РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
рабочая программа
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование (базовая (углубленная подготовка), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование».
Организация – разработчик:
БУ «Урайский политехнический колледж»
Разработчик: Преподаватель первой квалификационной категории Елизарова Людмила Анатольевна
Скачать:
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Специальность:
44.02.01 Дошкольное образование
Укрупненная группа специальностей:
44.00.00. Образование и педагогические науки
Уровень подготовки: базовая (углубленная подготовка)
2018 год
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование (базовая (углубленная подготовка), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование».
Организация – разработчик:
БУ «Урайский политехнический колледж»
Разработчик: Преподаватель первой квалификационной категории Елизарова Людмила Анатольевна
РАССМОТРЕНА | |||||||||||
на заседании кафедры | |||||||||||
Образования и педагогических наук | |||||||||||
Протокол № | 1 | ||||||||||
от | « | 31 | » | 08 | 20 | 18 | г. | ||||
Руководитель кафедры | |||||||||||
/ | Елизарова Л.А. | / | |||||||||
подпись | ФИО |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Область применения программы
- Рабочая программа профессионального модуля пм.05 методическое обеспечение образовательного процесса является частью типовой основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.01 Дошкольное образование (углубленная подготовка), входит в укрупненную группу специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):методическое обеспечение образовательного процесса, соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду;
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений;
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
- Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных;
Участия в создании предметно-развивающей среды;
Изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;
Оформления портфолио педагогических достижений;
Презентация педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений;
Участия в исследовательской и проектной деятельности.
уметь:
Анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;
Определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников;
Осуществлять планирование с учётом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;
Определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
Сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учётом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников;
Адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
Создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;
Готовить и оформлять отчёты, рефераты, конспекты;
С помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования;
Использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с родителем;
Оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
Определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.
знать:
Теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;
Концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
Теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;
Методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации;
Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования;
Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;
Источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
Логику подготовки и требования к устному выступлению, отчёту, реферированию, конспектированию;
Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
- Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 396 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 288 часов,
включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 192 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 96 часов;
производственной практики – 108 часов.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 5.1. | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; |
ПК 5.2. | Создавать в группе предметно-развивающую среду; |
ПК 5.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов; |
ПК 5.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений; |
ПК 5.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. Определять цели и задачи, планировать занятия. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
ОК 12. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
- СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 5.1. - ПК 5.4. | Раздел 1. Организация методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения | 153 | 102 | 64 | |||||
ПК 5.5. | Раздел 2. Организация исследовательской и проектной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения | 135 | 90 | 46 | |||||
Производственная практика (по профилю специальности) | 108 | ||||||||
Всего: | 396 | 192 | 110 |
- Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) ПМ.05 методическое обеспечение образовательного процесса
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
МДК. 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста | ||||
Раздел 1. Организация методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения | ||||
Тема 1.1. Основы работы методической работы воспитателя. Понятие о педагогических технологиях | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Практическая № 1. Нормативная, методическая документация, регламентирующая деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ): примерные и вариативные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Программа развития ДОУ. Годовой план ДОУ. Календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы воспитателей возрастных групп. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Проведение анализа Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. Проведение анализа приказа Минобразования и науки № 655 от 23 ноября 2009 о ФГТ Проведение анализа структуры и содержания годового плана ДОУ | 4 | |||
2 | Методическая деятельность воспитателя. | 4 | 2 | |
3 | Практическая № 2. Методический кабинет в ДОУ. Цели, задачи, направления работы методического кабинета. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Изучение методической литературы по одной из проблем дошкольного воспитания (проблема на выбор студента) Составление картотеки методической литературы | 6 | |||
4 | Практическая № 3.Направления работы методической службы ДОУ. Инновационная педагогическая деятельность в ДОУ. | 2 | ||
5 | Инновационная педагогическая деятельность в ДОУ. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании. | 2 | 2 | |
6 | Проектная деятельность в дошкольном образовании. Проектная деятельность воспитателя, направленная на решение практических задач и проблем ДОУ. Виды проектов. Принципы конструирования образовательных проектов. Этапы работы над проектом. Рейтинговая оценка проекта. Методика организации проектно-исследовательской деятельности дошкольников. Типы детских проектов. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Выполнение анализа статей из педагогических журналов (на выбор) по использованию современных образовательных технологий в дошкольном образовании и организации проектно-исследвательской деятельности | 6 | |||
7 | Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Понятие о среде развития ребенка как о комплексе материальнотехнических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей. Роль среды в воспитании, образовании и развитии ребенка. Построение среды в зависимости от детских потребностей, принципы. Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. | 2 | 2 | |
Тема 1.2. Концептуальные основы и содержание программного обеспечения воспитательно - образовательного процесса в ДОУ | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Программное обеспечение и материалы планирования. Образовательная программа, реализующая цели и задачи воспитательно-образовательного процесса учреждения. Функции, взаимосвязь и содержание образовательной программы ДОУ. Программы развития, годового плана учреждения и планы воспитательно образовательной работы воспитателя. Понятие о вариативности и парциальной авторских программ воспитания и образования дошкольников. | |||
Тема 1.3. Структура и содержание плана воспитательно - образовательной работы воспитателя | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Понятие «планирование», подходы к планированию, принципы планирования. Виды планирования воспитательно - образовательного процесса | |||
Практические занятия | 16 | |||
Практическое занятие № 4. Составление алгоритма разработки рабочей программы воспитательно -образовательной работы воспитателя с детьми дошкольного возраста. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Выполнение письменного анализа плана воспитательно-образовательной работы на соответствие основным принципам планирования. Выполнение анализа плана воспитателя: перспективного и календарно планирования, материалов диагностики, индивидуальной и коррекционной работы с детьми возраста в течение дня. Разработать свою форму плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного | 12 | |||
Тема 1.4. Участие воспитателя в методической работе ДОУ | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Участие в семинарах и семинарах практикумах, деловых играх, круглых столах и «педагогических гостиных». Проведение открытых показов. Работа над методической темой. Самообразование воспитателей. Научно-практическая деятельность воспитателя. Работа с банком данных диагностических и коррекционно-развивающих программ | |||
Практические занятия | 16 | |||
Практическое занятие № 5. Изучение анализа планирования воспитательно-образовательного процесса с учётом особенностей возраста и отдельных воспитанников. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Выполнение самоанализа трудностей обучающихся в учебной деятельности. Составление плана самообразования | 6 | |||
Тема 1.5. Методический кабинет ДОУ | 1 | Функции методического кабинета дошкольного учреждения в методической деятельности воспитателя. Методический кабинет как условие обеспечения качественного воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Функции кабинета. Оборудование и материалы методического кабинета. | 2 | 2 |
Практические занятия | 16 | |||
Практическое занятие № 6.Подбор, разработка и оформление комплектов методических материалов с учётом особенностей возраста и отдельных воспитанников. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Выполнение анализа методического комплекса и дидактических пособий для образовательной деятельности воспитателя в группе детского сада. Выполнение анализа конспектов работы воспитателей дошкольных учреждений по одному из видов деятельности (трудовой, игровой, учебно-познавательной, художественной и т.д.). Оценка соответствия структуры и содержания конспекта методических рекомендаций. Разработка проекта оформления методического кабинета ДОУ | 11 | |||
Содержание учебного материала | ||||
Формы анализа календарно-тематических планов, перспективных планов. | ||||
Тема 1.6. Изучение и систематизация педагогического опыта | Содержание учебного материала | |||
1 | Понятие о портфолио личных достижений педагога. Понятие, содержание портфолио современного педагога. | 2 | 2 | |
2 | Методические разработки и конспекты организующих моментов, наглядный дидактический материал и пособия, литература и картотеки, материалы для родителей воспитанников.Материалы планирования. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Изучить компетенции воспитателя и определить возможные формы самообразования по каждой из них Составить портфолио личных достижений в профессиональной деятельности | 6 | |||
Тема 1.7. Организация предметно- развивающей среды в ДОУ | Практические занятия | 16 | ||
Практическое занятие № 7. Создание проекта предметно-развивающей среды группы ДОУ (возрастная группа по выбору обучающихся) | ||||
МДК 05.02. Психолого – педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста | ||||
Раздел 2. Организация исследовательской и проектной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения | ||||
Тема 2.1. Теоретические основы исследовательской деятельности в образовании | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Наука и научное познание Понятие «наука», «научное исследование» и их характеристика. Особенности научных знаний. Научноисследовательская деятельность как форма научного познания. Понятие о психолого-педагогическом исследовании. Формы учебно-исследовательской деятельности | |||
2 | Виды научных и методических работ Понятие о функциональных и прикладных исследованиях. Формы представления научно-методических работ | 4 | 2 | |
3 | Методологические основы психолого-педагогического исследования Понятие «методология науки» и её уровни, характеристика научного исследования, вид и этапы выполнения. Признаки научного исследования. Понятийный аппарат научного исследования; проблема, предмет, гипотеза, цели и задачи. Логика педагогического исследования | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Формирование цели, предмета и объекта исследования, составление его структуры. Выполнение анализа публикаций периодической печати за последние 2-3 года. Выбор темы для создания исследовательского проекта. | 22 | |||
Практические занятия | 14 | |||
Практическое занятие № 5 Разработка плана эксперимента по заданной теме и формулирование научно-методического аппарата исследования. | ||||
Тема 2.2. Методы психологопедагогического исследования | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Классификация и характеристика методов психолого-педагогического исследования. Методы научного познания и их классификация. Теоретические методы психолого-педагогического исследования. Методы сравнительно-исторического анализа, теоретического моделирования и др. Эмпирические методы психоло- го-педагогического исследования. Характеристика наблюдения и его виды. Эксперимент и его виды. Этапы подготовки и проведения эксперимента. Опросные методы. Анкетирование. Обобщение педагогического опыта. Изучение результатов деятельности детей. Изучение и анализ документации и др. Методы математической статистики (качественный и количественный анализ результатов исследования). Графические методы исследования | |||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Тема 2.3. Технология работы с информационными источниками | 1 | Этапы информационного поиска материалов передового педагогического поиска и образовательных технологий в области дошкольного образования Определение темы и проблемных вопросов исследования. Выделение основных понятий. Работа со словарями. Сбор ключевых понятий будущего исследования, выявление их взаимоотношений и взаимосвязей. Принципы составления плана будущего исследования. Отбор и работа со справочной литературой, публикациями, статьями. Изучение, анализ и фиксация материалов научных исследований. Изучение, анализ и фиксация материалов распространения передового педагогического опыта. Изучение, анализ и фиксация материалов внутреннего педагогического опыта дошкольного учреждения. | 23 | 2 |
2 | Виды и формы фиксации исследовательских работ. Виды чтения. Понятие об аннотации. Виды аннотации. Цитирование. Конспект, реферат, отчёт. Требования к оформлению. Представления табличного и иллюстративного материала. | 4 | ||
Практические занятия | 16 | |||
Практическое занятие № 6 Выполнение анализа литературы и библиографии в соответствии с требованиями ГОСТа. | ||||
Тема 2.4. Организация исследовательской и проектной деятельности воспитателя в области дошкольного образования | Содержание учебного материала | |||
1 | Особенности подготовки и проведения исследовательских работ. Виды исследовательских работ обучающихся. Сравнительная характеристика курсового проектирования и выпускной квалификационной работы. Определение цели, задач и этапов исследовательской и проектной деятельности. | 4 | ||
2 | Характеристика курсовой работы и курсового проектирования. Структурные компоненты курсовой работы. Содержание работы и её виды. Требования к введению курсовой работы. Требования к основной части исследовательской работы. Алгоритм определения и оформления заключения. Требования к оформлению работы. | 4 | ||
3 | Проектная деятельность. Проектная деятельность как деятельность, направленная на решение практических задач и проблем дошкольных образовательных учреждений. Понятие о проектной деятельности. Практическая направленность проектной деятельности. Виды проектов. Структура исследовательских работ проектного характера. Презентация проекта. | 4 | ||
4 | Выпускная квалификационная работа как вид исследовательской деятельности обучающихся. Понятие о выпускных квалификационной работе как о самостоятельной профессиональной деятельности, подтверждающей будущую квалификацию обучающегося. Виды выпускных квалификационных работ. Структура и содержание выпускной квалификационной работы. Фиксация и оформление результатов исследовательской и экспериментальной деятельности. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы. | 4 | ||
5 | Защита исследовательской работы. Структурно-логическая схема устного выступления. Подготовка выступления: презентации, содержание доклада. Критерии оценки защиты выпускной квалификационной работы. | 4 | ||
Практические занятия | 16 | |||
Практическое занятие № 7 Оформление сравнительной таблицы курсовой и выпускной квалификационных работ | ||||
Всего | 288 | |||
Производственная практика Виды работ | 108 | |||
Создание картотеки педагогического опыта воспитателей ДОУ (работа в методическом кабинете образовательного учреждения); Разработка критериев и оценки детских проектных работ; Выполнение анализа соответствия предметно-развивающей среды группы детского сада принципам построения; Мониторинг деятельности воспитателя по созданию предметно-игровой среды в возрастных группах ДОУ; Разработка плана и проведение индивидуальных занятий по проблемам развития детей; Изучение педагогического опыта работы воспитателя с детьми по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста (возраст детей - на выбор). Составление аналитической справки; Выполнение диагностики уровня развития игровой деятельности детей дошкольного возраста (возраст детей - на выбор); Составление перспективного планирования по заданной теме. | ||||
Всего | 396 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Педагогика и психология».
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя;
Рабочие места по количеству обучающихся;
Наглядные пособия;
Нормативно-правовые документы и инструкции.
Компьютеры с выходом в Интернет;
Интерактивная доска;
Аудиотехника, видеотехника;
Мультимедийное оборудование;
Диски с компьютерными программами обучения детей дошкольного возраста.
Телевизор.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 416 с.
Дополнительные источники:
Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 48 с.
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада/ Л.В. Загик., Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.: ил.
Демидова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом: для молодой заведующей. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
Детский сад и семья/ Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Г одина, Д.В. Загик и др.; Под ред. Т.А. Марковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
Женило М.Ю. Детский сад от А доЯ: книга руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения. /Под ред Н.Ф. Дика. Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 416 с.
Калмыкова В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе: книга для инструктора и методиста района. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие. 2 части. - М: ЦГЛ, 2004, 352 с.
Новикова Г.П. Управление дошкольным учреждением в современных условиях: пособие для руководителя ДОУ. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 80 с.
Нормативно-правовая база дошкольного образования. Сборник документов. - М.: Воспитание дошкольника, 2008. - 384 с.
Саморукова П.Г. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы в детском саду: учебное пособие. - Л.: ЛОТКЗ ГПИ им. А.И. Герцена, 1973. - с. 32.
Электронное учебно-методическое пособие по курсу: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста»// Барсукова Л.С., Хмелинина О.А. - М.: ГБОУ СПО ПК № 6, 2009
Интернет-ресурсы
http://www.maaam.ru - международный рускоязычный социальный образовательный интернет-ресурс;
http://doshvozrast.ru - воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье;
http://www.zanimatika.narod.ru - методическая копилка учителя, воспитателя, родителя;
http://kuzminaalena.blogspot.ru/ - методическая работа в детском саду;
Общие требования к организации образовательного процесса
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в структуре основных образовательных программ СПО по специальности 050144 Дошкольное образование, а также при повышении квалификации и переподготовке в области дошкольного образования, при наличии основного общего или среднего полного образования.
При организации работы по ПМ необходимо учитывать общие дидактические принципы обучения: систематичности, последовательности, наглядности, достаточного уровня сложности, учета индивидуальных особенностей обучающихся и группы в целом, концентричности, принципа осознания процесса обучения.
В целях реализации компетентностного подхода более качественного обучения при освоении профессионального модуля учебное заведение должно предусмотреть использование в образовательном процессе активных и интерактивных занятий (компьютерных стимуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий).
Учебные занятия проводятся в традиционной и вариативных формах, с применением методов проблемного обучения, поисковой деятельности; использованием фронтальной, подгрупповой и индивидуальных форм работы.
Учебные занятия проводятся в соответствии с требованиями по технике безопасности в технически и методически оснащенных кабинетах в соответствии с расписанием.
При изучении модуля проводятся лекционные, семинарские, практические занятия со студентами. На лекционных занятиях раскрываются основные вопросы междисциплинарных курсов. На практических занятиях студенты отрабатывают свои умения, получают навыки экспериментальной, поисковой деятельности. Самостоятельная работа включает разные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов при организации аудиторных и внеаудиторных занятий. В содержание самостоятельной работы входит изучение литературных источников, разработка планов-конспектов занятий, выполнение разнообразных заданий. В рамках внеаудиторной работы планируется проведение экскурсий со студентами.
При освоении модуля предполагается организация производственной практики. Производственная практика проводится в дошкольных образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. При выполнении заданий на производственной практике студенты получают методическую, консультационную помощь.
В целях контроля освоения профессионального модуля проводятся текущий и промежуточный контроль, зачет, контрольная работа, предполагается комплексный экзамен по МДК, оформление портфолио.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Педагогический состав:дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. | аргументированность выбора методических материалов; полнота и правильность методических материалов, их соответствие требованиям нормативно правовых документов и современным тенденциям в сфере дошкольного образования; соответствие разработанных методических материалов требованиям ФГОС ДО | Экспертная оценка на педагогической практике и практическом занятии. Тестирование |
ПК 2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. | соответствие образовательного пространства возрастным и индивидуальным особенностям детей; соответствие предметноразвивающей среды предъявленным требованиям: гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса | Текущий контроль в процессе производственной практики профессионального модуля. Экспертная оценка на производственной практике и практическом занятии |
ПК 3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | аргументированность выбора педагогического опыта для систематизации на основе изучения профессиональной литературы; обоснованность выбора педагогической и методической литературы в области дошкольного образования; соответствие анализа содержания разработки заявленной проблеме; аргументированность выбора способа решения педагогических проблем методического характера; полнота анализа педагогического опыта и образовательных технологий воспитателей ДОУ; соответствие выбранной образовательной технологии цели содержанию, методам и средствам образования дошкольников; логичность составленной программы самосовершенствования педагогического мастерства; ясность и аргументированность изложения собственного мнения; соблюдение этических норм при анализе и оценке педагогического опыта и образовательных технологий | Текущий контроль в форме устного опроса, письменного творческого отчета. Экспертная оценка на практическом занятии. Экспертная оценка на производст- вен-ной практике. |
ПК 4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др. | актуальность педагогических разработок различных видов в соответствии с заявленной формой в виде отчетов, рефератов, выступлений; соответствие представленных педагогических разработок установленным требованиям к написанию методических разработок; полнота оформления портфолио педагогических достижений в соответствии с требованиями | Отчет по практике. Презентация и защита портфолио. Взаимоанализ педагогических разработок. экспертная оценка педагогических разработок |
ПК 5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования. | соответствие результата исследовательской и проектной деятельности поставленным целям; логическая связь в постановке це- лей.задач планирования исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования; обоснованность(правильность) выбора методов и методик педагогического исследования и проектирования; правильность оформления результатов педагогического исследования и проектирования установленным требованиям | Экспертная оценка учебного исследования: курсовая работа выпускная квалификационная работа |
Итоговый контроль | Экзамен по профессиональному модулю |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии (воспитателя ДОУ); наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики: проявление интереса к педагогический литературе и педагогическим новациям | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики (при выполнении работ по производственной практике); отзыв по итогам практики; презентация методических разработок |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | рациональность планирования и организации методической и исследовательской деятельности; обоснованность постановки цели.выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач | Решение ситуационных задач; оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | - адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики. Решение ситуационных задач |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - обоснованность отбора и использования необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач.профессионального и личностного развития | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики. Экспертная оценка в ходе выполнения исследовательской и проектной работы студента |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | - рациональное использование информационнокоммуникационных технологий как методического оснащения профессиональной деятельности | Представление методических разработок с ИКТ |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - бесконфликтное взаимодействие с участниками педагогического процесса: с обучающимися, воспитателями, родителями и социальными партнерами при разработке методических материалов | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе производственной практики |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | рациональность в постановке цели.выборе методов и приемов; умение планировать организацию и контроль деятельности детей; проявление ответственности за качество образовательного процесса | Оценка планов занятий и мероприятий. Оценка организаторских способностей на основе портфолио |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - уровень самостоятельности при планировании обучающимся повышения личностного и профессионального уровня | Рефлексивный анализ (личный маршрут студента). Оценка динамики развития |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | способность адаптировать методические материалы к изменяющимся условиям профессиональной деятельности с учетом психологопедагогических особенностей детей и вида образовательного учреждения; проявление интереса к инновациям в области дошкольного образования | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе производственной практики |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | своевременное планирование способов (форм и методов) профилактики травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья детей; соблюдение техники безопасности при организации образовательного процесса | Наблюдение и оценка мероприятий в ходе производственной практики |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | - соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке методических материалов | Наблюдение и оценка мероприятий |
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний | - своевременно исполнять воинскую обязанность (для юношей) | Наблюдение и оценка отношения юношей к воинской обязанности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Задания для СРС составлены в соответствии с рабочей программой по указанному профессиональному модулю...
Рабочая программа профессионального модуля.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа профессионального модуля.04 Методическое обеспечение образовательного процесса разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса для СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Методическая разработка "Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса" адресована для преподавателей СПО, реализующих препо...
Методические рекомендации по проведению комплексного экзамена по профессиональному модулю ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе
В сборнике представлены основные требования к результатам освоения профессионального модуля, форма проведения экзамена, регламент, критерии оценки для студентов очной форы обучения Государственного бю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...