Рабочая программа ОУД.16. География
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «География» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413), в соответствии с письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Включает в себя:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели сред¬него (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета особенности изучения в профессиональных образовательных организациях СПО;
-паспорт с описанием места учебной дисциплины в учебном плане, принадлежности учебной дисциплины к предметной области ФГОС СОО, к общеобразовательному циклу ППССЗ, определены цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: личностные, метапредметные, предметные в соответствии с ФГОС СОО;
-структуру и содержание учебной дисциплины с указанием объема учебной дисциплины и видов учебной работы, тематическим планом учебной дисциплины;
-условия реализации дисциплины – это требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемой литературы для студентов, преподавателей, Интернет-ресурсов);
-контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка (всего часов) – 108 часов, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка – 72 часа, самостоятельная работа - 36 часов. Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт.
Наименование разделов дисциплины:
1. Введение. Источники географической информации.
2. Политическая карта мира.
3. География населения мира.
4. География мировых природных ресурсов.
5. География мирового хозяйства.
6. Регионы и страны мира.
7. Россия в современном мире.
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОУД.16 География
для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
наименование циклаобщеобразовательная подготовка
Номер группы: 117Н
Максимальная учебная нагрузка обучающихся | 108 ч |
Самостоятельная работа | 36 ч |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 72 ч |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 46 ч |
практические занятия | 26 ч |
лабораторные занятия | - |
курсовая работа (проект) Форма промежуточной аттестации | - 1семестр – дифференцированный зачет |
г. Нижневартовск
Программа разработана в соответствии стребованиями ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География»,на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География»для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования сполучением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организацииполучения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образованияс учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов иполучаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 стр. |
| 5 стр. |
| 6 стр. |
| 6 стр. |
| 9 стр. |
| 13 стр. |
| 22 стр. |
| 26 стр. |
| 26 стр. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения Географии в профессиональных образовательныхорганизациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы(ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана в соответствии стребованиями ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География»,на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования сполучением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организацииполучения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образованияс учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов иполучаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадрови ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено надостижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства навсех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходыдля описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностямии проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения кокружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразныхгеографических методов, знаний и умений, а также географическойинформации;
• нахождение и применение географической информации, включая географи-
ческие карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономическихвопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых иобразовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общейгеографии и комплексного географического страноведения, призвана сформироватьу обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли Россиив этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.Основой изучения географии является социально ориентированное содержание оразмещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальныхследствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов,протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействиячеловеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическимусловиямпроживания.У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическомустройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общаякультура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии,истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Всеэто она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство»,создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географиюкак одну из классических метадисциплин.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОПСПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляетсяна базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентовпредставлений о географической картине мира, которые опираются на пониманиевзаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения,мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытиегеографических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частьюобразовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершаетсяподведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточнойаттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общегообразования.
- МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированностьроссийской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- предметных:
- владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географиипри освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Источники географической информации. Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы.Международные сравнения.
Практические занятия
Ознакомление с географическими картами различной тематики. Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный
1.Политическая карта мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современныеособенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.Формы правления, типы государственного устройства и формы государственногорежима.Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран иих типы.
Практические занятия
Характеристика политико-географического положения страны
2. География населения мира
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и
страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.Половая и возрастная структура населения.Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого
развития.Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различныхстранахмира.Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населенияврегионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабыи темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры,«сверхгорода» и мегалополисы.
Практические занятия
Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.Уровни и темпы урбанизации
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности насовременном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природныекомплексы. Геоэкологическиепроблемы.Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территориимировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природныхресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Практические занятия
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов
4. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализацияпроизводства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства,исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития.
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивноесельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различныхвидов полезных ископаемых.
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения,химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морскиеторговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных,туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
Практические занятия
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.Мировое сельское хозяйство.Характеристика отрасли мировой промышленности по типовому плану. Характеристика внешних экономических связей.
5. Регионы мира
География населения и хозяйства Зарубежной Европы
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные чертыприродно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международнойспециализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия ихформирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсныйпотенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные чертыприродно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международнойспециализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Австралии и Океании
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенностиприродно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
География населения и хозяйства Северной Америки
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные чертыприродно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международнойспециализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географическогоположениярегиона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Африки
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Практические занятия
Составление комплексной экономико-географической характеристики стран ирегионов мира.
6. Географические аспекты современныхглобальных проблем человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая,продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможныепути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Рольгеографии в решении глобальных проблем человечества.
Практические занятия
Защита проектов«Пути решения глобальных проблем человечества»
Примерные темы рефератов (докладов)
• Новейшие изменения политической карты мира.
• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
• Современные международные миграции населения.
• Особенности урбанизации в развивающихся странах.
• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
• Международный туризм в различных странах и регионах мира.
• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
• Запад и Восток Германии сегодня.
• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионовЗарубежнойАзии.
• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
• Географический рисунок хозяйства США.
• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
• Особенности современного экономико-географического положения России.
• Внешняя торговля товарами России.
• Глобальная проблема изменения климата.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: по специальностям СПО гуманитарного профиля профессионального образования — 108 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия —72 часа, самостоятельная работа студентов — 36 часов.
Тематический план
- ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. Источники географической информации | Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии |
1. Политическая карта мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития |
2. География населения мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.Выделение различных типов воспроизводства населения иприведение примеров стран, для которых они характерны.Умение называть основные показатели качества жизнинаселения.Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиознымсоставомнаселения.Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы |
3. География мировых природных ресурсов | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.Умение показывать на карте основные мировые районыдобычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана. |
4. Мировое хозяйство Современные особенностиразвития мирового хозяйства | Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции.Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья.Умение показывать на карте и характеризовать основныегорнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. | Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенныхсудов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон,синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировыхцентров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы,наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшиегорода и городские агломерации, основные промышленныеи сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании. |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии соднородным и разнородным этническим и религиознымсоставомнаселения.Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшиегорода и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризоватьее крупнейшие промышленные центры, основные горно-промышленные и сельскохозяйственные районы |
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площадитерритории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике |
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки.Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.Умение объяснять причины экономической отсталостистранАфрики.Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. |
7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможныепути их решения |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоения программы учебной дисциплины «География» в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеется кабинет Географии, в котором есть возможность обеспечениясвободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологическихправил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнениятребований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которогоучастники образовательного процесса могут просматривать визуальнуюинформациюпогеографии, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинетаГеографиивходят:компьютер, интерактивная доска, аудиовизуальные технические средства, глобусы.
- РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
- Гладкий Юрий Никифорович. - География. Современный мир.10-11 классы : Учебник для общеобразоват.учреждений / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина . - 5-е изд.. - М. :Просвещение, 2012. - 272 с.
- Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. - М. :Просвещение, 2010
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общегообразования”.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров иДПОМинобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии илиспециальности среднего профессионального образования».
Интернет-ресурсы:
www.wikipedia.org (сайт Общедоступноймультиязычнойуниверсальной интернет-энциклпедии).
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственнойорганизации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайтГеологическойслужбыСША).
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
Аннотация к рабочей программе
дисциплины ОУД.16. «География»
для специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины «География» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413), в соответствии с письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Включает в себя:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели сред¬него (полного) общего образования с учётом специфики учебного предмета особенности изучения в профессиональных образовательных организациях СПО;
-паспорт с описанием места учебной дисциплины в учебном плане, принадлежности учебной дисциплины к предметной области ФГОС СОО, к общеобразовательному циклу ППССЗ, определены цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: личностные, метапредметные, предметные в соответствии с ФГОС СОО;
-структуру и содержание учебной дисциплины с указанием объема учебной дисциплины и видов учебной работы, тематическим планом учебной дисциплины;
-условия реализации дисциплины – это требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемой литературы для студентов, преподавателей, Интернет-ресурсов);
-контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка (всего часов) – 108 часов, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка – 72 часа, самостоятельная работа - 36 часов. Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт.
Наименование разделов дисциплины:
1. Введение. Источники географической информации.
2. Политическая карта мира.
3. География населения мира.
4. География мировых природных ресурсов.
5. География мирового хозяйства.
6. Регионы и страны мира.
7. Россия в современном мире.
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Разработчик: Лоткова О.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)
Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/05/picture-445494-1575544175.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ
Данная программа содержит весь учебный материал содержащий в требованиях ФГОС к СПО.Кроме того, в программе даны пояснения по самостоятельной работе студентов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-592608-1423777254.jpg)
Рабочая программа по административной географии
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса составлена на основании пример...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1204043-1578488238.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "География"
Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) ...