Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.
статья на тему
Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Плотникова Ирина Анатольевна
Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.
Добрый день, дорогие коллеги! Я уже третий год являюсь классным руководителем группы студентов, обучающихся по специальности «Монтаж и эксплуатация холодильно- компрессорных машин и установок». В каждом из своих студентов я вижу развивающуюся личность, развитию которой я помогаю. По мере взросления моих ребят растут и проблемы, которые мы обсуждаем с ними и пытаемся решить на наших классных часах.
Современная система образования функционирует в условиях многоаспектной модернизации, которая инициирована всем обществом в связи с новыми социальными потребностями и обусловленной этим необходимостью преобразований, переориентации образовательной системы страны. Воспитание по сути своей – процесс, в котором воспитуемый осознает то или иное явление как ценность или не ценность. Воспитывать – не значит указывать человеку, какие поступки следует, а какие не следует совершать. Надо добиться, чтобы у воспитуемого выработались внутренние убеждения в общественной или личной ценности правильного воспитания. Поэтому, основой основ воспитания личности является ее ценностная ориентация.
Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости, показатель меры социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.
Чрезвычайно сложные социально – экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Для выяснения жизненных установок современного студента колледжа, было проведено тестирование по вопросам, предлагавшимся представителям молодежи из разных социальных групп в издании «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Информационно-аналитический бюллетень Института социологии РАН. М.: ИС РАН, 2007.». Конечно, проведенное исследование в колледже, нельзя назвать полным, а выборку для анкетирования репрезентативной. Но ответы на вопросы, которые давали нам студенты, показали следующее:
• студенты колледжа соответствуют средне-статистическому портрету современного молодого человека,
• наша студенческая молодежь серьезно относится к планированию своей жизни, уверена в своих силах;
Но нельзя не отметить следующее. К сожалению, как и большинство представителей нашей молодежи, в вопросах, связанных с моральным и нравственным выбором студенты считали вполне возможным выбор, не соответствующий общепризнанным нормам морали.
Но вселяет оптимизм, что особенностью морали современного общества является то, что знание и умение, которые требуются от работника, все глубже сращиваются с моральными качествами личности. Профессиональные решения все чаще требуют от личности тяжелейшей моральной нагрузки, а этическая взыскательность объективно необходима для обеспечения позитивных результатов профессиональной деятельности. В современном обществе этика добродетелей необходимо должна дополняться институциональной этикой, которая воплощена в соответствующих правилах функционирования социальной системы и совпадает с логикой объективного развития общества. Понятия добра, зла, совести, достоинства, справедливости, ответственности и другие конкретизируются, получают новое содержание, соответствующее возросшему уровню духовной культуры, достижения научных знаний, технологическому процессу воспроизводства.
Смысл самоопределения состоит в способности человека строить свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать свою сущность (П. Г. Щедровицкий). В контексте психолого-педагогического аспекта самоопределение понимается как относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у человека осознания цели и смысла жизни, соотнесение своих желаний, личных качеств, возможностей с предъявляемыми к нему требованиями со стороны окружающих и общества.
Изучая современную молодежь, ученые обнаружили, что во всех обществах, испытывающих на себе то или иное влияние процессов модернизации, формируется т.н. современный тип личности. Современный человек – это активный гражданин, с развитым чувством социальной ответственности, внутренне независимый и интеллектуально самостоятельный, открытый всему новому, отличающийся толерантностью к окружающим и уважительным отношением к законам. Мне кажется, это и есть обобщенный портрет личности, который нам необходимо воспитать в процессе обучения в колледже.
За фактическую основу для проведения данного классного часа были взяты результаты следующих аналитических исследований:
1. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Информационно-аналитический бюллетень Института социологии РАН. М.: ИС РАН, 2007.
2. Молодежь новой России: социокультурный портрет : результаты областного исследования / Волгогр. обл. юнош. б-ка ; инновац.-метод. отд.; сост. М. П. Веденина, Е. А. Филимонова; отв. за вып. Е. Г. Наумова. – Волгоград, 2009.
3. Горшков М.К. , Шереги Ф.Э Молодежь России: социологический портрет. – М.: ЦСПиМ, 2014.
Практическая часть представленного классного часа была создана с использованием литературы:
4. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.Школа классных руководителей).
5. Грецев А.Г. Тренинг общения для подростков. –СПб.:Питер,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)
Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития речи у детей с целью преодоления будущими воспитате...
Статья "Формирование готовности студентов колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» к применению в педагогической деятельности технологии ТРИЗ"
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьки...
Статья «Формирование у студентов педагогического колледжа навыков общения с родителями в дошкольных учреждениях» (на примере использования разных технологий)
Аннотация: в статье представлен опыт работы по использованию различных технологий обучения студентов на занятиях по Теории и методике развития речи у детей с целью преодоления будущ...
Статья « Формирование личности ребенка через организацию воспитательного пространства в учреждении».
Статья посвящена устаавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимодействия друг с другом....
Статья "Значение изучения родного края в формировании личности студента (на примере внеклассной работы ГАПОУ "СаМеК")
В своей статье я делюсь опытом организации и ведения краеведческой работы со студетами первого курса. В статье говорится о конкретных краеведческих мероприятиях, проводимых в городе ...
Работа мастера производственного обучения в колледже - основные аспекты.
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного...
Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция
Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...