Литературное чтение
план-конспект урока
Разработки уроков по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Герои детских книг" | 19.67 КБ |
конспект урока "Капалуха" | 34.64 КБ |
презентация Капалуха | 1.55 МБ |
конспект урока по произведениям Носова | 36.49 КБ |
конспект урока Поэтическая тетрадь | 25.03 КБ |
"А.С.Пушкин сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная, 29, тел/факс . 8(496) 540-51-92
Литературная игра
«Герои детских книг»
(3 класс)
Составитель: Капралова А.Ю.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
14.02.2018 года
Литературная игра «Герои детских книг».
Цели:
- расширять кругозор, способствовать развитию интеллекта;
- обучать коммуникативным навыкам общения.
Ход игры
Игра аналогична телевизионной передаче «Кто хочет стать миллионером». Если игрок отвечает правильно на 5 вопросов, он получает ручку, если на все 10, получает блокнот или какой- либо другой приз.
Можно воспользоваться 3 подсказками: «50x50», «Помощь зала» путем голосования и «Помощь друга».
Вступление
- Если вы хотите стать миллионером, узнать сто тысяч «почему?», ответить на вопросы «что? где? когда?», приглашаем вас принять участие в нашей игре.
Уверяю вас, вы получите миллион знаний, станете обладателями всесторонней информации. А тот, кто владеет информацией, как известно, владеет миром. А это богатство бесценно! Не забывайте про 3 подсказки.
I тур
Загадка. Ношу их много лет, а счету им не знаю. (Волосы.)
1. Какой литературный жанр начинается со слов «Жили- были»?
а) былина;
б) сказка;
в) рассказ;
г) басня.
Ответ: сказка.
2. Кто в половодье спас зайцев?
а) дед Ефрем;
б) дед Пахом;
в) дед Мазай;
г) дед Андрей.
Ответ: дед Мазай.
3. Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове?
а) лягушка-путешественница;
в) Робинзон Крузо;
б) Питер Пен; Ответ: Робинзон Крузо.
г) барон Мюнхгаузен.
4. Кто автор басни «Мартышка и очки»?
а) Крылов;
б) Пушкин;
в) Толстой;
г) Соколов-Микитов.
Ответ: Крылов.
5. О ком идет речь:
А сама-то величава?
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит?
а) царевна-лягушка;
в) Спящая красавица;
б) царевна Лебедь;
г) Красная Шапочка.
Ответ: царевна Лебедь.
6. Кто написал сказку «Кот в сапогах»?
а) Г. X. Андерсен; в) Л. Н. Толстой;
б) А. С. Пушкин; г) Ш. Перро.
Ответ: Ш. Перро.
7. Чем угощала Мальвина Буратино?
а) чай; в) морс;
б) кофе; г) какао.
Ответ: какао.
8. Как звали соломенное чучело из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города»?
а) Страшила; в) Дурило;
б) Мочило; г) Парило.
Ответ: Страшила.
9. Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на остров. Где он провел первую ночь?
а) в пещере; в) на дереве;
б) на берегу; г) под корягой.
Ответ: на дереве.
10. Что предложила жаба в качестве лекарства для Буратино?
а) сироп; в) таблетки;
б) касторку; г) настойку.
Ответ: касторку.
II тур
Загадка. С бородой родится, никто не дивится. (Козел.)
1. Как звали девочку из сказки Г. X. Андерсена?
а) Бетси;
б) Тутси;
в) Герда;
г) Мальта.
Ответ: Герда.
2. Какая из сказок не является сказкой А. С. Пушкина?
а) «Сказка о попе и работнике его Балде»;
б) «Сказка о золотом петушке;
в) «Конек-горбунок»;
г) «Сказка о золотой рыбке».
Ответ: «Конек-горбунок».
3. Кто из героев четвертым увидел теремок?
а) медведь; в) заяц;
б) волк; г) лиса.
Ответ: лиса.
4. Старик порядка, который вернул зайцу недвижимость, отнятую незаконным путем: обманом и хитростью?
а) петух; в) собака;
б) волк; г) сторож.
Ответ: петух.
5. Какое из произведений написал С. Михалков?
а) «Муха-Цокотуха»; в) «Дядя Степа»;
б) «Тараканище»; г) «Аленький цветочек».
Ответ: «Дядя Степа».
6. О ком идет речь:
Ростом только три вершка,
На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами.
а) чудовище;
б) осел;
в) верблюд;
г) конек-горбунок.
Ответ: конек-горбунок.
7. Из какой сказки эти слова: «Дети мои любезные! Кто из вас сможет поймать в моем саду Жар-птицу? Кто изловит ее живую, тому еще при жизни моей отдам половину царства»?
а) «Сивка-бурка»;
б) «Иван-царевич и серый волк»;
в) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
г) «Царевна-лягушка».
Ответ: «Иван-царевич и серый волк».
8. Наследник трех толстяков.
а) Тутти; в) Кай;
б) Бетси; г) Артур.
Ответ: Тутти.
9. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами?
а) «Морозко»; в) «Двенадцать месяцев»;
б) «Снежная королева»; г) «Дюймовочка».
Ответ: «Двенадцать месяцев».
10. Какое дерево лишило Карабаса Барабаса драгоценной бороды?
а) береза; в) дуб;
б) сосна; г) тополь.
Ответ: сосна.
II Итог игры.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная, 29, тел/факс . 8(496) 540-51-92
Открытый урок
по литературному чтению
3 класс
«В.Астафьев «Капалуха»»
Составитель: Капралова А.Ю.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
14.03.2018 года
Тема урока: «В. Астафьев «Капалуха»
(конспект урока литературного чтения в 3 классе)
Цель – познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следующие планируемые результаты:
Предметные:
- умение прогнозировать содержание по названию произведения;
- умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
- умение определять основную мысль;
- умение определять жанр произведения;
- умение составлять план произведения;
- умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.
Метапредметные:
- умение понимать цель и задачи учебной деятельности;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, организовывать совместную деятельность по достижению общей цели и осуществлять взаимоконтроль.
Личностные:
- осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
- сравнение поступков героев со своими собственными.
Ход урока
1. Оргмомент. Психологический настрой.
Вы знаете, что с сегодняшнего дня в нашей школе начинается Неделя начальных классов. Мы с вами открываем её уроком чтения. И чтобы настроится на урок, давайте вспомним наше стихотворение:
На уроке не болтать,
Время даром не терять.
Надо многому учиться-
Это в жизни пригодится!
2. Проверка д/з
- Вспомните, как называется большой раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)
- Какое произведение вы читали дома? (Мышонок Пик)
- Какой жанр этого произведения? (рассказ)
- Кто его написал? (В. Бианки)
- Назовите главного героя произведения?
- Домашнее задание мы проверим с помощью теста. (Приложение 1)
(учащиеся работают с тестом)
- Взаимопроверка. Обменяйтесь листочками. Я называю варианты правильных ответов. Оцените работу:
Без ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки – 3
5 и более - 2
3. Актуализация знаний, формулировка темы и задач урока
- А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.
1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)
2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)
3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)
4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)
5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)
6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)
7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)
Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:
В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)
- Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)
- Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.
- Вы уже догадались, что написал его Виктор Петрович Астафьев.
- На доске вы видите годы жизни писателя:
1 мая 1924 г - 29 ноября 2001г
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)
- Сформулируйте цели урока.
(собираем цветок)
- Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.
- Прежде чем мы приступим к работе с этим произведением, давайте проведём речевую разминку.
4. Речевая разминка
Прочитайте загадку, записанную на обратной стороне вашего теста:
Рано-рано по утру,
Я танцую на току.
Брови алые вразлёт,
Потеснись лесной народ,
Хвост как веер у меня,
И обут в ботфорты я.
Правда, всё вокруг, друзья,
В тот момент не слышу я!
- Кто догадался о ком эта загадка? (тетерев)
(на доске вывешивается изображение)
- Прочитайте в парах через строчку.
- Как вы думаете, почему я приготовила сегодня эту загадку?
- В ходе чтения вам предстоит проверить ваши предположения.
5. Работа над произведением
- Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98. Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха)
- Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)
- Почему (незнакомое и непонятное слово)
- Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха)
А) Словарная работа
В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём
- альпийские уральские луга; луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;
- валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
- коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.
- просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;
- черничник - заросли черники;
- пастьба – луг, где пасут скот.
- Космы - 1. Пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные.
2. перен. Что-л., напоминающее такие пряди.
Б) Чтение произведения с остановками
- Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения.
Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).
- Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге)
- Что могло вызвать такой переполох?
- Давайте проверим наши предположения.
Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)
- Итак, кто такая капалуха?
- Что главное в этой части?
- Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)
- Как могли поступить ребята?
Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)
- Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи)
- Как озаглавим? (Тревога капалухи!)
Чтение 4 части (до конца)
Что главное в этой части?
Как озаглавим? (Снова в гнезде!)
После чтения
- Итак, ребята, кто такая капалуха?
(на доске появляется изображение капалухи)
- Похожа она на самца глухаря? (Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев)
- Какой жанр этого произведения? (рассказ)
- Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.
- Сколько частей мы с вами выделили?
- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)
В) Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом произведения (Приложение 2)
- Сейчас вы поработаете в парах и выполните предложенные задания. На всю работу вам 10 минут.?
Г) Проверка выполненной работы
- Итак, проверяем ваши работы
1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (тайга)
2. Какие деревья росли в тайге? (ели, пихты и лиственницы, кое-где берёзки и осинки)
- Делаем вывод: тайга – это ….
3. Какое растение очень подробно описывает автор? (черничник)
- Прочитайте эти строчки.
4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста? (посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем)
5. Сколько яиц было в гнезде. (4)
- Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи.
6. Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду?
- Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи? (Металась в стороне. Мела землю. Закостенели от неподвижности.)
- Почему она хотела улететь?
(Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться)
- Что особенно поразило ребят, прочитайте.
7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?
- Почему ребята решили не трогать гнездо?
8. Прочитайте как изменилось поведение капалухи после ухода людей?
9. Какие слова, характеризующие капалуху вы почеркнули?
(Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная)
- Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов)
10. Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор? (Люби живое! Вокруг много интересного». Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!)
11. Какая пословица больше всего подходит к рассказу
Материнская ласка конца не знает
Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет
Мала пташка и та своё гнездо бережёт
- Давайте попробуем составить синквейн на тему капалуха.
- Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа.
1 абзац расположен после слов «…сказал подошедший учитель.»
Послушайте его:
«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»
2 абзац - последний.
«…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».
- Итак, кто догадался, о чём ещё хотел сказать нам автор?
- О материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех мам. Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме, а вы мне поможете. Каждая строчка будет начинаться со слова мама, которое вы будете произносить все вместе:
Мама - это значит нежность,
Мама - это ласка, доброта,
Мама - это безмятежность,
Мама - это радость, красота!
Мама - это на ночь сказка,
Мама - это утренний рассвет,
Мама - в трудный час подсказка,
Мама - это мудрость и совет!
Мама - это зелень лета,
Мама - это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ!
5. Подведение итогов урока
- Итак, наш урок подходит к концу, давайте скажем какие задачи мы сегодня решали.
(разбор цветка)
6. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Что больше всего понравилось?
- За что вы хотели бы похвалить себя?
- Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока.
7. Домашнее задание
- Прочитать рассказ «Капалуха», ответить на вопросы, 1 ряд - подготовить сообщение о жизни и творчестве В. Астафьева, 2 ряд – сообщение о глухаре, 3 ряд – нарисовать иллюстрацию к данному произведению.
Оценки за работу на уроке…
Урок окончен!
Тест по произведению В. Бианки «Мышонок Пик»
- Мышонок в самом начале рассказа был:
- два дня отроду
- две недели отроду
- два месяца отроду
- Мальчик хотел убить мышонка за то, что:
- мыши кусаются
- разносят болезни
- воруют хлеб
- Кораблик был
- сосновый
- еловый
- дубовый
- Первыми заметили Пика на кораблике
- чайки
- вороны
- коршуны
- Мышонок не утонул, потому, что:
- поплыл
- его спасли
- ухватился зубами за кораблик
- Лягушонка съела:
- птица
- змея
- другой зверёк
- Находить пищу Пик научился
- через день
- через 2 дня
- в первую ночь на берегу
- По тоненьким веточкам лазать помогали мышонку
- лапки
- хвост
- зубки
- Певчая птичка, которая охотилась на мышонка, - это
- соловей
- дрозд
- жулан Оценка ________
Ф.И.__________________________________
Поработайте с текстом произведения «Капалуха» и
выполните предложенные задания
Желаю удачи!
1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? _______________________
2. Какие деревья росли в тайге?
_____________________________________________________________
3. Какое растение очень подробно описывает автор ___________________
4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста.
_____________________________________________________________
5. Сколько яиц было в гнезде? _______________________
Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи. Отметьте их цифрой 1.
6. Найдите в тексте и прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду? Простым карандашом в этих строчках отметьте образные слова и выражения.
7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?
_____________________________________________________________
8. Найдите в тексте и прочитайте, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? Найдите образные слова, которые использует для описания автор и подчеркните их.
9. Подчеркните слова, которые характеризуют капалуху:
Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная.
10. Попробуйте определить главную мысль.
_____________________________________________________________
11. Какая пословица больше всего подходит к этому произведению?
Материнская ласка конца не знает
Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет
Мала пташка и та своё гнездо бережёт.
Оцените свою работу ___________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная, 29, тел/факс . 8(496) 540-51-92
Открытый урок
по литературному чтению
3 класс
«Путешествие в Книгоград»
по произведениям Н.Носова
Составитель: Капралова А.Ю.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
23.01.2018 года
Открытый урок по чтению в 3-м классе «Путешествие в книгоград». по произведениям Н.Носова
Цели:
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни
и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся.
2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с
активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать,
классифицировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.
3. Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к
книгам. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности
(групповая работа), формированию умения взаимодействовать
одноклассниками.
Оборудование:
Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, компьютер, проектор, фрагменты из мультфильмов, плакаты с высказываниями, костюмы, набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, поделок, творческих работ: кроссвордов, книжек малышек, мини сочинений, раздаточный материал для конкурсов, рассказы Н.Н.Носова.
Подготовка.
Ученики готовили задания к мероприятию. На уроках изобразительного искусства рисовали полюбившихся героев рассказов, писали мини сочинения: "Чем мне симпатичны герои произведений Н.Носова".
Цель изучения темы | Научить: - анализировать текст на примере рассказа Н. Носова; - различать произведения юмористического и сатирического характера; - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Формировать: - приёмы понимания и анализа текста; - интерес к чтению; - эмоциональность; | ||
Тип урока: | Урок повторения литературного произведения | ||
Информационно образовательная среда Предметные Метапредметные | Ресурсы:
Планируемые результаты изучения темы - работать с текстом произведения; - выразительное чтение; - чтение по цепочке - проводить исследование поведения героя. Регулятивные УУД - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное задание; - осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; - соотносить результат с поставленной целью. Познавательные УУД - раскрывать значения слов . - определять черты характера героя и обосновывать своё мнение; - определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение; - определять особенности произведения. Коммуникативные УУД - формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. |
| |
Личностные | - проявлять интерес к изучению темы; - желание читать произведения Н. Н. Носова. | ||
Ход урока Вступление.
Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду на
свете. Что же это за чудо? Послушайте и скажите:
Ты беседуй чаще с ней - Будешь в четверо умней. (Книга).
- Мы отправляемся в Книгоград.
Выходят ученики и читают стихи".
1уч.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
2 уч.
Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз, Листья все смахнул с берез. Если книгу прочитаешь, Много интересного узнаешь. Зуч.
В одиночестве, в покое, Дремлют книжные герои На страницах книг своих. Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам друзья и карты в руки.
Пусть герои оживут.
4 уч.
Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
буч.
Мы веселые ребята, не умеем мы скучать.
И собрались мы сегодня книгу новую создать.
Ребята обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке? Правильно, книги Н.Н.Носова, (учитель открывает портрет).
Какие произведения Н.Н.Носова вы читали?
Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (веселые,
смешные, поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого писал Н.
Носов?
Вступительная беседа.
Ребята расскажут вам интересные факты из жизни Н.Н.Носова, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в г. Киеве в семье актера. «В
школьные годы, • рассказывал о себе писатель,- мечтал стать музыкант м ,
потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в
политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в
художественный, а закончил институт кинематографии». Почти 20 лет
Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил
немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю
Николаевичу. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовап
все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные
рассказы.
В 1938 г. в сентябрьском номере ж. «Мурзилка» был напечатан 1-й рассказ
Носова «Затейники». Затем рассказы появились на страницах журналов
«Костер», «Затейник», газеты «Пионерская правда». Николай Николаевич
Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе.
Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными
историями и очень смешными д алогами проступает всегда какая-то умная,
нужная мысль.
Библиотекарю:
Все, что создал в литературе Николай Носов - повести, рассказы, сказки •
отмечено высоким художественным талантом, достоверностью, подлинной
веселостью. За это его книги и любят миллионы ребят всего мира. Нет,
наверное, такой страны, где бы н>т переводились его произведения. Их знают в
Голландии, Польше, Чехии и Словакии, в Аргентине, в Болгарии, во Франции и
Индии, во Вьетнаме и Японии, в Румынии. Когда авторитетный
международный журнал «Курьер ЮНЕСКО» в 1957 году произвел подсчет,
какие же из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки, то
третьей в этом списке - следом за А.М.Горьким и А.С.Пушкиным - оказалась
фамилия детского писателя Николая Николаевича Носова.
Работа в детской литературе стала его основным делом. В 1952 году за повесть
«Витя Малеев в школе и дома» Н.Н.Носову была присуждена Государственная
премия СССР, а в 1969 году за трилогию о Незнайке - Государственная премия
РСФСР имени Н.К.Крупской. В 1967 году писатель награжден орденом
Трудового Красного Знамени.
- А кто из вас знает, что это за организация ЮНЕСКО, которая известна во всём мире?
Щербакова.
1. Прочитав веселые рассказы Н. Носова, каким Вы представляете себеписателя? Любил ли он детей? Любил ли шутку?
2. Н. Носов любил детство в людях, любил смех, но никогда не смеялся над
маленькими, слабыми. Его рассказы были написаны больше 50 лет назад, Но
разве сегодня нельзя встретить таких же затейников, фантазеров, огородников?
2. Ну что ж проверим, насколько хорошо вы знаете произведения Носова.
"Спринт-вопросы"
- Назовите имя и отчество Носова.
- Где и когда родился Носов?
3. Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ. (Валя
"Затейники")
4. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе "Живая шляпа"? (картофель)
5. Какое блюдо убежало из кастрюли у Мишки на кухне?(каша)
- В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? ("Мурзилка")
- Кто уронил в колодец чайник и ведро, назови рассказ и имя героя. ( «Мишкина каша» Мишка)
- Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы.
("Фантазеры")
9. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках?
("Приключения Незнайки и его друзей").
- Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
- На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город?
12. Как звали мальчика в рассказе "Заплатка"? (Бобка).
13. Как называется рассказ, где мальчики разобрали телефон и звонок?
(телефон)
14. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка).
Входит Незнайка и говорит:
Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давн~> известно.
- Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать
книгу, но пока у меня ничего не получается.
Учитель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся, смотри и учись,
а ребята тебе помогут. А чтобы нам было веселее, ребята споют тебе песню известного сочинителя цветочного городка, твоего приятеля Цветика, и ты нам подпевай.
Физминутка
Исполнение песни. «Про кузнечика»
Незнайка — Да поют ребята хорошо, а читать то они умеют?
Учитель — Они тебе сейчас сами всё покажут.
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа», «Заплатка»
«Заплатка» Перечитывание рассказа «цепочкой»,
«Живая шляпа» Выразительное чтение рассказа по ролям.
Учитель Ребята давайте еще раз вспомним название рассказов Н.Носова , а наши гости тоже нам помогут.
1. Вспомним название рассказов:
- «Живая...... .(шляпа)»
- «Мишкина (каша)»
- «Три (охотника)»
- «Федина. (задача)»
- «На.....» (горке)
- «Про (репку)»
2. Все буквы перепутались. Восстановите название рассказов.
- Ж р о у к д (6) дружок
- А з к а з м а (7) замазка
- К к и а с р а (7) карасик
Молодцы. Незнайка, а ты не помнишь как зовут коротышку из цветочного города, который придул воздушный шар?
Незнайка: Да это же я!
-Ребята, а вы знаете?
_ Правильно Знайка. Ох и выдумщик ты Незнайка. А той друг тоже пришёл к нам на урок и хочет поделиться с вами интересными фактами.
А сейчас рубрика: "Это интересно". Выходит Знайка.
Знайка: "А знаете ли вы, что существуют книжки - малышки, оей очень
маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить, в карман.
Размер книг 65 мл на 94 мл. Есть "миниатюрные книги", длина страницы -
не превышает 2-3 сантиметров. (Показывает).
Есть книги - великаны. В Самарканде это книга Великий коран, Длина
страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина
его в человеческий рост.
- Ребята, что интересного вы узнали из книг Н. Носова? Почему вам нравится
читать произведения Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н. Носова не
стареют?
- Ну что ж ребята, наше занятие подходит к концу.
Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш
ум. Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми,
умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что ссегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать.
Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Ученики
показали хорошие знания, талант.
А теперь, посмотри какая получилась у нас книга по творчеству Н Носова.
Это книга - сюрприз. Здесь собраны все ваши работы, рисунки и сочинения.
Эту книгу мы хотим подарить тебе. Береги её!
Подведение итогов. Вам понравилось наше мероприятие? Кто доволен своей
работой. Знаниями? Чьи работы, выступления вам больше всего понравились?
Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? Участникам команд и
победителю вручили книги.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
141300, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная, 29, тел/факс . 8(496) 540-51-92
Открытый урок по литературному чтению
для учащихся 3 класса по теме:
«Поэтическая тетрадь № 1. Путешествие в Литературную страну.»
Составитель: Капралова Анна Юрьевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
22 октября 2019-2020 учебный год
Цели: обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь 1»; развивать творческие способности, память, речь, мышление.
Цель: Обобщить знания детей по Поэтической тетради № 1.
Задачи:
- образовательные: обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь №1»; обогащать словарный запас.
- воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе, к слову.
- развивающие: развивать внимание, речь, творческие способности.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, знать лирические произведения и их авторов.
Метапредметные:
Познавательные УУД :
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке, учебные задачи;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника
Личностные УУД:
- умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением,
- осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Тип урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок – путешествие.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, исследовательский; по способам организации осуществления познавательной деятельности – словесный и наглядный.
Приёмы обучения: приём работы с наглядностью, беседа, приёмы письменно-графической организации материала.
Средства: речь учителя, диалог с учащимися, изобразительная наглядность.
Оборудование: учебник «лИтературное чтение» 3 кл., 1 часть под ред. Л.Ф.Климановой, портреты поэтов (Сурикова, Фета, Тютчева, Никитина), музыкальное сопровождение
Самодельное наглядное пособие: презентация.
Ход рока.
1. Организационный момент. Приветственное слово учителя.
2. Мобилизующий этап.
-Сегодняшний урок я хочу начать с высказывания.
«Творить искусство может лишь избранник, любить искусство – каждый человек». Жюльен Грюн.
-Как вы понимаете это высказывание?
-Каждый культурный и образованный человек должен понимать и любить настоящую красоту поэтического слова. Этому мы с вами и учимся на уроках чтения. Поэзия волнует душу, будит воображение, дает почувствовать красоту земли и родного слова.
3. Сообщение темы, целей урока.
— Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся. (Предположения детей.) (Учитель, если это необходимо, может дать подсказку: какие уроки предшествовали этому путешествию.)
Да, мы с вами отправимся в поэтический уголок Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
4. Разминка.
-Начнем с «Разминки».
-Откройте учебники на стр.80 задание 10.
-Прочитайте текст «жужжащим» чтением.
-Прочитайте, выделяя голосом, последнее слово в строчке.
-Прочитайте, выделяя голосом, подчеркнутые слова.
-Какое чтение вам понравилось больше? Почему?
-Прочитайте сначала тихо…..громче….громко.
-А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.
-Вот видите, как важно сделать правильный акцент на нужных словах. Ведь от этого зависит смысл прочитанного, сказанного.
5. Поэтичекий уголок.
1) Остановка «Узнай поэта».
-Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка под цифрой «Узнай поэта». Надо правильно назвать полные имена поэтов.
-Посмотрите на изображения на доске и назовите имена поэтов.
(Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков)
2) Остановка «Из жизни поэтов».
На этой остановке мы вспомним некоторые факты биографии поэтов.
– У вас на столе конверты с № 1. Откройте их и соотнесите имя поэта и факт из биографии.
3) Остановка «Вспомни стихи».
– На этой остановке мы будем вспоминать стихи (из раздела Поэтическая тетрадь № 1). Возьмите конверт №2.
- Догадайтесь, о чём идёт речь.
1) Он от ветра защищает, урожаю помогает.
2) Много его – не губи,
мало его – береги,
нет его – посади.
3) Волков бояться, в него не ходить.
4) Чем дольше в него, тем больше дров.
(Лес)
– Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых говорится о лесе. Назовите автора и название.
Тёмный лес, что шапкой
Прикрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно… («Зима», И.Суриков).
На безлюдный простор
Побелевшей толпой
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему –
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз. («Встреча зимы», И.Никитин).
Физминутка.
А сейчас немного отдохнём и послушаем музыку.
-Что вы представляли, когда слушали музыку?
4) Остановка «Восстанови строчки».
- Возьмите конверт №3.
– Восстановите строчки:
Деревня, моя, качусь, по горе, я, в санках, вот, мой, родной, вот, дом, я, крутой, вот
(Вот моя деревня
Вот мой дом родной
Вот качусь я в санках
По горе крутой. Суриков «Детство»).
Как бы, первый, люблю, голубом, в начале, когда, резвяся, грохочет, грозу, и играя, гром, в небе, мая, весенний.
(Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. Тютчев «Весенняя гроза)
Знать, недаром, нос, мама, кошка, умывала, вчера, из окошка, глянь-ка.
(Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос… Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»)
_ Кто из вас может прочитать эти произведения по памяти, наизусть?
6. Работа в рабочей тетради.
-Откройте рабочие тетради на стр.36
-Назовите средства художественной выразительности, которые используют поэты в своих стихах. (Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)
- Прочитайте, что такое эпитет.
- Приведите пример.
- Что такое сравнение, метафора, олицетворение?
-Зачитайте определения.
7.Оценивание.
- Что делали сегодня на уроке?
- Стихи каких поэтов повторили?
- Что понравилось и особенно запомнилось на уроке?
- Кто лучше всех отвечал и знал материал по теме?
8. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-Прикрепите на это дерево листочки.
Желтый, оранжевый- Мне все понятно, я молодец.
Зеленый- У меня не все получилось, но я старался.
Красный- Мне надо быть внимательнее.
9. Домашнее задание.
Учебник стр80 №9
10. Урок окончен. Большое всем спасибо.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Сергиев Посад.
«А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
(урок литературного чтения)
3класс
Провела: учитель первой
квалификационной
категории
Капралова А.Ю.
Тема: «А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цель: создать условия для введения учащихся в творчество русского классика А.С.Пушкина.
Задачи: Образовательные:
проверить знание детей сказок А.С. Пушкина;
формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения);
формировать умение ориентироваться в тексте;
расширить словарный запас детей.
Развивающие:
развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции;
развивать речь, мышление, воображение, память, внимание, артистические способности.
Воспитательные:
прививать любовь к чтению, к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;
формировать коммуникативные навыки работы в группах, в парах;
развивать позитивную самооценку обучающихся.
Используемые методы и приемы:
словесный (рассказ, беседа);
наглядный (демонстрация, иллюстрация);
практический (упражнения, работа с книгой);
репродуктивный; исследовательский.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение 3 класс»
«Толковый словарь русского языка.» С.И. Ожегов. М. «АЗЪ» - 1996 г.;
интерактивная доска, проектор, ноутбук;
электронная презентация «Урок в 3 классе»;
музыкальный клип из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
выставка книг А.С. Пушкина;
выставка рисунков обучающихся по произведениям А.С. Пушкина;
слоговые таблицы;
карточки с заданиями для групп;
реквизиты для сценки.
I. Организационный момент.(слайд 1)
- Дети, к нам сегодня в гости пришли педагоги из других школ и детских садов нашего города. (Дети поворачиваются к гостям.)
Поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее настроение.
Молодцы, ребята. (Дети садятся на свои места.)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости снова
Захотели к нам прийти!
II. Развитие речевого аппарата.
- Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко,
Вот и вся загадка. (Кот.) ( слайд 2)
Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка».
Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая.
- Внимание, вторая загадка: (слайд 3)
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба).
В морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. (слайд 4)
(Читает скороговорку один ученик).
1)Читаем хором скороговорку медленно и тихо.
2) Медленно и громко.
3)Быстро и громко.
Рыбу ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.
Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо.
- Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дуплах орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка.) (слайд 5)
- Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить такое задание: прочитать цепочку слогов: читаем по столбикам, по строчкам, «гонка за лидером» (учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним).
III. Актуализация знаний.
- Все эти герои встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого известно даже маленьким детям. (слайд 6)
- Я для вас подготовила отрывки из сказок этого писателя. Попробуем их отгадать.
Задание для групп первого и второго рядов.
- Задание будем выполнять по группам: 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая. (Группы получают задания, обсуждают. Определяют, кто будет отвечать.
Если дети одной группы затрудняются в ответе, другой ряд имеет право подсказать.)
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-
Говорит одна девица…»
«Сказка о Царе Салтане…»
«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Старик отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку…»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Идёт Балда покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется…»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он…»
«Сказка о золотом петушке»
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
«Сказка о Царе Салтане…»
- Кто написал эти произведения? (А.С.Пушкин)
IV. Постановка целей и определение темы урока.
- Определите тему нашего урока? (Будем знакомиться с творчеством великого русского писателя А.С.Пушкина, читать отрывок из сказки.)
(слайд 7)
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство с биографией писателя.
- Для вас ученица нашего класса подготовила рассказ о жизни А.С. Пушкина.
Рассказ ученицы.
- Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. (слайд 8) В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. (слайд 9) На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. (слайд 10) Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети.
2. Работа по учебнику - Ребята, откроем наш учебник на странице 92 и прочитаем, что написано о А.С. Пушкине там. (Читает один ученик.)
- Как вы думаете, почему Александра Сергеевича в нашем учебнике называют славой и гордостью нашей Родины? (Ответы детей)
- Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для взрослых.
Некоторые из них представлены на нашей выставке. (Выставка книг).
- Назовите, какие произведения вы читали сами или вам читали родители, воспитатели?
-Один из самых любимых персонажей сказок А.С. Пушкина проведет вместе с вами физминутку. Угадайте, кто это?
VI. Подвижная физминутка «Золотая рыбка». (слайд 11)
- Кто помог провести физминутку?
VII. Работа по теме урока (продолжение). (слайд 12)
1. Работа над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Прочитаем отрывок, а затем вы скажете из какой он сказки.
- Из какой сказки отрывок? Как вы догадались? (слайд 13)
- Прочитаем еще раз и найдем трудные по значению слова. Подчеркните их красным карандашом.
- Какие вам встретились необычные для современной речи слова?
- Что поможет нам в этой работе? (Словарь С. И.Ожегова.)
Лексическая работа.
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою. – следит внимательно, сторожит.
Ступай – иди.
- Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.
Чтение по ролям.
- Сейчас еще раз прочитаем отрывок, и вы подумаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. (Самостоятельное чтение.)
- Назовите персонажей отрывка. (автор, жених, месяц). (слайд 14)
- Как жених величает месяц?
- Что вы скажите об их культуре общения? (вежливы, уважительны, учтивы)
- Как нужно читать обращение жениха к месяцу? (С мольбой, с просьбой, напевно, плавно).
-Как прочитаем ответ месяца? (С грустью, с сожалением, в конце подбадривает жениха, дает надежду).
- Найдем в тексте и прочитаем слова Елисея, Месяца.
Чтение отрывка по ролям в парах.
- I вариант – читает слова Елисея, II – вариант – слова месяца. (Выразительное чтение отрывка в парах.)
- Прочитаем выразительно по ролям отрывок. Я читаю слова автора, одна пара читает слова Елисея и Месяца.
- Оцените чтение учеников. Как они прочитали отрывок?
2. Сценка из «Сказки о мертвой царевне…»
-Ребята подготовили еще один отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и сейчас его нам покажут. Звучит музыка. (слайд 15)
- Чем закончилась сказка? (слайд 16)
- И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто сначала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмачил.
3. Рифма.
- Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
- В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)
- Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)
- А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
- Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что такое рифма?
(Один ученик уточнил значение слова рифма в толковом словаре.)
Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк.
Например: ночка – дочка, гайка – чайка.
- Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки А.С.Пушкина.
Игра с картинками « Найди рифму» (слайд 17)
- А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют рифму.
кошка - окошко
река - облака
опушка – кукушка
- Совершенно верно. А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Закончите каждую строчку в стихотворении. (слайд 18)
Я открыл своё … окошко.
На окошко села … кошка.
Смотрит, как течёт … река,
А над нею … облака.
Вдалеке видна … опушка.
Слышно, как поёт … кукушка.
-Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.
VIII. Итог урока (рефлексия)(слайд 19)
Продолжите: Сегодня на уроке я узнал(а) …..
Теперь я умею ….
Мне было непонятно ….
На уроке мне понравилось …
Оцените свою работу на уроке. Возьмите месяц и нарисуйте ему ротик. (слайд 20) (слайд 21)
- Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок. Подарите свой месяц нашим гостям.
- Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...
Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)
Предлагаю вариант рабочей программы курса "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...
Урок литературного чтения
МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа» 1 кл...
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...
Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".
Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...
Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».
Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры. В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...