Программа кружка «Художественное чтение» для 5-х классов
рабочая программа

Кузнецова Галина Михайловна

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся.  Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_5_klass.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области

Согласовано

зам. директора по УР:

__________/С.П. Шарова/

«___»________2018    г.

Утверждаю:                

 Директор ГБОУ СОШ № 2 с.Обшаровка

___________    /О.Р. Кузнецова /

«_____» «________» 2018    г

Программа

кружка «Художественное чтение»

для 5-х классов

Учитель: Кузнецова Г.М.

2018-2019 учебный год


Содержание:

Пояснительная записка

Приемы и методы обучения, состав кружка,  результативность работы

Учебно-тематический план

Основное содержание тематического плана

Информационно-методическое обеспечение

                          

                                                         Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся.  Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.  

 Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство  писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен,  разнообразен,  неисчерпаем мир слова.

Программа рассчитана на 64 часа, (2 часа в неделю) развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Цели:

Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;

Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;

Задачи:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с   орфоэпическими нормами

-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора  - главная задача выразительного чтения 

Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и  дыхательную гимнастику,  работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.

Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь      которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.

Состав кружка 

Кружок состоит из учащихся 5-х классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.

Результативность работы кружка  

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Учащиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.    

 

Учебно-тематический план.

 №

Тема (блок)

 

 

1

Введение

2

Техника речи

3

Правила литературного произношения

4

Интонация

5

Рассказывание

6

Мимика и жестикуляция

7.

Формы построения стихотворений

8

Средства выразительности

 

Всего часов 64

Дата

Тема (блок)

Кол-во часов

Форма занятия

Учебный материал

Примечание

 

Введение

Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

Техника речи.

2)Искусство  дыхания

1

1

Беседа (теория)

Стихи А.С.Пушкина

 

 

3)Голос

2

Практическое

Стихи Н.А. Некрасова

 

 

4)Дикция

2

Практическое

Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

 

 

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся

3

Практическое

Стихи о Родине

 

 

6)Конкурс чтецов (любимые стихи)

2

Конкурс

Стихи о Родине

 

 

Правила литературного произношения 

7)Теоретические сведения о логике чтения. 

1

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

8)Орфоэпическое произношение

1

Практическое

Стихи о родной природе

 

 

9)Тренировочные упражнения

2

Практическое

Стихи А.Блока

 

 

Интонация.

10)Темп. Ритм. 

1

Беседа (теория)

Стихи В. Маяковского

 

 

11)Эмоционально-образная выразительность

2

Практическое

Стихи Сергея Есенина

 

 

12)Сопереживание. 

2

Практическое

Стихи патриотической тематики

 

 

13)Паузы

2

Практическое

Любовная лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова

 

 

14) Чтение по ролям

2

Практическое

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

 

 

15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

2

Конкурс

Стихи С. Есенина,

Ф. Тютчева, А. Фета и др.

 

 

16)Выразительное чтение прозы

2

Практическое 

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

 

 

Рассказывание        

17)Виды рассказывания

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

18)Рассказ близкий к тексту

2

Практическое

И.С. Тургенев «Бежин луг»

 

 

19)Рассказ в сокращении

2

Практическое

И.С.Тургенев «Бирюк»

 

 

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

2

Практическое

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

 

 

21)Импровизированный рассказ

2

Практическое 

А.П. Чехов «Хамелион»

 

 

22)Рассказывание в детской аудитории

2

Практическое

А. Гончарова «История енотика Ени»

 

 

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте 

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

24)Особенности чтения басни. 

2

Практическое

Басни И. С. Крылова.

 

 

25)Чтение оды

2

Практическое

Оды  Державина, Ломоносова

 

 

26)Баллады

2

Практическое 

Баллады В. А. Жуковского

 

 

27)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Произведения разных литературных жанров.

 

 

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. 

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

А.Кольцов « Кольцо»

 

 

29) Эхо рифма

2

Практическое

В.С. Курочкин «Я не поэт…»

 

 

30) Фигурные стихи

2

Практическое

Стихи В. Брюсова

 

 

31)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Пейзажная лирика

 

 

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория

2

Беседа (теория)

Лекция учителя

 

 

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

2

Практическое

Патриотическая лирика

 

 

34)Конкурс стихов о Шарье

2

Конкурс 

Пейзажная лирика

 

 

35)Подведение итогов работы.

1

 

 

 

 

 

64

 

 

 


 

Информационно-методическое обеспечение

      Н.С. Сухоцкая «В школьном театре», изд. «Дрофа», М.: 2007 год

Б.Т. Панов «Внеклассная работа по литературе», изд-во «Лицей», 2013 год.       

А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год

Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие.  Москва 2003 год

В. М. Симонов.  Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.

О.В. Кубасова «Выразительное чтение». – М., 2007г.

Литература. 6 кл. Учебн.- хрестоматия для общеобразоват.учреждений. в 2 ч. Под редакцией В.Я. Коровиной. – 2013.

Литер.: 5-6кл. Учеб.хрест. Авт. Сост. – Ю.В.Лебедев М.: Просвещ.,2002 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)

Предлагаю  вариант рабочей программы курса  "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...

рабочая программа кружка "Художественная композиция"

Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...

УМК кружка "Художественная композиция"

Данный материал подобран в соответствии с тематическим планом программы кружка "Художественная композиция". Представлен учебный и иллюстративный материал по основным разделам программы (роспись п...

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс...

Программа кружка "Выразительное чтение"

авторская программа для младших воспитанников по улучшению техники чтения...

Программа кружка художественно-эстетического направления, по рисованию"Тропинки творчества"

Программа «Тропинки творчества» -это курс интеллектуально-творческого  взаимодействия и развития дошкольного и младшего школьного возраст. У меня возникла идея создания творчески разн...

Программа учебного предмета Чтение (VIII вид) 5 класс

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов комму...