Доклад на тему «Технология проблемного обучения как средство достижения образовательных результатов ФГОС»
опыты и эксперименты на тему

Елисеева Александра Петровна

Технология проблемного обучения как средство достижения образовательных результатов ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Технология проблемного обучения как средство достижения образовательных результатов ФГОС»

ФИО

Елисеева Александра Петровна

Должность

Заведующий отделением

Место работы

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Подмосковный колледж «Энергия»


Современное общество предъявляет повышенные требования к знаниям науки, образования и культуры. Специалисты, окончившие колледжи, техникумы должны обладать новейшими знаниями, уметь квалифицированно решать задачи развития экономики, организации и управления производством, развития своей профессиональной деятельности.

Приоритетом среднего профессионального образования в контексте внедрения ФГОС нового поколения является развитие общего интеллектуального потенциала и универсальных умений будущих специалистов. Задача преподавателей состоит не только в том, чтобы научить студентов основам необходимых наук, но и научить учиться и правильно мыслить, уметь обобщать и делать правильные научные и практические выводы, развить такие качества как самостоятельность, мобильность, личностная и профессиональная самореализация, способность к самостоятельной постановке задачи и творческому решению проблем.

Идеальная характеристика результатов профессионального образования заключается в оценке сроков адаптации выпускника в условиях профессиональной деятельности

Компетентностный подход предполагает формирование таких интеллектуальных умений, как:

  • умение анализировать;
  • сопоставлять;
  • сравнивать;
  • систематизировать;
  • принимать решения;
  • прогнозировать;
  • соотносить результаты действия с выдвигаемой целью

Социальные компетенции

  • умение работать в коллективе;
  • умение обсуждать и принимать коллективно согласованные решения;
  • умение исполнять разные социальные роли;
  • умение владеть культурой коммуникации;
  • умение общения (И.Я.Зимняя)

Ключевые компетенции, сформулированные Советом Европы:

1. Политические и социальные: 

брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и улучшении демократических институтов

2. Компетенции, касающиеся жизни и многокультурном обществе: 

понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков и религий

3.Компетенции, касающиеся владением устным и письменным общением: 

они играют такую важную роль в общественной и профессиональной деятельности, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. Все возрастающее значение имеет владения несколькими иностранными языками 

4.Компетенции, связанные с возникновением общества информации: 

владение новыми технологиями, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе

5.Способность учиться 

всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни

Таким образом, «Традиционная школа», реализующая классическую модель образования, становится непродуктивной, т.к. современное профессиональное образование подразумевает системно-деятельностный подход, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Педагогическая технология – система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основы, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития учащихся

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно–коммуникационная технология
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии. 

На мой взгляд, именно технология проблемного обучения наиболее полно реализует компетентностный подход в профессиональном образовании и предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Понятие «проблемное обучение» получило распространение в 20-30-е годы как в советских, так и в зарубежных школах. Проблемное обучение основывается на теоретические положения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), основавшего в 1895 году экспериментальную школу в Чикаго. Он сделал акцент на развитии собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний.

М.И.Махмутов писал: “Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, навыков”.

Большинство дидактов рассматривают проблемную ситуацию прежде всего как ситуацию интеллектуального затруднения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер).

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии преподавателя  или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Десять способов создания проблемных ситуаций:

1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении обучающимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.

3. Поиск новых путей практического применения обучающимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.

4. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.

7. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.

8. Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.

9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.

10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Проблемная ситуация специально создается педагогом путем применения особых методических приемов:

  •   педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  •  сталкивает противоречия практической деятельности;
  •  излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  •  предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;
  •  побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  •  ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
  •  определяет проблемные теоретические и практические задания;
  •  ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Функции проблемного обучения

  • развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся;
  • усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной практической деятельности;
  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
  • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
  • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
  • формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Таким образом, современное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.


Библиография

  1. «Дидактика. Формы и методы обучения» Шаронин Ю.В., д.п.н., профессор кафедры технологии АСОУ
  2. http://nsportal.ru/npo-spo/metallurgiya-mashinostroenie-i-materialoobrabotka/library/2012/09/24/oznakomlenie-s
  3. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/
  4. http://pandia.ru/text/78/194/15355.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология группового обучения как средство достижения учебно-воспитательных задач в профессиональном колледже.

Технология группового обучения как средство достижения учебно-воспитательных задач в профессиональном колледже. ...

Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов

Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов   с применением современных образовательных технологий...

Тема самообразования: «Проблемное обучение на уроках географии как средство реализации ФГОС».

Тема самообразования: «Проблемное обучение на уроках географии как средство реализации ФГОС»....

Доклад на педагогический семинар на тему "Дистанционные формы обучения как средство реализации образовательных программ"

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных обучающихся активно используют компьютер и Интернет в своей...

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения»....

Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...