Рабочая программа ОУД.16. География
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «География» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413), в соответствии с письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Включает в себя:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели сред¬него (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета особенности изучения в профессиональных образовательных организациях СПО;
-паспорт с описанием места учебной дисциплины в учебном плане, принадлежности учебной дисциплины к предметной области ФГОС СОО, к общеобразовательному циклу ППССЗ, определены цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: личностные, метапредметные, предметные в соответствии с ФГОС СОО;
-структуру и содержание учебной дисциплины с указанием объема учебной дисциплины и видов учебной работы, тематическим планом учебной дисциплины;
-условия реализации дисциплины – это требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемой литературы для студентов, преподавателей, Интернет-ресурсов);
-контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка (всего часов) – 108 часов, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка – 72 часа, самостоятельная работа - 36 часов. Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт.
Наименование разделов дисциплины:
1. Введение. Источники географической информации.
2. Политическая карта мира.
3. География населения мира.
4. География мировых природных ресурсов.
5. География мирового хозяйства.
6. Регионы и страны мира.
7. Россия в современном мире.
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_117n_oud.16_geografiya.doc | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОУД.16 География
для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
наименование циклаобщеобразовательная подготовка
Номер группы: 117Н
Максимальная учебная нагрузка обучающихся | 108 ч |
Самостоятельная работа | 36 ч |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 72 ч |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 46 ч |
практические занятия | 26 ч |
лабораторные занятия | - |
курсовая работа (проект) Форма промежуточной аттестации | - 1семестр – дифференцированный зачет |
г. Нижневартовск
Программа разработана в соответствии стребованиями ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География»,на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География»для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования сполучением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организацииполучения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образованияс учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов иполучаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 стр. |
| 5 стр. |
| 6 стр. |
| 6 стр. |
| 9 стр. |
| 13 стр. |
| 22 стр. |
| 26 стр. |
| 26 стр. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения Географии в профессиональных образовательныхорганизациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы(ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана в соответствии стребованиями ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География»,на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования сполучением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организацииполучения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образованияс учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов иполучаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадрови ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено надостижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства навсех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходыдля описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностямии проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения кокружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразныхгеографических методов, знаний и умений, а также географическойинформации;
• нахождение и применение географической информации, включая географи-
ческие карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономическихвопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых иобразовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общейгеографии и комплексного географического страноведения, призвана сформироватьу обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли Россиив этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.Основой изучения географии является социально ориентированное содержание оразмещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальныхследствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов,протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействиячеловеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическимусловиямпроживания.У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическомустройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общаякультура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии,истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Всеэто она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство»,создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географиюкак одну из классических метадисциплин.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОПСПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляетсяна базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентовпредставлений о географической картине мира, которые опираются на пониманиевзаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения,мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытиегеографических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частьюобразовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершаетсяподведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточнойаттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общегообразования.
- МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированностьроссийской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- предметных:
- владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географиипри освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Источники географической информации. Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы.Международные сравнения.
Практические занятия
Ознакомление с географическими картами различной тематики. Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный
1.Политическая карта мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современныеособенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.Формы правления, типы государственного устройства и формы государственногорежима.Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран иих типы.
Практические занятия
Характеристика политико-географического положения страны
2. География населения мира
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и
страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.Половая и возрастная структура населения.Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого
развития.Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различныхстранахмира.Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населенияврегионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабыи темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры,«сверхгорода» и мегалополисы.
Практические занятия
Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.Уровни и темпы урбанизации
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности насовременном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природныекомплексы. Геоэкологическиепроблемы.Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территориимировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природныхресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Практические занятия
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов
4. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализацияпроизводства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства,исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития.
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивноесельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различныхвидов полезных ископаемых.
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения,химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морскиеторговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
Практические занятия
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.Мировое сельское хозяйство.Характеристика отрасли мировой промышленности по типовому плану. Характеристика внешних экономических связей.
5. Регионы мира
География населения и хозяйства Зарубежной Европы
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные чертыприродно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международнойспециализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия ихформирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсныйпотенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные чертыприродно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международнойспециализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Австралии и Океании
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенностиприродно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
География населения и хозяйства Северной Америки
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные чертыприродно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международнойспециализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географическогоположениярегиона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Африки
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Практические занятия
Составление комплексной экономико-географической характеристики стран ирегионов мира.
6. Географические аспекты современныхглобальных проблем человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая,продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможныепути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Рольгеографии в решении глобальных проблем человечества.
Практические занятия
Защита проектов«Пути решения глобальных проблем человечества»
Примерные темы рефератов (докладов)
• Новейшие изменения политической карты мира.
• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
• Современные международные миграции населения.
• Особенности урбанизации в развивающихся странах.
• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
• Международный туризм в различных странах и регионах мира.
• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
• Запад и Восток Германии сегодня.
• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионовЗарубежнойАзии.
• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
• Географический рисунок хозяйства США.
• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
• Особенности современного экономико-географического положения России.
• Внешняя торговля товарами России.
• Глобальная проблема изменения климата.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: по специальностям СПО гуманитарного профиля профессионального образования — 108 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия —72 часа, самостоятельная работа студентов — 36 часов.
Тематический план
- ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. Источники географической информации | Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии |
1. Политическая карта мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития |
2. География населения мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.Выделение различных типов воспроизводства населения иприведение примеров стран, для которых они характерны.Умение называть основные показатели качества жизнинаселения.Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиознымсоставомнаселения.Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы |
3. География мировых природных ресурсов | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.Умение показывать на карте основные мировые районыдобычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана. |
4. Мировое хозяйство Современные особенностиразвития мирового хозяйства | Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции.Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья.Умение показывать на карте и характеризовать основныегорнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. | Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенныхсудов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон,синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировыхцентров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы,наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшиегорода и городские агломерации, основные промышленныеи сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании. |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии соднородным и разнородным этническим и религиознымсоставомнаселения.Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшиегорода и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризоватьее крупнейшие промышленные центры, основные горно-промышленные и сельскохозяйственные районы |
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площадитерритории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике |
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки.Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.Умение объяснять причины экономической отсталостистранАфрики.Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. |
7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможныепути их решения |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоения программы учебной дисциплины «География» в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеется кабинет Географии, в котором есть возможность обеспечениясвободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологическихправил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнениятребований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которогоучастники образовательного процесса могут просматривать визуальнуюинформациюпогеографии, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинетаГеографиивходят:компьютер, интерактивная доска, аудиовизуальные технические средства, глобусы.
- РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
- Гладкий Юрий Никифорович. - География. Современный мир.10-11 классы : Учебник для общеобразоват.учреждений / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина . - 5-е изд.. - М. :Просвещение, 2012. - 272 с.
- Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. - М. :Просвещение, 2010
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общегообразования”.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров иДПОМинобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии илиспециальности среднего профессионального образования».
Интернет-ресурсы:
www.wikipedia.org (сайт Общедоступноймультиязычнойуниверсальной интернет-энциклпедии).
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственнойорганизации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайтГеологическойслужбыСША).
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
Аннотация к рабочей программе
дисциплины ОУД.16. «География»
для специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины «География» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413), в соответствии с письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Включает в себя:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели сред¬него (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета особенности изучения в профессиональных образовательных организациях СПО;
-паспорт с описанием места учебной дисциплины в учебном плане, принадлежности учебной дисциплины к предметной области ФГОС СОО, к общеобразовательному циклу ППССЗ, определены цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: личностные, метапредметные, предметные в соответствии с ФГОС СОО;
-структуру и содержание учебной дисциплины с указанием объема учебной дисциплины и видов учебной работы, тематическим планом учебной дисциплины;
-условия реализации дисциплины – это требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемой литературы для студентов, преподавателей, Интернет-ресурсов);
-контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка (всего часов) – 108 часов, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка – 72 часа, самостоятельная работа - 36 часов. Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт.
Наименование разделов дисциплины:
1. Введение. Источники географической информации.
2. Политическая карта мира.
3. География населения мира.
4. География мировых природных ресурсов.
5. География мирового хозяйства.
6. Регионы и страны мира.
7. Россия в современном мире.
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Разработчик: Лоткова О.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)
Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)...
Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ
Данная программа содержит весь учебный материал содержащий в требованиях ФГОС к СПО.Кроме того, в программе даны пояснения по самостоятельной работе студентов....
Рабочая программа по административной географии
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образ...
Рабочая программа по УД "География"
Рабочая программа предназначена для преподавателей географии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса составлена на основании пример...
рабочая программа по УД География
Рабочая программа по УД География для студентов колледжа...
Рабочая программа учебной дисциплины "География"
Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) ...