Методическая разработка семинар-практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»
методическая разработка
Семинар-практикум
«Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»
Цель: отработка педагогами дополнительного образования технологии моделирования учебного занятия.
Задачи:
- вспомнить типы и виды занятий, требования, предъявляемые к современному занятию;
- научить чётко и доступно формулировать тему учебного занятия, ставить цель и вытекающие из нее задачи;
- закрепить структуру построения учебных занятий;
- способствовать повышению эффективности взаимодействия педагога и учащихся в учебном процессе.
Форма проведения: практикум с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы педагогов; ноутбук, презентация; экран.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»
Цель: отработка педагогами дополнительного образования технологии моделирования учебного занятия.
Задачи:
- вспомнить типы и виды занятий, требования, предъявляемые к современному занятию;
- научить чётко и доступно формулировать тему учебного занятия, ставить цель и вытекающие из нее задачи;
- закрепить структуру построения учебных занятий;
- способствовать повышению эффективности взаимодействия педагога и учащихся в учебном процессе.
Форма проведения: практикум с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы педагогов; ноутбук, презентация; экран.
Ход проведения мероприятия
Организационный момент
Педагоги делятся на подгруппы и рассаживаются за столы.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории. Надеюсь, что сегодня у нас получится интересный и плодотворный диалог.
- Сегодня на семинаре-практикуме мы вспомним типы, виды, формы занятий, требования, предъявляемые к современному занятию, а также методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования. Просьба быть внимательными, т.к. по окончании нашего семинара-практикума будет небольшое тестирование.
- Итак, учебное занятие в системе дополнительного образования рассматривается как:
- модель деятельности педагога и детского коллектива;
- форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками и предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;
- время, в течение которого обучающиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной и досуговой деятельностью.
- Какова же система требований, предъявляемых к современному занятию?
- На занятии реализуется единство обучения, воспитания и развития обучающихся.
- Занятие разрабатывается в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой.
- Тема занятия должна совпадать с учебным планом дополнительной общеразвивающей программы.
- На занятии предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа обучающихся в парах и группах. На занятии предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста обучающихся и типа занятия.
- На занятии используются педагогические технологии, способствующие развитию обучающихся и не наносящие вред физическому или психическому здоровью обучающихся.
- Занятие может быть реализовано с помощью дистанционных технологий и электронного обучения.
- На занятии может использоваться условно изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.). Средства обучения используются целесообразно с учетом направленности дополнительной общеобразовательной программы, возраста обучающихся и уровня их развития.
- Ведется тонкий учет индивидуальных особенностей обучающихся.
- На занятии создаются условия, а также учитываются особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или детей-инвалидов.
- На занятии формируются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
- На занятии обеспечивается положительная учебная мотивация, в том числе формирование учебно-познавательных мотивов.
- На занятии организовывается сотрудничество педагога и обучающихся как равных партнеров, а также сотрудничество учащихся друг с другом. Стиль общения используется гибкий с преобладанием демократичного. На занятии создается благоприятный психологический климат.
- Итак, учебное занятие – это форма организации учебного процесса, которая предполагает специально организованное педагогом обучение детей.
Основные требования к построению современных учебных занятий - это:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
- целесообразное расходование времени занятия;
- применение разнообразных педагогических средств обучения;
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учащимися;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
- Какие же существуют типы занятий в дополнительном образовании, которые существуют в настоящее время?
Выделяются 5 типов занятия, различных по своей структуре. Это:
1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний – это подача нового материала; усвоение новых знаний учащимися, овладение теоретическим материалом.
2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний – главная цель: повторить учебный материал и обобщить полученные учащимися знания;
3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков – это постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
4. Занятие применения полученных знаний, умений и навыков – это прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенные знания;
5. Комбинированное занятие – данное занятие характеризуется сочетанием различных целей и видов учебной работы при его проведении; изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний.
- Выделяют следующие виды учебных занятий:
- обучающие занятия – это обучение и научение учащихся чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету;
- общеразвивающие занятия – это формирование и развитие определенных личностных качеств ребёнка;
- воспитательные занятия – направлены на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, на приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.
- По форме организации, занятия делятся на традиционные и нетрадиционные.
Практическое задание 1
Педагогам на столы раздаются листы А-4, на которых написаны формы организации задач (традиционные и нетрадиционные) и конверты с листочками с написанными на них формами организации занятий. Педагогам необходимо поработать в группах, и распределить формы организации детской деятельности на два столбика.
Правильность ответов сверяется со слайдом.
- Знание типов, видов, форм и особенностей каждого этапа занятия, владение методиками их организации позволяют педагогу дополнительного образования целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению занятия.
- Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему.
Вопросы, которые ставит педагог перед собой перед занятием:
- Удастся ли занятие?
- Как удержать внимание ребят?
- Как развить интерес к учебному предмету?
- Что же является главным при подготовке учебного занятия?
- Что ж, проектирование и проведение занятия – процесс творческий. Именно поэтому он требует от педагога максимальной самоорганизации.
- На каждом столе перед Вами лежат таблички «Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования». Обратите на них внимание.
– Модель учебного занятия любого типа делится на 3 блока: подготовительный, основной и итоговый.
- Все эти три блока представлены в виде последовательности следующих этапов.
В подготовительный блок учебного занятия входят 2 этапа: организационный и проверочный этапы.
1. организационный этап – это организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания учащихся;
2. проверочный этап – это проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
В основной блок учебного занятия входят 6 этапов: подготовительный этап, этап усвоения новых знаний и способов действий, этап первичной проверки понимания изученного, этап закрепления новых знаний, способов действий и их применение на практике, этап обобщения и систематизации знаний и контрольный этап.
3. подготовительный этап – это сообщение темы (в современном уроке, педагог должен подтолкнуть детей к самостоятельной формулировке темы занятия), цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям);
4. этап усвоения новых знаний и способов действий – это использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей;
5. этап первичной проверки понимания изученного – это применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием;
6. этап закрепления новых знаний, способов действий и их применение на практике – это применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми;
7. этап обобщения и систематизации знаний – это использование бесед и практических заданий в работе с детьми;
8. контрольный этап – это использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского) для проверки усвоения изучаемого материала учащимися.
В итоговый блок учебного занятия входят 3 этапа: итоговый, рефлексивный и информационный этапы.
9. итоговый этап – на данном этапе педагог совместно с детьми подводит итог занятия;
10. рефлексивный этап – это самооценка детьми своей работоспособности, результативности работы, содержания и полезности учебной работы, психологического состояния, причин некачественной работы;
11. информационный этап – это подача информации о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по его выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.
- Педагог вправе варьировать этапы занятия, но основные блоки в занятии должны присутствовать всегда.
Практическое задание 2
Каждой группе педагогов раздается лист А-4 с перечисленными на нём в разброс этапами занятия. Необходимо ранжировать и выстроить правильную последовательность структуры занятия по вокалу и по хореографии.
Каждый этап оглашается педагогами-вокалистами и педагогами-хореографами поочерёдно. Проверка правильности структуры занятий демонстрируется на слайде.
Структура занятия по вокалу:
- Организационный момент, краткое сообщение педагогом темы занятия; постановка перед учащимися целей и задач
- Упражнения на формирование голосовых качеств, на распевание
- Работа над выработкой певческого дыхания
- Работа над усовершенствованием дикции и артикуляции
- Повторение пройденного материала
- Работа над разучиванием репертуара
- Работа над образом и характером разучиваемого произведения
- Проведение смысловой рефлексии
- Подведение итога занятия, высказывание педагогом своих пожеланий, оценка работы группы и каждого обучающегося на занятии
Структура занятия по хореографии:
- Организованный вход в зал, поклон педагогу и концертмейстеру
- Опрос учащихся об их физическом самочувствии и степени готовности к занятию
- Краткое сообщение педагогом темы занятия; постановка перед учащимися целей и задач
- Разминка
- Повторение и закрепление пройденного материала
- Изучение нового материала, объяснение педагога, включающее показ основных этапов предстоящей работы
- Репетиционно-постановочная деятельность
- Проведение смысловой рефлексии
- Подведение итога занятия, высказывание педагогом своих пожеланий, оценка работы группы и каждого обучающегося на занятии
- Организованный выход из зала
Структура учебного занятия - это совокупность его элементов, частей, обеспечивающих его целостность и достижение дидактических целей.
- При планировании занятия педагогу необходимо помнить, что вся работа должна быть направлена на развитие определенных умений детей, поддержание интереса к изучаемому материалу и предмету, овладение определенными навыками.
Занятия должны помогать учащимся развивать их личностные качества. Все формы работы подчинены задаче – научить детей определенному умению и навыку.
В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей занятия может меняться.
Для освоения материала педагог может использовать различные упражнения, которые нацелены на развитие способностей человека. Без правильно организованных упражнений невозможно дополнить полученные знания необходимыми практическими умениями и навыками, опытом творческой деятельности и таким образом реализовать воспитательные задачи образования. Поэтому, систематические упражнения являются надежным методом успешного учебного труда. Именно здесь формируются умения использовать теорию на практике и тем самым закреплять и углублять знания, полученные в ходе бесед, дискуссий и тому подобное.
- Как известно, любое занятие начинается с целеполагания. В основе целеполагания конкретного занятия – лежит ориентир на его предполагаемые результаты.
- Цель занятия должна быть конкретной, обоснованной, достижимой и проверяемой.
- Правильно сформулированная цель помогает сформулировать учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии.
Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Их необходимо ставить с учётом возрастных особенностей учащихся, учебной подготовленности, воспитанности и развития детей. Задачи делятся на 3 группы:
- образовательные - направлены на усвоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков;
- развивающие - направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребёнка;
- воспитательные - направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности, социальных компетенций.
- Все эти три группы задач обязательно должны присутствовать и быть реализованы в ходе занятия.
- Стоит обратить внимание на написание окончаний в постановке целей и задач.
Цели: формирование, расширение, развитие, воспитание… - все эти слова – это существительные, имеющие окончание –ИЕ.
Задачи: познакомить, обобщить, формировать… - все эти слова – это глаголы, оканчивающиеся на –ИТЬ, -АТЬ.
Обучающие задачи направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков:
- сформировать у учащихся представления о (понятия о) …;
- выявить (выявлять)…;
- познакомить, ознакомить, продолжать знакомить…;
- расширить…; закрепить…; обобщить…; систематизировать…;
- дифференцировать…; научить применять на практике…;
-научить пользоваться…;
- обучить…;
- проверить…;
- создать условия…
Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка:
- развивать внимание, память, мышление, воображение, познавательный интерес;
- развивать творческие способности;
- развивать любознательность;
- развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;
- развивать эстетические чувства и др.
Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности, социальных компетенций:
- воспитывать любовь к малой родине, доброжелательное отношение к окружающим,
доброту, искренность, чуткость, общительность;
- формировать аккуратность, бережливость, трудолюбие, сдержанность и т.п.
Практическое задание 3
На столах у каждой подгруппы педагогов раздаются листы А-4 (вагончики), на каждом из которых написаны группы задач (образовательные, развивающие, воспитательные). Педагоги по очереди вытаскивают из конверта листочки с написанными на них определениями задач, совещаются между собой и соотносят их с определённой группой (кладут в кармашек к данному вагончику).
Проверка правильности соотнесения задач демонстрируется на слайде.
- Подведём итоги нашего мероприятия.
- Занятие – это структурный элемент образовательного процесса, это форма организации учебно-воспитательного процесса, характерная для системы дополнительного образования и направленная на:
- решение конкретной дидактической цели;
- реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач;
- получение ребёнком опыта творчества в определённой области человеческой деятельности.
- Занятие – это своеобразная лаборатория, где происходит развитие личности ребёнка.
- В ходе занятия совершенствуется профессиональное мастерство и компетентность педагога.
- В занятии проецируется система преобразований, предусмотренных концепцией модернизации образования.
Практическое задание 4
ПРОСМОТР ВИДЕО С ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГОВ
- Стоит отметить, что голос педагога – мощный инструмент воздействия. Успешное ведение любого занятия на 50% зависит от голосовых связок. Различные стороны звучания голоса только усилят эффект успешности. А пластика тела, поза, жесты, осанка, движения неразрывно связаны с мимикой лица и речью педагога, что свидетельствует о богатстве выразительного мира педагога.
- Педагог должен быть примером для своих учащихся, решать поставленные задачи, определять цели, и в соответствии с ними грамотно выбирать методы показа.
- Творческий педагог будет пользоваться разнообразными приемами обучения, выразительными средствами, которые помогут вести занятия ярко и интересно.
Проверка знаний педагогов
- Подходит к концу наш семинар-практикум. Предлагаем вам пройти небольшое тестирование. Наведите Ваши смартфоны на QR-код (на слайде) и отсканируйте его. Откроется тест, на вопросы которого Вы должны ответить. Ваши ответы автоматически будут высвечиваться на экране.
Педагоги, правильно ответившие на все вопросы, получают поощрительные призы.
Рефлексия для педагогов
Рефлексивный этап – организация рефлексивной деятельности учащихся, получение обратной связи, анализ эмоционального состояния учащихся:
Чему сегодня научились, что нового узнали?
Что успели сделать?
Что не получилось? Над чем предстоит работать на следующем занятии?
Существует множество интересных рефлексивных методов и методик. И сейчас мы попробуем одну из них.
- Отсканируйте QR-код и ответьте на вопрос: Каким было для Вас сегодняшнее общение? На слайде представлены следующие ответы: СКУЧНЫМ, ДРУЖЕЛЮБНЫМ, НЕОБЫЧНЫМ, АКТИВНЫМ, ИНТЕРЕСНЫМ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ, ПОЛЕЗНЫМ.
Педагоги выбирают один ответ.
- Мы надеемся, что сегодняшний семинар был Вам полезен и полученная информация пригодится Вам при разработке Ваших занятий! Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное занятие в системе дополнительного образования.
Презентация для начинающих педагогов дополнительного образования....
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
Учебное занятие в системе дополнительного образования для начинающих педагогов.
Основные требования к современному занятию, основные принципы обучения, структура различных типов занятия, общая структура плана занятий, методы организации занятий....
Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования, как условие повышения мотивации обучения.
«Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений». Никол...
Методическая разработка семинара-практикума МДК.02.01. Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов по теме «Инженерные сети и оборудование зданий и строительных площадок»
Методические разработки семинара-практикма предназначены для студентов средних специальных учебных заведений.Для специальности 08.02.01. "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...
Учебная мотивация как фактор повышения качества образовательного процесса
В статье отражены понятие мотивации, ее типы, приведены результаты двух проведенных исследований в техникуме....
Методическая разработка семинара-практикума на тему: «Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»
Методическая разработка семинара-практикума на тему:«Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса&raqu...