Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.08 Электрификация и автоматизации сельского хозяйства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «УРЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ УИЭТ
_________Комарова Л.И
«__» сентября 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ЕН.02 «Экологические основы природопользования»
для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
г. Урень
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.08 Электрификация и автоматизации сельского хозяйства.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уренский индустриально-энергетический техникум» (ГБПОУ УИЭТ)
Разработчики:
Пыхова М.М - преподаватель
Рассмотрено:
МО общеобразовательных дисциплин
________________ 2015 г.
Руководитель МО___________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 4 |
| 7 |
| 7 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.08 «Электрификации и автоматизации сельского хозяйства».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина является дисциплиной естественно-научного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
- методы экологического регулирования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории;
- принципы производственного экологического контроля;
- условия устойчивого состояния экосистем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Подготовить сообщение на тему «Современное состояние окружающей среды любого региона России» Выписать законы, регулирующие охрану и использование атмосферы Выписать законы, регулирующие использование и охрану водных ресурсов Выписать законы, регулирующие использование и охрану недр Выписать законы, регулирующие использование и охрану земельных ресурсов Выписать законы, регулирующие использование и охрану животного мира Выписать законы, регулирующие использование и охрану растительного мира Подготовить сообщение об одной из международных экологических организаций Подготовить сообщение об истории Российского природоохранного законодательства Подготовить сообщение о международных связях, взаимоотношениях Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды | 20 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Формирование компетенции ОК/ПК | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 5 | 4 | |
Введение. | Введение. Цели и задачи дисциплины. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 1 | |
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Дисциплина экологические основы природопользования». | |||||
Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества | 36 | ||||
Тема 1.1. Природоохранный потенциал | Содержание учебного материала | ||||
Современное состояние окружающей среды. Воздействие экологических факторов на человека. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение на тему «Современное состояние окружающей среды любого региона России» | 2 | 2 | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронная презентация «Экологические факторы». | |||||
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование | Содержание учебного материала | ||||
1 | Использование и охрана атмосферы | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Рациональное использование и охрана водных ресурсов | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
3 | Использование и охрана недр | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
4 | Использование и охрана земельных ресурсов | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
5 | Использование и охрана растительности | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
6 | Использование и охрана животного мира | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
7 | Охрана ландшафтов | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, комплект литературы, электронные презентации: «Почвы России», «Охрана земельных ресурсов», «Рациональное использование водных ресурсов», видео «Недра земли», Красная книга Нижегородской области, книга «ООПТ Нижегородской области». | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выписать законы, регулирующие охрану и использование атмосферы Выписать законы, регулирующие использование и охрану водных ресурсов Выписать законы, регулирующие использование и охрану недр Выписать законы, регулирующие использование и охрану земельных ресурсов Выписать законы, регулирующие использование и охрану животного мира Выписать законы, регулирующие использование и охрану растительного мира | 12 | 2 | |||
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды | Содержание учебного материала | ||||
1 | Загрязнение атмосферы | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Загрязнение водных ресурсов | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
3 | Загрязнение почвы | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронные презентации: «Охрана водных ресурсов», «Охрана земельных ресурсов», «Загрязнение атмосферы». | |||||
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования | 22 | ||||
Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по охране природы. Природоохранный надзор. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Организация рационального природопользования и охраны природы в РФ | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны природы | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
3 | Экономические аспекты охраны окружающей среды | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение об одной из международных экологических организаций Подготовить сообщение об истории Российского природоохранного законодательства Подготовить сообщение о международных связях, взаимоотношениях Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды | 6 | 2 | |||
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, электронные презентации: «Природопользование», «Рациональное природопользование». | |||||
Тема 2.2 Ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду | Содержание учебного материала | ||||
1 | Воздухоохранная деятельность на предприятии | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
2 | Водоохранная деятельность на предприятии | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
3 | Обращение с отходами на предприятии | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
4 | Плата за загрязнение окружающей среды на предприятиях | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
5 | СЗЗ предприятий, водоохранные зоны и зоны санитарной охраны. Нормирование и ОВОС. | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
6 | Экологическая документация на предприятии | 2 | ОК 2-4, 6-8 | 2 | |
Оборудование: компьютер, переносной экран, мультимедийный проектор, образцы экологической документации, электронные презентации «Защита окружающей среды на предприятии», «Санитарно-защитные зоны». | |||||
Всего: | 60 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Константинов В. М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, НМЦ СПО, 2010.
2. Трушина Т. П. Экологические основы природопользования – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.
Дополнительные источники:
1. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009;
2. Вильчинская О. В., Воробьев А. Е. , Дьяченко В. В. , Корчагина А. В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.
3. Козачек А. В. Экологические основы природопользования. - М.: Феникс, 2008.
Интернет ресурсы:
1. http://ecology-portal.ru/
5. http://ecologysite.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
| Тесты Самостоятельная работа Дифференцированный зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/20/picture-13914.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-713145-1448091581.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-849073-1478959712.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/06/picture-1009732-1523012376.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-886835-1491426621.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-304089-1700136784.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) для специальности О8.02.01 «Строительство и экс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-304089-1700136784.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов»
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионально...