Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)
рабочая программа по теме

Зимаева Елена Александровна

 

Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):

1. Пояснительная записка

2. Календарно – тематическое планирование уроков

Учебник:

Н.А.Чуракова . Литературное чтение.  3класс. В 2-х частях.2010 г.

 

3 часа в неделю (всего 102 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_ktp.docx69.36 КБ
Файл moyo_poyasnit.zapiska.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование уроков по  курсу  «Литературное чтение»

в  3 классе

(Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

Учебник:

Н.А.Чуракова . Литературное чтение.  3класс. В 2-х частях.

3 часа в неделю (всего 102 часа)

№ П/п

№ в теме

Тема урока

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Элементы дополнительного (необязательного содержания)

Домашнее задание

Дата

план

факт

Раздел  I Корни есть не только у дерева-12 ч

Цели: педагогическая: создание условий для определения связи жанров фольклора с мифом;  

ученическая: в результате освоения данного модуля (раздела) ученик должен частично овладеть особенностями малых фольклорных жанров, знать законы и виды сказок, научиться различать малые жанры фольклора; находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора; выявлять главные закономерности сказочного жанра, мифа.

УУД: регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

познавательные:  использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Интернета;  строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом анализа литературного произведения;
коммуникативные: строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения личностные: оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия.

1

1

День Знаний

2

2

Знакомство с учебником. Без чего человек не может прожить как человек? Что такое миф.

Мифы, гимны, религия. Сравнительный анализ сюжетных линий, героев мифов и сказаний. Понятие шмуцтитул - книжный листок, указывающий на содержание раздела

Уметь ориентироваться в частях учебника, знать части книги, уметь пользоваться оглавлением

Уметь устанавливать связь малых жанров фольклора с мифом

«Кот уче-

ный», иллюстра-

ция

Т. Мавриной

СD

«Шедевры русской живописи»

с.3-11

узнать про свой знак Зодиака

3

3-4

Отношение человека и Природы в древности

Мифы, гимны, религия. Сравнительный анализ сюжетных линий

Знать особенности мифологического восприятия мира в античных гимнах богам .Иметь общее представление о мифе, как способе жизни древнего человека. Учиться правильному и осознанному чтению.

иллюстрации

М.Врубель «Пан», «Адам раздает имена животным»;

с.11-14

индивид- рисунок «Каким я представляю Пана»

4

5

Черты мифологического мышления в народной сказке «Крошечка-Хаврошечка»

Сравнительный анализ сюжетных линий, героев мифов и сказаний

Понятие  бестиарий

Отслеживать особенности сюжета волшебной сказки. Знать особенности характера героев волшебной сказки.

с14-18

найти признаки народ. сказки

5

6

Пространственные представления древнего человека

Проверка техники чтения (входная)

Представление древнего человека о мире: вера в  магию слова, в магию круга, в магическую силу числа

Уметь устанавливать связь малых жанров фольклора с мифом.  Иметь первичные исследовательские навыки, находить черты сходства и отличия народных загадок и авторских, сочинять собственные загадки.

с.19-20

6

7-9

Законы сказочного жанра в русской народной сказке «Сивка- бурка»

Секреты сказочного жанра

Уметь отмечать черты, свойственные народной сказке и авторской, выделять сходство и различие этих сказок. Знать особенности сюжета сказки, уметь сопоставлять события сказки с древними представлениями человека о мире.

«Исидаи Нефтида», «Священные обезьянки», « Бог Ра в образе кота…»

с.20-29

индивид- сочинить волшеб сказку

7

10-12

Мифологический герой и его подвиги

( древнегреческий миф «Персей»)

Практическая работа «По дорогам сказок»

Оценивание события и героев произведения, высказывание оценочных суждений о прочитанном

Иметь общее представление о мифе, как способе жизни древнего человека. Учиться правильному и осознанному чтению.

«Святой Георгий, поражающий змея» (русская икона)

с.31-38

пересказ

Раздел 2. В жизни всегда есть место подвигу- 4 ч.

Цели: педагогическая: создание условий для изучения новых литературных жанров; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен частично овладеть особенностями новых жанров: мифа как способа жизни древнего человека, помогающего установить отношения с миром природы, и былины как эпического жанра;
должен иметь представление об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин, научиться отличать волшебную сказку от былины.

УУД. Личностные: доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе

8

13-14

Эпический герой и его подвиги ( по древнегреческому мифу «Прометей»)

Оценивание события и героев произведения, высказывание оценочных суждений о прочитанном. Самостоятельное проведение исследования

Уметь наблюдать за эпического героем и мифологическим; за борьбой с природными силамив эпосе; беглому и правильному чтению.

с.40-48

вопросы

9

15

Подвиги русских богатырей :миф или эпос?(герои разного происхождения в былине  «Илья Муромец и  Святогор»)

Знакомство с былиной, как жанром устного народного творчества. Характеристика былинного героя

Уметь отличать былину от других эпических жанров, знать особенности былины как эпического жанра. Характеризовать героев произведения, пересказывать текст, создавать творческие картины.

В. Васнецов «Три богатыря», М. Врубель «Богатырь»

с.49-54

10

16

Красота и своеобразие языка русской былины «Илья Муромец и Святогор»

Учиться создавать рассказ- описание по картине, сопоставлять образы лит. произведений и создаваемые художником.

с.55-58

Раздел 3. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками-9 ч

Цели: педагогическая: создание условий для изучения нового жанра литературы - басни; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен знать
двучленную структуру басни: сюжетную часть и нравоучение в виде итоговой морали, научиться отличать сказку о животных от басни, применять полученные знания при чтении басен; сочинять и декламировать басни собственного сочинения, владеть сравнительным анализом басен разных композиций.

УУД. Личностные: оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности;

объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность к самоанализу; способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них.
Регулятивные: вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;сопоставлять свою
оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей).
Познавательные: понимать цель чтения и осмысливать прочитанное-        извлекать информацию, представленную в разных формах; строить высказывание в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; аргументировать свою точку зрения

11

17-18

Знакомство с античной басней. Древний жанр словесности – басня.

(по басням Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Лев и мышь», «Лисица и лев», «Волк и ягнёнок».

Знакомство с новым жанром - басней.

Определение темы и морали басни

Уметь определять басню как жанр по характерным признакам, уметь выделять мораль, аллегоричность, поучительность.

с.60-65

читать выразительно

12

19-21

Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэтические басни И. А. Крылова.

Обучение сравнительному анализу басен Крылова и Эзопа по разным основаниям: язык, сюжет, смысл.

Уметь определять басню как жанр по характерным признакам, уметь выделять мораль, аллегоричность, поучительность.

иллюстрации В.Серова к басням И.Крылова

с.66-70

с.66-наизусть

13

22-23

Сказка, похожая на басню.

В Гаршин «Лягушка-путешественница»)

Развитие умения анализировать текст, прием прогнозирования текста.

Выявление сходства сказки с басней

Выявить закономерности сказочного жанра, своеобразие авторской сказки, сравнивать произведения разных жанров. Познакомиться с творчеством и биографией писателя, учиться отличать авторскую сказку от народной. Иметь представление о жанровой специфике произведения, объяснять заглавие произведения.

с.70- 77

составить план

14

24

Законы смешного в народной сказке

«Яичко»

Обнаружение черт древних мифологических представлений в русской народной сказки.

Выявление принципа кумулятивного построения сказки

Знать понятие «кумулятивная сказка», уметь различать от других народ. сказок по построению композиции.

с.78-79

ответить на вопросы

15

25

Законы смешного в авторской поэзии.

А. Милна «Баллада о королевском бутерброде», в стихотворении «Шалтай-Болтай» в переводе  С Маршака

Прием кумулятивной цепочки; о значимости вопросительных и восклицательных знаков в стихотворении

Комический эффект стихотворения

Уметь находить приём нар. сказки- кумулятивн. цепочку. Знать понятие « комическое стихотворение»

с.80-84

инсценировка

Раздел 4. Такой незнакомый знакомый мир- 9 ч

Цели: педагогическая: создание условий для овладения художественными средствами при выражения своих мыслей; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе: олицетворения, эпитеты, анализировать образные средства языка японской поэзии хокку, ориентироваться в тексте большого объема, находить смысловые отрывки из текста, отвечая на вопросы; отыскивать в тексте слова и выражения, в которых чувствуется отношение к предметам того или иного героя, глазами которого смотрит автор; может озаглавливать части текста.

УУД.  Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные
действия;
 проявлять заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов;

осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово.
Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Познавательные: определять причины и следствия простых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

26

Необычное в обычном: поэтические открытия(Хокку Басё и Дарьи Арбузовой)

Беседа о японской поэзии

Анализ образных средств языка японской

 поэзии - хокку, хайку

Познакомиться с японским стихотворением «хокку», понимать особенности поэтического взгляда на мир. уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения.

с.86-87

индивид.-составить хокку

27

Особый взгляд поэта на мир. С. Есенин «С добрым утром», К. Бальмонт «Гномы»

Знакомство с произведениями С.Есенина и М.Шагала.

 Умение видеть поэтические образы. Средства выразительности поэтических образов Литературные приемы построения стихотворения

Уметь видеть образные язоковые средства ( сравнение , метафора и др.) Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения.

М. Шагал «Синий дом»

с.87-89

стих.

наизусть

28

Сказочная повесть: мир превращений и открытий. (Ян Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»)

Получение начального представления о жанре повести. Создание яркого образа
с помощью разнообразных средств художественной выразительности

Познакомиться с понятием «научный подвиг», познакомиться с творчеством Я. Ларри, уметь различать жанровые особенности рассказа, уметь определять элементы сюжета.

с.89-93

 пересказ от имени Карика

29-30

Жанровые особенности сказочной повести. Я.Ларри «Приключения Карика и Вали»

Понимать, что произведения автора-это целый мир, населённый своими персонажами, живущими по своим волшебным законам. Учить различать жанровые особенности рассказа, уметь определять элементы сюжета.

с.93-99

вопросы

индив.- рисунок «Кабинет профессора»

31

Герои сказочной повести. Сюжет литературного произведения. Я.Ларри «Приключения Карика и Вали»

Уметь различать жанровые особенности рассказа, уметь определять элементы сюжета. Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев.

с.100-107

пересказ

32-33

Чудесные открытия: взгляд учёного и взгляд художника. (по тексту «Сколько глаз у стрекозы» Ю. Дмитриева; А Фета «Весенний дождь»

Практическая работа» Тема и идея произведения»

Анализ поэтического текста

Литературные приемы, с помощью которых автор передает свои впечатления от обычного природного явления

Учиться находить образные языковые средства, особенности поэтического взгляда на мир.

с.108-110

А Фет «Весенний дождь» - наизусть

Раздел 5. Мир просит тебя: открой меня заново!- 4 ч

Цели: педагогическая: создание условий для овладения художественными средствами при выражения своих мыслей; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и различать средства художественной выразительности в произведениях разных жанров: гиперболы, контрасты, сравнения, ориентироваться в тексте и подтверждать выводы, обращаясь к тексту.

УУД.  Личностные: оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности;

доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения

34-35

Поэтические, живописные и научные открытия в мире Природы(по эпиграфу и хокку Басё,Исса; четверостишию А. Вознесенского, полотнам В. Ван Гога «Дорога с кипарисами» и Марка Шагала «Я и деревня»

Поэтические и живописные приемы на примере хокку Иссы и картины Ван Гога Формирование понятия "Японское хокку"

Иметь представление о поэзии и живописи, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира, воспроизводить словесные картины графически Познакомиться с японским стихотворением «хокку», понимать особенности поэтического взгляда на мир.

Ван-Гог «Дорога с кипарисами и звездой», М Шагал «Я и деревня»

с.112-115

наизусть хокку

36

Наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта(по отрывку из повести Джеральда Даррелла «Землянично-розовый дом» и

Знакомство с творчеством Дж.Даррелла

Развитие умения ориентироваться в тексте, подтверждать свои выводы, обращаясь к нему.

Учиться находить способы выражения авторской оценки героя. Понимать значимость композиции и художественного языка литературного текста, конструировать высказывание на заданную тему.

с.115-118

составить рассказ об Ахиллесе

37

Наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта(стих. И Бунина «Бушует полая вода») Проверка техники чтения

Знакомство с творчеством И. Бунина. Развитие представления о том, как поэт создает образы, чтобы поделиться своим восприятием мира природы

Учиться находить приёмы создания поэтич. образов (сравнения, метафоры и др.)

с.119-120

наизусть

Раздел 6. Самые настоящие чудеса.

Цели: педагогическая: создание условий для раскрытия поэтических образов в литературных произведениях; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик способен сформулировать на основе текста обоснованные заключения, научится находить и различать средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения в произведениях разных жанров, познакомится с особенности жанра волшебной сказки.

УУД.  Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач; может объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что
плохо, что он хочет и что может, способен к самоанализу.

Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения работы;

вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставлять свою оценку с оценкой
другого человека (учителя, одноклассника, родителей).
Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; переносить взаимосвязи и закономерности.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

38

Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, удивляться миру ( по хокку Кикаку и стих. С Маршака «Ландыш»)

Знакомство поэтическим  творчеством С.Маршака

Развитие представления о том, как поэт создает образы, чтобы поделиться своим представлением природы

Учиться находить языковые средства создания поэтич. образов

с.122-123

наизусть

39-40

Проверочная работа за 1 полугодие и анализ её результатов.

Уметь выявить разницу между жанрами произведений, некоторые закономерности конкретного жанра, участвовать в драматизации, конструировать монологическое высказывание, характеризовать книгу. Уметь анализировать и  корректировать ошибки.

41-42

Чудеса поэтических и живописных образов, созданных  Д Кедриным в стих.  «Приглашение на дачу», К Бальмонтом в стих.  «Трудно фее», художником М. Врубелем.

Развитие способности видеть художественные приемы, при помощи которых создаются  поэтические и живописные образы

Учиться находить особенности поэтич. взгляда на мир, учиться выразительному чтению. Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения.

М.Врубель "Сирень" и "Жемчужина"

с.123-124

выразит. чтение

индивид- рисунок

43

Чудеса волшебной сказки.

(Арабская сказка Аладдин и волшебная лампа» )

Выявление общих закономерностей жанра волшебной сказки в разных национальных традициях; развитие умения анализировать текст

Знать и различать особенности построения композиции и сюжета волшебной сказки.

М.Шагал "Часы с синим крылом"

с.125-129

Исследов.работа «Дворец, построен. За одну ночь»

44-45

Представление о волшебном мире, волшебном помощнике. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

Иметь представление о жанровой специфике сказки, выявлять особенности волшебной сказки Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев.

с.130-139

Исслед.раб.

46- 47

Особенности сюжета волшебной сказки. Герой сказки. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

Выявить закономерности сказочного жанра, своеобразие авторской сказки, сравнивать произведения разных жанров.

с.139-145

Раздел 7. Родная сторона- 9 ч.

Цели: педагогическая: создание условий для раскрытия понятия «малая родина» в поэтических и прозаических произведениях; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится выразительно читать стихотворения, определять жанровую принадлежность текста, выделять причинно-следственные связи, указывать на предпосылки, обосновывающие справедливость выводов.

УУД. Личностные: осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой
народа России; понимать ответственность за произнесенное и написанное слово.
Регулятивные: пробовать самостоятельно конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи; определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.
Познавательные: самостоятельно конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи;  определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.
Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения

48-49

Поэтические

образы "малой

родины"

А.Вознесеннский

Н.Рыленков "Все

в тающей

дымке..."

Знакомство с творчеством Н

.Рыленкова

Формирование нравственной позиции по отношению к Родине

Учиться различать поэтические образы, средства выразительности. Развитие связной речи.

икона А.Рублёва «Троица»

М.Шагал «Окно на даче», «Моя деревня»

2 часть

с.6-8

индивид- рисунок любимого уголка природы

50

Разные страны, разные поэты- общая любовь к Отечеству ( Р. Бёрнс «В горах моё сердце»)

  Определение темы и главной мысли произведения

Любовь к Отечеству художников и поэтов разных национальностей

Уметь находить художественный образ в разных видах творчества. Уметь выделять смысловые единицы стихотворения (строфы). Учиться составлять рассказ-описание по картине.

с.9-10

51

Жанровая принадлежность текста

К. Паустовского "Стальное колечко": рассказ или сказка?

Формирование гражданского сознания школьников; развитие умения  определять жанровую принадлежность текста

Учиться давать характеристики героям. Проводить анализ текста. Иметь представление о жанре рассказа Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев.

с.10-19

выразительное чтение

52-53

Рассказ о родной стороне

 ( К.Паустовский «Стальное колечко»

пересказ последней части текста

54

Точность поэтических образов

(А.Фет "Чудная картина"

А.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя...") 

Настроение лирического героя, выделение языковых средств.

Учиться находить художественные приёмы и средства выразительности по созданию поэтических образов. Уметь выявить завораживающий ритм пушкинского стиха, иметь представление о выразительных образах, уметь декламировать произведение.

с.20-21

стих. с.21-наизусть

55

Разные образы родины.

Практическая работа «В мире поэзии»

Сравнение поэтических образов, созданных Г.Державиным и А.Грибоедовым, а. Саврасовым, И.Левитаном

Уметь находить художественный образ в разных видах творчества.

А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Тихая обитель –

с.22 сочинение по картине.

56

Красота и выразительность пушкинского стиха. А Пушкин "Зимнее утро"

Разнообразие и точность поэтических образов зимы, созданных А.Пушкиным

Уметь выявить завораживающий ритм пушкинского стиха, иметь представление о выразительных образах, уметь декламировать произведение.

А. Венецианов «Жнецы»

с.23-24

наизусть

Раздел 8. Мир нуждается в нашей защите- 10 ч.

Цели: педагогическая: создание условий для различения жанров сказки и рассказа; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится определять жанровую принадлежность текста, проводить исследование особого почерка автора на примере одного произведения, выразительно читать произведения, выявлять авторское отношение к герою, находить средства художественной выразительности в произведении.

УУД.  Личностные: оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности;

может объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способен к самоанализу.

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно; обладать способностью к волевому усилию и преодолевать препятствия.
Познавательные: находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные: готовить план выступления на основе заданной цели; строить монологическое высказывание, участвовать
в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

57

Красота под защитой поэзии.

С. Кирсанов "Чудо", А.Венецианов "Жнецы"

Поэзия как особый взгляд на мир, образный язык поэтической речи

Знать, как авторы создают особый эмоциональный строй текста, используя различные художественные приёмы. Выявить главные особенности художественного приёма различных жанров искусства, сравнивать и выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия.

Картинная галерея

А.Венецианов "Жнецы"

Сведения о художнике

с.26-27

выразительное чтение

58-60

Особый почерк автора

Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Самостоятельное планирование характеристики героя

Иметь представление о жанровой специфике произведения, объяснять заглавие произведения

Сведения об авторе

Д.Н.Мамин-Сибиряк

Картины: В.Сидоров "Зимка"

И.Грабарь "Февральская лазурь" 

с.28-39

чтение по ролям

61-62

Жанровая принадлежность текста: сказка или рассказ

Определение жанровой принадлежности произведения "Серая Шейка"

Картинная галерея

А.Дюрер "Заяц", "Трава"

Сведения о художнике

с.40-41

пересказ выборочн.

63-64

Внимательное и бережное отношение поэта к миру.

И.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги..."

С.Черный "Что ты тискаешь утенка?"

Внимательное отношение
к слову как носителю не только содержания, но и энергии

Рифма, ритм, строфа. Тотемный ритм, строфа. Тотемный смысл слова.

Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, читать текст, выбирая выразительные средства (тон, темп, интонация) Знать, как авторы создают особый эмоциональный строй текста, используя различные художественные приёмы.

с.с.42-43

наизусть по желанию

65-66

Образ няни в лирике А.С. Пушкина.

( «Няне», «Зимний вечер»)

Формирование бережного и внимательного отношения к миру через образ няни в лирике А.Пушкина

Знать, как используют авторы в поэтических текстах различные художественные приёмы,  создают особый эмоциональный строй текст

Картинная галерея

В.Попков "Моя бабушка и ковер"

Дополнительный материал

А.Р. Яковлева

с.44-46

наизусть

Раздел 9. Лаборатория искусств.        .

Цели: педагогическая: создание условий для раскрытия поэтических секретов в разных жанрах искусства; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик способен частично выделять художественно-изобразительные средства: метафоры, звукопись, научится выделять новый литературный прием - палиндром ,неологизмы, принципы составления считалок, выразительно читать стихи, учить их наизусть, составлять связное высказывание.

УУД, Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач; проявлять заинтересованность

в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов; может объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способен к самоанализу.
Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.
Познавательные: находить в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

67

Поэтические секреты.

( К.Бальмонт «Как я пищу стихи», А.Вознесенский «Стихи не пишутся…»)

Палиндром как языковая игра. Звукоподражание

.Связь литературы с другими художественными произведениями.

Рождение художественного образа.

Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения

С.Дали «Космический слон», М.Шагал «Автопортрет с семью пальцами»

с.48-50

68

Лингвистические эксперименты.

Л.Керролл "Разговор Алисы и Шалтая-Болтая"

Понятие "литературный эксперимент"

Интуитивное понимание значения слов

Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев.

с.50-52

69

Лингвистический эксперимент.

Л.Петрушевская "Пуськи бятые"

Формирование представления о том, что зная грамматические формы слов,  можно понять значения незнакомых слов

Уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения, осознавать чувство юмора в произведении, как эстетическое чувство.

с.53

придумать свой вариант перевода

70-71

Формотворчество в поэзии, прозе  и живописи.

(хокку Бусона, Ю.Коваль «Соловьи»)

Формы творчества в поэзии и живописи. Обнаружение способности живописи и литературы создавать звучащие образы

Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения.

К.Малевич «На сенокосе»

В.Кандинский «Фиолетовый клин»

с. 54-57

озаглавить части

72-73

Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии

(С.Маршак «Разговор лягушек», В.Хлебникова «Кузнечик». Считалки.)

Знакомство с поэтическими играми - экспериментами в авторской и народной поэзии .Выявление принципов составления считалок и связь с десятичной системой счета; Обнаружение в народных считалках использования выдуманных, непонятных слов.

Понимать значимость композиции и художественного языка литературного текста, конструировать высказывание на заданную тему. Выявить своеобразие авторской и народной поэзии на материале считалок, составлять считалки.

с.57-60

подобрать скороговорки

Раздел 10. Как трудно стать человеком.

Цели: педагогическая: создание условий для анализа сюжета и характера героя в поэтическом и прозаическом произведениях; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится анализировать произведение, находить основные сюжетные линии, характеризовать главных героев, ориентироваться в тексте большого объема, составлять план текста.

УУД.  Личностные: оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на обще- человеческие ценности;

доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства

в добрых поступках.
Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения.
Познавательные: пробовать самостоятельно конструировать новый или перестроить известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи; уметь определять причины и следствия простых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (пла-
каты, презентацию; готовить план выступления на основе
 заданной цели

74-75

Знакомые сюжетные линии в новом тексте.( С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)

Выявление сходства использования в тексте сюжетных линий с сюжетными линиями в других произведениях

Уметь чувствовать сюжетную сторону текста, эмоциональную атмосферу, характеризовать героев, сравнивать их.

с.62-72

выразит. Чтен

индивид- иллюстрации

76-77

Характер главного героя и других персонажей из сказочной повести С.Лагерлёф

Формирование по словам, поступкам и эмоциональным проявлениям представление о характере главного героя и других персонажей

Уметь чувствовать эмоциональную атмосферу произведения, прослеживать сюжетную сторону текста.

с.73-88

ответить на вопросы

78-79

Нравственная проблема текста Л.Лагерлёф

Продолжение работы с текстом большого объема. Итог обсуждения нравственной проблемы, связанной с условиями превращения Нильса обратно в человека

Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев, своеобразие авторской сказки.

с.89-104

сочинение «Как я однажды встретил гнома»

80

О взрослой жизни и в шутку, и всерьез.

Б.Заходер "Ну и мышонок!"

Н.Некрасов "Крестьянские дети"

Различие между внешними и внутренними приметами взрослой жизни

Уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения, осознавать чувство юмора в произведении, как эстетическое чувство.

с.104-105

наизусть отрывок

81-82

Повествование о взрослом поступке героя повести

Н.Гарина-Михайловского "Тема и Жучка"

Пересказ сюжета как средство понимания метафорического смысла произведения

Эмоциональное воздействие на читателя силой авторских чувств

Уметь определять сюжетную основу текста, сравнивать характеры героев, инсценировать художественное произведение

с.106-116

озаглавить

Раздел 11. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств.        .

Цели: педагогическая: создание условий для овладения сравнительным анализом разных литературных произведений; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен частично овладеть сравнительным анализом литературных произведений, научиться сравнивать авторскую и народную сказки, высказывать оценочные суждения о прочитанном.

УУД. Личностные: доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках; обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

83-84

Сравнительный анализ народной и авторской сказки

(Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

Обучение сравнению народной и авторской сказки; выяснение специфики авторской сказки Г-Х Андерсена

Характеризовать текст, определять тему и главную мысль. Понимать значимость композиции и художественного языка литературного текста, конструировать высказывание на заданную тему

с.118-126

85-86

Поэзия - мир чувств, впечатлений и переживаний.

(Д. Кедрин "Все мне мерещится поле с гречихою..."

И. Бунин "Детство")

Создание условий для понимания сложного мира авторских чувств, впечатлений и переживаний, присутствующих в поэтических текстах

Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, читать текст, выбирая выразительные средства (тон, темп, интонация)

с.127-129

выучить стих. по выбору

87

Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте.

И. Тургенев "Воробей"

Сильное эмоциональное впечатление, жизненное переживание в прозаическом тексте

Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев. Иметь представление о жанровой специфике произведения, объяснять заглавие произведения

с.130-131

пересказ

88

Поэтическая сказка С.Козлова "Лисичка"

Понимание сложного лирико-философского смысла авторской сказки С.Козлова "Лисичка"

Уметь чувствовать эмоциональную атмосферу произведения, прослеживать сюжетную сторону текста.

с.132-133

чтение по ролям

89-90

Сложное чувство одиночества в поэтических образах

(Хокку.

М. Лермонтов "На севере диком.."

"Парус")

Понимание замысла художественных и живописных произведений; смысл одиночества, который раскрывает М.Лермонтов в стихотворении "Парус

Выявить главные особенности художественного приёма различных жанров искусства, сравнивать и выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия.

Сведения об авторе

Японский поэт Ранран Мацукура

М.Ю. Лермонтов

Картинная галерея

М. Шагал "Часы

с.134-136

стихи наизусть

91-92

Итоговая контрольная работа за 2 полугодие. Анализ.

Уметь выявить разницу между жанрами произведений, некоторые закономерности конкретного жанра, характеризовать книгу.

Раздел 12. Красота спасет мир.

Цели: педагогическая: создание условий для раскрытия поэтических образов в литературных произведениях; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится формулировать на основе текста обоснованные заключения, выявлять чувства и переживания героев по их проявлениям и деталям из текста.

УУД.  Личностные: оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово.
Регулятивные: обладать способностью к волевому усилию и уметь преодолевать препятствия; вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками, самостоятельно; сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей).
Познавательные: понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); определять последовательность действий для решения предметной задачи;

осуществлять простейшее планирование своей работы; создавать текст-описание проведенных наблюдений.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге;        аргументировать свою точку зрения. уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения

93

Красота и хрупкость мира в поэтической сказке С.Козлова "Как Ежик и Медвежонок протирали звезды"

Понимание особенности сказки С.Козлова, характеров героев

Выявить закономерности сказочного жанра, своеобразие авторской сказки, сравнивать произведения разных жанров.Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев.

с.138-140

94-95

Мир чувств героя в прозаическом тексте: красота меняет человека.

В. Драгунский "Девочка на шаре"

Проверка техники чтения

Выявление чувств и переживаний героев по их проявлениям и деталям текста

Характеризовать текст, определять тему и главную мысль. Понимать значимость композиции и художественного языка литературного текста, конструировать высказывание на заданную тему. Уметь чувствовать эмоциональную атмосферу произведения, прослеживать сюжетную сторону текста.

Сведения об авторе В.Драгунский

Картинная галерея Пабло Пикассо "Девочка на шаре"

И.Вишняков "Портрет Сары Фермор"

с.140-150

96-97

Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире - это способность, свойственная поэтическому восприятию мира. С. Козлов "Разрешите с вами посумерничать"

Способность замечать красоту в самых привычных явлениях природы на примере трехстиший и сказки С.Козлова

Знать, как авторы создают особый эмоциональный строй текста, используя различные художественные приёмы.

с.152-155

98-99

Поэзия и сказка о секрете красоты.

 Н. Матвеева "Галчонок"

Ш.Перро "Рикке с хохолком"

Умение видеть красоту души за обычной, неприметной внешностью человека; обсуждение проблемы прекрасного, как связанную со способностью наделять красотой того, кого любишь

Знать, как авторы создают особый эмоциональный строй текста, используя различные художественные приёмы.

с.156-166

100

Б.Заходер "Что красивее всего?"

Обобщение и проверка знаний учащихся

Уметь анализировать и  корректировать ошибки. Уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения, осознавать чувство юмора в произведении, как эстетическое чувство. Обобщать произведения различных жанров, создавать текст-отзыв. Участвовать в диалоге

с.167-168

101-102

Резерв



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Феде-
рального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требо-
ваниями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу
по учебно-методическому комплекту:

  1. Чуракова, К А. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. / Н. А.  Чуракова. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
  2. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3 класс : методические рекомендации / Н. А. Чуракова. -
    Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
  3. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс / авт.-сост. В. Ю. Свиридова. - Самара :
    Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

4.        Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. -
Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. На-
ряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему раз-
витию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературно-
го чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения на-
правлено на достижение следующих
целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навы-
    ком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и при-
    обретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов
    речевой деятельности;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной от-
    зывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения
    к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-
    познавательными текстами;
  3. обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного тек-
    ста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональ-
    ной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является форми-
рование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного чи-
тателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно вы-
бирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение»
в особой мере влияет на решение следующих
задач:

/. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса
к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского
навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литерату
 ры), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предме-
там, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся при-
обретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово,
"текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2.        Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориенти-
роваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате
обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания
(на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты
и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию
в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочи-
танного и услышанного.

3.        Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художест-
венной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого
вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро-
вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство
слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия ис-
пользуемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведе-
ния на основе прочитанных.

4.        Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; по-
нимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния
на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значе-
ние. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основ-
ные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык
анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмо-
циональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адек-
ватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Структура курса

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудиро-
вание (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письмен-
ной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения
и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать
на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему
и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (оз-
накомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа,
тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специ-
фические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с ис-
пользованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные
средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные
впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, рас-
крывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми не-
которых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-
повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений
(рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста.
Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изо-
бразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного
текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные авто-
ром; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-
популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль
текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка млад-
шего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирова-
ние библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справоч-
ной) по ее элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе
рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения млад-
шего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения,
устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности
в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценностей текстов, их жанро-
вого и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских
предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий
для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями
о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является
ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой
деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает пе-
ренос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность:
постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание
уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию,
разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведе-
ния (текст по аналогии).

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа предусматривает
организацию процесса обучения в объеме 102 часов.

В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературному чтению Ю. В. Сви-
ридовой, Н. А. Чураковой, в том числе:

  1. практических работ - 4 часа;
  2. учебных экскурсий - 1 часа;
  3. исследований - 6 часов.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минималь-
ному объему содержания образования по литературному чтению, и с учетом лицейского стандарта
реализуется программа базового уровня.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы
цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено
в схематической форме ниже.

Характеристика исследования:

•        по числу участников (групповое, коллективное),

  1. по длительности (краткосрочное),
  2. по предметному содержанию (монопредметное),
  3. по внешнему виду деятельности (исследовательское).

Формы организации познавательной деятельности:

  1. разные виды анализа текста;
  2. творческие пересказы;
  3. составление структурных схем;
  4. рисунок (в т.ч. словесное рисование)
  5. нетрадиционная форма урока:
  1. урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры )  
  2. театрализация и инсценирование
  3. урок-экскурсия

    Используемы методы обучения :

  1. Проблемно-поисковый;
  2. Исследовательский;
  3. Эвристический;
  4. Метод самостоятельной деятельности учащихся:

- чтения-рассматривания;

- выработка и усовершенствование навыков;

- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный,  творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

   Используемые технологии:  игровые технологии,  технология создания ситуации успеха на уроке,  личностно-ориентированные   (разноуровневые задания), здоровьесберегающие( приём зрительных меток; тематические  физминутки),  ИКТ

     Организационные формы, применяемые на уроках, также раз личны: индивидуальное выполнение заданий, в статистических парах и малых группах,  кол лективное; фронтальная работа – диалог, полилог.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в ре-
шении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с худо-
жественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом,
в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-
нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими
ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование
качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумыва-
ется над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д.
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует
эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуе-
мая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характери-
зующие его отношение к другим людям, к Родине.

Содержание учебного предмета

Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что
интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений и формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных действий (выбор книги, определение ее темы по иллюстрациям или аннотации, ориентирование в оглавлении и содержании и т. п.). Все это будет способствовать развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.

Приоритетными целями изучения этого предмета являются обеспечение высокого уровня
речевого развития младшего школьника, культуры его речи и читательской деятельности, инте-
реса к самостоятельному чтению. От сформированное™ всех этих умений зависит успешность
обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный
вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков,
способов деятельности, умение воспринимать на слух и понимать художественные произведе-
ния; осознанное чтение текстов разных жанров; выбор вида чтения в соответствии с учебной
целью; участие в диалоге при обсуждении текста, его пересказ и др.

Это определило цели обучения литературному чтению:

  1. создание условий для совершенствования всех видов речевой деятельности, умений вести
    диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  2. овладение правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе
    образования младших школьников.
  3. осуществление помощи младшему школьнику в осознании того, что мир литературы инте-
    ресен, разнообразен; каждый читатель может найти в нем близкое и нужное для себя.

С учетом требований ФГОС НОО и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008
в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:

-        приобретение художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении произведений;

  1. овладение осознанным, правильным и выразительным чтением; формирование читательского
    кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  2. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению книги; обога-
    щение нравственного опыта младших школьников.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания
образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирова-
ние компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие
совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые
содержат литературные понятия, свойства этих понятий и связь между ними. Это содержание
обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем бло-
ке представлены дидактические единицы, отражающие связь мира художественной литературы
и реального мира и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компе-
тенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершен-
ствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных
и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития
литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообра-
зия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система
учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гумани-
тарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры,
усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общест-
венно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необ-
ходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество,
нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько
на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и частичному анализу используемой информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Деятельностная направленность обязательного минимума потребовала усиления внима-
ния к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе исполь-
зования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма).
Результатом такого подхода может стать:  сформированность умений читать про себя, что, безус-
ловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием
навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного.
Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте
и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).

Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, - ознакомлению де-
тей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов, на-
учно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его
эрудицию и общую культуру.

Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на фор-
мирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения.
Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности - от громкого чтения вслух до чтения про

себя осуществляется, как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной сто-
роной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.

Формировании тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкрет-
ных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их после-
довательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией
произведения (выделение описаний, диалогов), составление картинного плана (словесное иллю-
стрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных
учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости
чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности
в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-
историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного
произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение
мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов
поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу
и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана,
нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять
свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; форми-
рование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение осно-
вами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы
в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необхо-
димого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания
прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анали-
за и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоя-
тельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и спра-
вочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях),
устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного
характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) сти-
хотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, пе-
дагогами) с небольшими сообщениями.

Способы проверки и оценки результатов.

Для гуманитарного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоя тельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классифи кации объектов - в плане это является основой для целеполагания.

На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в тематическом планировании - планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить при меры, определять признаки и др.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, моти вированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Оценивание результатов работы проводится по 4-х бальной системе.

Практическая часть программы начальной школы по чтению.

Техника

чтения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 полугод

3 ч

4 ч

вход

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

вход

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

вход

1 ч

2 ч

3 ч

4 ч

< N

15

20

25

25

30

35

40

45

45

50

55

60

65

65

70

75

80

85

N

15 - 20

20-25

25-30

25-30

30-35

35-40

40-45

45-50

45-50

50-55

55-60

60-65

65-70

65-70

70-75

75-80

80-85

85-90

> N

20

25

30

30

35

40

45

50

50

55

60

65

70

70

75

80

85

90

ТЕКУЩИЕ

ОЦЕНКА

КОНТРОЛЬНЫЕ

ОШИБКИ

НЕДОЧЁТЫ

ОШИБКИ

НЕДОЧЁТЫ

НЕТ

1

«5»

НЕТ

1

2 - 3

4 - 6

«4»

2

4

4 - 6

10

«3»

3 - 5

8

> 6

> 10

«2»

> 5

> 8

ОШИБКИ

НЕДОЧЁТЫ

1)  Искажение слов (пропуски, замена, перестановка, добавления)

1) Не более 2-х неправильных ударения.

2) Неправильное ударение

2) Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа, чёткости.

3) Нарушение темпа, чёткости произношения, смысловые паузы.

3) Осознание прочитанного за время чуть превышающее установленное.

4) Непонимание общего смысла прочитанного за установленный промежуток времени.

4) Неточности формулировки основной мысли.

5) Неверные ответы на вопрос по содержанию.

5) Нецелеобразное  использование средств выразительности.

6) Неумение выделить основную мысль, найти слова, выражения, подтверждающие понимание содержания.

7) Нарушение последовательности событий в пересказе.

8)  Нетвёрдое знание наизусть.

9) Монотонность, отсутствие средств выразительности.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го года обучения

Должны знать:

  1. наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;
  2. имена 4—5 классиков русской и зарубежной литературы;
  3. имена 4-5 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочи-
    танных в классе;

  1. названия и содержание нескольких произведений любимого автора.
    Уметь:
  2. читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
  1. различать малые жанры фольклора;
  2. находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора
    и авторской литературе;
  3. отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
  4. характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев разных произведений;
  5. выявлять авторское отношение к герою;
  6. рассказывать о любимом литературном герое;

  1. устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного.
    Владеть компетенциями:
  2. коммуникативной,
  3. личностного саморазвития,
  4. смыслопоисковой.

Уметь решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. работать с разными источниками информации;
  2. высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  3. самостоятельно выбирать книги для чтения;
  4. декламировать произведения;
  5. осмысливать цели чтения;
  6. создавать произведения собственного сочинения.

Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе обучаются дети

8-10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Поэтому
уроки будут выстроены таким образом, чтобы учащиеся с низким уровнем знаний могли реализовать все свои умения и возможности, добившись высоких результатов. Ученики с высоким уровнем знаний могли реализовать какие-либо творческие проекты на уроках, а во внеурочной деятельности - участвовать в литературно-художественных конкурсах, писать статьи и стихи .

Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса

     Учебный комплект для учащихся:

  1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3 класс. 1-4. Части 1,2. - Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2009.
  2. Чуракова, Н. А Рабочая тетрадь по литературному чтению. -  Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2009.
  3. Свиридова, В. Ю.Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. - Са мара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2011.

 Дополнительная литература.

  1. Андерсен, Г. X. Сказки / Г. X. Андерсен. - М. : Эксмо, 2010.
  2. Бунин, И. А. Собрание сочинений : в 2 т. / И. А. Бунин. - Калининград : Янтарный сказ, 2007.
  3. Великие писатели. Справочник школьника / сост. О. Д. Ушаков. - СПб., 2005.
  4. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь для школьников и поступающих
    в вузы : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. - М. : Дрофа, 2003.
  5. Красовский, В. Е. Большой энциклопедический справочник школьника по литературе /
    В. Е. Красовский, А. В. Леденев, В. П. Ситников. -М. : Олма-Пресс : Образование : Слово, 2005.
  6. Крылов, И. А. Басни / И. А. Крылов. - М. : ACT, 2010.
  7. Кун, К А. Мифы и легенды Древней Греции / Н. А. Кун. - М. : ACT ; СПб. : Полигон, 2010.
  8. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. Стихотворения / М. Ю. Лермонтов. -
    М. : Художественная литература, 1983.
  9. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. - М. : Русский язык, 1990.

  1. Маршак, С. Я. Стихи и сказки / С. Я. Маршак. - М. : ACT: Астрель, 2010.
  2. Пушкин, А. С. Сказки. Стихи. Поэмы. Повести / А. С. Пушкин. - М. : Эксмо, 2005.
  3. Русский язык, литературное чтение. Справочник. 1-4 классы / под ред. Н. А. Сениной. -
    Ростов н/Д. : Легион, 2010.
  1. Степанов, В. А. Русские пословицы и поговорки от А до Я : словарь-игра : книга для де-
    тей, учителей и родителей / В. А. Степанов. - М.: АСТ-Пресс, 1998.
  2. Универсальный справочник школьника. 1-4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Кол-
    пакова, С. Ю. Ращупкина. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  3. Шедевры русской живописи : альбом (на рус, англ. яз.). - М. : Белый Город, 2007.
  4. Эзоп. Басни / Эзоп ; пер., вступ. ст. и примеч. М. Л. Гаспарова. - М. : ACT : Астрель ;
    Владимир: ВКТ, 2011.

 Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – http://school-
    collection.edu.ru
  2. Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://www.nachalka.info
  3. Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа: http://uroki.ru
  4. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. - Режим доступа: http://zankov.ru
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.lseptember/ru

Наглядные пособия.

  1. Портреты детских писателей: XIX в.: комплект наглядных пособий. - М. : Гном и Д, 2009.
  2. Портреты детских писателей: XX в.: комплект наглядных пособий. - М. : Гном и Д, 2009.

Информационно-коммуникативные средства.

  1. БДЭЭ: Детский энциклопедический словарь (CD).
  2. Необыкновенные приключения Карика и Вали (DVD).
  3. Легенды и мифы Древней Греции (DVD).
  4. Шедевры русской живописи (CD).

Технические средства обучения.

  1. Телевизор.
  2. Магнитофон.
  3. Аудиоцентр.
  4. Мультимедийный компьютер.
  5. Мультимедийный проектор.
  6. Экран проекционный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и се...

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы...

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы" по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных с...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Общая и профессиональная педагогика" по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)

Дисциплина "Общая и профессиональная педагогика" входит в базовую часть профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин и состоит из нескольких разделов. Дисциплина «Общая и профессиональная пе...

Рабочая программа по дисциплине ОП.08 "Общая и неорганическая химия"

             Рабочая программа учебной  дисциплины общей и неорганической химии разработана на основе Федерального государственного образовательного стан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, Штукатур на базе основного общего образования – 11 недель (330часов) группа ОВЗ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по программе подготовки квалифицированных рабочих19727 Штукатур на базе основного общего образования –  11 недель (330часов)...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...