Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)
рабочая программа по теме
Предлагаю вариант рабочей программы курса "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):
1. Пояснительная записка
2. Календарно – тематическое планирование уроков
Учебник:
Н.А.Чуракова . Литературное чтение. 3класс. В 2-х частях.2010 г.
3 часа в неделю (всего 102 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_ktp.docx | 69.36 КБ |
moyo_poyasnit.zapiska.docx | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование уроков по курсу «Литературное чтение»
в 3 классе
(Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)
Учебник:
Н.А.Чуракова . Литературное чтение. 3класс. В 2-х частях.
3 часа в неделю (всего 102 часа)
№ П/п | № в теме | Тема урока | Основное содержание по темам рабочей программы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Элементы дополнительного (необязательного содержания) | Домашнее задание | Дата | |||
план | факт | |||||||||
Раздел I Корни есть не только у дерева-12 ч Цели: педагогическая: создание условий для определения связи жанров фольклора с мифом; ученическая: в результате освоения данного модуля (раздела) ученик должен частично овладеть особенностями малых фольклорных жанров, знать законы и виды сказок, научиться различать малые жанры фольклора; находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора; выявлять главные закономерности сказочного жанра, мифа. УУД: регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Интернета; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом анализа литературного произведения; | ||||||||||
1 | 1 | День Знаний | ||||||||
2 | 2 | Знакомство с учебником. Без чего человек не может прожить как человек? Что такое миф. | Мифы, гимны, религия. Сравнительный анализ сюжетных линий, героев мифов и сказаний. Понятие шмуцтитул - книжный листок, указывающий на содержание раздела | Уметь ориентироваться в частях учебника, знать части книги, уметь пользоваться оглавлением Уметь устанавливать связь малых жанров фольклора с мифом | «Кот уче- ный», иллюстра- ция Т. Мавриной СD «Шедевры русской живописи» | с.3-11 узнать про свой знак Зодиака | ||||
3 | 3-4 | Отношение человека и Природы в древности | Мифы, гимны, религия. Сравнительный анализ сюжетных линий | Знать особенности мифологического восприятия мира в античных гимнах богам .Иметь общее представление о мифе, как способе жизни древнего человека. Учиться правильному и осознанному чтению. | иллюстрации М.Врубель «Пан», «Адам раздает имена животным»; | с.11-14 индивид- рисунок «Каким я представляю Пана» | ||||
4 | 5 | Черты мифологического мышления в народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» | Сравнительный анализ сюжетных линий, героев мифов и сказаний Понятие бестиарий | Отслеживать особенности сюжета волшебной сказки. Знать особенности характера героев волшебной сказки. | с14-18 найти признаки народ. сказки | |||||
5 | 6 | Пространственные представления древнего человека Проверка техники чтения (входная) | Представление древнего человека о мире: вера в магию слова, в магию круга, в магическую силу числа | Уметь устанавливать связь малых жанров фольклора с мифом. Иметь первичные исследовательские навыки, находить черты сходства и отличия народных загадок и авторских, сочинять собственные загадки. | с.19-20 | |||||
6 | 7-9 | Законы сказочного жанра в русской народной сказке «Сивка- бурка» | Секреты сказочного жанра | Уметь отмечать черты, свойственные народной сказке и авторской, выделять сходство и различие этих сказок. Знать особенности сюжета сказки, уметь сопоставлять события сказки с древними представлениями человека о мире. | «Исидаи Нефтида», «Священные обезьянки», « Бог Ра в образе кота…» | с.20-29 индивид- сочинить волшеб сказку | ||||
7 | 10-12 | Мифологический герой и его подвиги ( древнегреческий миф «Персей») Практическая работа «По дорогам сказок» | Оценивание события и героев произведения, высказывание оценочных суждений о прочитанном | Иметь общее представление о мифе, как способе жизни древнего человека. Учиться правильному и осознанному чтению. | «Святой Георгий, поражающий змея» (русская икона) | с.31-38 пересказ | ||||
Раздел 2. В жизни всегда есть место подвигу- 4 ч. Цели: педагогическая: создание условий для изучения новых литературных жанров; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен частично овладеть особенностями новых жанров: мифа как способа жизни древнего человека, помогающего установить отношения с миром природы, и былины как эпического жанра; УУД. Личностные: доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе | ||||||||||
8 | 13-14 | Эпический герой и его подвиги ( по древнегреческому мифу «Прометей») | Оценивание события и героев произведения, высказывание оценочных суждений о прочитанном. Самостоятельное проведение исследования | Уметь наблюдать за эпического героем и мифологическим; за борьбой с природными силамив эпосе; беглому и правильному чтению. | с.40-48 вопросы | |||||
9 | 15 | Подвиги русских богатырей :миф или эпос?(герои разного происхождения в былине «Илья Муромец и Святогор») | Знакомство с былиной, как жанром устного народного творчества. Характеристика былинного героя | Уметь отличать былину от других эпических жанров, знать особенности былины как эпического жанра. Характеризовать героев произведения, пересказывать текст, создавать творческие картины. | В. Васнецов «Три богатыря», М. Врубель «Богатырь» | с.49-54 | ||||
10 | 16 | Красота и своеобразие языка русской былины «Илья Муромец и Святогор» | Учиться создавать рассказ- описание по картине, сопоставлять образы лит. произведений и создаваемые художником. | с.55-58 | ||||||
Раздел 3. Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками-9 ч Цели: педагогическая: создание условий для изучения нового жанра литературы - басни; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен знать УУД. Личностные: оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способность к самоанализу; способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них. | ||||||||||
11 | 17-18 | Знакомство с античной басней. Древний жанр словесности – басня. (по басням Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Лев и мышь», «Лисица и лев», «Волк и ягнёнок». | Знакомство с новым жанром - басней. Определение темы и морали басни | Уметь определять басню как жанр по характерным признакам, уметь выделять мораль, аллегоричность, поучительность. | с.60-65 читать выразительно | |||||
12 | 19-21 | Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэтические басни И. А. Крылова. | Обучение сравнительному анализу басен Крылова и Эзопа по разным основаниям: язык, сюжет, смысл. | Уметь определять басню как жанр по характерным признакам, уметь выделять мораль, аллегоричность, поучительность. | иллюстрации В.Серова к басням И.Крылова | с.66-70 с.66-наизусть | ||||
13 | 22-23 | Сказка, похожая на басню. В Гаршин «Лягушка-путешественница») | Развитие умения анализировать текст, прием прогнозирования текста. Выявление сходства сказки с басней | Выявить закономерности сказочного жанра, своеобразие авторской сказки, сравнивать произведения разных жанров. Познакомиться с творчеством и биографией писателя, учиться отличать авторскую сказку от народной. Иметь представление о жанровой специфике произведения, объяснять заглавие произведения. | с.70- 77 составить план | |||||
14 | 24 | Законы смешного в народной сказке «Яичко» | Обнаружение черт древних мифологических представлений в русской народной сказки. Выявление принципа кумулятивного построения сказки | Знать понятие «кумулятивная сказка», уметь различать от других народ. сказок по построению композиции. | с.78-79 ответить на вопросы | |||||
15 | 25 | Законы смешного в авторской поэзии. А. Милна «Баллада о королевском бутерброде», в стихотворении «Шалтай-Болтай» в переводе С Маршака | Прием кумулятивной цепочки; о значимости вопросительных и восклицательных знаков в стихотворении Комический эффект стихотворения | Уметь находить приём нар. сказки- кумулятивн. цепочку. Знать понятие « комическое стихотворение» | с.80-84 инсценировка | |||||
Раздел 4. Такой незнакомый знакомый мир- 9 ч Цели: педагогическая: создание условий для овладения художественными средствами при выражения своих мыслей; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе: олицетворения, эпитеты, анализировать образные средства языка японской поэзии хокку, ориентироваться в тексте большого объема, находить смысловые отрывки из текста, отвечая на вопросы; отыскивать в тексте слова и выражения, в которых чувствуется отношение к предметам того или иного героя, глазами которого смотрит автор; может озаглавливать части текста. УУД. Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово. | ||||||||||
26 | Необычное в обычном: поэтические открытия(Хокку Басё и Дарьи Арбузовой) | Беседа о японской поэзии Анализ образных средств языка японской поэзии - хокку, хайку | Познакомиться с японским стихотворением «хокку», понимать особенности поэтического взгляда на мир. уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения. | с.86-87 индивид.-составить хокку | ||||||
27 | Особый взгляд поэта на мир. С. Есенин «С добрым утром», К. Бальмонт «Гномы» | Знакомство с произведениями С.Есенина и М.Шагала. Умение видеть поэтические образы. Средства выразительности поэтических образов Литературные приемы построения стихотворения | Уметь видеть образные язоковые средства ( сравнение , метафора и др.) Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения. | М. Шагал «Синий дом» | с.87-89 стих. наизусть | |||||
28 | Сказочная повесть: мир превращений и открытий. (Ян Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали») | Получение начального представления о жанре повести. Создание яркого образа | Познакомиться с понятием «научный подвиг», познакомиться с творчеством Я. Ларри, уметь различать жанровые особенности рассказа, уметь определять элементы сюжета. | с.89-93 пересказ от имени Карика | ||||||
29-30 | Жанровые особенности сказочной повести. Я.Ларри «Приключения Карика и Вали» | Понимать, что произведения автора-это целый мир, населённый своими персонажами, живущими по своим волшебным законам. Учить различать жанровые особенности рассказа, уметь определять элементы сюжета. | с.93-99 вопросы индив.- рисунок «Кабинет профессора» | |||||||
31 | Герои сказочной повести. Сюжет литературного произведения. Я.Ларри «Приключения Карика и Вали» | Уметь различать жанровые особенности рассказа, уметь определять элементы сюжета. Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев. | с.100-107 пересказ | |||||||
32-33 | Чудесные открытия: взгляд учёного и взгляд художника. (по тексту «Сколько глаз у стрекозы» Ю. Дмитриева; А Фета «Весенний дождь» Практическая работа» Тема и идея произведения» | Анализ поэтического текста Литературные приемы, с помощью которых автор передает свои впечатления от обычного природного явления | Учиться находить образные языковые средства, особенности поэтического взгляда на мир. | с.108-110 А Фет «Весенний дождь» - наизусть | ||||||
Раздел 5. Мир просит тебя: открой меня заново!- 4 ч Цели: педагогическая: создание условий для овладения художественными средствами при выражения своих мыслей; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить и различать средства художественной выразительности в произведениях разных жанров: гиперболы, контрасты, сравнения, ориентироваться в тексте и подтверждать выводы, обращаясь к тексту. УУД. Личностные: оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | ||||||||||
34-35 | Поэтические, живописные и научные открытия в мире Природы(по эпиграфу и хокку Басё,Исса; четверостишию А. Вознесенского, полотнам В. Ван Гога «Дорога с кипарисами» и Марка Шагала «Я и деревня» | Поэтические и живописные приемы на примере хокку Иссы и картины Ван Гога Формирование понятия "Японское хокку" | Иметь представление о поэзии и живописи, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира, воспроизводить словесные картины графически Познакомиться с японским стихотворением «хокку», понимать особенности поэтического взгляда на мир. | Ван-Гог «Дорога с кипарисами и звездой», М Шагал «Я и деревня» | с.112-115 наизусть хокку | |||||
36 | Наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта(по отрывку из повести Джеральда Даррелла «Землянично-розовый дом» и | Знакомство с творчеством Дж.Даррелла Развитие умения ориентироваться в тексте, подтверждать свои выводы, обращаясь к нему. | Учиться находить способы выражения авторской оценки героя. Понимать значимость композиции и художественного языка литературного текста, конструировать высказывание на заданную тему. | с.115-118 составить рассказ об Ахиллесе | ||||||
37 | Наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта(стих. И Бунина «Бушует полая вода») Проверка техники чтения | Знакомство с творчеством И. Бунина. Развитие представления о том, как поэт создает образы, чтобы поделиться своим восприятием мира природы | Учиться находить приёмы создания поэтич. образов (сравнения, метафоры и др.) | с.119-120 наизусть | ||||||
Раздел 6. Самые настоящие чудеса. Цели: педагогическая: создание условий для раскрытия поэтических образов в литературных произведениях; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик способен сформулировать на основе текста обоснованные заключения, научится находить и различать средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения в произведениях разных жанров, познакомится с особенности жанра волшебной сказки. УУД. Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач; может объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения работы; вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставлять свою оценку с оценкой Коммуникативные: строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения | ||||||||||
38 | Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, удивляться миру ( по хокку Кикаку и стих. С Маршака «Ландыш») | Знакомство поэтическим творчеством С.Маршака Развитие представления о том, как поэт создает образы, чтобы поделиться своим представлением природы | Учиться находить языковые средства создания поэтич. образов | с.122-123 наизусть | ||||||
39-40 | Проверочная работа за 1 полугодие и анализ её результатов. | Уметь выявить разницу между жанрами произведений, некоторые закономерности конкретного жанра, участвовать в драматизации, конструировать монологическое высказывание, характеризовать книгу. Уметь анализировать и корректировать ошибки. | ||||||||
41-42 | Чудеса поэтических и живописных образов, созданных Д Кедриным в стих. «Приглашение на дачу», К Бальмонтом в стих. «Трудно фее», художником М. Врубелем. | Развитие способности видеть художественные приемы, при помощи которых создаются поэтические и живописные образы | Учиться находить особенности поэтич. взгляда на мир, учиться выразительному чтению. Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения. | М.Врубель "Сирень" и "Жемчужина" | с.123-124 выразит. чтение индивид- рисунок | |||||
43 | Чудеса волшебной сказки. (Арабская сказка Аладдин и волшебная лампа» ) | Выявление общих закономерностей жанра волшебной сказки в разных национальных традициях; развитие умения анализировать текст | Знать и различать особенности построения композиции и сюжета волшебной сказки. | М.Шагал "Часы с синим крылом" | с.125-129 Исследов.работа «Дворец, построен. За одну ночь» | |||||
44-45 | Представление о волшебном мире, волшебном помощнике. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа» | Иметь представление о жанровой специфике сказки, выявлять особенности волшебной сказки Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев. | с.130-139 Исслед.раб. | |||||||
46- 47 | Особенности сюжета волшебной сказки. Герой сказки. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа» | Выявить закономерности сказочного жанра, своеобразие авторской сказки, сравнивать произведения разных жанров. | с.139-145 | |||||||
Раздел 7. Родная сторона- 9 ч. Цели: педагогическая: создание условий для раскрытия понятия «малая родина» в поэтических и прозаических произведениях; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится выразительно читать стихотворения, определять жанровую принадлежность текста, выделять причинно-следственные связи, указывать на предпосылки, обосновывающие справедливость выводов. УУД. Личностные: осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой | ||||||||||
48-49 | Поэтические образы "малой родины" А.Вознесеннский Н.Рыленков "Все в тающей дымке..." | Знакомство с творчеством Н .Рыленкова Формирование нравственной позиции по отношению к Родине | Учиться различать поэтические образы, средства выразительности. Развитие связной речи. | икона А.Рублёва «Троица» М.Шагал «Окно на даче», «Моя деревня» | 2 часть с.6-8 индивид- рисунок любимого уголка природы | |||||
50 | Разные страны, разные поэты- общая любовь к Отечеству ( Р. Бёрнс «В горах моё сердце») | Определение темы и главной мысли произведения Любовь к Отечеству художников и поэтов разных национальностей | Уметь находить художественный образ в разных видах творчества. Уметь выделять смысловые единицы стихотворения (строфы). Учиться составлять рассказ-описание по картине. | с.9-10 | ||||||
51 | Жанровая принадлежность текста К. Паустовского "Стальное колечко": рассказ или сказка? | Формирование гражданского сознания школьников; развитие умения определять жанровую принадлежность текста | Учиться давать характеристики героям. Проводить анализ текста. Иметь представление о жанре рассказа Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев. | с.10-19 выразительное чтение | ||||||
52-53 | Рассказ о родной стороне ( К.Паустовский «Стальное колечко» | пересказ последней части текста | ||||||||
54 | Точность поэтических образов (А.Фет "Чудная картина" А.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя...") | Настроение лирического героя, выделение языковых средств. | Учиться находить художественные приёмы и средства выразительности по созданию поэтических образов. Уметь выявить завораживающий ритм пушкинского стиха, иметь представление о выразительных образах, уметь декламировать произведение. | с.20-21 стих. с.21-наизусть | ||||||
55 | Разные образы родины. Практическая работа «В мире поэзии» | Сравнение поэтических образов, созданных Г.Державиным и А.Грибоедовым, а. Саврасовым, И.Левитаном | Уметь находить художественный образ в разных видах творчества. | А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Тихая обитель – | с.22 сочинение по картине. | |||||
56 | Красота и выразительность пушкинского стиха. А Пушкин "Зимнее утро" | Разнообразие и точность поэтических образов зимы, созданных А.Пушкиным | Уметь выявить завораживающий ритм пушкинского стиха, иметь представление о выразительных образах, уметь декламировать произведение. | А. Венецианов «Жнецы» | с.23-24 наизусть | |||||
Раздел 8. Мир нуждается в нашей защите- 10 ч. Цели: педагогическая: создание условий для различения жанров сказки и рассказа; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится определять жанровую принадлежность текста, проводить исследование особого почерка автора на примере одного произведения, выразительно читать произведения, выявлять авторское отношение к герою, находить средства художественной выразительности в произведении. УУД. Личностные: оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; может объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способен к самоанализу. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно; обладать способностью к волевому усилию и преодолевать препятствия. строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | ||||||||||
57 | Красота под защитой поэзии. С. Кирсанов "Чудо", А.Венецианов "Жнецы" | Поэзия как особый взгляд на мир, образный язык поэтической речи | Знать, как авторы создают особый эмоциональный строй текста, используя различные художественные приёмы. Выявить главные особенности художественного приёма различных жанров искусства, сравнивать и выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. | Картинная галерея А.Венецианов "Жнецы" Сведения о художнике | с.26-27 выразительное чтение | |||||
58-60 | Особый почерк автора Д.Н.Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" | Самостоятельное планирование характеристики героя | Иметь представление о жанровой специфике произведения, объяснять заглавие произведения | Сведения об авторе Д.Н.Мамин-Сибиряк Картины: В.Сидоров "Зимка" И.Грабарь "Февральская лазурь" | с.28-39 чтение по ролям | |||||
61-62 | Жанровая принадлежность текста: сказка или рассказ | Определение жанровой принадлежности произведения "Серая Шейка" | Картинная галерея А.Дюрер "Заяц", "Трава" Сведения о художнике | с.40-41 пересказ выборочн. | ||||||
63-64 | Внимательное и бережное отношение поэта к миру. И.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги..." С.Черный "Что ты тискаешь утенка?" | Внимательное отношение Рифма, ритм, строфа. Тотемный ритм, строфа. Тотемный смысл слова. | Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, читать текст, выбирая выразительные средства (тон, темп, интонация) Знать, как авторы создают особый эмоциональный строй текста, используя различные художественные приёмы. | с.с.42-43 наизусть по желанию | ||||||
65-66 | Образ няни в лирике А.С. Пушкина. ( «Няне», «Зимний вечер») | Формирование бережного и внимательного отношения к миру через образ няни в лирике А.Пушкина | Знать, как используют авторы в поэтических текстах различные художественные приёмы, создают особый эмоциональный строй текст | Картинная галерея В.Попков "Моя бабушка и ковер" Дополнительный материал А.Р. Яковлева | с.44-46 наизусть | |||||
Раздел 9. Лаборатория искусств. . Цели: педагогическая: создание условий для раскрытия поэтических секретов в разных жанрах искусства; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик способен частично выделять художественно-изобразительные средства: метафоры, звукопись, научится выделять новый литературный прием - палиндром ,неологизмы, принципы составления считалок, выразительно читать стихи, учить их наизусть, составлять связное высказывание. УУД, Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач; проявлять заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов; может объяснить самому себе, что в нем хорошо, а что плохо, что он хочет и что может, способен к самоанализу. | ||||||||||
67 | Поэтические секреты. ( К.Бальмонт «Как я пищу стихи», А.Вознесенский «Стихи не пишутся…») | Палиндром как языковая игра. Звукоподражание .Связь литературы с другими художественными произведениями. Рождение художественного образа. | Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения | С.Дали «Космический слон», М.Шагал «Автопортрет с семью пальцами» | с.48-50 | |||||
68 | Лингвистические эксперименты. Л.Керролл "Разговор Алисы и Шалтая-Болтая" | Понятие "литературный эксперимент" Интуитивное понимание значения слов | Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев. | с.50-52 | ||||||
69 | Лингвистический эксперимент. Л.Петрушевская "Пуськи бятые" | Формирование представления о том, что зная грамматические формы слов, можно понять значения незнакомых слов | Уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения, осознавать чувство юмора в произведении, как эстетическое чувство. | с.53 придумать свой вариант перевода | ||||||
70-71 | Формотворчество в поэзии, прозе и живописи. (хокку Бусона, Ю.Коваль «Соловьи») | Формы творчества в поэзии и живописи. Обнаружение способности живописи и литературы создавать звучащие образы | Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения. | К.Малевич «На сенокосе» В.Кандинский «Фиолетовый клин» | с. 54-57 озаглавить части | |||||
72-73 | Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии (С.Маршак «Разговор лягушек», В.Хлебникова «Кузнечик». Считалки.) | Знакомство с поэтическими играми - экспериментами в авторской и народной поэзии .Выявление принципов составления считалок и связь с десятичной системой счета; Обнаружение в народных считалках использования выдуманных, непонятных слов. | Понимать значимость композиции и художественного языка литературного текста, конструировать высказывание на заданную тему. Выявить своеобразие авторской и народной поэзии на материале считалок, составлять считалки. | с.57-60 подобрать скороговорки | ||||||
Раздел 10. Как трудно стать человеком. Цели: педагогическая: создание условий для анализа сюжета и характера героя в поэтическом и прозаическом произведениях; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится анализировать произведение, находить основные сюжетные линии, характеризовать главных героев, ориентироваться в тексте большого объема, составлять план текста. УУД. Личностные: оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на обще- человеческие ценности; доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках. | ||||||||||
74-75 | Знакомые сюжетные линии в новом тексте.( С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями») | Выявление сходства использования в тексте сюжетных линий с сюжетными линиями в других произведениях | Уметь чувствовать сюжетную сторону текста, эмоциональную атмосферу, характеризовать героев, сравнивать их. | с.62-72 выразит. Чтен индивид- иллюстрации | ||||||
76-77 | Характер главного героя и других персонажей из сказочной повести С.Лагерлёф | Формирование по словам, поступкам и эмоциональным проявлениям представление о характере главного героя и других персонажей | Уметь чувствовать эмоциональную атмосферу произведения, прослеживать сюжетную сторону текста. | с.73-88 ответить на вопросы | ||||||
78-79 | Нравственная проблема текста Л.Лагерлёф | Продолжение работы с текстом большого объема. Итог обсуждения нравственной проблемы, связанной с условиями превращения Нильса обратно в человека | Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев, своеобразие авторской сказки. | с.89-104 сочинение «Как я однажды встретил гнома» | ||||||
80 | О взрослой жизни и в шутку, и всерьез. Б.Заходер "Ну и мышонок!" Н.Некрасов "Крестьянские дети" | Различие между внешними и внутренними приметами взрослой жизни | Уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения, осознавать чувство юмора в произведении, как эстетическое чувство. | с.104-105 наизусть отрывок | ||||||
81-82 | Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Гарина-Михайловского "Тема и Жучка" | Пересказ сюжета как средство понимания метафорического смысла произведения Эмоциональное воздействие на читателя силой авторских чувств | Уметь определять сюжетную основу текста, сравнивать характеры героев, инсценировать художественное произведение | с.106-116 озаглавить | ||||||
Раздел 11. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. . Цели: педагогическая: создание условий для овладения сравнительным анализом разных литературных произведений; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик должен частично овладеть сравнительным анализом литературных произведений, научиться сравнивать авторскую и народную сказки, высказывать оценочные суждения о прочитанном. УУД. Личностные: доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках; обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. | ||||||||||
83-84 | Сравнительный анализ народной и авторской сказки (Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | Обучение сравнению народной и авторской сказки; выяснение специфики авторской сказки Г-Х Андерсена | Характеризовать текст, определять тему и главную мысль. Понимать значимость композиции и художественного языка литературного текста, конструировать высказывание на заданную тему | с.118-126 | ||||||
85-86 | Поэзия - мир чувств, впечатлений и переживаний. (Д. Кедрин "Все мне мерещится поле с гречихою..." И. Бунин "Детство") | Создание условий для понимания сложного мира авторских чувств, впечатлений и переживаний, присутствующих в поэтических текстах | Иметь представление о поэзии как об особом взгляде на мир, читать текст, выбирая выразительные средства (тон, темп, интонация) | с.127-129 выучить стих. по выбору | ||||||
87 | Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте. И. Тургенев "Воробей" | Сильное эмоциональное впечатление, жизненное переживание в прозаическом тексте | Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев. Иметь представление о жанровой специфике произведения, объяснять заглавие произведения | с.130-131 пересказ | ||||||
88 | Поэтическая сказка С.Козлова "Лисичка" | Понимание сложного лирико-философского смысла авторской сказки С.Козлова "Лисичка" | Уметь чувствовать эмоциональную атмосферу произведения, прослеживать сюжетную сторону текста. | с.132-133 чтение по ролям | ||||||
89-90 | Сложное чувство одиночества в поэтических образах (Хокку. М. Лермонтов "На севере диком.." "Парус") | Понимание замысла художественных и живописных произведений; смысл одиночества, который раскрывает М.Лермонтов в стихотворении "Парус | Выявить главные особенности художественного приёма различных жанров искусства, сравнивать и выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. | Сведения об авторе Японский поэт Ранран Мацукура М.Ю. Лермонтов Картинная галерея М. Шагал "Часы | с.134-136 стихи наизусть | |||||
91-92 | Итоговая контрольная работа за 2 полугодие. Анализ. | Уметь выявить разницу между жанрами произведений, некоторые закономерности конкретного жанра, характеризовать книгу. | ||||||||
Раздел 12. Красота спасет мир. Цели: педагогическая: создание условий для раскрытия поэтических образов в литературных произведениях; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится формулировать на основе текста обоснованные заключения, выявлять чувства и переживания героев по их проявлениям и деталям из текста. УУД. Личностные: оценивать простые ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач; осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово. осуществлять простейшее планирование своей работы; создавать текст-описание проведенных наблюдений. | ||||||||||
93 | Красота и хрупкость мира в поэтической сказке С.Козлова "Как Ежик и Медвежонок протирали звезды" | Понимание особенности сказки С.Козлова, характеров героев | Выявить закономерности сказочного жанра, своеобразие авторской сказки, сравнивать произведения разных жанров.Уметь выявить кульминационные моменты сюжета, описывать особенности поведения и характера героев. | с.138-140 | ||||||
94-95 | Мир чувств героя в прозаическом тексте: красота меняет человека. В. Драгунский "Девочка на шаре" Проверка техники чтения | Выявление чувств и переживаний героев по их проявлениям и деталям текста | Характеризовать текст, определять тему и главную мысль. Понимать значимость композиции и художественного языка литературного текста, конструировать высказывание на заданную тему. Уметь чувствовать эмоциональную атмосферу произведения, прослеживать сюжетную сторону текста. | Сведения об авторе В.Драгунский Картинная галерея Пабло Пикассо "Девочка на шаре" И.Вишняков "Портрет Сары Фермор" | с.140-150 | |||||
96-97 | Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире - это способность, свойственная поэтическому восприятию мира. С. Козлов "Разрешите с вами посумерничать" | Способность замечать красоту в самых привычных явлениях природы на примере трехстиший и сказки С.Козлова | Знать, как авторы создают особый эмоциональный строй текста, используя различные художественные приёмы. | с.152-155 | ||||||
98-99 | Поэзия и сказка о секрете красоты. Н. Матвеева "Галчонок" Ш.Перро "Рикке с хохолком" | Умение видеть красоту души за обычной, неприметной внешностью человека; обсуждение проблемы прекрасного, как связанную со способностью наделять красотой того, кого любишь | Знать, как авторы создают особый эмоциональный строй текста, используя различные художественные приёмы. | с.156-166 | ||||||
100 | Б.Заходер "Что красивее всего?" | Обобщение и проверка знаний учащихся | Уметь анализировать и корректировать ошибки. Уметь чувствовать общий эмоциональный тон произведения, осознавать чувство юмора в произведении, как эстетическое чувство. Обобщать произведения различных жанров, создавать текст-отзыв. Участвовать в диалоге | с.167-168 | ||||||
101-102 | Резерв |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Феде-
рального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требо-
ваниями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу
по учебно-методическому комплекту:
- Чуракова, К А. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
- Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3 класс : методические рекомендации / Н. А. Чуракова. -
Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. - Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс / авт.-сост. В. Ю. Свиридова. - Самара :
Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. -
Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. На-
ряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему раз-
витию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературно-
го чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения на-
правлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навы-
ком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и при-
обретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов
речевой деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной от-
зывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения
к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-
познавательными текстами; - обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного тек-
ста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональ-
ной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является форми-
рование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного чи-
тателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно вы-
бирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение»
в особой мере влияет на решение следующих задач:
/. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса
к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского
навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литерату ры), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предме-
там, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся при-
обретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово,
"текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориенти-
роваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате
обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания
(на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты
и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию
в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочи-
танного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художест-
венной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого
вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро-
вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство
слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия ис-
пользуемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведе-
ния на основе прочитанных.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; по-
нимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния
на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значе-
ние. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основ-
ные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык
анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмо-
циональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адек-
ватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Структура курса
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудиро-
вание (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письмен-
ной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения
и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать
на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему
и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (оз-
накомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа,
тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специ-
фические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с ис-
пользованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные
средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные
впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, рас-
крывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми не-
которых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-
повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений
(рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста.
Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изо-
бразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного
текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные авто-
ром; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-
популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль
текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка млад-
шего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирова-
ние библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справоч-
ной) по ее элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе
рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения млад-
шего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения,
устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности
в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценностей текстов, их жанро-
вого и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских
предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий
для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями
о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является
ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой
деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает пе-
ренос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность:
постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание
уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию,
разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведе-
ния (текст по аналогии).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа предусматривает
организацию процесса обучения в объеме 102 часов.
В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературному чтению Ю. В. Сви-
ридовой, Н. А. Чураковой, в том числе:
- практических работ - 4 часа;
- учебных экскурсий - 1 часа;
- исследований - 6 часов.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минималь-
ному объему содержания образования по литературному чтению, и с учетом лицейского стандарта
реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы
цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено
в схематической форме ниже.
Характеристика исследования:
• по числу участников (групповое, коллективное),
- по длительности (краткосрочное),
- по предметному содержанию (монопредметное),
- по внешнему виду деятельности (исследовательское).
Формы организации познавательной деятельности:
- разные виды анализа текста;
- творческие пересказы;
- составление структурных схем;
- рисунок (в т.ч. словесное рисование)
- нетрадиционная форма урока:
- урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
- театрализация и инсценирование
- урок-экскурсия
Используемы методы обучения :
- Проблемно-поисковый;
- Исследовательский;
- Эвристический;
- Метод самостоятельной деятельности учащихся:
- чтения-рассматривания;
- выработка и усовершенствование навыков;
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
Используемые технологии: игровые технологии, технология создания ситуации успеха на уроке, личностно-ориентированные (разноуровневые задания), здоровьесберегающие( приём зрительных меток; тематические физминутки), ИКТ
Организационные формы, применяемые на уроках, также раз личны: индивидуальное выполнение заданий, в статистических парах и малых группах, кол лективное; фронтальная работа – диалог, полилог.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в ре-
шении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с худо-
жественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом,
в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-
нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими
ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование
качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумыва-
ется над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д.
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует
эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуе-
мая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характери-
зующие его отношение к другим людям, к Родине.
Содержание учебного предмета
Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что
интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений и формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных действий (выбор книги, определение ее темы по иллюстрациям или аннотации, ориентирование в оглавлении и содержании и т. п.). Все это будет способствовать развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.
Приоритетными целями изучения этого предмета являются обеспечение высокого уровня
речевого развития младшего школьника, культуры его речи и читательской деятельности, инте-
реса к самостоятельному чтению. От сформированное™ всех этих умений зависит успешность
обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный
вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков,
способов деятельности, умение воспринимать на слух и понимать художественные произведе-
ния; осознанное чтение текстов разных жанров; выбор вида чтения в соответствии с учебной
целью; участие в диалоге при обсуждении текста, его пересказ и др.
Это определило цели обучения литературному чтению:
- создание условий для совершенствования всех видов речевой деятельности, умений вести
диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - овладение правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе
образования младших школьников. - осуществление помощи младшему школьнику в осознании того, что мир литературы инте-
ресен, разнообразен; каждый читатель может найти в нем близкое и нужное для себя.
С учетом требований ФГОС НОО и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008
в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
- приобретение художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении произведений;
- овладение осознанным, правильным и выразительным чтением; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; - воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению книги; обога-
щение нравственного опыта младших школьников.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания
образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирова-
ние компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие
совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые
содержат литературные понятия, свойства этих понятий и связь между ними. Это содержание
обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем бло-
ке представлены дидактические единицы, отражающие связь мира художественной литературы
и реального мира и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компе-
тенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершен-
ствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных
и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития
литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообра-
зия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система
учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гумани-
тарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры,
усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общест-
венно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необ-
ходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество,
нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько
на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и частичному анализу используемой информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Деятельностная направленность обязательного минимума потребовала усиления внима-
ния к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе исполь-
зования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма).
Результатом такого подхода может стать: сформированность умений читать про себя, что, безус-
ловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием
навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного.
Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте
и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).
Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, - ознакомлению де-
тей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов, на-
учно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его
эрудицию и общую культуру.
Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на фор-
мирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения.
Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности - от громкого чтения вслух до чтения про
себя осуществляется, как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной сто-
роной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.
Формировании тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкрет-
ных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их после-
довательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией
произведения (выделение описаний, диалогов), составление картинного плана (словесное иллю-
стрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных
учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости
чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности
в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-
историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного
произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение
мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов
поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу
и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана,
нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять
свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; форми-
рование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение осно-
вами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы
в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необхо-
димого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания
прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анали-
за и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоя-
тельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и спра-
вочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях),
устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного
характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) сти-
хотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, пе-
дагогами) с небольшими сообщениями.
Способы проверки и оценки результатов.
Для гуманитарного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоя тельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классифи кации объектов - в плане это является основой для целеполагания.
На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в тематическом планировании - планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить при меры, определять признаки и др.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, моти вированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Оценивание результатов работы проводится по 4-х бальной системе.
Практическая часть программы начальной школы по чтению.
Техника чтения | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||||||||||
1 полугод | 3 ч | 4 ч | вход | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | вход | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | вход | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | ||
< N | 15 | 20 | 25 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | |
N | 15 - 20 | 20-25 | 25-30 | 25-30 | 30-35 | 35-40 | 40-45 | 45-50 | 45-50 | 50-55 | 55-60 | 60-65 | 65-70 | 65-70 | 70-75 | 75-80 | 80-85 | 85-90 | |
> N | 20 | 25 | 30 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | |
ТЕКУЩИЕ | ОЦЕНКА | КОНТРОЛЬНЫЕ | |||||||||||||||||
ОШИБКИ | НЕДОЧЁТЫ | ОШИБКИ | НЕДОЧЁТЫ | ||||||||||||||||
НЕТ | 1 | «5» | НЕТ | 1 | |||||||||||||||
2 - 3 | 4 - 6 | «4» | 2 | 4 | |||||||||||||||
4 - 6 | 10 | «3» | 3 - 5 | 8 | |||||||||||||||
> 6 | > 10 | «2» | > 5 | > 8 | |||||||||||||||
ОШИБКИ | НЕДОЧЁТЫ | ||||||||||||||||||
1) Искажение слов (пропуски, замена, перестановка, добавления) | 1) Не более 2-х неправильных ударения. | ||||||||||||||||||
2) Неправильное ударение | 2) Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа, чёткости. | ||||||||||||||||||
3) Нарушение темпа, чёткости произношения, смысловые паузы. | 3) Осознание прочитанного за время чуть превышающее установленное. | ||||||||||||||||||
4) Непонимание общего смысла прочитанного за установленный промежуток времени. | 4) Неточности формулировки основной мысли. | ||||||||||||||||||
5) Неверные ответы на вопрос по содержанию. | 5) Нецелеобразное использование средств выразительности. | ||||||||||||||||||
6) Неумение выделить основную мысль, найти слова, выражения, подтверждающие понимание содержания. | |||||||||||||||||||
7) Нарушение последовательности событий в пересказе. | |||||||||||||||||||
8) Нетвёрдое знание наизусть. | |||||||||||||||||||
9) Монотонность, отсутствие средств выразительности. |
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го года обучения
Должны знать:
- наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;
- имена 4—5 классиков русской и зарубежной литературы;
- имена 4-5 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочи-
танных в классе;
- названия и содержание нескольких произведений любимого автора.
Уметь: - читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
- различать малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора
и авторской литературе; - отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
- характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного.
Владеть компетенциями: - коммуникативной,
- личностного саморазвития,
- смыслопоисковой.
Уметь решать следующие жизненно-практические задачи:
- работать с разными источниками информации;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- декламировать произведения;
- осмысливать цели чтения;
- создавать произведения собственного сочинения.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе обучаются дети
8-10 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Поэтому
уроки будут выстроены таким образом, чтобы учащиеся с низким уровнем знаний могли реализовать все свои умения и возможности, добившись высоких результатов. Ученики с высоким уровнем знаний могли реализовать какие-либо творческие проекты на уроках, а во внеурочной деятельности - участвовать в литературно-художественных конкурсах, писать статьи и стихи .
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебный комплект для учащихся:
- Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3 класс. 1-4. Части 1,2. - Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2009.
- Чуракова, Н. А Рабочая тетрадь по литературному чтению. - Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2009.
- Свиридова, В. Ю.Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. - Са мара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2011.
Дополнительная литература.
- Андерсен, Г. X. Сказки / Г. X. Андерсен. - М. : Эксмо, 2010.
- Бунин, И. А. Собрание сочинений : в 2 т. / И. А. Бунин. - Калининград : Янтарный сказ, 2007.
- Великие писатели. Справочник школьника / сост. О. Д. Ушаков. - СПб., 2005.
- Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь для школьников и поступающих
в вузы : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. - М. : Дрофа, 2003. - Красовский, В. Е. Большой энциклопедический справочник школьника по литературе /
В. Е. Красовский, А. В. Леденев, В. П. Ситников. -М. : Олма-Пресс : Образование : Слово, 2005. - Крылов, И. А. Басни / И. А. Крылов. - М. : ACT, 2010.
- Кун, К А. Мифы и легенды Древней Греции / Н. А. Кун. - М. : ACT ; СПб. : Полигон, 2010.
- Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. Стихотворения / М. Ю. Лермонтов. -
М. : Художественная литература, 1983. - Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. - М. : Русский язык, 1990.
- Маршак, С. Я. Стихи и сказки / С. Я. Маршак. - М. : ACT: Астрель, 2010.
- Пушкин, А. С. Сказки. Стихи. Поэмы. Повести / А. С. Пушкин. - М. : Эксмо, 2005.
- Русский язык, литературное чтение. Справочник. 1-4 классы / под ред. Н. А. Сениной. -
Ростов н/Д. : Легион, 2010.
- Степанов, В. А. Русские пословицы и поговорки от А до Я : словарь-игра : книга для де-
тей, учителей и родителей / В. А. Степанов. - М.: АСТ-Пресс, 1998. - Универсальный справочник школьника. 1-4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Кол-
пакова, С. Ю. Ращупкина. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. - Шедевры русской живописи : альбом (на рус, англ. яз.). - М. : Белый Город, 2007.
- Эзоп. Басни / Эзоп ; пер., вступ. ст. и примеч. М. Л. Гаспарова. - М. : ACT : Астрель ;
Владимир: ВКТ, 2011.
Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – http://school-
collection.edu.ru - Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://www.nachalka.info
- Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа: http://uroki.ru
- Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. - Режим доступа: http://zankov.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.lseptember/ru
Наглядные пособия.
- Портреты детских писателей: XIX в.: комплект наглядных пособий. - М. : Гном и Д, 2009.
- Портреты детских писателей: XX в.: комплект наглядных пособий. - М. : Гном и Д, 2009.
Информационно-коммуникативные средства.
- БДЭЭ: Детский энциклопедический словарь (CD).
- Необыкновенные приключения Карика и Вали (DVD).
- Легенды и мифы Древней Греции (DVD).
- Шедевры русской живописи (CD).
Технические средства обучения.
- Телевизор.
- Магнитофон.
- Аудиоцентр.
- Мультимедийный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230101 Вычислительные машины, комплексы, системы и се...
Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы...
Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы" по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных с...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 "Общая и профессиональная педагогика" по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)
Дисциплина "Общая и профессиональная педагогика" входит в базовую часть профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин и состоит из нескольких разделов. Дисциплина «Общая и профессиональная пе...
Рабочая программа по дисциплине ОП.08 "Общая и неорганическая химия"
Рабочая программа учебной дисциплины общей и неорганической химии разработана на основе Федерального государственного образовательного стан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, Штукатур на базе основного общего образования – 11 недель (330часов) группа ОВЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по программе подготовки квалифицированных рабочих19727 Штукатур на базе основного общего образования – 11 недель (330часов)...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...