Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов
статья
Характеристики практико-ориентированных педагогических технологий
Педагогический контроль и оценка образовательных результатов с применением современных образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Нельзя допускать, чтобы оценка превращалась для ребенка в путы, сковывающие его мысль. Я всегда давал возможность самому слабому ученику, самому, казалось бы, безнадежному тугодуму подумать над тем, что у него пока не получается. Пробуждая чувство гордости, чести, собственного достоинства, я добивался того, что дети стремились работать самостоятельно.
В.А.Сухомлинский
Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов
Характеристики практико-ориентированных педагогических технологий:
1. обеспечивают переход от дисциплинарной к междисциплинарной организации содержания обучения;
2. обеспечивают переход от преобладания адаптивной к креативной форме активности;
3. обеспечивают переход от разобщенности процессов формирования нравственности и профессионализма к развитию духовности и ответственности как факторов профессиональной компетентности;
4. рефлексия становится системообразующим фактором в развитии проф. компетенции и культуры выпускника (выпускник должен осознавать себя носителем межличностных отношений и создателем собственной стратегии поведения, носящих поливариантный характер своих проявлений);
5. продуктивность обеспечивается посредством:
- формирования личностно-творческой концепции проф. деятельности;
- наличия рефлексивной позиции личности в ходе реализации программы формирования проф. компетенции;
- готовность к инновационной деятельности;
- наличие субъектной позиции в профессиональной деятельности;
- ориентация на личностно-творческую самореализацию.
Специфика практико-ориентированных педагогических технологий во взаимодействии между педагогом и обучающимися:
Главная роль у обучающегося – он является центральной фигурой, второстепенная роль – у педагога. Он сопровождает, содействует, консультирует, осуществляет тьюторство.
Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых обучаемый имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы (индивидуальную и совместную) учебной деятельности, сделать познание привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоактулизации, саморазвития, оптимальной адаптации в обществе.
Педагогический контроль и оценка образовательных результатов с применением современных образовательных технологий
Оценивание – ключевой элемент любой деятельности, поскольку позволяет управлять результатами, выявлять отклонения от нормы и принимать решения, направленные на устранение причин, не позволивших достичь желаемого. В основе процедуры оценивания – сопоставление актуального состояния объекта (процесса, явления, системы) с эталоном.
Оценка в образовательном процессе представляет сбор и анализ о том, какими знаниями, умениями, компетенциями обладают обучающиеся.
Функции оценивания: констатирующая, диагностическая, мотивирующая, воспитательная.
Констатирующую функцию выполняют итоговые оценки. Они используются для фиксации того или иного уровня достижения обучающегося в конце учебной программы или ее части. Но оценивание может и должно реализовывать и диагностическую функцию как для обучающегося, так и для преподавателя.
Увидев, что именно не усвоено, что усвоено хорошо, что усвоено прекрасно и т.п., и преподаватель и обучающийся понимают, над чем еще следует поработать, а чему можно уделить меньше внимания. В этом случае оценка выступает в качестве инструмента обратной связи и носит название формирующей оценки. Формирующая оценка выполняет, помимо диагностической, мотивирующую и воспитывающую функции.
С различением формирующей и констатирующей функций оценивания результатов освоения образовательных программ в педагогике связано разграничение понятий «контроль результатов обучения» и «оценка результатов обучения». Контроль результатов носит неперсонализированный характер. Его задача – определить эффективность реализации образовательной программы. Оценка результатов отражает динамику освоения образовательной программы отдельным обучающимся, способствует индивидуализации процесса обучения.
До недавнего времени приоритетным результатом освоения образовательных программ любого уровня и вида были знания, умения и навыки. С утверждением компетентностного подхода сформировался новый взгляд на качественное образование. Современный выпускник – уже не только и не столько человек знающий, сколько человек компетентный, готовый уверенно действовать в нестандартных ситуациях, совершая ответственный выбор.
Результаты освоения профессиональных образовательных программ характеризуют и образованность выпускника, и его готовность к выполнению профессиональных задач. Соответственно, процедуры оценивания должны позволять установить как образовательный уровень, так и сформированность компетенций, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность. Для разделения предметов оценки часто используют понятия результаты обучения (знания, умения, навыки, общие компетенции) и квалификация (профессиональные компетенции).
Оценивание компетенций имеет ряд особенностей:
Контекстный характер оценивания. Главное условие – связь содержания и формы оценивания с содержанием и формами профессиональной деятельности.
Интегративный характер оценивания. Важно обеспечить проверку
готовности применять знания и умения в условиях профессиональной деятельности, а также оценить профессионально значимые личностные качества и др., т.е. все то, что называют общими компетенциями.
Бинарность оценки. Подведение итогов проверки наличия компетенций предполагает дуальную оценку. Привычные пятерки, четверки и тройки, применяемые для оценки умений и знаний, в ситуации оценки квалификации и компетенции бессмысленны.
Виды оценивания в современном профессиональном образовании.
В большинстве образовательных систем мира используют два вида оценочных мероприятий:
- оценивание в классе – определяют достижения обучающегося на каждом занятии и на отдельных этапах освоения программы;
- государственные экзамены – используются для принятия решения по каждому обучающемуся относительно завершения обучения и возможности продолжения образования и трудоустройства.
Учебным планом профессиональных образовательных программ предусмотрены текущий контроль успеваемости обучающихся (систематическая проверка знаний, умений и навыков непосредственно в ходе учебных занятий), промежуточная (проверка учебных достижений обучаемых по итогам изучения или выполнения каждой обязательной позиции учебного плана) и итоговая аттестация (защита выпускной квалификационной работы и государственный экзамен). Для проведения оценивания используют различные методы оценки:
- устный опрос включает ответы на вопросы, в том числе зачет или экзамен по билетам;
- собеседование – свободная, не ограниченная одним билетом, беседа преподавателя с обучаемым на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, курсом, рассчитанная на выяснение качества достижений обучаемого по учебной программе в целом;
-коллоквиум – его задача оценить способность обучаемых к организации самостоятельной познавательной деятельности. На нем обсуждаются разделы, темы, вопросы обсуждаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских занятий, а также рефератов и проектов.
Устные формы контроля позволяют оценить знания, кругозор, умение логически построить ответ, владение речью и другие коммуникативные навыки.
К письменным работам относят тесты, контрольные работы, эссе, рефераты, курсовые работы, отчеты по практикам.
Тесты – короткие стандартизированные задания, результаты выполнения которых, выражаются в количественной форме и подвергаются статистической обработке. Являются простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин.
Лабораторная работа - предполагает проведение научного или квазинаучного эксперимента, направленного на оценку готовности обучающихся применять полученные знания на практике.
Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа.
Эссе – небольшая по объему письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины, курса, модуля. Реферат полезен для формирования и развития исследовательских компетенций обучающихся, подготовки их к выполнению курсовых работ, выпускных квалификационных работ.
Курсовая работа – более сложный, чем реферат, вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и дисциплин профессиональных модулей и выработку соответствующих профессиональных компетенций.
Отчеты по практикам позволяют обучаемому обобщить знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения учебной и производственной практики.
Наряду с традиционными методами оценивания в современных условиях особые ожидания связывают с образовательными технологиями, адекватными задачам компетентностно ориентированного образования. К числу таких технологий относят технологию ассесмент-центра, кейсы, выполнение и защиту проектов, портфолио.
Портфолио – комплект документов, отражающих динамику персональных профессиональных и образовательных достижений владельца.
Особенности проведения контроля и оценки образовательных результатов в СПО (профессиональных модулях) с использованием современных технологий обучения
Методы оценки, представленные выше, востребованы и для текущего контроля и для промежуточной аттестации, однако оценивание результатов освоения результатов профессионального модуля имеет ряд особенностей.
Профессиональные модули – элемент образовательных программ, имеющий ключевое значение в образовательном процессе. Это комплексная единица, направленная на формирование определенного видом профессиональной деятельности, к которому готовится выпускник, набора профессиональных и общих компетенций.
Оценивание результатов освоения профессионального модуля происходит поэтапно (в том числе с использованием рейтинговой системы), но завершается его изучение обязательным экзаменом. Это экзамен особого типа. Его называют квалификационным, демонстрационным, т.к. в основе такого экзамена лежит выполнение обучающимися того вида профессиональной деятельности, на подготовку к которому направлен соответствующий профессиональный модуль.
В структуре экзамена по профессиональному модулю могут быть предусмотрены известные методы оценки:
- «показательная» работа в реальных или модельных условиях профессиональной деятельности, например: проведение работ, анализ информации, защита проекта;
- портфолио, например видеозаписи выполнения работ;
- кейсы, имитационные (ролевые, деловые) игры.
Освоение образовательной программы среднего профессионального образования завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА).
Целью ГИА является оценка качества подготовки в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и компетенций обучающихся, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по полученной профессии, специальности.
В зависимости от осваиваемой образовательной программы СПО выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах:
- выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа – для выпускников, осваивающих программы ПКР;
- дипломная работа (проект) – для выпускников, осваивающих программы ПССЗ.
Особенность методов оценки в процессе ГИА состоит в том, что предметом оценивания является целостная квалификация, т.е. должны быть предусмотрены такие задания, которые позволят оценить всю совокупность общих и профессиональных компетенций, установленных образовательной программой.
Список использованной литературы
1.Батышев С.Я. Задачи системы профессионально- технического образования в условиях перехода к рыночной экономике// Ассоциация «Профессиональное образование». – М., 2012. 2. Самылкина, Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.: Лаборатория знаний, 2015. 3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2013. 4.Шадриков В.Д. Качество педагогического образования.- СПб.: Логос, 2012. 5.Шамова Т.И., Белова С.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе.- М.: Педагогическое общество России, 2009. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Технология проблемного обучения как средство достижения образовательных результатов ФГОС»
Технология проблемного обучения как средство достижения образовательных результатов ФГОС...
Новые технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС.
В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний и умений как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных ...
Формы и методы оценивания образовательных результатов обучающихся по профессии официант, бармен.
Из опыта работы доклад на тему "Формы и методы оценивания образовательных результатов студентов"...
«Интерактивные системы голосования при оценивании образовательных результатов студентов»
В связи с ростом требований к содержанию образования, к формам его организации, педагогическим технологиям и методам обучения растут и требования к современным средствам оценки образовательных результ...
Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: "Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации в ФГОС
Сегодня в России в условиях внедрения ФГОСов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся. В докладе речь иде...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
В статье представлены направления практико-ориентированного подхода в обучении. Дано определение технологического проектирования в строительстве и методы обучения студентов среднего профессионального ...
«Практико-ориентированный подход в обучении иностранному языку»
Применение практико-ориентированного подхода в обучении иностранному языку....