Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
статья по теме
Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые шаги
развития творческого воображения учащихся начальных классов.
Татьяна Ивановна Голикова
Учитель начальных классов, МОБУ «СОШ №1» гп. Пойковский, mumamia@mail.ru
Одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является развитие его творческого воображения. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.
В процессе развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или самостоятельное создание образа. Поэтому на уроках литературного чтения мы свою работу направляем не только на формирование навыков чтения и анализа произведений, но и на развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся, познавательного опыта ребёнка. Изучая произведения, данные в учебнике литературного чтения, ребёнок выступает не просто в роли пассивного читателя, но и соавтора, соучастника. Большое количество творческих заданий учебника способствует развитию фантазии ребёнка, стимулируя его к разным видам деятельности по работе с текстом: дополнить, изменить, предположить, придумать, нарисовать, разыграть по ролям и т.д.
Например, такие задания:
- «Попробуй оживить любой предмет неживой природы».
-«Попробуй сочинить продолжение песенки?»
-«Пофантазируй, о чём может думать: муха на потолке, рыбка в аквариуме, черепаха в коробке…».
-«Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица».
-«Сочини сказку «Путешествие капельки»» и т.д.
«Жила-была голубая капелька. Родилась она высоко-высоко в небе, беззаботно плыла на тучке. Со временем капелька стала тяжёлой, и упала с тучки проливным дождём. Задержалась она на зелёном листе красивого цветка. Но новое пристанище капельки сел мотылёк. Не удержалась она и скатилась в ручеёк. А там уже было много её друзей. Они весело плыли по течению. Их становилось всё больше и больше. Их стало так много, что образовался целый океан. Там среди друзей началась интересная жизнь.» Скшипец Марина, 2 класс
Таким образом, уроки литературного чтения становятся уроками творчества, фантазии, сочинительства.
1 шаг. Работа с загадкой.
Мы знаем, что загадка – это замечательное логическое упражнение, при выполнении которого дифференцируются несущественные и существенные признаки загаданного предмета, осмысливаются грамматические формы слов, активизируется смекалка, воображение.
Работа с загадкой начинается в период обучения грамоте. При чтении загадок происходит анализ текста самой загадки, выделяются её признаки. Учащиеся путём сравнения двух вариантов выделяют наиболее яркие признаки отгадываемого предмета:
«Я весь покрыт иголками – колкими, колкими».
«Я вся покрыта колкими зелёными иголками». И варианты ответов (рисунки ежа, ёлки, щётки, кактуса). Чтобы отгадать правильно загадки, надо учесть все названные признаки отгадываемого предмета.
Уже на следующем этапе в работе над загадкой на уроках литературного чтения дети пытаются самостоятельно восстанавливать загадки, учатся подбирать сравнения (например: каминная плита – панцирь черепахи и др.), а затем и составлять свои загадки.
Я с ней дружу,
Никуда не хожу.
Ни с кем не играю,
А сижу и читаю!
Линник Дарина, 1 класс
Шкаф открываешь –
В Арктику попадаешь.
Желобцова Арина, 1 класс
Он тяжёлый и пузатый
Носит фрак свой полосатый.
На макушке хвостик-ус,
Спелый изнутри ….. Хамзина Диана, 1 класс
На его шёрстке,
Чёрные полоски.
Он мяукает, рычит,
Очень страшный его вид.
Митюкляева Ангелина, 1 класс
При работе над загадкой важно, чтобы ученики поняли, что отгадка подбирается путём анализа каждого слова загадки и выделения опорных признаков. Это помогает учащимся в составлении своих загадок.
2 шаг. Народный жанр «Частушка»
Для следующего шага развития творческих способностей своих учеников используем народный жанр – частушку. Детям интересны и понятны эти четверостишия, которые переносят их в жизнь, заставляют быть наблюдательными и подмечать незаметное в окружающей их действительности, переносят их от обыденного к шуточному, юмористическому.
На урок спешила я,
Голову задрала.
Оступилась на ступеньках
С лестницы упала.
Шаталова Аня, 1 класс
Уже с первых дней обучения грамоте учим детей наблюдать рифму в знакомых и незнакомых текстах, подбирать самостоятельно к словам (лежит – бежит, весна – ото сна, красна, сосна, принесла и др.). И вот эти навыки они стараются применить при сочинении частушек. Не всегда получается, но уже есть первый опыт:
Как из школы прихожу,
Делаю уроки я.
А потом гулять иду
С телефоном «Нокиа».
Леонова Ангелина, 1класс
В первой школе нас сегодня
Очень удивили.
Будут ставить всем пятёрки
Двойки -отменили.
Замятина Даша, 1 класс
Я компьютер изучаю
Посещаю Интернет.
Столько знаний получаю
Удивился педсовет!
Хамзина Диана, 1 класс
Вот настала перемена,
Вышли отдохнули.
В коридоре пол блестел,
А мы все грязнули.
Горбачёв Слава, 1класс
Ценность этих сочинений также в том, что их можно использовать и во внеклассной работе, т.к. они взяты из собственной жизни, опыта, где герои сами ребята. Эти частушки близки по содержанию их возрасту.
3 шаг. Жанр японской поэзии «Хокку»
Следующая ступенька развития творчества у детей – создание образа, который заставляет воображение рисовать необыкновенные картины. Это хокку, или хайка – жанр японской поэзии. В хокку нет рифмы, не соблюдается строгий ритм. Часто в финале хокку появляется многоточие. Это принцип японского искусства. Мир вечно изменяется, считают японцы, поэтому и в искусстве не может быть завершённости, не может быть вершины – точки равновесия и покоя.
В хокку поэт будит фантазию самого читателя. Искусство хокку – это умение сказать многое в нескольких строчках.
Детям нравится читать хокку, представлять и создавать свой образ. Мои второклассники увлеклись этим видом древней японской поэзии. Они увидели и создали свои картинки и образы.
Муравей тащит зерно.
Зачем ему такая тяжесть?
К зиме готовится…
Алиева Элиза, 2 класс
Гриб растёт под кустом,
Он – большой зонт.
Муравьи спрячутся от дождя.
Шаталова Аня, 2 класс
Море такое большое,
Как доброта у мамы.
Плещется через край…
Шаталова Аня, 2 класс
Листья с дерева
Осенью улетают.
Как им вернуться…
Митюкляева Ангелина, 2 класс
Солнца яркий свет.
Кот уснул, свернувшись тут.
Скоро холода…
Сахарчук Никита, 2 класс
4 шаг. Я работаю поэтом.
Также уроки литературного чтения невозможно представить без поэзии – особого взгляда на мир, особого переживания. На своих уроках с учениками мы выясняем, что поэт – это тот, кто заставляет увидеть окружающий мир по-новому, увидеть то, что не замечал другой, мимо чего пробегал. Поэт открывает тайну людям. Поэзия – это передача чувств, переживаний, ощущений, а не просто перечисление фактов и событий, которые человек видел.
Первый опыт детей 1 класса показал, что их речь ещё требует богатства красок, образности. Не всегда получается рифма.
Весеннее солнце,
Весело сияет.
А в лесу и в поле
Рыхлый снег уж тает.
Гирфанова Эллина, 1 класс
Вот и пришла весна.
Деревья проснулись ото сна,
На веточках появились почки,
Скоро выйдут первые листочки.
В лесах, на полянках,
Появилась первая травка.
В тени снежок лежит,
А рядом ручеёк бежит.
Птицы весело щебечут,
Белки скачут на сосне.
Очень рады все весне! Горбачёв Слава, 1 класс
Мы с подружкой очень рады,
Что пришла весна!
Меряем мы палкой лужи –
С самого утра!
Леонова Ангелина, 1 класс
Но уже во втором классе опыт приобретает всё более выраженный характер. Дети проявляют всё большую самостоятельность, ярче выражается рифма. В классе появились первые сборники стихов.
Таким образом, развитие творческого воображения учащихся способствует решению содержательных задач, связанных с пониманием смысла художественного образа и с тем, какими средствами этот образ создаётся. Помогает воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру: людям, животным и растениям, а также вещам, в которых скрыта невидимая простому глазу поэзия, но которую можно научиться видеть. Эта работа пробуждает в ребёнке чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам, воспитывает в нём чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/12/picture-265129-1528788512.jpg)
Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.
laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.
Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету, развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000627-1516719734.jpg)
«Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения учащихся начальных классов».
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных н...
Методическая разработка на тему: «Система упражнений для развития творческих способностей учащихся, обучающихся французскому языку как второму иностранному."
Целью данной работы является становление личности, усвоившей коммуникативные приёмы и ценности толерантного сознания, умеющей реализовывать их в деятельности. Изучение предмета с точки зрения коммуник...
Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".
Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/21/picture-1474923-1684690530.jpg)
Дипломная работа на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ". Содержит теоретическую и практическую части.
Сегодня педагоги ищут способы эффективного обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников...