Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования
презентация к уроку

Михайлова Ольга Николаевна

В презентации приведены примеры образовательных технологий с кратким описанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выпуск № 1 «Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей» Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Методическая неделя «Современные педагогические технологии на примере современного занятия в системе дополнительного образования» Разработчик: Михайлова О.Н., методист ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Понятие «технология» Слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве . «Технология» - это детально прописанный путь о существления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога , в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. «Педагогическая (образовательная) технология» – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Слайд 3

диагностическое целеполагание и результативность экономичность последовательность, проектируемость корректируемость визуализация Признаки педагогической технологии:

Слайд 4

В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко.

Слайд 5

Классификационные группы педагогических технологий: по уровню применения ( предметные, модульные); по философской основе (материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические и др.); по ведущему фактору физического развития (биогенные, социогенные и др.); по научной концепции усвоения опыта (ассоциативно-рефлекторные, р а звивающие и др.); по ориентации на личностные структуры ( информационные, эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные); по характеру содержания и структуры (обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные и др.).

Слайд 6

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. Учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения . Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет понравившегося ему педагога.

Слайд 7

Т ехнологи я индивидуального обучения Колл ективный способ обучения Тех нологии адаптивной системы обучения Педагогика сотрудничества Техн ология КТД Технология ТРИЗ Здоровьесберегающие тех нологии К оммуникативная технология Технология программированного обучения Игровые технологии Технология исследовательского(проблемного) обучения Те хнологии развивающего обучения Слайд 11 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19

Слайд 8

Т ехнология индивидуального обучения Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующим индивидуализации обучения и воспитания в дополнительном образовании, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог работает одновременно. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы и темп работы к конкретным особенностям ребенка, следить за его развитием и при необходимости оперативно корректировать педагогическую деятельность. Технология индивидуализированного обучения – это организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальное обучение – это форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог при обучении взаимодействует лишь с одним ребенком. Главное достоинство индивидуального обучения заключается в том, что оно позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач, отслеживать его продвижение от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и педагога. Первый слайд

Слайд 9

Коллективный способ обучения У истоков данной технологии стоял А.Г.Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный, «дикий» вуз в г Киеве, в котором в течение трех лет качественно обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г.Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, сквозь препоны и преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К.Дьяченко, а также М.А.Мкртчян, А.Г.Границкая и др. Теоретические основы технологии коллективного взаимообучения (КСО) сформулированы В.К.Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения. Индивидуальная: учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя. Парная: «учитель - ученик», «ученик – ученик» (один говорит – другой слушает). Групповая: «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один говорит – все слушают). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения. Коллективная: половина учеников говорит – половина слушает. К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава. Групповые формы работы не являются в строгом смысле слова коллективными формами, так как в них, как правило, интенсивно работают наиболее активные учащиеся. Исторически сложившиеся способы обучения включают отдельные или максимум три формы обучения. И только КСО позволяет реализовать все существующие организационные формы. Организационная структура учебного процесса в исторически сложившихся способах обучения (по М.Мкртчяну).

Слайд 10

Технология КТД Эта технология родилась в практике «педагогики общей заботы», созданной замечательным ленинградским ученым-педагогом И. П. Ивановым. Ее блестящим воплощением стали в конце прошлого столетия Фрунзенская ком­муна в Ленинграде, «Искатель» в Туле, «Каравелла» в Свердловске, «Бриган­тина» в Чите, яркая система воспитания во всероссийском лагере «Орленок». В наши дни из жизни детей и подростков ушла система пионерской и комсо­мольской организации, утрачено представление о коммунарской воспитатель­ной системе, но технология коллективного дела по-прежнему востребована как современная организация содружества детей и взрослых, как технология твор­ческого самоопределения в коллективной деятельности. Сама форма воспитания — «дело» — серьезно противостоит мероприятию и игре. Дело предполагает преобразование действительности на пользу людям. С точки зрения технологии воспитания, здесь важны четыре главных начала: про­дуктивность, общественная значимость, коллективность, творчество.

Слайд 11

Технология ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Генрих Саулович, псевдоним Генрих Альтов). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно. Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности. Т ехнология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как: -умение анализировать, рассуждать, обосновывать; -умение обобщать, делать выводы; -умение оригинально и гибко мыслить; -умение активно использовать воображение. В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Слайд 12

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Различают следующие классификации педагогических игр: -по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); -по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); -по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); -по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.). Цели образования игровых технологий обширны: -дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; -воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; -развивающие: развитие качеств и структур личности; -социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Игровые технологии

Слайд 13

Технология программированного обучения Технология программированного обучения – возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации. Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями. Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение. Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы: -информационный блок; -тестово-информационный блок (проверка усвоенного); -коррекционно-информационный блок; -проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний); -блок проверки и коррекции. Все темы повторяют вышеприведенную последовательность. Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М.Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей. Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Слайд 14

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию: - педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения; - ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие Технология исследовательского (проблемного) обучения

Слайд 15

Технологии адаптивной системы обучения Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений. Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся, контроль с использованием технических средств и контролирующих программ и т. д. В противовес традиционной одноканальной связи (ученик – учитель), которая слабо выполняет обучающую функцию, вводится многоканальная (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся), предполагающая иные формы взаимоотношений между ними. Процесс обучения при данной технологии может быть представлен тремя этапами: объяснение нового учебного материала (учитель обучает всех учащихся); индивидуальная работа учителя с учащимися; самостоятельная работа учащихся.

Слайд 16

Педагогика сотрудничества Педагогика сотрудничества – это направление в российской педагогике, возникшее в середине 80-х годов 20-го века, представляющее собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанное на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Данное направление объединило в себе опыт и лучшие традиции советской школы, а также достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки. Идеи педагогики сотрудничества впервые были выражены педагогом Симоном Львовичем Соловейчиком, ставшим идейным вдохновителем концепции. Педагогика сотрудничества была основана на совершенно ином взгляде на образовательный процесс: вместо традиционного авторитета учителя она предполагала переход к формату сотрудничества между ним и учениками. Симон Львович предложил педагогам уйти от навязывания собственного мнения к открытому диалогу, в котором учащиеся смогли бы открыто озвучивать собственные взгляды, не боясь осуждения и наказания. Автор методики был уверен, что она сможет объединить педагогов с разными стилями работы и подходами к воспитанию, но преследующих общую цель - сделать систему образования более демократичной и гуманной. Основные идеи технологии: • Обучение без принуждения. • Совместная деятельность педагога и учащегося. • Свобода выбора. • Развитие творческих способностей. • Обучение в зоне ближайшего развития. • Индивидуальный подход к каждому. •Уважительное отношение к учащимся. • Идея самоанализа. • Идея диалогических размышлений. • Сотрудничество с родителями.

Слайд 17

Здоровьесберегающие технологии В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий; - санитарно – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения ,соблюдение правил личной гигиены). - психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки, на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности). - физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз). Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической лексике в последние несколько лет и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию , сохранению и укреплению здоровья детей. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Слайд 18

Коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Участники обучения – педагог – ребенок. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии. Технология коммуникативного обучения разработана болгарским ученым Г. Лозановым и породила много практических вариантов. Успешно она используется в преподавании иноязычных культур (Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская, В.Л. Скалкин и др.). Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Коммуникативная технология

Слайд 19

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние комплекса учебно-методического обеспечения на качество образовательного процесса в системе дополнительного образования

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике в системе дополнительного образовани...

Инновационные педагогические технологии в системе Дополнительного образования детей

Инновационные технологии в дополнительном образовании дают возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений, это связано непосредственно с будущей...

Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отнош...

ПК 3.3. Систематезировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы. самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

В данном разделе размещена информация о систематизации  и оценивании педагогического опыта и образовательных технологий в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной л...

Научно - исследовательская работа на тему: "Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей", студентки 1 курса Деревянкиной П.

  Научно-исследовательская работа включает в себя рассмотрение трактовок понятия «Педагогическая технология», структуру педагогической технологии, основные качества современных...