Организация методической работы в дошкольном учреждении
учебно-методический материал

Ростяженко Олеся Николаевна

Наше ДОУ – не только «детский сад для всех», но и «детский сад для каждого». Отличительная черта воспитательного процесса в ДОУ – его развивающий характер, который проявляется в создании условий для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_metod.raboty_0.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 96 комбинированного типа «Алёнушка»

«Организация методической работы в ДОУ»

старшим воспитателем Олесей Николаевной Ростяженко

Новосибирск 2020

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

 Макаренко А. С.

Актуальность

Образование в России объявлено приоритетом государственной политики. Именно поэтому, были принят ряд основополагающих документов, среди которых новый закон «Об образовании в РФ», федеральные государственные стандарты и пр. Согласно новому закону об образовании дошкольное образование становится теперь первой и важнейшей ступенью всей системы образования, ступенью, на которой закладывается основополагающие качества личности, формируется интеллект, способности. Особенностью дошкольного образования, отличающего его от других уровней образования, является то, что оно осуществляет именно общее развитие ребенка, которое является стартовой площадкой для дальнейшего приобретения любых интегративных качеств, знаний, навыков. При этом, что особенно важно, признается самоценность детства, необходимость, во-первых, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) и сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, во-вторых…

         Необходимость решать эти и другие задачи привело к разработке модели адаптивного детского сада, детского сада для всех, и для каждого, кто участвует в образовательном процессе: детям, родителям, воспитателям. ДОУ адаптивного типа — это учреждение, которое стремится с одной стороны, максимально адаптироваться   к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Создание данной модели обеспечит перспективу развития нашего детского сада в современных условиях.

Структура стратегического плана развития МКДОУ.

   Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране, миллионов стихийно сложившихся систем воспитания.

     Аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. В настоящее время статус ДОУ часто оказывается в непосредственной зависимости от запросов родителей.

Наше дошкольное учреждение обосновано в 1961 году. Функционирует на базе типового дошкольного учреждения, которое отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям. Имеет четыре возрастные группы и одну санаторную группу (контингент детей, стоящих на учете у фтизиатра) Списочный состав - 133 ребенка.

   Наше ДОУ – не только «детский сад для всех», но и «детский сад для каждого». Отличительная черта воспитательного процесса в ДОУ – его развивающий характер, который проявляется в создании условий для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности.

Так мы поставили перед собой цель:

  • Обеспечение перспективы развития данного учреждения в современных условиях.
  • Разностороннее формирование личностных особенностей ребенка с учетом его индивидуального физического и психического развития.
  • Создание условий, необходимых для гармоничного развития личности ребенка и его творческих способностей.

Предстояло решить ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для эмоционального комфорта ребенка, способствующих полноценному развитию в соответствии с его возможностями и темпом, одновременно сохраняющие и восстанавливающие его здоровье при возможных нарушениях;
  • Создать предметно-развивающую среду согласно федеральному государственному образовательному стандарту, а также условия для творческого самовыражения и самоутверждения дошкольника.

В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

   Дошкольное учреждение не только высвобождает время родителям для работы, учебы, не только помогает понять своего ребенка, но и, что особенно важно, обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.  Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов ДОУ. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Модель развития адаптивного ДОУ в методической работе включает в себя такие разделы, как работа с детьми, с педагогами и конечно родителями (Приложение 1).

Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего зависит качество работы в ДОУ?

  1. От качества работы воспитателя.
  2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
  3. Условий, созданных для творческого поиска педагогами новых методов и форм работы с детьми.
  4. Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Таким образом, качество – это результат деятельности всего педагогического коллектива.

Построить оптимальные способы взаимодействия с сотрудниками, которые обеспечат развитие взаимоотношений в детско-взрослом сообществе на основе сотрудничества в рамках личностно-ориентированной модели.

Организуя свою деятельность, я стараюсь, прежде всего, создать условия для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков, объединить усилия педагогов для достижения общей цели. Создать в коллективе здоровую творческую атмосферу. Так как успехи коллектива складываются из достижений каждого участника педагогического деятельности.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ обеспечивают педагоги-труженики, энтузиасты, отдающие свои сердца маленьким гражданам России.

   Каким должен быть воспитатель детского сада? Воспитатель должен, прежде всего, заботится о том, чтобы не перегружать ребенка излишней, ненужной информацией, учитывая его состояние здоровья, настроение, самочувствие, интуиции. Воспитатель – разумный творец, это высшая категория, и к ней, безусловно, нужно стремится каждому. (Приложение № 2).

Большую роль и главнейшую часть в создания модели развития адаптивного ДОУ - это создание в коллективе благоприятного психологического климата.

В процессе работы с кадрами мы решали следующие задачи:

  1. Обеспечили условия для самоактуализации, саморазвития и самореализации педагога.
  2. Способствовали повышению профессионального мастерства педагогов:

        а) повысили социально-психологическую культуру педагога;

        б) совершенствовали педагогическую культуру педагога;

        в) способствовали овладению педагогами специальными умениями и навыками (в том числе – коммуникативными), необходимыми ему для   профессиональной деятельности;

  1. Повысили культуру обслуживания детей и родителей обслуживающим персоналом.

Формы и меры организации повышения квалификации:

  1. Организация работы с педагогами:
  • Педагогические советы;
  • Организация взаимопосещений;
  • Решение проблем, трудностей в освоении инноваций;
  • Методическая помощь педагогам (решение вопросов личной аттестации педагогов);
  • Выявление педагогов-новаторов, способных поделиться опытом;

2.  ПРОЦЕСС повышения профессиональной квалификации педагогов:

  • Практическая направленность;
  • Научность и конкретность;
  • Системность и систематичность;
  • Оперативность и оптимальные сочетания форм и методов методической работы.

Важное направление в работе старшего воспитателя – организация работы методического кабинета.  Содержание и оформление методического кабинета нашего детского сада отвечает потребностям воспитателей и направлено на оказание им помощи в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.  В кабинете имеются нормативные документы, методическая и справочная литература, иллюстрации, наглядные пособия и др. В любое время педагог может обратиться ко мне за помощью, и мы решим все вопросы, касающиеся нашей работы. Особое внимание уделяю молодым педагогам, которым еще не хватает достаточного опыта в работе с детьми, родителями и со своими коллегами. Консультирую в индивидуальном порядке и микро-группами.  Большую педагогическую помощь молодым педагогам оказывают педагоги-наставники.

Педагоги активно участвуют в жизни детского сада, проводят различные открытые мероприятия, принимают участие в педагогических советах, участвуют в различных конкурсах, таких как «Воспитатель года», «Дорога будущего глазами детей», конкурс кормушек, музыкальные фестивали и др.

Активно подготавливают статьи для публикации в журнале.

Так же наши педагоги показали эффективную работу во взаимодействии с семьями воспитанников, направленную на всестороннее развитие личности ребенка, включающую в себя разнообразные формы сотрудничества.

Педагоги нашего дошкольного учреждения имеют высокий творческий потенциал, люди энергичные и коммуникабельные.  

Главное в моей методической работе – оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков, умений, необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

В процессе работы с детьми.

Цель: Обеспечить полноценное развитие ребенка, сохраняя и восстанавливая его здоровье при имеющихся нарушениях.

«Детский сад – это собственный дом ребенка, и он в нем подлинный хозяин».

Внешние источники угроз ребенка:

  • Межличностные отношения детей в группе;

Приоритетные направления работы ДОУ с детьми:

  1. Охрана и укрепление здоровья каждого ребенка через обеспечение психологической безопасности и физическое развитие;
  2. Художественно-эстетическое развитие детей, через приобщение к театральному и танцевальному творчеству на основе вокально-театральной студии «Сказочка» и танцевально-спортивной секции «Веселая ритмика».

Работаем по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

Все используемые парциальные и авторские программы, не искусственные надстройки, а содержание основной комплексной программы, органично вплетающееся в ее содержание и целостный педагогический процесс.

Адаптивная модель организации образовательного пространства:

  1. Ориентация на зону ближайшего развития;
  2. Учет направленности интересов ребенка;
  3. Обеспечение свободы выбора и волеизъявления. (Приложение № 3)

Вооружая детей знаниями, умениями и навыками, не нарушая письма Министерства образования РФ «о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», т.е. профессионально решить эту проблему – мы постарались перевести дополнительные услуги в ранг основных. Создали студии, секции, кружки, позволяющие в большей степени удовлетворить индивидуальные интересы и потребности детей, делая педагогический процесс более дифференцированным и гибким с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком – это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека (рукотворный мир), явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности в себе самом через такие ценности как: Познание, Преобразование, Переживание - необходимая часть программы.    

Мы понимали, что только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении может обеспечить детям эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Единство обучения и воспитания зависит от подхода к отбору материала и организации воспитания и обучения. Необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически «детских» видах деятельности. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самодеятельного характера должны постоянно находится в центре внимания администрации ДОУ.                   

Оздоровительная направленность образовательного процесса (система мер, обеспечивающих        гигиену нервной системы ребенка во время образовательного процесса).

  1. Новые организационно-методологические подходы к построению педагогического процесса и управлению им;
  2. Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий.

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной информации. К сожалению, большинство образовательных и воспитательных программ, предлагаемых в настоящее время, рассчитано на «тело, здоровое до предела», т.е. не учитывается реальное состояние современных детей.

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным. Для этого мы в ДОУ разработали здоровье-сберегающую технологию «Я и мое здоровье».

Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко педагогическим средствам физического и медицинского мероприятия. Они пронизывают всю организацию жизни детей в нашем ДОУ, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Так же в работе с детьми у нас в ДОУ разработана программа вокально-театральной студии «Сказочка».

Программа с успехом (3 года) продвигается вперед.

Программа студии «Сказочка» рассчитана на детей от 3 до 7 ми лет. Вокально-театральное воспитание носит дополнительный общеобразовательный характер на базе ДОУ.

Программа ориентирована на достижение качественных результатов каждым ребенком в условиях групповой вокальной и театральной деятельности. Предполагаемое время обучения – 4 года.

   Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни, как среди детей, так и среди взрослых – педагогов и родителей.

Вся образовательная программа ДОУ ориентирована на развитие ребенка, дети активно обучаются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и самостоятельной разнообразной деятельности:

  • Проходят через закономерные стадии развития в соответствии с возрастом;
  • Удовлетворяют потребности в социальном взаимодействии для своего эмоционального и когнитивного развития. Они неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Результаты обследования выпускников ДОУ № 96, обучающихся в гимназии № 4, лицее № 9, престижных школах района № 54, 168, 137 показали следующее: было обследовано 18 детей при помощи родителей, результаты очень порадовали. (Приложение №4).

Неотъемлемая часть развития модели – участие семьи. Практика показывает, что повышенным спросом у детей и родителей пользуются именно те группы, которые соответствуют требованиям программы:

  • В создании развивающей предметно-игровой среды (внешняя привлекательность помещений);
  • Во взаимодействии взрослых и детей;
  • В привлечении родителей к активному участию в жизни ребенка в детском саду (Приложение № 5).

В процессе работы с родителями

Цель: Обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка при непосредственном участии семьи и д/сада.

Внешние источники угроз со стороны родителей:

  • Манипулирование детьми (взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений);
  • Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
  • Полное непонимание необходимости обязательно взаимодействовать с ДОУ в воспитании собственных детей.

   Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, посещающие ДОУ, довольно неоднородны, что проявляется в социально-экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания.

   Безусловно, решение этих вопросов не пройдет само по себе. Для того чтобы педагогический коллектив ДОУ мог реально помочь родителям, мы провели социальный опрос родителей.

Образовательный ценз родителей

                                   Уровень образования родителей

      Высшее               Средне-специальное                  Среднее и ниже

         60 %                                  36 %                                           4%

Методы изучения семьи:

  1. Анкеты для родителей
  2. Беседа с ребенком
  3. Беседа с родителями
  4. Наблюдение за ребенком
  5. Изучение рисунков ребенка

Анкетирование и интервьюирование убедительно показали, что уже в дошкольном детстве у детей возникают множество проблем со здоровьем и развитием, но родители не всегда осознают это и за помощью к педагогам детского сада не обращаются (Приложение № 6).

Все это наводит на грустные размышления. Во-первых, становится очевидным, что практически у всех детей существуют проблемы со здоровьем и развитием. Во-вторых, большинство родителей продемонстрировало низкий уровень психолого-педагогической культуры, а также безразличие к проблемам своего ребенка или свою беспомощность в их решении. Воспитание детей в жестко регламентированных условиях непосредственно сказывается на здоровье. Чувство повышенной тревожности для многих детей тот отрицательный фон, который не позволяет им легко справляться даже с обыкновенной простудой.

Преодоление авторитаризма по отношению к детям – самая сложная проблема среди других вышеозначенных. Предлагая родителям информацию о правах ребенка, мы ее разделили на три вида:

1. Право на защиту

2. Право на установленную норму

3. Право выбора.

Для большинства стран сегодня очевидно: наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах – семье и дошкольном учреждении.

   Но нельзя ограничиваться только опросом родителей, так как еще необходимо провести обследование педагогических возможностей коллектива.

Результат поставленных задач по работе с родителями:

  • Создали в ДОУ такие условия, которые отвечали запросам любого родителя;
  • Способствовали улучшению детско-родительских отношений (знакомство родителей с «Конвенцией о правах ребенка»;
  • Создали социально-эмоциональный комфорт для детей, родителей педагогов;
  • Выработали систему педагогического просвещения родителей, используя коллективные, наглядные и индивидуальные формы;
  • Повысили ответственность семьи за воспитание ребенка;
  • Создали ассоциацию родителей и педагогов;
  • Способствовали повышению психолого-педагогической культуры родителей (Приложение № 7).

Заключение

Сегодня основная работа моя работа, как старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада влияю опосредованно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Я должна уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов.

Мои личные достижения в таких конкурсах, как: международный постоянно действующий конкурс для работников образования "Педагогический триумф" с проектом "Развитие творческого воображения посредством театрализованных игр детей среднего дошкольного возраста"
и заняла 2 место; всероссийский педагогический конкурс "Профессионал 2018- зимние огоньки"-2 место в номинации "Творец - профессионал". Творческие работы и методические разработки" с работой "Мы будущие олимпийцы"; победа во всероссийском конкурсе "Грамотеино" с проектом "День защитника Отечества", но на этом не собираюсь останавливаться. Так же была опубликована моя статья в педагогическом журнале «Дошкольный вестник» с темой «Экологическое воспитание дошкольников».
А главное достижение сплоченный коллектив, довольные родители и счастливые дети.

Анализируя воспитательно-образовательную работу за 2018-2019    учебный год   коллектив детского сада пришел к выводу, что нужно продолжать совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, внедрять новые технологии в обучение, осуществлять проектную деятельность, внедрять ФГОС.  Воспитателям повышать свое профессиональное мастерство, так как профессиональные вопросы должны решаться профессионально. Обогащать предметно-развивающую среду.

Показателем методической работы с кадрами является наработка передового педагогического

опыта по различным направлениям воспитательно-образовательной и работы.

Проблемы:

- молодые педагоги недостаточно хорошо владеют умением описывать свой опыт работы и представлять его общественности. Необходимо в следующем учебном году активизировать работу по формированию умения педагогов представлять свой педагогический опыт педагогической и родительской

общественности.

- проектирование деятельности еще не стало нормой;

- еще недостаточно сформированы навыки использования современных способов наблюдения за развитием воспитанников в деятельности;

Перспективы:

Учитывая вышесказанное, в 2019-2020 учебном году необходимо продолжать поддерживать профессиональное развитие педагогов через использование новых форм работы с педагогами и повышать мотивацию к их профессиональному росту посредством:

- организации работы по формированию умения представлять

свой педагогический опыт родительской и педагогической общественности;

- коммуникативных технологий;

- ориентация педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование;

- Продолжать использовать в педагогической деятельности основную общеобразовательную Программу ДОУ, соответствующую ФГОС ДО.

- развитие педагогической компетентности в вопросах организации работы на основе ФГОС ДО

- формирование у педагогов мотивации для участия в методической работе ДОУ, округа, города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Преемственность коррекционной логопедической работы в дошкольном учреждении и школы

Презентация является дополнением и нагладным материалом к статье "Преемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы"....

«Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» ( приложение к программе педагогической практики «Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ»)

Дорогие друзья!Эта тетрадь поможет Вам в подготовке к урокам, в проведении разных форм работы по оздоровлению и физическому воспитанию на педагогической практике с детьми разного дошкольного возраста....

Статья. «Методические рекомендации для организации внеаудиторной работы студентов в учреждениях среднего профессионального образования»

Наше время характеризуется бурным развитием науки и техники. Наука становится производительной силой общества. Под влиянием запросов практики происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, со...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации Специальность: 44.02.01 Д

Методические рекомендации включают вопросы и практические задания по каждой теме МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотруд...

Современные формы организации методической работы в школе

В статье раскрыты современные формы организации методической работы в школе....

Организация методической работы в колледже

Организация методической работы в колледже...