Рабочая программа по УД "География"
рабочая программа
Рабочая программа предназначена для преподавателей географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по УД "География" для обучающихся 1 курса | 107.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ 07 «ГЕОГРАФИЯ»
для специальностей:
40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»
46.02.01. «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Группы ОС-1701к, ОД-1701
Южно-Сахалинск, 2017 год
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года №2/16-з (Автор: Е.В. Баранчиков, кандидат географических наук, доцент)
Рассмотрено на заседании ПЦК МЕНД
Протокол № 9 от 03.05.2017 г.
ППЦК __________ Л.В. Садыкова
Рассмотрена на заседании
Методического совета ГБПОУ «СПЭТ»
Протокол № 6 от «06» июня 2017 г.
Председатель МС___________ С.А. Блохина
Составитель:
Е.Н. Брязгунова, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «СПЭТ»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка............................................................................................................4
2. Общая характеристика учебной дисциплины........................................................................6
3. Место учебной дисциплины в учебном плане.......................................................................7
4. Результаты освоения учебной дисциплины...........................................................................9
5. Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины.....................................11
6. Характеристика основных видов деятельности....................................................................21
7. Контроль и оценка результатов учебной дисциплины .......................................................25
8.Условия реализации учебной дисциплины............................................................................28
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум» реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена, по специальностям социально-экономического, гуманитарного и технического профиля.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам. Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания. У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО. Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «География» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО гуманитарного профиля.
3.1. Количество часов, отводимое на освоение учебной дисциплины «География»
максимальной учебной нагрузки студента 108 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 72 часа;
самостоятельной работы студента 36 часов.
Распределение часов, отводимое на освоение учебной дисциплины, по семестрам (для группы ОС-1701)
№ п\п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ОДБ. География | 52 | 56 | 108 | |||||
| 30 | 42 | - | - | - | - | 72 | ||
В том числе: | Занятий на уроках | 22 | 38 | - | - | - | - | 60 | |
Лабораторных работ | - | - | - | - | - | - | - | ||
Практических занятий | 8 | 4 | - | - | - | - | 12 | ||
| 22 | 14 | - | - | - | - | 36 | ||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | д/з |
Распределение часов, отводимое на освоение учебной дисциплины, по семестрам (для группы ОД-1701)
№ п\п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ОДБ. География | 62 | 46 | 108 | |||||
| 40 | 32 | - | - | - | 72 | |||
В том числе: | Занятий на уроках | 30 | 30 | - | - | - | 60 | ||
Лабораторных работ | - | - | - | - | - | - | - | ||
Практических занятий | 10 | 2 | - | - | - | 12 | |||
| 22 | 14 | - | - | - | 36 | |||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | д/з |
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Личностные результаты
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
Метапредметные результаты освоения географии:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
Предметные результаты освоения географии:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
5. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
5.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География» (для группы ОС-1701)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
1 курс, 1 семестр | ||
Введение | Содержание География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО | 4 |
Тематика теоретических заданий | ||
1. География как наука. Ее роль и значение в системе наук. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить конспект на тему: «Роль и значение географии в системе наук» | 2 | |
Тема 1. Источники географической информации | Содержание Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | 6 |
Тематика теоретических занятий | ||
2. Географическая карта – особый источник информации о действительности | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить конспект на тему: «Виды географических карт» | 2 | |
Тематика практического занятия | ||
3. Практическая работа №1. Ознакомление с географическими картами различной тематики. | 2 | |
Тема 2 Политическое устройство мира | Содержание Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 6 |
Тематика теоретических занятий | ||
4. Страны на современной политической карте мира | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Выучить номенклатуру | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
5. Практическая работа № 2 Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. | 2 | |
Тема3. География населения мира | Содержание Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 14 |
Тематика теоретических занятий | ||
6. Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграция населения. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Написать реферат на тему: «Особенности демографической политики в разных странах и регионах мира» | 6 | |
7 Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. | 2 | |
8. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
9. Практическая работа №3 Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. | 2 | |
Тема 4. География мировых природных ресурсов | Содержание Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 12 |
Тематика теоретических занятий | ||
10. Взаимодействие человека и природы. | 2 | |
11. Географическая среда. Различные типы природопользования | 2 | |
12. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Заполнить таблицу « Виды природных ресурсов и их значение» | 4 | |
Тематика практической работы: | ||
13. Практическая работа №4 Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. | 2 | |
Тема 5. Мировое хозяйство | Содержание Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 20 |
Тематика теоретических занятий | ||
14. Современные особенности развития мирового хозяйства. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат по теме: «Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов» «Географическая «модель» современного мирового хозяйства» «Традиционные и новые формы внешних экономических связей» | 6 | |
Тематика теоретических занятий | ||
15. Сельское хозяйство и его экономические особенности | 2 | |
1 курс, 2 семестр | ||
16. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 2 | |
17. Географические особенности развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии. | 2 | |
18. Географические особенности развития машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. | 2 | |
19. Транспортный комплекс и его современная структура. | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
20. Практическая работа №5 Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. | 2 | |
Тема 6. Регионы мира | Содержание Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 28 |
Тематика теоретических занятий | ||
21. Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. | 2 | |
22. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. | 2 | |
23. Место и роль Зарубежной Азии в мире. | 2 | |
24. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. | 2 | |
25. География населения и хозяйства Африки. | 2 | |
26. География населения и хозяйства Северной Америки | 2 | |
27. США. Условия их формирования и развития | 2 | |
28. География населения и хозяйства Латинской Америки. | 2 | |
29. География населения и хозяйства Австралии и Океании | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
30. Практическая работа№6 Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить проект по одной из стран мира (по выбору) | 8 | |
Тема 7. Россия в современном мире | Содержание Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации | 10 |
Тематика теоретических занятий | ||
31. Россия на политической карте мира. Современное геополитическое положение России. | 2 | |
32. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовить конспект на тему: «Характеристика современного этапа социально-экономического развития России» | 2 | |
33. География отраслей международной специализации | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Составить кроссворд на тему: «Административно-территориальное деление РФ» | 2 | |
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 8 |
Тематика теоретических занятий | ||
34. Обоснование глобальных проблем человечества. | 2 | |
35. Сырьевая и энергетическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения | 2 | |
36. Демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Дифференцированный зачет | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему: Глобальные проблемы человечества. | 2 | |
Всего | 108 |
5.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География» (для группы ОД-1701)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
1 курс, 2 семестр | ||
Введение | Содержание География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО | 4 |
Тематика теоретических заданий | ||
1. География как наука. Ее роль и значение в системе наук. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить конспект на тему: «Роль и значение географии в системе наук» | 2 | |
Тема 1. Источники географической информации | Содержание Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. Практические занятия Ознакомление с географическими картами различной тематики. Нанесение основных географических объектов на контурную карту. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Использование статистических материалов и геоинформационных систем. | 6 |
Тематика теоретических занятий | ||
2. Географическая карта – особый источник информации о действительности | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить конспект на тему: «Виды географических карт» | 2 | |
Тематика практического занятия | ||
3. Практическая работа №1. Ознакомление с географическими картами различной тематики. | 2 | |
Тема 2 Политическое устройство мира | Содержание Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 6 |
Тематика теоретических занятий | ||
4. Страны на современной политической карте мира | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Выучить номенклатуру | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
5. Практическая работа № 2 Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. | 2 | |
Тема3. География населения мира | Содержание Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 14 |
Тематика теоретических занятий | ||
6. Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграция населения. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Написать реферат на тему: «Особенности демографической политики в разных странах и регионах мира» | 6 | |
7. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. | 2 | |
8. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
9. Практическая работа №3 Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. | 2 | |
Тема 4. География мировых природных ресурсов | Содержание Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 12 |
Тематика теоретических занятий | ||
10. Взаимодействие человека и природы. | 2 | |
11. Географическая среда. Различные типы природопользования | 2 | |
12. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Заполнить таблицу « Виды природных ресурсов и их значение» | 4 | |
Тематика практической работы: | ||
13. Практическая работа №4 Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. | 2 | |
Тема 5. Мировое хозяйство | Содержание Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 20 |
Тематика теоретических занятий | ||
14. Современные особенности развития мирового хозяйства. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат по теме: «Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов» «Географическая «модель» современного мирового хозяйства» «Традиционные и новые формы внешних экономических связей» | 6 | |
Тематика теоретических занятий | ||
15. Сельское хозяйство и его экономические особенности | 2 | |
16. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 2 | |
17. Географические особенности развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии. | 2 | |
18. Географические особенности развития машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. | 2 | |
19. Транспортный комплекс и его современная структура. | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
20. Практическая работа 5 Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. | 2 | |
2 курс, 3 семестр | ||
Тема 6. Регионы мира | Содержание Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 28 |
Тематика теоретических занятий | ||
21. Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. | 2 | |
22.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. | 2 | |
23. Место и роль Зарубежной Азии в мире. | 2 | |
24. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. | 2 | |
25. География населения и хозяйства Африки. | 2 | |
26. География населения и хозяйства Северной Америки | 2 | |
27. США. Условия их формирования и развития | 2 | |
28. География населения и хозяйства Латинской Америки. | 2 | |
29. География населения и хозяйства Австралии и Океании | 2 | |
Тематика практической работы: | ||
30. Практическая работа№6 Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить проект по одной из стран мира (по выбору) | 8 | |
Тема 7. Россия в современном мире | Содержание Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации | 10 |
Тематика теоретических занятий | ||
31. Россия на политической карте мира. Современное геополитическое положение России. | 2 | |
32. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Подготовить конспект на тему: «Характеристика современного этапа социально-экономического развития России» | 2 | |
33. География отраслей международной специализации | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Составить кроссворд на тему: «Административно-территориальное деление РФ» | 2 | |
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 8 |
Тематика теоретических занятий | ||
34. Обоснование глобальных проблем человечества. | 2 | |
35. Сырьевая и энергетическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения | 2 | |
36. Демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Дифференцированный зачет | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на тему Глобальные проблемы человечества | 2 | |
Всего | 108 |
6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(по разделам содержания УД)
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. 1. Источники географической информации | Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии |
2. Политическое устройство мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. |
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития | |
3. География мировых природных ресурсов | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана |
4. География населения мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы |
5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства | Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научнотехнической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. |
Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей. | |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии |
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки |
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы |
7. Россия в современном мире | Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения |
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «География» включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме устного опроса, тестирования, выполнения практических работ, подготовки сообщений, рефератов, опорных конспектов.
В основе текущего контроля используется четырехбальная шкала оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины.
К рабочей программе УД «География» разработан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя контрольно-измерительные материалы (КИМы), предназначенные для оценки результатов обучения.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) осуществляется в форме тестирования.
Вопросы к дифференцированному зачету по УД «География»
- География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований.
- Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
- Геоинформационные системы.
- Географическая карта — особый источник информации о действительности. Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.
- Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный.
- Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
- Использование статистической информации и геоинфорационных систем разной формы и содержания; обработка, анализ и представление географической информации в графической и картографической форме.
- Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.
- Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.
- Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран.
- Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты.
- Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран.
- Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды.
- Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования).
- Демографическая политика в разных регионах и странах мира.
- Географические аспекты качества жизни населения.
- Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.
- Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.
- Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений.
- Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
- Экологические проблемы больших городов.
- Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем
- Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.
- Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды.
Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
- Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения.
- Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства
- Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Г еография важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы' размещения. Международное географическое разделение труда.
- Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
- Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
- Определить факторы, определяющие международную специализацию стран и регионов мира.
- Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения.
- Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства
- Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
- Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира.
- Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.
- Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
- Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально- экономического развития на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.
- Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.
- Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
- Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами ATP; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.
- Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.
- Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.
- Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
- Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
45. Глобальные проблемы человечества.
8.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИИ»
8.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины География требует наличия учебного кабинета географии
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя
- доска
- наглядные пособия
Технические средства обучения:
- телевизор
Учебно-методическая документация:
- учебно-методический комплекс
- методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
- контрольно-измерительные материалы по темам и разделам учебной дисциплины
8.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основная:
1. География : Учебник для студ. образоват. учрежд. сред.проф. образования/ Е.В. Баранчиков и др.; Под ред. Е.В. Баранчикова. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Академия, 2015.
Дополнительная:
2. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира 10 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений /В.П.Максаковский.-17-е изд.-М.просвещение, 2012.-397с.
3. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Учебные пособия:
5. Атлас «Экономическая и социальная география мира», 10 кл.-М.: Дрофа, 2013
6. Контурные карты «Экономическая и социальная география мира», 10 кл. - М.: Дрофа - ДИК, 2013 Симагин Ю.А., Сиротин В.И.
Печатные пособия:
7. Плакаты
а) Миграция населения
б) Народы мира
в) Воспроизводство населения
8. Карты
а) Политическая карта мира
б) Евразия. Политическая карта мира
в) Зарубежная Европа. Политическая карта
г) Зарубежная Азия. Население и хозяйство.
Интернет-ресурсы:
9. http: //www. geosite. com. га Библиотека по географии
10. http://geoman.ru География. Планета Земля
11. http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия
12. http://www.geografia.ru Гео-Тур: все, что вы хотели знать о географии
13. http://geo-tur.narod.ru Планета Земля
14. http://www.myplanet-earth.com Страноведческий каталог «EconRus»
15. http://geopub.narod.ru Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»
16. http://geo.metodist.ru Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга
17. http://afromberg.narod.ru География для школьников
18. http://www.litle-geography.ru Словарь современных географических названий
19. http://gde-eto.narod.ru Национальное географическое общество
20. http://www.rusngo.ru Мир приключений и путешествий
21. http://www.outdoors.ru NationalGeographic - Россия (электронная версия журнала)
22. http://www.national-geographic.ru Сайт «Все флаги мира»
23. http://europa.km.ru География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации
23. http://www.georus.by.ru Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»
25. http://www.mojgorod.ru Карты Google
26. http://maps.google.com Мир карт: интерактивные карты стран и городов.
8.3. Кадровые условия
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине «География».
Наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю преподаваемой учебной дисциплины «География».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...