Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)
рабочая программа на тему

Рабочая программа по экономической географии ( для СПО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_110-109.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное бюджетное  учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Самарский финансово-экономический колледж

(Самарский филиал Финуниверситета)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ГЕОГРАФИЯ»

для специальности

080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

г. Самара

2012 г.

АВТОРЫ:

Преподаватель Самарского финансово-экономического колледжа – филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовая университет при Правительстве Российской Федерации»                      

А.А.Гордеева

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Преподаватель Самарского финансово-экономического колледжа – филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»    

                 Т.А. Ксенафонтова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по дисциплине «География» является программой базового уровня и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям, в частности по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) среднего профессионального образования. Данная программа реализует требования Государственного образовательного стандарта и является единой для всех форм обучения.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) география в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается как базовый учебный предмет.

При получении специальностей СПО социально-экономического профиля обучающиеся учреждении СПО изучают географию в объеме 39 часов.

программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Рабочая программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.

Содержание рабочей программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.

Рабочая программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

Рабочая программа обладает рядом особенностей:

– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;

– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;

– увеличен объем содержания по географии России;

– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;

– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.

Особое место в рабочей программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.

        Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Рабочая программа по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.

Рабочая программа учебной дисциплины «География» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, практических работ, тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Наименование тем

Макс. учебная нагрузка студента

Количество аудиторных часов

при очной форме обучения

Самост. работа студента

всего

Лаборат. работы

Практич. занятия

1

2

3

4

5

6

Введение

2

2

Раздел 1. Источники географической информации

2

2

1

Раздел 2. Политическая карта мира

2

2

1

Раздел 3. География населения мира

4

4

1

Раздел 4. География мировых природных ресурсов

4

2

1

2

Раздел 5. География мирового хозяйства

11

10

2

1

Раздел 6. Регионы и страны мира

15

10

2

5

Раздел 7. Россия в современном мире

4

4

1

Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

3

3

1

Резерв учебного времени

1

1

Итого по дисциплине:

48

40

10

8

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

п\п

темы

Наименование

Кол-во часов

1

2

3

4

1

1

Практическая работа №1

«Анализ карт различной тематики»

1

2

2

Практическая работа №2

«Знакомство с политической картой мира  »

1

3

3

Практическая работа №3

 «Определение особенностей расселения, демографической ситуации и сопоставление культурных традиций в разных странах и регионах мира.»

1

4

4

Практическая работа №4

«Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.»

1

5

5

Практическая работа №5

«Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.»(по выбору учащегося)

2

6

6

Практическая работа №6

«Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.»

2

7

7

Практическая работа №7

«Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда»

1

8

8

Практическая работа №8

«Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества»

1

ИТОГО:

10

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований, Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

1. Источники географической информации

Географическая карта – особый источник информации о действительности.

Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.

Практическая работа №1

«Анализ карт различной тематики»

2. Политическая карта мира

Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.

Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.

Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран.

Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.

Практическая работа №2

«Знакомство с политической картой мира.  »

3. География населения мира

Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.

Практическая работа №3

«Определение особенностей расселения, демографической ситуации и сопоставление культурных традиций в разных странах и регионах мира.»

4. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практическая работа №4

«Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.»

5. География мирового хозяйства

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практическая работа №5

«Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.»

6. Регионы и страны мира

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.

Практическая работа №6

«Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.»

7. Россия в современном мире (повторительно-обобщающий)

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.

Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.

Практическая работа №7

«Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда»

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практическая работа №8

«Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества»


ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2012

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.
  2. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.
  3. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2012.
  4. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.
  5. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008
  6. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.
  7. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2005.

Преподаватель                                                 А.А.Гордеева

Федеральное государственное образовательное бюджетное  учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Самарский финансово-экономический колледж

(Самарский филиал Финуниверситета)

                                                                       Рассмотрено и  утверждено на заседании

                                                                                   цикловой  (методической)  комиссии

                                                                                         социально-экономических дисциплин

                                                                                 Протокол № ____от________________

                                                                                                        Председатель_____________/Г.В.Арефьева/

ВОПРОСЫ

для подготовки к зачету

по учебной дисциплине

 «География»

по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

  1. Социально-экономическая география в системе географических наук. 
  2. Многообразие стран современного мира. 
  3. Группировки стран мира.
  4. Международные организации.
  5. География мировых природных ресурсов.
  6. Государственный строй стран мира
  7. Численность и воспроизводство населения.
  8. Факторы, влияющие на рождаемость и смертность.
  9. Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.
  10. Демографическая политика.
  11.  Состав (структура) населения.
  12. Национально-религиозный состав мира.
  13. Миграции населения.
  14. Городское и сельское население. 
  15. Экономически активное население и трудовые ресурсы.
  16. Характеристика научно-технической революции.
  17. Мировое хозяйство.
  18. ТЭК. Нефтяная промышленность.
  19. ТЭК. Газовая промышленность.
  20. Электроэнергетика.ТЭС, ГЭС.
  21. АЭС. Альтернативные электростанции.
  22. Угольная промышленность. Горнодобывающая промышленность.
  23. Металлургия.
  24. Машиностроение.
  25. Химическая промышленность.
  26. Лесная промышленность.
  27. Промышленность строительных материалов.
  28. Пищевая промышленность.
  29. Легкая промышленность.
  30. География сельского хозяйства.
  31. Растениеводство. Животноводство.
  32. С/Х и окружающая среда.
  33. География транспорта.
  34. Международные экономические отношения.
  35. Социально-экономическая характеристика стран Зарубежной Европы. 
  36. Социально-экономическая характеристика одной из стран Зарубежной Европы(по выбору студента). 
  37. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Европы.
  38. Социально-экономическая характеристика стран Зарубежной Азии  
  39. Социально-экономическая характеристика одной из стран Зарубежной Европы(по выбору студента). 
  40. Социально-экономическая характеристика стран Африканского континента. 
  41. Социально-экономическая характеристика одной из стран Африканского континента(по выбору студента).
  42. Социально-экономическая характеристика стран Австралии и Океании.
  43. Социально-экономическая характеристика одной из стран Австралии и Океании(по выбору студента). 
  44. Социально-экономическая характеристика стран Северной Америки. 
  45. Социально-экономическая характеристика одной из стран Северной Америки(по выбору студента). 
  46. Социально-экономическая характеристика стран Латинской Америки.
  47. Социально-экономическая характеристика одной из стран Латинской Америки(по выбору студента). 
  48. Россия в современном мире.
  49. Глобальные проблемы человечества. Пути их решения.
  50. Глобальные проблемы человечества. Проблема войны и мира.
  51. Глобальные проблемы человечества. Экологическая проблема.
  52. Глобальные проблемы человечества. Топливно-энергетическая проблема.
  53. Глобальные проблемы человечества. Сырьевая проблема.
  54. Глобальные проблемы человечества. Проблема преодоления социально-экономической отсталости стран.

«01» сентября  2012 г.                Преподаватель                    /А.А.Гордеева/

Федеральное государственное образовательное бюджетное  учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Самарский финансово-экономический колледж

(Самарский филиал Финуниверситета)

Рассмотрено и  утверждено на заседании

                                                                                   цикловой  (методической)  комиссии

                                                                                         социально-экономических дисциплин

                                                                                 Протокол № ____от________________

                                                                                                        Председатель_____________/Г.В.Арефьева/

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

по учебной дисциплине

«География»

по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

  1. Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества.
  2. Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира.
  3. Урбанизация – всемирный процесс: проблемы и перспективы.
  4. Экономические и экологические проблемы отраслей мирового хозяйства (по выбору учащихся).
  5. Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов.
  6. Особенности формирования современной политической карты мира.
  7. Географическая «модель» современного мирового хозяйства.
  8. Традиционные и новые формы внешних экономических связей.
  9. Современные функции и проблемы крупных городов.
  10. Организация особо охраняемых природных территорий; их география.
  11. Социально-экономическая характеристика Германии.
  12. Социально-экономическая характеристика Франции.
  13. Социально-экономическая характеристика Великобритании.
  14. Социально-экономическая характеристика скандинавских стран.
  15. Социально-экономическая характеристика стран бенилюск.
  16. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Европы.
  17. Социально-экономическая характеристика микрогосударств Азии.
  18. Социально-экономическая характеристика Китая.
  19. Социально-экономическая характеристика Японии.
  20. Социально-экономическая характеристика Индии.
  21. Социально-экономическая характеристика Австралии.
  22. Социально-экономическая характеристика ЮАР.
  23. Социально-экономическая характеристика США.
  24. Социально-экономическая характеристика Канады.
  25. Социально-экономическая характеристика Бразилии.
  26. Социально-экономическая характеристика Океании.
  27. Современные колониальные государства.

ЛИТЕРАТУРА

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2012.

Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2012

Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.

Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008

Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.

Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 2005.

Преподаватель                                    А.А.Гордеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ

Данная программа содержит весь учебный материал содержащий в требованиях ФГОС к  СПО.Кроме того, в программе даны пояснения по самостоятельной работе студентов....

Рабочая программа по административной географии

Рабочая программа  профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии   среднего профессионального образ...

Рабочая программа по УД "География"

Рабочая программа предназначена для преподавателей географии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины  «География» для специальностей  технического  и  социально-экономического профилей первого курса составлена на основании пример...

Рабочая программа ОУД.16. География

Рабочая программа учебной дисциплины «География» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения ...

рабочая программа по УД География

Рабочая программа по УД География  для студентов колледжа...

Рабочая программа учебной дисциплины "География"

Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) ...