей точки зрения. Выводы правильны. Речь грамотная, используется научно-педагогическая и специальная лексика. Работы выполнены аккуратно, полноценно, но имеют некоторые недочеты в структуре или содержании. |
Высокий (соответствует оценке 5) - 415 – 540 баллов | Студент строит ответ логично и в соответствии с планом, обнаруживает глубокие знания базовых психолого-педагогических понятий, теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики, научной и методической литературы. Демонстрирует аналитический подход в освещении разных теорий и взглядов, обосновывает свою точку зрения. Формулирует содержательные выводы. Пользуется современной научно-педагогической и специальной лексикой. Работы выполнены полноценно по структуре и содержанию. |
Основной вид проф. деят-ти (название модуля) | Состав модуля (МДК, практики) | Что формируем, описание ОК, ПК, расщепление их на ЗУН и способности | Фактический материал для оценивания | Бально-рейтинговая оценка | |||||
За задание (макс.балл) | За компетенцию (средний диапазон показателей) | ||||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||||
МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности | Теории психического развития | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Знать особенности профессиональной деятельности. | Портфолио | 10 | 15 | 20 | 9-19 | 20-27 | 28 - 35 |
Проект | |||||||||
Решение психологических задач | 3 | 4 | 5 | ||||||
Устный ответ на экзамене | 3 | 4 | 5 | ||||||
Пакет тестовых работ за семестр | 3 | 4 | 5 | ||||||
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Портфолио | 10 | 15 | 20 | 6-19 | 20-27 | 28 - 35 | ||
Проект | |||||||||
Решение психологических задач | 3 | 4 | 5 | ||||||
Устный ответ на экзамене | 3 | 4 | 5 | ||||||
Работа с периодическими изданиями | 3 | 4 | 5 | ||||||
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Проект | 10 | 15 | 20 | 12-22 | 23-31 | 32-40 | ||
Решение психологических задач | 3 | 4 | 5 | ||||||
Устный ответ на экзамене | 3 | 4 | 5 | ||||||
Подбор диагностических материалов | 3 | 4 | 5 | ||||||
Адресные рекомендации участникам педагогического процесса | 3 | 4 | 5 | ||||||
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Портфолио | 10 | 15 | 20 | 24-34 | 35-47 | 48-60 | ||
Проект | |||||||||
Устный ответ на экзамене | 3 | 4 | 5 | ||||||
Решение психологических задач | 3 | 4 | 5 | ||||||
Адресные рекомендации участникам педагогического процесса | 3 | 4 | 5 | ||||||
Анализ поведения в форме эссе | 3 | 4 | 5 | ||||||
Подбор диагностических материалов | 3 | 4 | 5 | ||||||
Подготовка сообщении-эссе. | 3 | 4 | 5 | ||||||
Пакет тестовых работ за семестр | 3 | 4 | 5 | ||||||
Работа с периодическими изданиями | 3 | 4 | 5 | ||||||
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Подбор диагностических материалов | 3 | 4 | 5 | 6-16 | 17-23 | 24-30 | ||
Подготовка сообщении-эссе. | 3 | 4 | 5 | ||||||
Портфолио | 10 | 15 | 20 | ||||||
Проект | |||||||||
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Работа с периодическими изданиями | 3 | 4 | 5 | 3-13 | 14-19 | 20-25 | ||
Портфолио | 10 | 15 | 20 | ||||||
Проект | |||||||||
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. | Подбор диагностических материалов | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 | ||
Работа с периодическими изданиями | 3 | 4 | 5 | ||||||
ПК 1.5. Анализировать занятия. | Портфолио | 10 | 15 | 20 | 18-28 | 29-39 | 40-50 | ||
Проект | |||||||||
Решение психологических задач | 3 | 4 | 5 | ||||||
Анализ поведения в форме эссе | 3 | 4 | 5 | ||||||
Устный ответ на экзамене | 3 | 4 | 5 | ||||||
Подбор диагностических материалов | 3 | 4 | 5 | ||||||
Пакет тестовых работ за семестр | 3 | 4 | 5 | ||||||
Подготовка сообщений-эссе. | 3 | 4 | 5 | ||||||
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. | Анализ поведения в форме эссе | 3 | 4 | 5 | 9-19 | 20-27 | 28-35 | ||
Проект | 10 | 15 | 20 | ||||||
Подбор диагностических материалов | 3 | 4 | 5 | ||||||
Работа с периодическими изданиями | 3 | 4 | 5 | ||||||
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. | Адресные рекомендации участникам педагогического процесса | 3 | 4 | 5 | 3-13 | 14-19 | 20-25 | ||
Проект | 10 | 15 | 20 | ||||||
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. | Анализ поведения в форме эссе | 3 | 4 | 5 | 12-22 | 23-31 | 32-40 | ||
Подбор диагностических материалов | 3 | 4 | 5 | ||||||
Пакет тестовых работ за семестр | 3 | 4 | 5 | ||||||
Проект | 10 | 15 | 20 | ||||||
Решение психологических задач | 3 | 4 | 5 | ||||||
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. | Портфолио | 10 | 15 | 20 | 6-16 | 17-23 | 24-30 | ||
Проект | |||||||||
Подбор диагностических материалов | 3 | 4 | 5 | ||||||
Адресные рекомендации участникам педагогического процесса | 3 | 4 | 5 | ||||||
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Подбор диагностических материалов | 3 | 4 | 5 | 18-28 | 29-39 | 40-50 | ||
Подготовка сообщения-эссе. | 3 | 4 | 5 | ||||||
Проект | 10 | 15 | 20 | ||||||
Устный ответ на экзамене | 3 | 4 | 5 | ||||||
Решение психологических задач | 3 | 4 | 5 | ||||||
Работа с периодическими изданиями | 3 | 4 | 5 | ||||||
Пакет тестовых работ за семестр | 3 | 4 | 5 | ||||||
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | Портфолио | 10 | 15 | 20 | 6-16 | 17-23 | 24-40 | ||
Анализ поведения в форме эссе | 3 | 4 | 5 | ||||||
Подготовка сообщении-эссе. | 3 | 4 | 5 | ||||||
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. | Портфолио | 10 | 15 | 20 | 9-19 | 20-31 | 32-35 | ||
Проект | |||||||||
Анализ поведения в форме эссе | 3 | 4 | 5 | ||||||
Подбор диагностических материалов | 3 | 4 | 5 | ||||||
Работа с периодическими изданиями | 3 | 4 | 5 | ||||||
ИТОГО | 117-290 | 291- 414 | 415 - 540 |
Компетенция | Показатель |
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. | Умение осуществлять этапы подготовки и проведения занятий Использование знаний возрастных особенностей и ведущих теорий развития в организации занятий и досуговых мероприятий |
ПК 1.5. Анализировать занятия. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. | Владение методами диагностики и психологического анализа возрастных особенностей детей |
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. | Знание способов мотивирования и побуждения. Знание возрастных особенностей каждой категории лиц, учет этих особенностей. Владение организационными навыками |
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. | Уметь использовать психологические знания возрастных особенностей для организации учебного и развивающего пространства |
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Использование знаний о возрастных особенностях для самообразования, повышения квалификации, анализа опыта других педагогов дополнительного образования |
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | Владение умениями вести психологическую, педагогическую и научную документацию |
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. | Свободное ориентирование в психологических знаниях для их использования в исследовательской деятельности в области дополнительного образованя |
Основные показатели оценки результатов по предмету, входящему в МДК.01.02. Теории психического развития.
Оценка продукта деятельности | Оценка процесса деятельности |
- соответствие оформления портфолио предложенным условиям - соответствие оформления проекта предложенным условиям | - соответствие деятельности временным требованиям исполнения (соблюдение сроков сдачи портфолио или проекта, текущих работ) |
- соответствие портфолио или проекта содержанию дисциплины и структуре составления | - соответствие этапов работы над портфолио или проектом, способность определить полноту и точность формулировок, подобрать теоретические положения, спланировать работу и придерживаться плана; |
- соответствие форм работы, теоретических обоснований в рамках проекта целям и задачам; | - осуществление всех форм психолого-педагогической работы в соответствии с профессиональными стандартами; |
- соблюдение требований к структуре, качеству и внешнему виду портфолио или проекта; | - выполнение требований к портфолио или проекту и его частям; |
- вероятное достижение поставленных целей и задач проекта (предполагаемый итог); | - использование информационных технологий при работе над портфолио или проектом; использование ИКТ внутри проекта |
Качественные характеристики
Оценка процесса и продукта деятельности при наблюдении (проверке):
- точность (правильность) выбора материалов для портфолио и проекта
- точность подбора теоретических оснований, целей, задач, принципов проекта
- точность и скорость ориентировки в проекте, материале портфолио;
- техническое исполнение проекта или портфолио;
- своевременность проведения работы;
- результативность поиска информации и материалов;
- рациональность распределения времени на выполнение задания;
Оценка обоснования обучающимся выбора решения:
- аргументированность выбора теоретических оснований для проекта, постановки целей, задач, выбора принципов построения;
- адекватность оценки предполагаемых результатов проекта;
- ясность и аргументированность изложения собственного мнения;
- полнота и доступность изложения материала в портфолио или проекте;
Спецификация предмета МДК 01.02. Теории психического развития
Цель обучения:
- по завершении изучения данного предмета, обучающийся осваивает практический опыт в области психологии развития и возрастной психологии;
- овладевает умениями применения теорий развития и учета возрастных особенностей в области дополнительного образования;
- осваивает специфику работы с детьми разного возраста;
- овладевает знаниями в области психологии развития и возрастной психологии.
Входные требования: освоенный блок ОП.02. Психология, знания анатомо-физиологических особенностей разных возрастов, интерес к выбранной области деятельности
Нормативная продолжительность обучения: 2 семестра
Осваиваемая компетенция | Что подлежит освоению | Виды оценочных заданий | Форма предъявления результатов | Метод/форма оценивания | ||
Вид деятельности | умения | знания | ||||
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Эффективное решение профессиональных задач, практическая деятельность | Умение структурировать собственную деятельность, отбирать методы организации и изучения, организовывать работу | Знание методов психологии развития и возрастной психологии, структуры деятельности и особенностей самостоятельной деятельности человека, показателей качества осуществления деятельности | Проведение фрагментов учебных исследований с использованием различных методов | Протоколы наблюдений, анкеты, опросники | Тест Анализ результатов практической деятельности |
ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Быстрая ориентировка и принятие решений | Умение разумно оценивать свою деятельность и деятельность обучающихся, принимать решения в различных ситуациях, оценивать возрастную специфику и влияние различных подходов к психическому развитию | Знания стратегий решения задач | Решение психолого-педагогических задач | Устный и письменный анализ ситуаций Составление стратегии решения | Анализ задач и их решения |
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Эффективная работа с профессиональной информацией, использование информации для развития | Умение находить, анализировать, отбирать значимую информацию, использовать информацию в своей деятельности | Знание способов работы с информацией | Составление картотек, написание аннотаций на специальную литературу, работа над докладами, рефератами, работа над портфолио | Картотека, библиография, портфолио, реферат | Анализ предъявленных материалов |
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Использование ИКТ в профессиональной деятельности | Работа в программных средах, умение обрабатывать психологическую информацию и презентовать ее для других, умение эффективно хранить информацию | Знание о возможностях использования ИКТ в психологии и педагогике, знание ключевых понятий ИКТ, знание приемов работы в формате ИКТ | Создание электронных ресурсов, баз данных, презентаций | Тематические страницы, сайты, презентации, базы | Тест Анализ работ |
ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Работа в команде, группе, коллективе. | Умение взаимодействовать с другими, коммуникативные навыки, учет психологических особенностей партнеров (возрастных), умение выстраивать работу с учетом данных особенностей | Знание психологических особенностей коллективной работы и личностных характеристик | Разработка проектов в мини группах | Развивающие и образовательные проекты | Защита проектов |
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | Постановка цели деятельности, управление коллективом для достижения цели | Использование приемов мотивирования обучающихся | Знание особенностей мотивации и приемов стимулирования других на выполнение деятельности, учет возрастной специфики и ведущего типа деятельности | Разработка планов воспитательной и обучающей работы | Планы, программы, решение психологических задач | Анализ Тест |
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Планирование путей самообразования | Умение самостоятельно работать, определять пути саморазвития | Знание особенностей личностного и профессионального развития, понятия самообразования, возрастные особенности | Составление вопросов для рефлексии Разработка перспективного плана собственной учебной деятельности, составление плана саморазвития | Опросники, планы, самостоятельные задания по предмету | Анализ опросников и результатов рефлексии, планов |
ОК 9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | Мобильное и гибкое реагирование на профессиональные изменения | Умение гибко реагировать на изменение в профессиональной деятельности, новаторские подходы | Знание современных технологий, концепций психического развития | Решение психолого-педагогических задач, обыгрывание ситуаций | Задачи и ситуации | Анализ решений |
ОК 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). | Инструктирование, профилактика | Умение использовать в работе меры по обеспечению психологического здоровья и физической безопасности обучающихся | Знание мер по обеспечению здоровья обучающихся | Планирование воспитательной и обучающей работы, развивающих занятий | Планы, проекты, занятия | Анализ планов, занятий |
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. | Организация и проведение | Умение отбирать формы, методы с учетом психологических особенностей, возрастной специфики | Знание психологических особенностей обучающихся, стратегии организации, видов занятий, методов | Проектирование занятий с учетом психологических особенностей подопечных | Проекты | Анализ проектов |
ПК 1.5. Анализировать занятия. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. | Анализ занятий и мероприятий | Умение анализировать, определять критерии для анализа, описывать результаты анализа | Знание о методах анализа, описания результатов. | Проведение и описание психологических методов изучения психологических особенностей | Психологические исследования, наблюдения | Анализ проведенных наблюдений |
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. | Досуговые мероприятия | Уметь стимулировать и заинтересовывать | Знание приемов мотивирования, особенностей мотивации человека, возрастной специфики и ведущего типа деятельности | Подбор способов мотивации | Планы | Анализ планов |
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. | Создание развивающей среды | Умение создавать предметы для развивающей среды, умение отбирать материалы для различных аспектов развития | Знание психологических аспектов развивающего воздействия | Разработка проекта развивающей среды | Проект | Анализ проекта, тест |
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Использование психолого-педагогического опыта | Умение рефлексии, отбор опыта других профессионалов | Знания образовательных технологий, понятий самоанализа, рефлексии, теорий развития | Конспектирование, работа над постановкой вопросов к психологическому материалу | Конспекты, вопросы | Анализ структуры содержания конспектов. Работа над вопросами |
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | Создание документации | Оформительские умения, умения работать с источниками, систематизировать, анализировать | Знание принципов оформления отчетов, рефератов, выступлений | Написание рефератов, сообщений и докладов. Выступление на занятиях. | Доклады, отчеты исследований, рефераты, сообщения | Анализ оформления, структуры, содержания. Оценка презентации работы |
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. | Работа над исследованиями, проектами | Исследовательские умения. | Знание методов психолого-педагогических исследований, способов организации исследовательской деятельности | Написание исследовательской работы | Курсовые проекты | Анализ оформления, структуры, содержания и презентации |
Примерный учебный план по предмету
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел ПМ.01 | ||||
МДК.01.02 Теории психического развития | 60 | |||
Тема 1.1. Введение в психологию развитию. | Содержание | |||
1. | Основные понятия. Психология развития как самостоятельная область знаний. Предмет психологии развития. Сущность понятия «развитие». | 1 | 1 | |
2 | Основные свойства и формы развития. Ведущие принципы развития | 1 | ||
Практические занятия | ||||
1. | Анализ понятий психологии развития | 1 | 1-2 | |
Тема 1.2. Исторический анализ понятия «детство». | Содержание | |||
1. | Психологические воззрения на природу психического развития ребёнка в разные эпохи: древнегреческая философия, эпоха средневековья, эпоха Возрождения. | 1 | 1 | |
2 | Исторические предпосылки возникновения психологии развития как науки. | 1 | ||
Практические занятия | ||||
1. | Работа с текстами статей | 1 | 1-2 | |
Тема 1.3. Основные подходы, объясняющие развитие человека. | Содержание | |||
1. | Первая теоретическая концепция детского развития – концепция рекапитуляции С. Холла. Основные положения педологии и её связь с другими науками о. ребёнке | 1 | 1 | |
2 | Теории развития, подходы к проблеме психического развития в основных зарубежных психологических школах . Взгляды А.Гезелла, В.Штерна, Э.Клапареда, М.Мид., М.Монтессори, А.Бине, Э.Дюркгейма | 2 | ||
3. | Концепции личностного развития в зарубежной психологии – З.Фрейд, Э.Эриксон, К.Г.Юнг, Б.Скинер, Г.Олпорт, Ж.Пиаже. | 2 | ||
4. | Теории развития отечественной психологии. Этапы становления и особенности отечественной психологии развития | 1 | ||
5 | Теории развития до 30-х годов 20 века. П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, Г.И.Россолимо, М.С.Бехтерев, Л.С. Выготский | 2 | ||
6 | Ведущие идеи отечественной психологии развития – Д.Б.Эльконин, П.И.Гальперин, А.И.Запорожец. | 1 | ||
Практические занятия | ||||
1. | Работа с текстами работ | 1 | 1-2 | |
Тема 1.4. Закономерности психического развития ребёнка первых 7 лет развития | Содержание | |||
1. | Проблемы созревания мозга. Закономерности психического развития ребёнка. Понятие социальной ситуации развития. Периодизации развития | 3 | 1 | |
2 | Кризис новорожденности. | 2 | ||
3. | Особенности развития в период младенчества | 2 | ||
4. | Особенности развития в период раннего детства Кризис 3 лет | 3 | ||
5. | Особенности когнитивного, личностного и эмоционального развития в дошкольном возрасте. Кризис 7 лет | 2 | ||
6. | Психологические аспекты готовности ребенка к школе | 4 | ||
Практические занятия | ||||
1. | Решение психологических задач и ситуаций | 2 | 1-2 | |
Тема 1.5. Закономерности психического развития в младшем школьном и подростковом возрасте | Содержание | |||
1. | Особенности когнитивного, личностного и эмоционального развития в младшем школьном возрасте. Проблемы адаптации ребенка в школе. | 4 | 1 | |
2 | Когнитивное, личностное и эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте. | 4 | ||
3. | Социальная ситуация развития и подростковый кризис. | 4 | ||
4. | Когнитивные, личностные изменения в подростковом возрасте. Особенности эмоциональный сферы. | 3 | ||
Практические занятия | ||||
1. | Решение психологических задач и ситуаций | 2 | 1-2 | |
Тема 1.6. Развитие в юности и зрелом возрасте. Старость. | Содержание | |||
1. | Специфика профессиональной деятельности и личностных качеств в юности и зрелом возрасте | 2 | 1 | |
2 | Социальная ситуация развития. Кризисы зрелого возраста. | 2 | ||
3. | Геронтология об особенностях старения, страхи и тревоги, отношение к смерти. | 2 | ||
Практические занятия | ||||
1. | Решение психологических задач, ситуаций | 2 | 1-2 |
Направления самостоятельная работа при изучении МДК 01.02
1.Систематическое повторение изученного материала на основе конспектов занятий.
2.Самостоятельное изучение специальной литературы по пройденному материалу.
3.Решение практических ситуаций и задач
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Осуществление поиска решения практических задач по проблемам возрастного развития
2.Работа с текстами статей по вопросам психического развития ребенка
3. Работа над докладами, сообщениями и рефератами в рамках курса
Учебная практика
Виды работ:
1.Определение подходов к решению воспитательных и развивающих задач, создание учебной среды в дополнительном образовании с использованием знаний возрастных особенностей детей
2. Составление психолого-педагогической характеристики группы, отдельных учащихся.
3.Анализ организации мероприятий по дополнительному образованию с точки зрения использования концепций личностного развития
4.Ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс
Контрольно-измерительные материалы
КИМы представляют собой задания с вариантами ответов, заданиями на соотнесение и вопросы-размышления. Задания в КИМах располагаются по мере усложнения.
Примеры КИМ
Тестовая работа №1
- Соотнесите понятие и его краткое определение:
1. Развитие | А. психофизиологический процесс |
2. Созревание | Б. Бурный период, разрушение старого |
3. Кризис | В. Момент особой чувствительности к одной из сторон развития |
4. Сензитивный период | Г. Система отношений ребенка с окружающим миром |
5. Социальная ситуация развития | Д. Деятельность, с которой связано возникновение новообразований |
6. Ведущий вид деятельности | Е. Процесс перехода из одного состояния в другое |
- Определите, о каком явлении идет речь
- Затишье, накопление количественных изменений
- Качественный скачок в развитии, острый период
- Освоение нового с помощью взрослого
- Позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития
- Приведите пример на один из принципов развития (по вашему выбору)
- Возможно ли использовать самонаблюдение в психологии развития? Аргументируйте ответ.
- Почему детство является парадоксальным периодом по мнению Д.Б. Эльконина?
- По вашему мнению, что послужило причиной преодоления безразличия к детям и детству в 16 веке? Какие признаки преодоления безразличия вы знаете.
- Есть ли недостатки у помогающего периода (стиля воспитания), о котором говорит Ллойд Демоз? Перечислите их.
Тестовая работа №2
- Перечислите три предпосылки возникновения психологии развития как науки.
- В каких теоретических положениях В.Штерна прослеживаются идеи развития?
- На основе какой теории строил свою концепцию психического развития Стенли Холл? В чем специфика взглядов Холла?
- С чем проводил аналогии Гетчинсон при раскрытии стадий развития ребенка?
- Какие этапы психического развития были открыты Карлом Бюлером?
- Как происходит развитие по Э.Клапареду?
- Какие положения теории Селли были положены в основу программы развивающего обучения Монтессори?
- В основе развития ребенка по М. Мид лежат (выделить необходимое)
- образование родителей
- социокультурная среда
- воспитание
- инкультурация
- Перечислите жизненные среды, которые выделяют в окружении ребенка представители экологического подхода.
Тестовая проверочная работа №3
- Процесс развития в психоаналитической концепции З. Фрейда связан с…
- Познавательными процессами
- Мотивами
- Интеллектом
- Личностью
- Культурой
- Влечениями
- Наследственностью
- Обучением
- Соотнесите понятия психоаналитической концепции и автора понятия.
|
|
- Соотнесите стадии психосексуального развития по Фрейду с возрастом человека
|
|
- Прочитайте отрывок из работы 3. Фрейда «О психоанализе», выделите в тексте специфические для психоанализа понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.
«Отношение ребенка к своим родителям далеко не свободно от сексуального возбуждения, как это показывают непосредственные наблюдения над детьми и позднейшие психоаналитические изыскания у взрослых. Ребенок рассматривает обоих родителей, особенно одного из них, как объект своих эротических желаний. Обычно ребенок следует в данном случае побуждению со стороны родителей, нежность которых имеет очень ясные, хотя и сдерживаемые в отношении своей цели проявления сексуального чувства. Отец, как правило, предпочитает дочь, мать—сына; ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка. Чувствования, возникающие при этом между родителями и детьми, а также в зависимости от этих последних между братьями и сестрами, бывают не только положительные, нежные, но и отрицательные, враждебные. Возникающий на этом основании комплекс предопределен к скорому вытеснению, но тем не менее он производит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является основным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее действительным и в других областях душевной жизни. Миф о царе Эдипе, который убивает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея инцеста. В основе создания Шекспиром Гамлета лежит тот же комплекс инцеста, только лучше скрытый.
- Определите по описанию стадию психосоциального развития по Э.Эриксону.
1 – Закладывается основа самостоятельности
2 – Стремление и восприимчивость к обучению
3 – Забота, как противоположность поглощенности собой
4 – Закладываются основы доверия к миру
5 – Закладывается активность
- Какие недостатки можно выделить в теории бихевиористов?
- Перечислите основные черты гуманистического направления в психологии.
- Определите особенность детского мышления по Ж.Пиаже
- Моральная вина определяется по видимому результату, а не по намерению
- «Мороженное, чтобы мне было вкусно»
- «Солнышко проснулось»
- «Ветер, потому что деревья качаются»
- Примером чего служит эксперимент с макетом из трех гор, предложенный Жаном Пиаже.
Ребенок садился за стол, на котором был размещен макет с тремя горами разного цвета и с дополнительными отличительными признаками (снежная вершина, домик, дерево). С другой стороны размещали куклу. Ребенка просили (в одном из вариантов задания) выбрать из предъявленных ему снимков тот, на котором запечатлен вид гор так, как их видит кукла. До шести-семилетнего возраста дети склонны выбирать картинку с изображением того, что они видят сами.
Итоговое (зачетное) портфолио по предмету
Зачетное задание может выполняться в двух формах на выбор студента.
- форма проекта
- форма портфолио
Проект
Создание проекта мероприятия, занятия дополнительного образования, развивающей среды, общественной организации или учреждения дополнительного образования в рамках выбранной теории развития (гуманистическая, психоаналитическая, бихевиористическая, социокультурная психологии и другие теории) и с учетом возрастных особенностей. Проект содержит подробное раскрытие всех пунктов структуры.
Структура проекта (возможно добавление собственных пунктов с обоснованием их необходимости):
- Социальная цель работы, занятия, создания среды или учреждения
- Психологическая и педагогическая цель
- Решаемые задачи. Задачи учреждения (развивающие, образовательные, воспитательные), задачи организации или движения.
- Контингент (возрастные, социальные особенности)
- Вид образовательного учреждения (детский дом, ДОУ, школа, гимназия, колледж). Общественная организация.
- Ведущие теории развития, которые лежат в основе. Как понимается процесс развития. Какие факторы влияют.
- Ведущие принципы, на которых строится образовательный процесс
- Ведущие понятия проекта.
- Методы и технологии работы
- Примерный план работы
- Портрет выпускника, ученика, подопечного по окончании работы
Портфолио
Представлено набором отчетных заданий по дисциплине
№ п\п | Задание | Методическое пояснение |
1 | Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет, выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор которой — приверженец психоаналитического, бихевиористического, гуманистического или иного подхода. | — Прочитайте, обращая внимание на понятийный аппарат. — Выделите основные исходные установки автора. — Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными? — Обозначьте те практические проблемы психического развития, образования и воспитания, которые предлагается решить в контексте его теории. |
2 | Подготовка сообщений-эссе. | «Предпосылки и этапы речевого развития», «Игрушка как средство общения ребенка и взрослого». «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» |
3 | Адресные рекомендации | Дать рекомендации родителям ребенка 1 года (кризис 1 года) |
4 | Адресные рекомендации | Составить рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей в период кризиса 3 лет |
5 | Ответ на вопрос в форме эссе | Что имел в виду Л.Н.Толстой, говоря, что «от рождения ребёнка до четырёх лет – целая вечность, а с четырёх лет до меня – страница, один шаг»? Что вы можете сказать о психическом развитии человека в первые и последующие годы жизни? |
6 | Подбор материалов | Подобрать и перечислить методы определения школьной готовности, составить перечень методов и примеры конкретных методик, не менее 5). |
7 | Анализ поведения форме эссе | Проанализировать особенности поведения подростка (из личного опыта) |
8 | Адресные рекомендации | Составить рекомендации для родителей подростка |
Вопросы для повторения к комплексному экзамену по модулю.
Дисциплина входит в комплексный экзамен по модулю 01.02. (согласно государственному стандарту ФГОС СПО).
Вопросы:
- Наиболее значимые теории развития в зарубежной психологии 19-20 века (раскрыть на примере 2 теорий по выбору)
- Наиболее значимые исследования развития в отечественной психологии (раскрыть на примере 2 теорий по выбору)
- Культурно-историческая теория развития Л.С.Выготского. Периодизация психического развития.
- Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина. Основные понятия, использующиеся в периодизации.
- Новорожденность. Особенности периода развития. Рефлексы. Комплекс оживления.
- Младенчество. Социальная ситуация. Кризис. Основные линии развития.
- Раннее детство. Кризис. Социальная ситуация развития. Основные линии развития.
- Дошкольный возраст. Социальная ситуация развития. Основные линии развития.
- Младший школьный возраст. Социальная ситуация развития. Основные линии развития.
- Подростковый и юношеский возраст. Социальная ситуация развития. Кризисы. Основные линии развития.
Задачи:
- Почему в ясельной группе рекомендуется вешать картинки цельного изображения, яркие и ещё менять их местами? Объясните, зная особенности восприятия и внимания.
- На знании, каких закономерностей развития мышления детей основывался Ян Амос Коменский, когда говорил: «Следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения над ними»?
- Давно замечено, что младенцы из домов ребёнка плохо прибавляют в весе и отстают от своих сверстников в развитии. Почему? Возможно ли такое явление в условиях домашнего воспитания? Что можно предпринять?
- Мама Наташи (4месяца) постоянно разговаривает с дочкой: Сейчас мы пойдём гулять, на улице яркое солнышко… Добрая водичка, умоет Наташе личико… и т.п. Соседка замечает: Что ты с ней говоришь, ведь она ещё маленькая – ничего не понимает! Права ли мама Наташи и какой прогноз можно дать о развитии её дочери?
- Наблюдение за детьми подтверждает, что индивидуальны пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребёнка.
«Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и оно оживленнее всего приветствуется. Процесс развития замедляется там, где она остаётся равнодушной или скрывает своё одобрение» (Анна Фрейд)
Согласны ли вы с этим суждением? Приведите примеры, подтверждающие данное суждение.
- Что имел в виду Л.Н.Толстой, говоря, что «от рождения ребёнка до четырёх лет – целая вечность, а с четырёх лет до меня – страница, один шаг»?
Что вы можете сказать о психическом развитии человека в первые и последующие годы жизни?
- Как развить в ребёнке-непоседе умение подчиняться правилам, сдерживать свои импульсивные желания?
- Одна родительница вспоминает: «Я своих родителей ненавидела за то, что они чрезмерно опекали меня, а сейчас очень даже им благодарна. Благодаря им со мной ничего не случилось. Руки-ноги целы. Со своим сыном я буду обращаться так же. У меня один ребёнок, я рисковать не хочу».
Каковы возможные последствия такого воспитания?
9. Каково отношение героя А. де Сент-Экзюпери к физиологическим особенностям старения?
О каком психологическом новообразовании старости идет речь в данном отрывке?
«...Волны памяти бередят сознание, омывают пережитым, приносят и уносят воспоминания, но переживания уже оставили сердце... Меня утешили за то, что я состарился, за то, что стал раскидистым деревом с узловатым стволом и морщинистой корой, которую так трудно поранить, за то, что от пергамента моих пальцев веет запахом времени, будто я успел сбыться. Вот оно, мое утешение: я подумал, что нет больше тирана, который устрашил бы меня, старика, запахом пытки — у пытки запах кислого молока — ничего не изменить тирану в том, что уже состоялось, какова бы ни была моя жизнь, она уже есть у меня, она позади, словно плащ, и держится на тонкой тесемке. Люди уже запомнили меня, и отрекайся — не отрекайся — ничего уже не изменишь. Утешало меня и то, что вскоре я избавлюсь от своих тягостных пут, мне казалось, что я уже обменял заскорузлую плоть на легкие неосязаемые крылья. Будто разрешился от времени самим собой и гуляю наконец подле ангела, которого искал так долго. Словно сбросил старую оболочку и снова стал юнцом. Но не порывы, не желания сопутствуют моей юности — безмятежная ясность. Моя юность тяготеет к вечности, а не к сумятице жизни. Новая моя юность была пространством и временем. Мне показалось, я стал вечным»
10. Проанализируйте данный отрывок, обращая специальное внимание на:
— особенности переживания героем кризиса середины жизни;
— поиски им путей преодоления кризисных явлений.
«...Но Денисов знал, что он и сам не подарочек — с прокуренным своим пиджаком, с тяжелыми мыслями, с ночным сердцебиением, с предрассветным страхом — умереть и быть забытым, стереться из людской памяти, бесследно рассеяться в воздухе. До половины пройдена земная жизнь, впереди вторая половина, худшая. Вот так прошелестит Денисов по земле и уйдет, и никто-то его не помянет! Каждый день помирают Петровы и Ивановы, их простые фамилии высекают на мраморе. Почему бы и Денисову не задержаться на какой-нибудь доске, почему не украсить своим профилем Орехово-Борисово? «В этом доме проживаю я...» Вот он женится на Лоре и помрет — она же не решится обратиться туда, где это решают, увековечивать, нет ли... «Товарищи, увековечьте моего четвертого мужа, а? Ну, товарищи...» «Хо-хо-хо...» Ну в самом деле, кто он такой? Ничего не сочинил, не пропел, не выстрелил. Ничего нового не открыл и именем своим не назвал. Да ведь и то сказать, все уже открыто, перечислено и поименовано, все, и живое и мертвое, от тараканов до комет, от сырной плесени до спиральных рукавов заумных туманностей. Вон какой-нибудь вирус — дрянь, дешевка, от него и курица не чихнет, так нет, уже пойман, назван, усыновлен парочкой ученых немцев — смотри сегодняшнюю газету. Призадумаешься — как они его делят на двоих? Небось разыскали его, завалящее такое дрянцо, в немытом стакане и обмерли от счастья — и ну толкаться, кричать:
«Мое!» — «Нет, мое!» Разбили очки, порвали подтяжки, отмутузили друг друга, запыхались, присели со стаканом на диван, обнялись: «Давай, брат, пополам!» —
«Давай, что уж с тобой поделаешь...»
<...> Пробовал Денисов изобретать — не изобреталось, пробовал сочинять стихи — не сочинялось, начал было труд о невозможности существования Австралии: сварил себе крепкого кофе и засел на всю ночь к столу. Работал хорошо, с подъемом, а под утро перечел — и порвал, и плакал без слез, и лег спать в носках. Вскоре после этого он и повстречал Лору, и был пригрет и выслушан, и многажды утешен как у себя в Орехове-Борисове, где на них, конечно, пролился золотым дождем капитан, опять отдраивший кингстоны, так и в ее безалаберной квартирке, где всю ночь в коридоре что-то шуршало»
11. Как в размышлениях юноши отражается специфика его внутреннего мира,
его отношения к себе, к окружающим, к будущему?
«— Назови, кем бы тебе хотелось стать.
— Ну, ученым, или адвокатом, как папа. К наукам я не способен. Адвокатом, наверное, неплохо, но все равно не нравится, — говорю. — Понимаешь, неплохо, если они спасают жизнь невинным людям и вообще занимаются такими делами, но в том-то и штука, что адвокаты ничем таким не занимаются. Если стать адвокатом, так будешь просто гнать деньги, играть в гольф, в бридж, покупать машины, пить сухие коктейли и ходить этаким франтом. И вообще, даже если бы ты все время спасал бы людям жизнь, откуда бы ты знал, ради чего ты это делаешь — ради того, чтобы на самом деле спасти жизнь человеку, или ради того, чтобы стать знаменитым адвокатом, чтобы тебя все хлопали по плечу и поздравляли, когда ты выиграешь этот треклятый процесс, — словом, как в кино, в дрянных фильмах. Как узнать, делаешь ты все это напоказ или по-настоящему, липа все это или не липа? Нипочем не узнаешь!.. Знаешь, кем бы я хотел быть? — говорю. — Знаешь такую песенку — «Если ты ловил кого-то вечером во ржи...»? Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть... Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, что глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак»
12. Какие характерные особенности эмоциональной сферы подростка описаны в данном отрывке?
«Он думал: «Я длинный». Люсьен сгорал от стыда, ведь он такой же длинный, как Барато — маленький, и все смеются над ними. Его словно сглазили: до сего дня он считал естественным смотреть на своих товарищей сверху вниз. Теперь же ему представлялось, что его обрекли вдруг до конца дней оставаться длинным. <...>
Люсьен был в отчаянии. Когда мать уложила его спать, он встал и подошел к зеркалу — посмотреть на себя.
<...> В последующие дни ему хотелось попросить у г-на аббата разрешить пересесть в глубину класса. И все из-за Буассе, Винкельмана и Костиля, которые сидели позади и смотрели ему в затылок. Люсьен чувствовал свой затылок, хотя и не видел его. Но когда он, лихо отвечая, читал монолог Дона Диего наизусть, те, другие, находились сзади, смотрели ему в затылок и думали с усмешкой: "Какой он худой, шея у него, как две веревки"»
13. О каких особенностях подростковой психики свидетельствуют приведенные ниже высказывания?
«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет» (М. Твен. Цит. по: Большая книга афоризмов / Сост. К.В. Дутенко. 1999. С. 558).
«Подростки: существа, которые еще не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители». (Р. Уолдер (американский психолог). Цит. по: Большая книга афоризмов / Сост. К.В. Дутенко. 1999. С. 596).
14. Выделите элементы структуры сюжетно-ролевой игры, описанной Д.Н. Толстым. Что вы можете сказать о разнице позиций детей-участников?
«Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
— Ну, во что? — сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве — Давайте в Робинзона.
— Нет... скучно,— сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережевывая листья,— вечно Робинзон! Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.
Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. Может быть, и то, что у него уже было слишком много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. Игра эта состояла в представлении сцен из «Швейцарского Робинзона», которого мы читали незадолго пред этим.
— Ну, пожалуйста... отчего ты не хочешь сделать нам этого удовольствия? — приставали к нему девочки.— Ты будешь Карл, или Эрнест, или отец — как хочешь? — говорила Катенька, стараясь за рукав курточки приподнять его с земли.
— Право, не хочется — скучно! — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.
— Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть,— сквозь слезы выговорила Любочка. Она была страшная плакса.
— Ну, пойдемте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!
Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал все очарование игры. Когда мы сели на землю и, воображая, что плывем на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я заметил ему это; но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и все же далеко не уедем. Я невольно согласился с ним.
Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лег на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.
Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить никак нельзя. Это игра. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя; а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой лакеем, девочки в середину, три стула были тройка лошадей,— и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге! и как весело и скоро проходили зимние вечера!.. Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..»
15. Как вы можете охарактеризовать позиции брата и сестры в семье и в школе? Как это сказывается на их взаимоотношениях, какие последствия может иметь в личностном плане? Почему педагогический прием, придуманный сестрой, оказался неподходящим для мальчика?
«Маруся, сгорбившись, сидит на диване. Глаза ее вонзились в библиотечную книгу. Книга называется так: «О чем щебетала ласточка». Маруся читает ее чуть не двенадцатый раз.
— Возьми из духовки мамалыгу и рыбу и, пожалуйста, не мешай мне читать,— говорит она, не отрываясь от «Ласточки». Голос у нее сухой и отчетливый, будто она диктует диктант.
Маруся строгая, всегда занятая, разговаривает со мной свысока. Она считает меня легкомысленным лодырем. Я боюсь ее больше, чем маму. Она первая ученица в гимназии и уже зарабатывает ежемесячно четыре рубля, так как дает уроки племяннице мадам Шершеневич. Все хвалят Марусю за то, что она такая серьезная, и попрекают меня, зачем я не похож на Марусю. Одна только мама относится ко мне снисходительно. Маруся чувствует это, и для нее это большая обида.
Мне очень хочется быть таким же серьезным, как Маруся, но у меня ничего не выходит. Несколько раз она пробовала воспитывать меня на свой лад и в конце концов махнула рукой. Года три назад она сказала мне каким-то неожиданным, мальчишеским голосом:
— Хочешь играть в путешествия?
Я ответил:
— Еще бы!
Потому что я жаждал кораблекрушений и подвигов. Но она взяла пять узеньких листочков бумаги, написала на них старательным почерком «Азия», «Африка», «Европа», «Америка», «Австралия» и приколола их булавками в разных концах нашего большого двора. Кухня для биндюжников оказалась Америкой, крыльцо усача Симоненко — Европой. Мы взяли длинные палки и пошли из Азии в Америку. Чуть
только мы очутились в Америке, Маруся нахмурила лоб и сказала:
— В Америке главные реки такие-то, главные горы такие-то, главные страны такие-то, климат такой-то, растения такие-то. А потом сказала:
— Повтори.
Я вместо ответа заплакал. Лучше бы она побила меня! Путешествовать — значило для меня мчаться по прериям, умирать от желтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индианок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров, и вдруг вместо этого меня ведут от бумажки к бумажке и заставляют, как в классе, зубрить какие-то десятки названий! Марусе эта игра была по сердцу — полезная игра, поучительная. Я убежал от нее со слезами, чуть только мы дошли до Европы, и спрятался в «Вигваме» на весь день. С тех пор Маруся окончательно убедилась, что я легкомысленный лодырь, и говорит со мною, как с жалким ничтожеством»
Глоссарий предмета
Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Рост — количественный аспект процессов развития.
Онтогенез - развитие от зачатия до смерти.
Филогенез - историческое развитие.
Созревание - естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста
Социальная ситуация развития - единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой
Ведущая деятельность – вид деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.
Новообразование — во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;
— во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психи
Возраст (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Сензитивность возрастная - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.
Список литературы
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997.
- Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. – М.: Изд. центр "Академия", 2002.
- Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие для студ. вузов Ростов н/Д: Феникс, 2000.
- Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учеб. пособие. М., 1998.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1998.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1995.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе? М., Знание, 1994.
- Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2002.
- Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2001.
- Гарбузов В.И. Готовность детей к школе. – М., 1992.
- Захаров А.И. Ребенок до рождения. ? С-Пб, Союз, 1998.
- Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века. – Дубна, 2003.
- Кон И.С. Ребенок и общество. ? М., 1998.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. ? М., Линка-пресс, 1997.
- Марцинковская Т.Д. История детской психологии. ? М., Владос, 1998.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
- Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
- Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.
- Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 1999.
- Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. ? М.: Издательский центр "Академия", 1997.
- Психология развития: Учебник для студентов психологич. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. ? М.: Изд. центр "Академия", 2001.
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. ? М.: Аспект Пресс,2001.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов средних пед. учебных заведений. ? М.: Изд. центр "Академия",1999.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. – М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2003.
- http://psyjournals.ru/topic/index.shtml - актуальные статьи по теориям развития и возрастной психологии, исследования
Список информационных источников
Ресурс | Краткое описание |
http://www.psibook.com/01/015.html | Основные теории развития |
http://www.psibook.com/02/ | Развитие младенца |
http://psyera.ru/2991/usloviya-psihicheskogo-razvitiya | Условия психического развития |
http://psyera.ru/2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let | Психическое развитие ребенка от 3 до 7 |
http://psyera.ru/4602/n-leontev-k-teorii-razvitiya-psihiki-rebenka | Статья А.Н.Леонтьева – К теории развития психики ребенка |
http://psyera.ru/4498/mehanizm-psihicheskogo-razvitiya-rebenka | Механизм психического развития ребенка |
http://psyera.ru/4500/pokazateli-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-i-metody-ih-izucheniya | Показатели психического развития и методы изучения |
http://psyera.ru/2322/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-1-goda-do-3-let | Психическое развитие ребенка от 1 до 3 |
http://psyera.ru/2321/psihicheskoe-razvitie-rebenka-pervogo-goda-zhizni | Психическое развитие ребенка первого года жизни |
http://psyera.ru/etapy-razvitiya-psihiki-v-filogeneze-2084.htm | Этапы развития психики в филогенезе |
http://psyera.ru/5047/stadialnost-i-nepreryvnost-psihicheskogo-razvitiya | Стадиальность и непрерывность развития |
http://psylib.org.ua/books/taiso01/index.htm | Психоаналитические теории развития |
http://www.psychologos.ru | Энциклопедия практической психологии |
http://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/ | Возрастная психология: конспект лекций |
http://bookap.info/genpsy/loshchenkova_vozrastnaya_psihologiya_shpargalka/load/rtf.shtm | Возрастная психология: шпаргалка |
http://bookap.info/genpsy/larina_psihologiya_razvitiya_i_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/ | Психология развития и возрастная психология: конспект лекций |
http://www.pedlib.ru/Books/1/0439/1_0439-1.shtml#book_page_top | Сапогова Е. Психология развития человека |
http://psychology.academic.ru | Большие энциклопедии |
http://website-seo.ru/ | Обширная информация по психологии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс для педагогов дополнительного образования «Разработка оценочных материалов для объединений «Судовое моделирование»
Учебно-методический комплекс для педагогов дополнительного образования «Разработка оценочных материалов для объединений «Судовое моделирование» – это система нормативной и учеб...
Методическая разработка: По МДК 01.13 Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танец по теме: «Техника латиноамериканских танцев»
Профессиональный модуль – ПМ.01 Преподавание в области хореографииМДК 01.13. Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танецТема занятия: «Техник...
Доклад "Особенности подготовки педагога дополнительного образования в области хореографии в БРПК"
В следствии быстро меняющихся условий жизни, появления инновационных технологий, стремительного общественного прогресса, развития науки и техники появляются новые цели образования и воспитан...
Разработка учебного занятия по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)
Тема учебного занятия: ««Особенности фразировки в фортепианных произведениях разных жанров»». Тема занятия по МДК 01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в област...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы студентов по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)
Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельнос...
МДК 01.02 «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ»
Рабочая программа учебной дисциплины МДК 01.02 «Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии» составлена на основе ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МДК 02.02 ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: вокальная подготовка направлено на работу над чистотой интонац...