рабочая программа по УД География
рабочая программа
Рабочая программа по УД География для студентов колледжа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по УД География для студентов колледжа | 598 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа учебной дисциплины
География
для специальности
09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения
г. Алексеевка
2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности СПО: 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения на основе примерной программы учебной дисциплины География утвержденной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» от 21 июля 2015 года.
Одобрено на заседании Педагогического совета Протокол № ___ от _________20___г. Председатель_______Н.Г.Прокофьева | Утверждаю: Директор ОГАПОУ «Алексеевский колледж» ____________Н.Г. Прокофьева Приказ № _________ от __________________ |
Принято предметно - цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол № ___ от ________ 20___ г. Председатель ________Л.Н. Коряка |
Разработчик: _____________ Н.М. Бганцова – преподаватель ОГАПОУ
«Алексеевский колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 27 |
| 31 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью ППКРС по специальности
09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и на основе примерной программы.
Программа учебной дисциплины может быть использована в программах дополнительного профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, 2 часа консультаций, самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: в том числе: Работа с источниками Сообщения (доклады) Презентации Таблицы и схемы в том числе: консультации | 36 14 14 4 2 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета, 4 семестр |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины География
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение Тема 1. Введение. Источники географической информации. | Содержание учебного материала | 1 | |
География как наука. Методы исторической географии. Методы географических исследований. Содержание и задачи курса. | 2 | 1,2 | |
Геоинформационные системы. Ойкумена, её границы. | |||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | 2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы «Этапы освоения планеты» | 1 | ||
Раздел 1. Политическое устройство мира | 8 | ||
Тема 2.1 Страны на политической карте мира. | Содержание учебного материала | * | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Формирование современной политической карты мира. | 2 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с политической картой мира. | 1 | ||
Тема 2.2 Типология стран | Содержание учебного материала | * | 1,2 |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Группировки стран по площади территории, по численности населения. Примеры стран. Экономическая типология стран мира по ВВП. Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. | 2 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с политической картой мира. | 1 | 3 | |
Тема 2.3 Государственный строй и формы административно-территориального устройства стран мира. | Содержание учебного материала | ||
Государственный строй и государственное устройство. Монархия и республика как формы правления. Унитарное и федеративное государства как формы государственного устройства. «Горячие точки» планеты. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | * | ||
Тема 2.4 Влияние международных отношений на политическую карту мира. Геополитика. | Содержание учебного материала | ||
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Оценка геополитического положения отдельных стран мира. Характеристика основных мировых региональных конфликтов. Понятие о геополитике. Международные организации. ООН как наиболее массовая и авторитетная международная организация в современном мире, ее функции и задачи. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с политической картой мира по изучаемым типологиям | 1 | ||
Тема 2.5 Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по различным показателям. | Содержание учебного материала | ||
Лабораторные работы | |||
Практическое занятие Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям, по формам правления, по государственному устройству. Знакомство с политической картой мира. Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов. Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории. | 1 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
2.6 Зачет по карте | Содержание учебного материала. | * | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Зачет | 1 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 | |
Подготовка сообщений на темы: «Особенности формирования современной политической карты мира», «Политическая карта мира – своеобразное зеркало эпохи», «Общая экономико-географическая характеристика стран с переходной экономикой», «Политическая география и геополитика»(по выбору студентов) | |||
Раздел 3. География мировых природных ресурсов | 6 | 1 | |
Тема 3.1 Природные ресурсы и экономическое развитие. | Содержание учебного материала | ||
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли и их виды. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. Основные типы природопользования. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные задания | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 3.2 Минеральные ресурсы мира. Ресурсообеспеченность. | Содержание учебного материала | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Ископаемые ресурсы и их виды. Особенности размещение полезных ископаемых по планете. Проблема истощения минеральных ресурсов и пути её решения. Понятие о ресурсообеспеченности. Примеры стран бедных ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития. Запасы мировых общегеологических и разведанных запасов угля, нефти, природного газа, железной руды при современном уровне добычи. | 1 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с источниками. Страны и территории, на которых находятся крупнейшие бассейны с запасами угля, нефти, газа, железной руды | 1 | ||
Тема 3.3 Земельные и лесные ресурсы мира. | Содержание учебного материала | 1,2 | |
Земельные и лесные ресурсы, их структура, запасы, особенности размещения на планете. Охрана, восстановление. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия - наиболее надежный путь к продовольственному изобилию. Рекультивация земель. | 1 | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран и регионов. Деградация лесного покрова планеты, ее масштабы и последствия. Роль безотходной технологии в использовании лесных ресурсов. | 1 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Выделить страны обеспеченные различными видами ресурсов(минеральные, лесные, земельные, водные, рекреационные ресурсы мира). | 1 | ||
Тема 3.4 Ресурсы воды. | Содержание учебного материала | 1,2 | |
Роль воды в жизни человека. Источники водных ресурсов и пресной воды. Контрасты в обеспеченности стран и территорий пресной воды. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Оборотное водоснабжение. Проблемы водных ресурсов различных территорий мира. Охрана водных ресурсов. Ресурсы Мирового океана. Недопустимость превращения океана в «мусорную яму» планеты. | 1 | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | 3 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с источником. Выделить страны обеспеченные различными видами ресурсов(минеральные). | 1 | ||
Тема 3.5 Другие виды ресурсов. Рекреационные ресурсы. | Содержание учебного материала | ||
Лабораторные работы | |||
Практическое занятие. Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. | 1 | 1,2 | |
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Раздел 4. География населения мира | 6 | ||
Тема 4.1 Численность населения и его воспроизводство | Содержание учебного материала | ||
Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения и его типы. Примеры стран с различными типами воспроизводства населения. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 4.2 Расовый и этнический состав | Содержание учебного материала | ||
Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Понятие о демографической нагрузке. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся.Работа с интернет-источниками. Понятие об уровне жизни населения. | 1 | 3 | |
Тема 4.3 Размещение населения и формы расселения. | Содержание учебного материала | ||
Размещение и плотность населения в различных регионах мира. Причины неравномерного размещения населения. Крупные скопления населения на земном шаре | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 4.4 Трудовые ресурсы и занятость населения мира. | Содержание учебного материала | ||
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов. Экономически активное население мира. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | |||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с источником. Понятие о качестве трудовых ресурсов. | 1 | 2 | |
Тема 4.5 Миграция населения. | Содержание учебного материала | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Причины и вида миграций населения. Составление схемы «Виды миграций». | 1 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 4.6 География культур и цивилизаций. Религии. | Содержание учебного материала | ||
Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. География религий. Взаимосвязь культур, религий и цивилизаций. Культурные и природные наследия человечества. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.. Сопоставление культурных традиций разных народов. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений, презентаций на темы: «Культурное и природное наследие человечества. Европа. (Азия, Африка, Австралия, Канада и США, Латинская Америка)».(по выбору студентов) | 1 | 3 | |
Раздел 5. Мировое хозяйство | 14 | ||
Тема 5.1 Международное географическое разделение труда. | Содержание учебного материала | ||
Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Участие стран в МРТ. Различие международной специализации индустриально развитых стран и развивающихся. Определение понятий международная специализация и кооперирование. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся консультация | * 1 | ||
Тема 5.2 Научно- техническая революция и факторы размещения производительных сил. | Содержание учебного материала | * | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Определение понятий научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Роль человеческого фактора в эпоху НТР. Влияние науки на размещение отраслей производства. Факторы, определяющие отрасли международной специализации стран и регионов мира. | 2 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщений «Особенности современного международного разделения труда», « «НТР и развитие промышленности мира». | 1 | 2,3 | |
Тема 5. 3 Энергетика мира. | Содержание учебного материала | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Горнодобывающая промышленность и энергетика как отрасли международной специализации. Энергетика как основа современного хозяйства. Контрасты в обеспеченности стран энергетическими ресурсами. Отрасли производственной и непроизводственной сфер крупнейшие потребители энергетических ресурсов. Стран ОПЕК. Типы электростанций и их специфика. | 2 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Нанести на карту страны ОПЕК. | 1 | 2,3 | |
Тема 5.4. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | ||
Структура, особенности развития и размещения обрабатывающей промышленности. Отрасли обрабатывающей промышленности, олицетворяющие в наибольшей степени научно-технический прогресс. Чёрная металлургия, машиностроение и химическая промышленность – основа крупных индустриальных комплексов мира. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщения на тему «Мировой автопром». | 1 | 2.3 | |
Тема 5.5 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | ||
Значение, внутриотраслевая структура и межотраслевые связи сельского хозяйства мира. Земледелие и животноводство как важнейшие отрасли сельского хозяйства. Понятие «зелёная революция». Положительные и отрицательные стороны химизации земледелия. Отличительные особенности развития и размещения основных отраслей животноводства в современном мире. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Факторы, определяющие отраслевую структуру сельского хозяйства. | 1 | 2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 5.6 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | ||
Мировая транспортная система: общая характеристика и значение. Влияние НТР на развитие транспорта. «Старые» и «новые» виды транспорта. Достоинства и недостатки каждого из распространённых видов транспорта. Понятие транспортного комплекса. Зависимость между уровнем развития страны и характером транспортной системы. | 2 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Мировой рынок. Сообщения | 1 | 2,3 | |
Тема 5.7 Международные экономические связи. | Содержание учебного материала | ||
Отрасли международной специализации, их география. Размещение основных производств мирового хозяйства. Определение стран-экспортёров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с источником. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов | 1 | 2 | |
Тема 5.8 Зачёт по теме «Мировое хозяйство» | Содержание учебного материала | * | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Выполнение тестовых заданий по теме «География мирового хозяйства» по вариантам | 1 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы «Структура мирового хозяйства». | 1 | 3 | |
Раздел 6. Регионы и страны мира | 26 | 1 | |
Тема 6.1 Различия стран современного мира | Содержание учебного материала | ||
Типология государств. Региональная дифференциация мира. Региональная география. Принципы строения регионов. Основные варианты регионального деления мира. Экономически развитые и развивающиеся страны. Страны переселенческого типа. Ключевые страны. Новые индустриальные страны и другие типы стран. Экономические и социальные контрасты в современном мире. | 2 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Устные сообщения. Причины расслоения в политическом мире. | 1 | 2 | |
Тема 6.2 Соединённые Штаты Америки | Содержание учебного материала | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. США. Население и хозяйство. Экономические связи. | 2 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Консультация | * 1 | ||
Тема 6.3 Канада | Содержание учебного материала | * | |
Население и хозяйство страны. | * | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Сравнительная характеристика ЭГП США и Канады | 2 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся США и Канада – страны с постиндустриальной экономикой. | 1 | ||
Тема 6.4 Западная Европа. Общая характеристика хозяйства. | Содержание учебного материала | ||
Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Западная Европа - один из лидеров экономической мощи в современном мире. Факторы быстрого подъема экономики. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 6.5 Великобритания, Германия и др. страны Западной Европы. | Содержание учебного материала | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие: Характеристика ЭГП одной из стран Западной Европы | 1 | 2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с источниками. Западная Европа – единое интеграционное пространство. Внутренние различия региона. | 1 | 3 | |
Тема 6.6 Центрально-Восточная Европа. | Содержание учебного материала | ||
Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Проблемы экономического и политического развития. Причины отставания стран Восточной Европы от Западной Европы. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 6.7 Экологические проблемы Европейского региона. | Содержание учебного материала | ||
Сущность и классификация экологических проблем Европы. Экологическая ситуация в странах Зарубежной Европы. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Информационная справка. Европейский союз. | 1 | 2,3 | |
Тема 6.8 Общая характеристика Зарубежной Азии. | Содержание учебного материала | ||
Экономико-географическое положение региона. Историческое прошлое. Природно-ресурсный потенциал. Проблемы и перспективы развития экономики Зарубежной Азии. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 6.9 Особенности субрегионов Зарубежной Азии | Содержание учебного материала | ||
Деление региона Зарубежная Азия на Субрегионы. Особенности социально-экономического развития субрегионов. Природно-ресурсный потенциал субрегионов. Особенности их политического развития. | * | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие: Характеристика ЭГП одной из стран Азиатского региона. | 1 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с источниками. Геополитика стран Азии | 1 | 2,3 | |
Содержание учебного материала | * | ||
Тема 6.10 Япония. | Япония – древнее государство. Один из лидеров современного мира. Экономико- и физико-географическое положение. Быстрый выход на ведущие позиции в экономике мира. Национальная стратегия экономического развития. Природно-ресурсный потенциал Японии. Трудовые ресурсы. Ориентация на наукоемкое производство. Специфика японского хозяйства. Экспортная ориентация производства. Транспортная система. Внутренние различия. | 2 | 1,2 |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Быстрый выход на ведущие позиции в экономике мира. Национальная стратегия экономического развития | 1 | 3 | |
Тема 6.11 Китай. | Содержание учебного материала | * | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. ЭГП Китая | 2 | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Сообщения. Свободные экономические зоны. Их особенности и роль в экономике государства. «Открытые» города. | 1 | 3 | |
Тема 6.12 Индия | Содержание учебного материала | ||
Природно-ресурсный потенциал Индии. Большая территория и быстрый рост численности населения - факторы положительного и отрицательного развития экономики государства. Достижение и проблемы современной Индии. Экономические и политические отношения со странами мира. Отношения Индии с Россией. | 1 | 1.,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 6.13 Зачёт по теме «Страны Европы и Азии» | Содержание учебного материала | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Выполнение тестовых заданий по вариантам по теме «Страны Азии». | 1 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Сообщения. Культурное наследие и развитие туризма в странах Европы и Азии. | 1 | 2 | |
Тема 6.14 Общая характеристика стран Африки | Содержание учебного материала | ||
Африка в современном мире. ЭГП Африканского региона. Природно-ресурсный потенциал. Население, расовый и этнический состав, характер воспроизводства, возрастная структура. Африка – редконаселенный регион. Экономический потенциал африканского региона. Отсталость. Натуральное и полунатуральное хозяйство. Горнодобывающая промышленность. Сельское хозяйство. Внешние экономические связи. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 6.15 Региональные различия стран Африки | Содержание учебного материала | ||
Северная Африка – состав стран. Природно-ресурсный потенциал. Этнический состав населения, трудовые ресурсы. Особенности земледелия и животноводства. Очаги промышленного производства. Состав стран. Богатство минеральных ресурсов отдельных стран. Специфика стран региона. ЮАР – единственно промышленно развитая страна региона. | * | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие: Характеристика ЭГП одной из стран Африки | 1 | 1.2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Проблемы ирригации, бытового и промышленного водоснабжения. | 1 | ||
Тема 6.16 Страны Латинской Америки | Содержание учебного материала | ||
ЭГП Латинской Америки. Природно-ресурсный потенциал для развития экономики. Этнический и возрастной состав населения. Демографические проблемы. Урбанизация. Отрасли экономики и их развитие в регионе. Латинская Америка - наиболее развитая часть стран третьего мира. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 6.17 Региональные различия стран Латинской Америки | Содержание учебного материала | * | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Характеристика ЭГП Бразилии | 1 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с источником. Экспортирующие отрасли хозяйства, факторы их развития на современном этапе. | 1 | 3 | |
Тема 6.18 Австралия и Океания. | Содержание учебного материала | ||
Оценка экономико-географического положения Австралии и ее природно-ресурсного потенциала. География населения. Промышленность и сельское хозяйство страны. Австралия - одна из развитых стран мира. Страны Океании. Группы островов Тихого океана. Состав и географическое положение Меланезии, Микронезии и Полинезии. Население. Островные страны. Виды хозяйственной деятельности: производство копры, кокосового масла, риса, рыболовства, производства швейных изделий, добывающая промышленность, туризм. Новая Зеландия как одно из перспективных государств Тихого Океана. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 6.19 Составление комплексной географической характеристики стран разных типов. | Содержание учебного материала | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие: Составление комплексной географической характеристики стран мира различных типов по вариантам. | 1 | 1.2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Сообщения. Океания как регион. Перспективы. | 1 | ||
Тема 6.20 Зачёт по темам «Страны Африки, Северной Америки, Латинской Америки и Австралия» | Содержание учебного материала | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Выполнение тестовых заданий по темам «Страны Северной Америки, Африки, Латинской Америки Австралии и Океании» по вариантам. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. | 2 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 | |
Составление информационно-рекламных листков «Поездка за рубеж»: а) для туриста, б) для делового человека (по выбору). Подготовка презентаций по региональной географии. | |||
Раздел 7 Россия в современном мире | 4 | 1 | |
Тема 7.1 Экономико-географическая история России. Современная Россия | Содержание учебного материала | ||
Международное разделение труда. Мировое хозяйство: понятие, тенденции развития. Глобализация хозяйства. Экономическая интеграция. Внешнеэкономические связи. Внешняя торговля. Вывоз капитала. Россия и мировое хозяйство. Характеристика современных границ государства РФ. Современное геополитическое положение России. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 7.2 Россия в мировом хозяйстве. | Содержание учебного материала | * | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. География отраслей международной специализации. | 1 | 2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка материалов СМИ на тему: «Участие России в международной торговле». | 1 | 3 | |
Тема 7.3 Россия и страны содружества. | Содержание учебного материала | ||
Государственные и региональные объединения, их особенности. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Типы и формы экономических отношений между странами членами Содружества. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы | |||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 7.4 Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. | Содержание учебного материала | ||
Основные формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры России. Основные объединения, в которых состоит РФ. Участие России в Международных отраслевых и региональных организациях. Социально-экономические и геоэкологические проекты России. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщений на темы: «Торговые отношения России и Китая», «Торговые отношения России и стран Балтии». и др. | 1 | 2,3 | |
Раздел 8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 6 | 1 | |
Тема 8.1 Классификация и сущность глобальных проблем человечества. | Содержание учебного материала | ||
Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Причины обострения глобальных проблем. Роль географии в изучении глобальных проблем. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 8.2 Демографическая и продовольственная проблемы. | Содержание учебного материала | ||
Сущность демографической проблемы. Прирост населения в экономически развитых и развивающихся странах. Коренные различия демографической политики экономически развитых и развивающихся государств. Нарастающее старение населения, как один из аспектов демографической проблемы. Пути решения демографических проблем. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Страны, в которых наиболее остро ощущается продовольственная проблема. Пути решения продовольственной проблемы. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка презентаций на тему: «Глобальные проблемы человечества» | 1 | 3 | |
Тема 8.3 Энергетическая и сырьевая проблемы. | Содержание учебного материала | ||
Энергетическая и сырьевая проблемы как важнейшие части мировых глобальных проблем. Пути преодоления этих проблем. | 1 | 1,2 | |
Практическое занятие | * | ||
Лабораторные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся | * | ||
Тема 8.4 Экологическая проблема | Содержание учебного материала | * | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие. Сущность экологических проблем мира. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Потепление климата как наиболее острая экологическая проблема. Разрушение озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности человека. Проблема сведения лесов и опустынивание. Сохранение тропических лесов как основного «очистителя» воздуха от углекислого газа. Сохранение водных ресурсов и проблемы Мирового океана | 1 | 1,2 | |
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение глобальных экологических проблем. | 1 | 2,3 | |
Тема 8.5 Пути преодоления отсталости развивающихся стран. | Содержание учебного материала | ||
Сущность и причины отсталости развивающихся стран. Беднейшие страны мира и их проблемы. Факторы, тормозящие развитии е национальных экономик развивающихся стран. Пути решения проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание сообщений на темы: «Основная причина обострения глобальных проблем», «Главная причина отсталости развивающихся стран», «Основные пути решения экологических проблем». | 1 | 3 | |
Тема 8.6 Итоговое занятие по курсу географии | Содержание учебного материала | ||
Дифференцированный зачет | 1 | 1,2 | |
Лабораторные работы | * | ||
Практическое занятие | * | ||
Контрольные работы | * | ||
Самостоятельная работа обучающихся. | * | ||
всего | 108 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета географии.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-методической документации с мультимедийным сопровождением, наглядные пособия (плакаты, карты, диаграммы, проектная документация, творческие отчеты, информационные папки - накопители).
Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, телевизор, видеомагнитофон
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
- Баранчиков Е.В. География: учебник для образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 408 с.
- Гладкий Ю.Н. География. Современный мир: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос. акад. наук, Гос. акад. образования, Изд-во «Просвещение», - М.: Просвещение, 2014.- 272 с.: ил.
- Географические атласы 10 класс.
4. Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Дополнительная литература
- Весь мир.- Мн.: Литература, 1998. – 656с.- (энциклопедический справочник).
- Гладкий Ю.Н., Экономическая социальная география мира, учебник для 10 кл.М.: Просвещение, 2010.-286 с.
- Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины /Гл.ред. А.Ф. Трёшников и др.- М., Сов. энциклопедия, 1988.- 432с. с ил.
- География и экология. Сценарии творческих уроков /под ред. В.С. Кукушина.- М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-160с.
- География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС. 2001.- 656с.
- Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 384с.: ил.,карт.
- Журналы «География в школе» 1989 – 2010 годы.
- Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., М.: Дрофа, 2000. – 304с.: ил., карт.
- Лазаревич К.С. Физико-географические объекты в цифрах. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005.- 32 с.: ил. (Библиотечка «Первое сентября», серия «География»).
- Летягин А.А. Тесты. География 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие.- М.: «Олимп», 1999.- 288с.: ил.
- Нестандартные уроки в школе. География. У нас в гостях Япония. /авт.-сост. А.Ф. Романова, Волгоград, издательство «Учитель», 2001.- 60с.
- Нестандартные уроки географии. 9-10 классы. /сост. Н.Н. Перепечева.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.- 96с.
- Программно-методические материалы. География. 10-11 кл. /сост.В.И. Сиротин.- М.: Дрофа, 2000.- 160с.
- Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 кл: Метод. пособие.- М.: Дрофа, 1996.- 192с.: ил.
- Романова А.Ф. Нестандартные уроки в школе. География. У нас в гостях Япония. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2001.- 60 с.
- Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 10 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 112 с.: ил., карт.
- Флаги и гербы стран мира. / сост. А.А.Рабкин.- Мн.: «Попурри», 2006.- 224с.: ил.
- Чернова В.Г. география в таблицах и схемах. – Спб.: ООО «Виктория плюс», 2009. – 96 с.
Интернет- ресурсы
geo.historic.ru - географический on-lineсправочник«Страны мира». Сведения по всем странам мира. Политическая карта. Справочные данные. Часовые пояса.
basni.narod.ru «Странник» - справочник стран мира. Краткая характеристика всех стран мира. Сведения о географическом положении, государственном устройстве, населении, истории и экономике каждой из стран. Изображение национальной символики
http://www.gcro.ru/index.php/georesources - география, интернет ресурс
geografia.ru - География.ру - клуб путешествий. Путешествия по всему миру, географическое общество, экзотические страны мира, увлекательные путешествия, интересные рассказы, фотоальбомы и др.
Карты мира
Народы мира
Политическая.
Экологические проблемы.
Минеральные ресурсы.
Сельское хозяйство.
Машиностроение и металлообработка.
Транспорт и связь.
Энергетика.
Внешние экономические связи.
Карты материков и крупнейших территорий.
Австралия и Новая Зеландия.
Социально-экономическая. Африка.
Социально-экономическая. Зарубежная Европа.
Центральная и Восточная Азия. Социально-экономическая.
Южная Америка. Социально-экономическая карта.
Административно-территориальное устройство России.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, зачётов, а также выполнения обучающимися индивидуальных самостоятельных заданий, исследований, рефератов, творческих работ.
Раздел (тема) учебной дисциплины | Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
1. Введение Источники географической информации | Знать/уметь 1. Называть:
2. Определять:
3. Характеризовать:
Знать/уметь 1. Называть:
2. Уметь определять и сравнивать:
3. Проводить:
4. Использовать:
| Формулирование основных задач курса географии Демонстрация умений работы с учебной литературой Формулирование основных географических понятий и терминов Обоснование тенденций развития природных процессов и явлений. Сравнение географических карт разной тематики. Нахождение на картах основных географических объектов. | Фронтальная беседа Участие в обсуждении проблем Частично-поисковая беседа Дифференциро ванный зачет Сопоставление карт атласа Выполнение заданий практической работы Дифференциро ванный зачет Фронтальная беседа Дифференциро ванный зачет Анализ карт различной тематики Тестирование Написание эссе |
2. Политическое устройство мира | Знать/уметь 1. Называть (показывать):
2. Приводить примеры:
3. Определять:
крупнейшие по численности населения и размерам территории страны мира. | Выделение групп стран современного мира по различным признакам. Нахождение на политической карте мира государств различных по государственному строю, устройству территории и уровню экономического развития. Решение кроссвордов по теме Выполнение работы в контурных картах | Анализ карт, обсуждение ключевых вопросов темы Фронтальный устный опрос Географический диктант Заполнение контурных карт Решение кроссвордов Исследование по картам Составление таблицы по результатам сравнения карт Дифференциро ванный зачет |
3. География населения мира | Знать/уметь 1. Называть (показывать):
2. Приводить примеры: -различия населения по расовым и этническим признакам; -миграции и эмиграции населения; -форм сельского расселения. 3. Объяснять: причины урбанизации; размещение трудовых ресурсов и давать их оценку. 4. Определять: особенности расселения населения в разных странах и регионах мира. | Выполнение тестов по теме Решение кроссвордов по теме Выполнение работы в контурных картах Получение знаний по основным вопросам географии населения мира | Географический диктант Тестирование Фронтальная беседа Анализ таблиц, диаграмм Решение кроссворда по теме «Население» Заполнение контурных карт Дифференциро ванный зачет |
4. География мировых природных ресурсов. | Знать/уметь 1. Называть (показывать):
2. Определять:
3. Описывать:
1) состав (вид); 2) назначение (использование); 3) размещение, удобство использования (освоения); 4) формы использования и пути защиты. | Исследование карт атласа по теме Получение знаний по основным вопросам географии мировых природных ресурсов. Выполнение заданий практической работы Выполнение работы в контурных картах | Беседа с использованием карт атласа Фронтальный опрос Исследование карт атласа Индивидуальная работа по карточкам Выполнение заданий практической работы Заполнение контурных карт Дифференциро ванный зачет |
5. Мировое хозяйство | Знать/уметь 1. Называть:
2. Приводить примеры:
3. Объяснять:
4. Уметь: составлять ЭГ характеристику стран по типовому плану. | Получение знаний об основных тенденциях развития мирового хозяйства на современном этапе Анализирование таблиц учебника и карт атласа по теме Приведение доказательств зависимости между уровнем развития страны и характером развития его хозяйства. Выполнение заданий практической работы | Выполнение заданий практической работы Выполнение заданий по карточкам Фронтальная беседа Анализ карт, таблиц Фронтальный опрос Географический диктант Дифференциро ванный зачет
|
6. Регионы и страны мира | Знать/уметь 1. Называть (показывать):
2. Определять:
3. Характеризовать (описывать):
4. Объяснять: особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий и стран мира.
| Получение основ знаний о региональном делении стран мира Выделение основных тенденций развития отдельных стран и регионов мира Выполнение заданий практической работы Выполнение игровых заданий по теме
Решение кроссвордов по теме Выполнение работы в контурных картах Обоснование материала на основе анализа карт атласа Выполнение тестов по теме Изготовление презентаций по теме | Проблемные задания Тестирование Географический диктант Анализ карт Сообщения уч-ся Фронтальный опрос Фронтальная беседа Работа по карточкам Выполнение игровых заданий по теме Индивидуальный опрос Выполнение заданий практической работы Решение кроссвордов Заполнение контурных карт Дифференциро ванный зачет |
7. Россия в современном мире | Знать/уметь
Применять
| Получение основ знаний и их обобщение о месте России в современном мире Исследование по картам атласа и учебника Выполнение работы в контурных картах Выполнение заданий практической работы | Фронтальный опрос Фронтальная беседа Работа по карточкам Индивидуальный опрос Выполнение заданий практической работы Анализ карт Составление таблицы по результатам сравнения карт Учебное исследование по картам Заполнение контурных карт
|
8. Географические аспекты глобальных проблем человечества | Знать/уметь 1. Называть:
а) глобальные; б) региональные. 2. Приводить примеры:
3. Описывать:
4. Объяснять:
5. Прогнозировать:
| Формулирование основных аспектов глобальных проблем человечества Решение экологических задач Выполнение тестов по теме Проектирование возможных последствий вмешательства человека в природную среду Исследование по картам атласа и учебника
Изготовление презентаций по теме | Проблемные вопросы Сообщения уч-ся Фронтальная беседа Анализ карт Географический диктант Тестирование Учебное исследование по картам Дифференциро ванный зачет |
Итоговое занятие по курсу | Знать/уметь 1. Приводить примеры:
2. Объяснять:
| Демонстрация умений работы с картой Изложение материала об использовании научных географических знаний в решении государственных проблем Выполнение тестов по теме | Собеседование Дифференциро ванный зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)
Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)...
Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ
Данная программа содержит весь учебный материал содержащий в требованиях ФГОС к СПО.Кроме того, в программе даны пояснения по самостоятельной работе студентов....
Рабочая программа по административной географии
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образ...
Рабочая программа по УД "География"
Рабочая программа предназначена для преподавателей географии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса составлена на основании пример...
Рабочая программа ОУД.16. География
Рабочая программа учебной дисциплины «География» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения ...
Рабочая программа учебной дисциплины "География"
Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) ...