ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования
рабочая программа
Программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
2010г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050144 Дошкольное образование.
Организация разработчик:
Разработчик: Немилостивых Л.В.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………….4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………… 5
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………................................................11
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………..14
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 050144 Дошкольное образование
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина относится к циклу естественно-научных дисциплин и является составной частью основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь
- прогнозировать изменения в экосистеме под влиянием человеческой деятельности;
- разрабатывать модели малоотходных технологий и защищать их;
- решать экологические задачи;
- владеть экологической лексикой;
- использовать дополнительную литературу при написании рефератов, творческих работ;
- самостоятельно решать проблемы в области охраны природы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь представление
- об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
- о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
- об экологических принципах рационального природопользования;
- о современном мире как экологической ценности, осознавать себя и свое место в современном мире;
- знать основы Конституции РФ, правовые нормы, регулирующие отношение общества к природе.
-
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 78 /зачетных единиц, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52;
самостоятельной работы обучающегося 26
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов/зачетных единиц |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 52 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 42 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | |
| |
|
|
Самостоятельная работа студента (всего) | 26 |
|
|
| |
Итоговая аттестация | Зачет |
Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы. | Содержание Предмет, цели и задачи изучения экологических основ природопользования. | 2 | |
Тема 1.1. История взаимодействия общества и природы. | Содержание Природа и общество. История взаимодействия общества и природы. Охотничье-собирательная эпоха. Аграрная эпоха. Эпоха индустриального развития общества. Постиндустриальная эпоха. Самостоятельная работа Используя научно-популярную литературу написать реферат по теме История взаимодействия общества и природы». | 2 4 | |
Тема 1.2. Законы взаимодействия общества и природы. | Содержание Законы экологии Б. Коммонера. Законы взаимодействия общества и природы Ю.Н. Куражковского. Самостоятельная работа Подобрать примеры, отражающие законы экологии. | 2 2 | |
Тема 1.3. Воздействие человека на природу и природы на человека. | Содержание Воздействие человека на природу: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. Экологический кризис и экологическая катастрофа. Практическая работа Деловая игра « Экологический аукцион». | 2 2 |
|
Раздел 2. Основные принципы рационального природопользования. | |||
Тема 2.1 Природоресурсный потенциал. | Содержание Природа как материальная основа природопользования. Природные ресурсы и природные условия. Природоресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов: по источникам и местоположению; по сфере их использования; по принципу используемости человеком в настоящее время; по принципу заменимости; по принципу исчерпаемости и возобновимости. Запасы природных ресурсов. Самостоятельная работа Экскурсия в Краеведческий музей на тему «Природные ресурсы НСО». Составить реферативное сообщение «Природные ресурсы НСО». | 4 4 | |
Тема 2.2 Основные принципы и методы рационального природопользования. | Содержание Принципы рационального природопользования. Виды природопользования. Методы рационального природопользования. Практическая работа Деловая игра «Эксперты с планеты Эко». | 2 2 | |
Раздел 3. Важнейшие экологические проблемы современности. | |||
Тема 3.1 Проблемы перенаселения планеты. | Содержание Проблема перенаселения планеты. Проблема урбанизации. Пищевые ресурсы человечества Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблема сохранения человеческих ресурсов. Самостоятельная работа Составить конспект лекции по теме «Проблема сохранения человеческих ресурсов. | 2 2 | |
Тема 3.2 Загрязнение окружающей среды. | Содержание Загрязнение окружающей среды. Классификация загрязнений. Главные загрязнители биосферы. Парниковый эффект. Разрушение «озонового слоя». Кислотные дожди. Смог. Деградация растительного и животного мира. Радиационное загрязнение окружающей среды. Шумовое загрязнение. Электромагнитное и тепловое загрязнение. Биологическое загрязнение. Практические работы Удобрения и водные экосистемы. Изучение и моделирование глобальных экологических проблем. Самостоятельная работа Подобрать примеры, отражающие загрязнение окружающей природной среды и пути их решения. | 4 2 2 2 | |
Тема 3.3 Размещение производства и проблема отходов. | Содержание Проблема отходов. Классификация отходов. Размещение производства и проблема отходов. Самостоятельная работа Составление и решение экологических задач. . | 2 2 | |
Тема 3.4 Безотходная и малоотходная технология. | Содержание Перспективные методы переработки промышленных отходов. Захоронение опасных отходов. Безотходная и малоотходная технология. Биотехнология. | 2 | |
Раздел 4. Мероприятия по охране окружающей среды и рационализации природы. | |||
Тема 4.1 Правовые и социальные вопросы природопользования. | Содержание Правовые и социальные основы природопользования. Экологическое право. Источники экологического права, образующие экологическое законодательство РФ; Конституция РФ, Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ. Нормативные акты министерств и ведомств. Нормативные решения органов местного самоуправления.
| 2 | |
Тема 4.2 Государственные органы охраны окружающей среды. | Содержание Государственные органы охраны окружающей среды. Органы общей компетенции. Органы специальной компетенции; комплексные, отраслевые, функциональные. Экологическая стандартизация и паспортизация.
| 2 | |
Тема 4.3 Мониторинг окружающей среды. | Содержание Мониторинг. Виды мониторинга. Мониторинг как система наблюдения и контроля окружающей среды. Основные направления экологического мониторинга. Практическая работа Составление и решение экологических задач. Самостоятельная работа Провести эколого-санитарную оценку помещения колледжа | 2 2 2 | |
Тема 4.4 Экологическое урегулирование, прогнозирование последствий природопользования. | Содержание Экологическое регулирование, прогнозирование последствий природопользования. Управление природопользованием. Природные кадастры. | 2 | |
Тема 4.5 Охраняемые природные территории. | Содержание Охрана природа и рациональное природопользование. Популяционно-видовой уровень охраны природы; Красные книги, создание генных банков. Особо охраняемые территории; заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Самостоятельная работа Разработка и проведение социологических опросов населения города Найти и обозначить на карте Заказники НСО. | 2 2 2 | |
Раздел 5. Глобальные прогностические модели и концепции устойчивого развития. | |||
Тема 5.1 Результаты глобального моделирования. | Содержание Деятельность «Римского клуба». Основные доклады «Римского клуба». Результаты глобального моделирования. | 2 | |
Тема 5.2 Концепции устойчивого развития. | Содержание Коэволюция общества и природы. «Забота о Земле – стратегия устойчивого развития». Принципы устойчивого развития. | 2 | |
Раздел 6. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды. | |||
Тема 6.1 Международные объекты охраны окружающей среды | Содержание Национальные объекты охраны окружающей среды. Международные объекты охраны окружающей природной среды. Классификация Международных объектов охраны окружающей среды. | 2 | |
Тема 6.2 Международные организации природоохранной деятельности. | Содержание Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Международные организации природоохранной деятельности. Международные договоры, соглашения, конвенции. Государственные инициативы по международному сотрудничеству. Самостоятельная работа Составить таблицу « Сфера деятельности природоохранных организаций» Определить основные направления деятельности программы ООН по окружающей среде. | 2 2 2 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Педагогики и психологии».
Оборудование учебного кабинета:
– учебно–методической обеспечение содержания дисциплины,
– учебная мебель модульная, позволяющая трансформировать пространство учебной аудитории.
Технические средства обучения: _
– мультимедийный проектор,
– аудиовизуальные средства обучения,
– цифровые носители информации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. Учебник,- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.—316с.
2. Большаков В.Н. Экология: Учебник М.: Университетская книга, Логос. 2001. -- 504с.
160с.
3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2000. –160с.
4. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учебное пособие.—М.: Мастерство, 2002. –208с.
5. Экологические основы природопользования (Серия «Учебники ХХ1 века») – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. –384с.
Дополнительные источники:
1. Колесников С.И. Серия «Шпаргалки». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 –
2. booka.ru›search?page=8§ion_id=6333 .litras.ru›sitefiles.html
4. DeAgostini
5. www.deagostini.ru
6. contact@deagostini
7. BestReferat.ru›referat-192547.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...