Методическая разработка «Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках профцикла как условие социализации личности студента»
методическая разработка на тему
Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников. Студенту, оканчивающему учебное заведение, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Для социализации личности обучающегося необходимы: личная успешность, социальная успешность и профессиональная успешность.
В связи с этими требованиями меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_informatsionno-kommunikativnoy_kompetentnosti.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»
Методическая разработка
«Формирование
информационно-коммуникативной
компетентности обучающихся
на уроках профцикла
как условие
социализации личности студента»
Преподаватель: Е.В.Наконечная
2016 год
Учитель прикасается к вечности:
никто не может сказать, где кончается его влияние.
Генри Адамс.
Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников. Студенту, оканчивающему учебное заведение, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Для социализации личности обучающегося необходимы: личная успешность, социальная успешность и профессиональная успешность.
В связи с этими требованиями меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. «Компетентность, - пишет психолог Эвальд Зеер, - это глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и
средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих
умений и навыков. Компетентность предполагает не столько наличие у
специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умения
актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и
использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций».
Выделим следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции.
- Общекультурные компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции.
- Информационно-коммуникативные компетенции.
- Социально-трудовые компетенции.
- Компетенции личностного самосовершенствования.
В своей педагогической деятельности большое внимание необходимо уделять формированию информационно-коммуникативным компетенциям. Она имеет особую значимость в жизни человека, так как
является одним из важных компонентов любой профессиональной
деятельности. Независимо от выбранной специальности выпускникам в
будущем предстоит работать с людьми, а, значит, общаться с ними и
использовать речь как средство воздействия. « Никакие другие способности,
- утверждает Д.Карнеги, - которыми может обладать человек, не позволят
ему сделать столь молниеносную карьеру и добиться признания, как умение
хорошо говорить». А так же специфика уроков профцикла заключается в том, что, во - первых, содержание курсов изначально опирается на работу с различными носителями информации (нормативными документами, учебной и справочной литературой, Интернет – ресурсами и др.); во-вторых, процесс обучения невозможен без умения общаться, формулировать свои мысли, вести диалог. Итак, что включают в себя эти компетенции:
Методов, приёмов, заданий, форм работы, которые помогают формированию компетенций много: проблемное обучение, исследование, ролевые и дидактические игры, применение информационных технологий и технологий критического мышления, применение диалоговой формы обучения и т.д.
Для формирования информационно-коммуникативной компетенций применяется метод проблемного обучения. Он позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, искать нужную информацию. Проблемное обучение перекликается с исследовательским методом, который помогает студенту увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами. Для создания проблемной ситуации так же можно использовать:
1. Факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
3. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, интуицию и умение искать нужную информацию учащимися.
5. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях того или иного выбора.
В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять
причины и следствия, работать и источниками информации и формулировать собственную позицию по заданному вопросу.
Использование технологии игры «Дебаты». Эту технологию можно применять, например, при домашнем задании. Студентов необходимо разделить на две группы и предложить им определённый вопрос (это может быть и тема урока или конкретный вопрос из темы урока), который нужно рассмотреть с позиции отрицания – речь отрицание и с позиции утверждения – речь утверждение с приведениями аргументов.
Формирование информационной компетенции - использование компьютера на занятиях.
На сегодняшний день компьютер является необходимостью для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
Он даёт большие возможности.
Работу по формированию информационно-коммуникационной компетенции можно и нужно проводить и при организации внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по дисциплине "Перевозка грузов на особых условиях"
Методическая разработка...
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...
Доклад на ЦМК 2017-2018 Всестороннее развитие и социализация личности студента
Доклад на ЦМК 2017-2018 Всестороннее развитие и социализация личности студента...
Презентация "Образовательного проекта с учебно-методической разработкой занятия на тему "Создание пейзажа в условиях пленэра"
В данной "Презентации" представлена методическая разработка одного занятия по изобразительному искусству- "Краткосрочный этюд несложного пейзажа с передачей состояния световоздушной сре...
Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция
Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...
Доклад «Психологический комфорт на занятии как условие развития личности студента»
Одним из составляющих компонентов здоровьесберегающих технологий, используемых на занятии, является поддержание положительного психологического климата коллектива во время урока.Психологический климат...
Доклад «Психологический комфорт на занятии как условие развития личности студента»
Одним из составляющих компонентов здоровьесберегающих технологий, используемых на занятии, является поддержание положительного психологического климата коллектива во время урока.Психологический климат...