РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
рабочая программа по теме
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)
108403 «Судовождение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eopp_2013_sudovozhdenie.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
2013г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)
108403 «Судовождение».
Разработчик:
__КАРЬКОВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, преподаватель
Ф.И.О., звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
- паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 108403 «Судовождение».
Программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании для студентов инженерных специальностей техникума «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Сварочное производство» после изучения ими общеобразовательных дисциплин по своей специальности: «Материаловедение», «Электротехника и электроника», «Инженерная графика», «Охрана труда»;
- в дополнительном профессиональном образовании для студентов других специальностей техникума после изучения ими дисциплин «Материаловедение», «Автомобильные эксплуатационные материалы», «Чтение чертежей», «Электротехника», «Охрана труда», согласно учебного плана профессиональной подготовки новых рабочих по профессии “Слесарь по ремонту автомобилей”;
- в профессиональной подготовке работников водного и автомобильного транспорта в области технической эксплуатации транспортных средств, при наличии среднего (полного) общего образования.
Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является вариативной частью ОПОП Математического и общего естественнонаучного цикла.
Программа отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению основами рационального природопользования в повседневном общении и профессиональной деятельности, направлена на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативных умений и навыков, повышение качества профессионального образования. Учебная дисциплина учитывает межпредметные связи с другими естественнонаучными и экономическими дисциплинами.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Характеризовать проблемы экологии;
- Различать понятия экологии как науки и этического движения;
- Давать оценку состояния окружающей среды и прогнозировать возможные последствия негативного влияния на неё деятельностью человека.
- Характеризовать состояние биосферы с учетом её освоения человеком;
- Объяснять значение охраны животных и растений;
- Составлять план города с учетом зонирования и агроклиматических факторов.
- Давать оценку действиям человека, нарушающего благоприятное состояние окружающей среды;
- Называть цели и задачи международных организаций, занимающихся вопросами охраны природы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Классификацию факторов окружающей среды;
- Черты приспособленности организмов к окружающей среде;
- Закономерности взаимодействия человека с окружающей средой;
- Классификацию отходов промышленного производства и способы их утилизации.
- Строение атмосферы и значение каждого слоя для планеты, животного и растительного мира;
- Способы физического, физико-химического и биологического методов очистки сточных вод;
- Способы защиты и предупреждения от ветровой и водной эрозии почвы;
- Принципы зонирования антропогенных ландшафтов;
- Цели и задачи создания заповедников, национальных парков и заказников.
- Основные статьи конституции РФ в области охраны окружающей среды;
- Формы административной, материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушения состояния окружающей среды;
- Основные международные организации, занимающиеся вопросами охраны природы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 48 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студент 32 часов;
- самостоятельной работы студента 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
Лекции | 14 |
Лабораторные занятия | 18 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 16 |
в том числе: | |
реферат расчетно-графическая работа электронная презентация домашняя работа | 2 2 6 6 |
Итоговая аттестация в форме диф.зачёта
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа студента | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Теоретические основы природопользования и природоохранной деятельности. | |||
Тема 1.1 | Предмет и задачи учебной дисциплины «Экологические основы природопользования». | 1 | |
Круг проблем экологии как одной из самых обширных биологических дисциплин. История возникновения экологии, фактологический материал и понятийный аппарат данной науки и перспективы развития экологии. | 1 | ||
Самостоятельная работа студентов: 1. Экологические кризисы и катастрофы. 2. Современные проблемы социальной экологии. 3. Экологические факторы. | 3 | ||
Лабораторные работы:
| 2 | ||
Тема 1.2 | Взаимодействие общества и природной среды в процессе жизнедеятельности человека. | 1 | |
Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы и диалектика этого взаимодействия. Основные закономерности и принципы природопользования. Усиление антропогенных воздействий на природную среду. Отрасли экономики, которые оказывают наиболее сильное негативное воздействие на окружающую среду и последствия этого воздействия. Понятие мониторинга окружающей среды. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов:
| 3 | ||
Лабораторные работы:
| 2 | ||
Раздел 2 Рациональное использование и охрана природной среды. | |||
Тема 2.1 | Полезные ископаемые РФ. | 2 | |
Природные ресурсы и природоресурсный потенциал РФ и Самарской области. Минерально-сырьевая база: углеводородное, минерально-строительное, горно-техническое и горнохимическое сырьё. Перспективы развития и главные экологические проблемы. Охрана недр. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов:
| 1 | ||
Лабораторные работы:
и определение видов минеральных ресурсов).
| 2 | ||
Тема 2.2 | Водные ресурсы. | 2 | |
Природная вода, её круговорот и хозяйственное значение. Основные вещества загрязнители воды и их источники. Очистные сооружения и оборотное водоснабжение, способы очистки сточных вод. Большие и малые реки Самарской области и проблема сохранения чистой воды. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов:
| 2 | ||
Лабораторные работы:
| 2 | ||
Тема 2.3 | Биологические ресурсы. | 2 | |
Охрана растительного мира. Классификация, рациональное использование и воспроизводство лесов в России и Самарской области. Охрана редких и вымирающих групп животных. | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов:
| 2 | ||
Лабораторные работы:
| 2 | ||
Тема 2.4 | Земельные и почвенные ресурсы. | 2 | |
Почва, её состав, строение и роль в круговороте веществ. Характеристика почв Самарской области. Естественная и ускоренная эрозия, система мероприятий по защите земель от эрозии. Антропогенные ландшафты и особо охраняемые территории в РФ и Самарской области. | 1 | ||
Самостоятельная работа студентов:
| 1 | ||
Лабораторные работы:
( Где? Сколько? Чего? Откуда? Что нужно сделать?). | 2 | ||
Тема 2.5 | Атмосфера и её охрана. | 2 | |
Атмосфера, её строение и баланс газов. Антропогенное воздействие на атмосферу в родственных отраслях промышленности. Основные мероприятия по охране воздуха. Чистота атмосферного воздуха в Самарской области. | 1 | ||
Самостоятельная работа студентов:
| 2 | ||
Лабораторные работы
| 2 | ||
Раздел 3 Хозяйственный механизм природопользования. | |||
Тема 3.1 | Правовые основы природоохранной политики. | 2 | |
Конституционные основы природоохранной политики. Основные законы и кодексы в области охраны природы. Ответственность предприятий и физических лиц. Экономические эффективность осуществления природоохранных мероприятий. Планирование рационального природопользования и охрана окружающей среды. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды и рационального природопользования. Социальные аспекты экологии и экономики природопользования. Органы управления природопользованием и правовая защита окружающей среды в Самарской области. Внутриобластные различия и направления улучшения природопользования. | 1 | ||
Самостоятельная работа студентов:
| 1 | ||
Лабораторные работы: 1. Региональные эколого - экономические проблемы Самарской области. 2. Межрайонное сотрудничество природоохранной деятельности. | 2 | ||
Тема 3.2 | Международное сотрудничество и экологическое образование. | 2 | |
Международные организации и сотрудничество в деле охраны окружающей среды. Перспективы экологического образования в Российской Федерации и Самарской области. | 1 | ||
Самостоятельная работа студентов:
| 1 | ||
Лабораторные работы:
| 2 | ||
Дифференцированный зачёт | 1 | ||
Всего: | 64 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии, биологии или географии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
- сканер;
- принтер.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
- фото или/и видео камера;
- web-камера.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. ЭОПП: Учебное пособие для студентов учреждения среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», НМЦ СПО, 4-е изд., испр. и доп. 2006-208 с.
- Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Учебник для колледжей и средне-специальных учебных заведений. 5-е изд. перераб., Ростов на Дону: «Феникс», 2009- 408 с.
Дополнительные источники:
- Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: 5-е изд. перераб. и доп., М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008-320с.
- Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. Учебник – 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2006-256 с.
- Колесников С.И. Экологические основы природопользования. Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008 - 304 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Должен уметь: Характеризовать проблемы экологии; Различать понятия экологии как науки и этического движения; Давать оценку состояния окружающей среды и прогнозировать возможные последствия негативного влияния на неё деятельностью человека. Характеризовать состояние биосферы с учетом её освоения человеком; Объяснять значение охраны животных и растений; Составлять план города с учетом зонирования и агроклиматических факторов. Давать оценку действиям человека, нарушающего благоприятное состояние окружающей среды; Называть цели и задачи международных организаций, занимающихся вопросами охраны природы. Должен знать: Классификацию факторов окружающей среды; Черты приспособленности организмов к окружающей среде; Закономерности взаимодействия человека с окружающей средой; Классификацию отходов промышленного производства и способы их утилизации. Строение атмосферы и значение каждого слоя для планеты, животного и растительного мира; Способы физического, физико-химического и биологического методов очистки сточных вод; Способы защиты и предупреждения от ветровой и водной эрозии почвы; Принципы зонирования антропогенных ландшафтов; Цели и задачи создания заповедников, национальных парков и заказников. Основные статьи конституции РФ в области охраны окружающей среды; Формы административной, материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушения состояния окружающей среды; Основные международные организации, занимающиеся вопросами охраны природы. | Тестирование Устный контроль Устный контроль Устный контроль Тестирование Графическая работа Устный контроль Тестирование Тестирование Графическая работа Графическая работа Графическая работа Тестирование Тестирование Тестирование Устный контроль Графическая работа Тестирование Устный контроль Тестирование |
Министерство образования и науки Самарской области | УТВЕРЖДАЮ |
ГАОУ СПО Самарский техникум сервиса производственного оборудования | Заместитель директора поУПР |
___________/Фомина ВА
«____»_____________20__г. ___________/
«____»_____________20__г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
__________/
аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы «____»_____________20__г.
студентов гр. №____________ 2013 - 2014 уч. год
№____________ 20 - 20 уч. год
№____________ 20 - 20 уч. год
НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДМЕТА: _ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ_______________
Преподаватель: _________________КАРЬКОВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ__________________________________
Общее количество часов по учебному плану: лекций _14_ лпр _18_ , консул _--_ , сам. _16_ , мак. кол-во часов _48_
(выставляется в зачётную книжку I сем. _32_ II сем. _--_)
Вид аттестации (зачёт, экзамен) I сем. _ДИФ. ЗАЧЁТ_ II сем. _--_
Календарно-тематический план составлен на основании рабочей программы, утверждённой зам.директора по УПР
Календарно- тематический план рассмотрен и утверждён предметно-цикловой комиссией
Председатель ПЦК «____»____________ 2013 г. ________________ Елшанская С.В.
Подпись ФИО
«____»____________ 20 г. ________________ ______________
Подпись ФИО
«____»____________ 20 г. ________________ ______________
Подпись ФИО
Номер урока | Раздел, тема урока, лабораторно-практические работы | Форма контроля знаний | Кол-во часов | Самостоятельная работа | Кол-во часов | Консультации | Кол-во часов |
1 | Экологические факторы и адаптация к ним организмов. | Оформление таблиц | 1/1 | Примеры адаптаций организмов к условиям среды. | 1 | ||
2 | Антропогенное воздействие на природу на разных этапах формирования общества. | Оформление таблиц | 1/2 | ||||
3 | Экологические кризисы и катастрофы. | Оформление таблиц | 1/3 | Экологические кризисы и катастрофы. | 1 | ||
4 | Природоресурсный потенциал и природные ресурсы России. | Схема | 1/4 | ||||
5 | Принципы и методы рационального природопользования. | Оформление таблиц | 1/5 | Современные проблемы социальной экологии | 1 | ||
6 | Размещение производства и истощение природных ресурсов. | Схема | 1/6 | Проблемы рационального природопользования в России и за рубежом. | 1 | ||
7 | Отходы промышленного производства и их классификация. | Оформление таблиц | 1/7 | Утилизация и обезвреживание отходов. | 1 | ||
8 | Проблема утилизации и обезвреживания отходов. | Схема | 1/8 | ||||
9 | Понятие мониторинга окружающей среды. | Тестирование | 1/9 | По страницам красной книги. | 1 | ||
10 | ООПТ. | Оформление таблиц | 1/10 | ООПТ | 1 | ||
11 | Атмосфера, её строение и баланс газов. | Оформление таблиц | 2/1 | Техногенное загрязнение окружающей среды. | 1 | ||
12 | Антропогенное воздействие на атмосферу в родственных отраслях промышленности. | Схема | 2/2 | ||||
13 | Основные мероприятия по охране воздуха. | Схема | 2/3 | ||||
14 | Природная вода, её круговорот и хозяйственное значение | Тестирование | 2/4 | Оценка качества воды. | 1 | ||
15 | Основные вещества загрязнители воды и их источники. | Оформление таблиц | 2/5 | Экологические проблемы малых рек Самарской области. | 1 | ||
16 | Очистные сооружения и оборотное водоснабжение, способы очистки сточных вод. | Конспект | 2/6 | ||||
17 | Основные направления по рациональному использованию недр. | Схема | 2/7 | ||||
18 | Основные направления по рациональному использованию недр. | Оформление таблиц | 2/8 | Альтернативные источники энергии. | 1 | ||
19 | Почва, её состав, строение и роль в круговороте веществ. | Конспект | 2/9 | . Экологизаци сельского хозяйства. | 1 | ||
20 | Естественная и ускоренная эрозия, система мероприятий по защите земель от эрозии. | Оформление таблиц | 2/10 | Мероприятия по поддержанию агроценозов. . Экологизаци сельского хозяйства. | 1 | ||
21 | Охрана растительного мира. | Конспект | 2/11 | Современное состояние лесов. | 1 | ||
22 | Классификация, рациональное использование и воспроизводство лесов в России. | Оформление таблиц | 2/12 | ||||
23 | Охрана редких и вымирающих групп животных | Конспект | 2/13 | ||||
24 | Охрана редких и вымирающих групп животных | Конспект | 2/14 | ||||
25 | Антропогенные ландшафты и особо охраняемые территории. | Оформление таблиц | 2/15 | ||||
26 | Антропогенные ландшафты и особо охраняемые территории. | Оформление таблиц | 2/16 | ||||
27 | Красная книга РФ. | Тестирование | 2/17 | ||||
28 | Конституционные основы природоохранной политики. Основные законы и кодексы в области охраны природы. | Схема | 3/1 | ||||
29 | Ответственность предприятий и физических лиц. | Конспект | 3/2 | ||||
30 | Международные организации и сотрудничество в деле охраны окружающей среды. | Оформление таблиц | 3/3 | . Международные природоохранные организации. | 1 | ||
31 | Перспективы экологического образования в Российской Федерации. | 3/4 | Угроза глобальных антропогенных изменений | 1 | |||
32 | Итоговое занятие | Тестирование | 3/5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) для специальности О8.02.01 «Строительство и экс...