Методический доклад на тему: «Личность студента: индивидуальный подход в процессе воспитания»
статья на тему

Все люди разные, они не обязаны быть

похожими друг на друга и хотеть одного

и того же…

Александра Маринина

Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на человека преломляется через его индивидуальные особенности, без учёта которых невозможен действенный процесс воспитания.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения были направлены на воспитание и обучение детей со средним развитием, т.е. не учитывались их индивидуальные особенности. Но студенты поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития . Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя . в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество. Именно с помощью индивидуального подхода мы можем найти «ключ» к каждому студенту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_doklad_mokr.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Вурнарский сельскохозяйственный техникум Минобразования Чувашии

 

 

Методический доклад

Методическое объединение классных руководителей

Тема: «Личность студента: индивидуальный подход в процессе воспитания»

 

 

 

 

Мастер п/о Васильев В.В.

 

 

 

 

 

 

 

2015г

Все люди разные, они не обязаны быть

похожими друг на друга и хотеть одного

и того же…

Александра Маринина

Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на человека преломляется через его индивидуальные особенности, без учёта которых невозможен действенный процесс воспитания.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения были направлены на воспитание и обучение детей со средним развитием, т.е. не учитывались их индивидуальные особенности. Но студенты поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития . Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя . в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество. Именно с помощью индивидуального подхода мы можем найти «ключ» к каждому студенту.

Индивидуальный подход не является одноразовым мероприятием. Он должен пронизывать всю систему воздействия на студента, потому что это общий принцип всей системы воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход является органической частью учебно-воспитательного процесса, он помогает вовлечь всех студентов в активную урочную и внеурочную деятельность. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

- знание основ психологии и физиологии,

- понимание детей,

- любовь к детям,

- способность педагога размышлять и анализировать,

- постоянная связь классного руководителя с родителями и педагогами-предметниками.

Основная роль в осуществлении личностно-ориентированного подхода в воспитании отводится руководителю группы, именно он является связующим звеном между студентами, преподавателями и родителями.

«Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…» (А.С.Макаренко). Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний классным руководителем психологии. Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения. Значительную помощь руководителю группы в процессе личностно-ориентированного воспитания личности студента может оказать педагог-психолог. Он может не только провести тестирование на выявление личностных качеств, типа темперамента, уровня адаптации (особенно для студентов первого курса), но и дать рекомендации по направлениям индивидуальной работы со студентами. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, черты характера которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

Средний возраст студентов в учреждениях среднего профессионального образования составляет 16-19 лет, что относится к юношескому возрасту.

Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения. Убеждений, жизненного самоопределения и самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего.

У студентов ярко выражено избирательное отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление студентов отмечается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только синзетивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка : изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но заставляет практически решать многие непростые вопросы.

У студентов усиливаются сознательные мотивы поведения. Особое значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива.

Жизненные планы, ценностные ориентации студентов, стоящих на пороге взрослой жизни отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.

Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни человека.

В любой период жизни человек нуждается в заботе и внимании со стороны, и родители должны сделать всё возможное, чтобы поддержать своего ребёнка и помочь ему преодолеть трудности, с которыми их ребёнок сталкивается в любом возрасте. А постоянный контакт классного руководителя с родителями поможет более полно понять причину тех или иных проблем студентов.

Процесс воспитания многогранен и постоянен и должен осуществляться комплексно и целенаправленно. Именно взаимодействие педагога и семьи может дать действенный результат в формировании многосторонне-развитой личности. Жизнь студента не ограничивается только стенами учебного заведения. Именно дома в привычной для ребёнка обстановке он проявляет своё истинное «я», или, если в семье наблюдается нездоровая, конфликтная ситуация, он не находит понимания со стороны близких.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Для формирующейся личности семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на характер и поведение человека. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.

Семья во многом определяет отношение человека к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности.

Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но, все же, ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога.

Работа классного руководителя с семьями – труд нелегкий, но необходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к студентам, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характере студентов.

Личностно-ориентированный подход в воспитании студентов должен охватывать все области их деятельности: учебную, трудовую, культурно-развлекательную и т.д. При проведении индивидуальной работы в процессе различной деятельности классный руководитель группы студентов постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи студентов внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в человеке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, толерантность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. «Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования…» (Барбюс А.). В процессе индивидуального подхода к воспитанию личности студентов, перед преподавателем – воспитателем стоит задача выявить позицию студентов в самой группе (формальные и неформальные лидеры, ведомые члены коллектива), правильно выбрать актив группы, что поможет создать благоприятную психологическую обстановку в коллективе.

Хотелось бы отметить, что изучение индивидуальных особенностей студентов требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу- классному руководителю группы необходимо:

- вести дневник, записывая в нем особенности поведения студентов своей группы, фиксируя как положительные, так и отрицательные случаи, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения;

- регулярно проводить беседы, дискуссии, обсуждать, волнующие студентов проблемы;

- активно участвовать в жизни группы;

- сплачивать коллектив группы, организуя совместные мероприятия;

- взаимодействовать с родителями и психологом.

Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Это педагогически управляемый процесс культурной идентификации , социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка . Именно этой подход определяет положение студента в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъективных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад по теме "Преподавание сольфеджио в ДМШ. Сольфеджио, или любовь с первых нот"

Предмет сольфеджио в ДМШ является одним из сложных предметов. Многие учащиеся откровенно не любят этот предмет. В докладе представлены интересные методические приемы и находки из личного опыта, позвол...

Методический доклад на тему «Самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка как залог успеха их дальнейшего профессионального становления».

Данный доклад освещает актуальность и значимость самостоятельной работы студентов, характеризующуюся как деятельность, связанную с воспитанием мышления будущего профессионала. В данной работе описывае...

Доклад на тему "Роль русской классической литературы в нравственном воспитаниии обучающихся"

Выступление на методическом совещании с докладом на тему "Роль русской классической литературы в нравсвенном воспитаниии обучающихся"...

Методический доклад на тему: «Хореография как одно из средств эстетического воспитания».

Занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к...

Доклад на тему: "Значение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании студентов"

Доклад на тему: "Значение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании студентов". Проблемы сохранения здоровья стали особенно актуаль­ными на современном этапе. Социально-экономические...

Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Использование деловой игры в учебном процессе»

Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Использование деловой игры в учебном процессе»...

Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.

Выдающиеся педагоги  считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...