Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 43.00.00 Сервис и туризм.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» может быть использована для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya_turizm.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
учебной дисциплины
Экологические основы природопользования
для специальности
43.02.10 Туризм
базовая подготовка
Владикавказ
2016
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 2 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 43.00.00 Сервис и туризм.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» может быть использована для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является базовым учебным предметом естественнонаучного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- методы экологического регулирования;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории.
Результатом освоения программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 81 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 54 часа;
- самостоятельной работы студента 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
лабораторные работы и практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия и самостоятельная работа студентов | Объём часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала Введение в курс «Экологические основы природопользования» | 2 | 1 |
Раздел 1 Краткие основы теоретической экологии | 6 | ||
Тема 1.1. Биосферный уровень организации живых систем | Содержание учебного материала Экологический фактор. Воздействие факторов на организм. Общий характер действия экологических факторов. Биосфера, её структура, основные свойства. Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 4 | 1,2 |
Самостоятельная работа обучающихся Общие сведения об эволюции биосферы и понятие ноосфера. | 2 | 3 | |
Раздел 2 Экологические принципы рационального использования природных ресурсов | 35 | ||
Тема 2.1. Основные научные задачи природопользования | Содержание учебного материала Основные понятия. Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы. Принципы и правила охраны природы. Принципы рационального использования природных ресурсов. Механизмы природопользования, политика природопользования. Методы очистки гидросферы, атмосферы. Организация безотходных и малоотходных производств. | 8 | 1,2 |
Практическое занятие | 2 | 2 | |
Классификация природных ресурсов, механизмы природопользования. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Модели производственных процессов с точки зрения экологии. Преимущества малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Состояние биосферы как индикатор антропогенных воздействий. | 6 | 3 | |
Тема 2.2. Нормирование качества окружающей среды | Содержание учебного материала Основные понятия. Основные экологические нормативы. | 2 | 1 |
Практическое занятие Методы расчёта предельно допустимых норм нагрузки на природную среду (ПДК, ПДС, ПДВ). Определение источников и уровня шума и его влияние на организм человека. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. | 3 | 3 | |
Тема 2.3. Экологическая паспортизация, стандартизация и сертификация | Содержание учебного материала Экологическая паспортизация и стандартизация | 2 | 1 |
Практическое занятие Ознакомление с нормативными документами РФ в области охраны природы и рационального природопользовании. Система стандартов охраны природы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Контроль за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ. | 2 | 3 | |
Тема 2.4. Основы экономики природопользования | Содержание учебного материала Основные понятия об экономических аспектах природопользования. Экономические механизмы охраны окружающей среды. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Экономический ущерб окружающей среде от загрязнения. | 2 | 3 | |
Раздел 3 Государственная экологическая политика в РФ | 12 | ||
Тема 3.1. Основы экологического права | Содержание учебного материала Источники экологического права. Законодательство в области экологической безопасности. | 2 | 1 |
Тема 3.2. Система государственного управления качеством окружающей природной среды в России | Содержание учебного материала Органы управления и надзор по охране природы Мониторинг окружающей природной среды. Виды мониторинга. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Экологический контроль, его виды. Экологическая экспертиза, её виды. Профессиональная ответственность за нарушение природоохранного законодательства. | 8 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. | 2 | 3 | |
Раздел 4 Загрязнение окружающей среды | 24 | ||
Тема 4.1. Антропогенное воздействие на биосферу | Содержание учебного материала Основные понятия о загрязнении окружающей среды. Антропогенное воздействие на природу. Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии. Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф. | 4 | 1 |
Лабораторная работа 1.Загрязнение окружающей среды и способы предотвращения и улавливания выбросов. Механизм образования «кислотных дождей», «парникового эффекта». 2. Реклама и экология. 3. Решение экологических задач. 4. Экология жилища человека. | 8 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Экологическое состояние России, РСО-Алания, г. Владикавказа. Проблемы экологии человека. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Концепция экологического риска. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. | 8 | 3 | |
Тема 4.2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. | Содержание учебного материала Общая характеристика международного права в области охраны окружающей среды. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области экологии. | 2 | 3 | |
Дифференцированный зачет | 2 | 3 | |
Всего | 81 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
инструкции к практическим работам.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроетор;
телевизор, калькуляторы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых нормативных актов, учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Авраменко И.М. Основы природопользования: учеб. пособие - Ростов н/Д:
Феникс 2013г. – 375с.
- Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования – М.: Дашков и К,2014. – 293 с.
- Вильчинская, О.В., Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. -М.: Феникс, 2014. – 315 с.
- Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования: Учебник. 3-е изд. испр. – М.; ФОРУМ: ИНФРА – М, 2013. – 256 с.
- Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2014. – 347с.
- Козачек А.В. Экологические основы природопользования.- М.: Феникс,2013. – 285с.
- Хван Т.А. .Хван П.А. Основы экологии - Ростов н/Д –2014. – 255с.
Дополнительные источники:
- Анцырцев А.А. Эколого-экономические основы природопользования: Новосибирский ин-т народного хозяйства, Новосибирск, 2013. – 365с.
- Астахов А.С. Экологическая безопасность и эффективность природопользования – М: МГГУ, 2013. – 294с.
- Гальперин, М.В. Общая экология: учебник / М.В. Гальперин. – М.; ФОРУМ. – 2013. – 336 с.
- Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. - М., 2014.
- Киселев В.Н. Основы экологии - Минск 2014. – 283с.
- Крискунов Е.А. и др. Экология - Дрофа 2013. – 275с.
- Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении - Высшая школа, 2013. – 158с.
- Понаморева И.Н. Экология - Москва - Вентана Граф, 2014. – 258с.
- Радкевич В.А. Экология - Минск Вышэйшая школа – 2014.
- Рубан, Э. Д. Гигиена и основы экологии человека. / Э.Д. Рубан, И.Г. Крымская. - М.: Феникс, 2013. – 511 с.
- Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.- М.: Феникс 2013. – 180с.
- Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология. Ученик для вузов - .М. :2013. – 198с.
Интернет источники:
1. http://zapovednik.cwx.ru/
2. http://www.geosite.com.ru/pageid-375-1.html
3. http://www.bru.mogilev.by:84/humanitary/osnov_prava/html/ch15.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
|
|
Знания:
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.10 Туризм...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...
Рабочая программа учебной практики для специальности 43.02.10. Туризм
Программа рассчитана на 2 года обучения - 144 часа...
Рабочая программа производственной практики для специальности 43.02.10. Туризм
Рабочая программа производственной практики расчитана на 2 года обучения. Всего576 часов по специальности СПО 43.02.10 Туризм в части освоения основных видов деятельности:ПМ.01 Предоставление турагент...
Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.10 Туризм
Рабочая программа по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.10 Туризм...
Рабочая программа о литературе по специальности 43.02.10 Туризм
Рабочая программа о литературе по специальности 43.02.10 Туризм...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»...