Рабочая программа профессионального модуля.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
рабочая программа на тему
Рабочая программа профессионального модуля.04 Методическое обеспечение образовательного процесса разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
44.02.02_pm.04_metodicheskoe_obespechenie_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 78.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГБОУ СПО
«Братский педагогический
колледж»
_________ /Г.М. Парилова/
«___» __________ 20 ___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
3 г.10 м., форма обучения очная
Тулун, 2014
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах и примерной программы профессионального модуля (авторы - Воробьева Н.Г., преподаватель педагогики, заместитель директора по НМР ОГОУ СПО «Иркутский государственный педагогический колледж №1»,Колесникова Л.И., к.п.н., преподаватель педагогики, методист по НМР, ОГОУ СПО «Иркутский государственный педагогический колледж №1»), рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Разработчик: Парфирьева Инна Владимировна преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории
Рецензент: Войлошникова Людмила Викторовна, преподаватель психолого – педагогических дисциплин первой квалификационной категории
РекомендованаДЦК психолого – педагогических дисциплин
Протокол заседания ДЦК психолого – педагогических дисциплин №____________ от «____»__________20__ г.
Согласовано с научно-методическим советом колледжа
Протокол научно-методического совета колледжа
№____________ от «____»__________20__ г.
.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 9 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 15 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Методическое обеспечение образовательного процесса
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классахв части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): методическое обеспечение образовательного процесса и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
- Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
- Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образованияна основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
- Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использованадля повышения квалификации учителей начальных классов, имеющих среднее профессиональное образование. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;
- участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности.
уметь:
- анализировать образовательные стандарты, примерные программы начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;
- определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание младших школьников;
- осуществлять планирование с учетом возрастных индивидуально-психологических особенностей занимающихся;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- адаптировать имеющиеся методические разработки;
- сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся
- создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего образования;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.
знать:
- теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов;
- теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, требования к оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете;
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего –171 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –135 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 89 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 46 часов;
производственной практики – 36часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1 | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
ПК 4.2 | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. |
ПК 4.3 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образованияна основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.4 | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 4.5 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимый для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением её правовых норм |
ОК 12 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 4.3, ПК 4.5 | Раздел 1.Организация проектно-исследовательской деятельности учителя начальных классов. | 67 | 44 | 20 | - | 23 | - | - | - |
ПК 4.1 ПК 4.2, ПК 4.4. | Раздел 2. Организация методической работы учителя начальных классов | 104 | 45 | 22 | 23 | - | 36 | ||
Всего: | 171 | 89 | 42 | - | 46 | - | - | 36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел ПМ 1. Организация проектно-исследовательской деятельности учителя начальных классов. | 67 | |||
МДК. 04.01.Теоретическиеи прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов. | 67 | |||
Тема 1.1.Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Общая характеристика методологии педагогического исследования. Специфика прикладного педагогического исследования. Методологическая культура учителя. Ценности и смыслы проектно-исследовательской деятельности учителя как обязательного компонента его профессионально-педагогической деятельности. | 2 | ||
2 | Методологические характеристики психолого-педагогического исследования. Логика и структура педагогического исследования. | 2 | ||
3 | Педагогическое проектирование: сущность, принципы, этапы осуществления, критерии эффективности. Виды и классификация педагогических проектов. Проектировочная культура педагога. | 2 | ||
4 | Учебно-исследовательскаяи проектная деятельность студентов как часть их профессиональной подготовки: ценности и смыслы Основные виды учебно-педагогического исследования в колледже, их сравнительная характеристика. Нормативно-методическая и информационная база выполнения проектно-исследовательских работ в колледже. | 3 | ||
5 | Выполнение реферата (реферирование) и курсовой работы: цель, типы, структура, логика подготовки, требования к оформлению и проведению защиты, критерии оценки качества. | 2 | ||
6 | Выпускная квалификационная работа: цель, виды, типы, структура, логика выполнения, требования к оформлению результатов работы и проведению защиты, критерии оценки качества дипломного исследования. | 3 | ||
7 | Дипломный проект как вид ВКР: общая характеристика, структура, технология выполнения, правила оформления и проведения защиты. Сравнительная характеристика дипломного проекта и дипломной работы как видов ВКР. | 2 | ||
Практические занятия | 10 | |||
1 | Выявление психолого-педагогических и методических проблем на основе анализа документальных источников информации. | |||
2 | Практикум поанализуи конструированию примерных тем исследования,обоснованию актуальности психолого-педагогического исследования. | |||
3 | Практикум по определению методологических характеристик психолого-педагогического исследования (идея, объект, предмет исследования, гипотеза, цель, задачи) | |||
4 | Практикум по планированию исследовательской и проектной деятельности. | |||
5 | Анализ оформлениякурсовых и ВКР на соответствие требованиям к их оформлению. | |||
Тема 1.2. Методы и методикапсихолого-педагогического исследования и проектирования | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Общее понятие о методах и методике психолого-педагогического исследования. Теоретические методы исследования. Работа с научной литературой. Способы фиксации изученной информации (схемы, тезисы, аннотации, таблицы, конспектирование: логика выполнения, требования к оформлению. | 2 | ||
2 | Методы сбора информации на практике (эмпирические). | 3 | ||
3 | Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогических исследованиях. | 3 | ||
4 | Общеметодологические требования к выбору методов исследования. Обработка и интерпретация результатов исследования. Логика подготовки к отчету о результатах исследовательской/проектной деятельности | 2 | ||
Практические занятия | 6 | |||
1 | Практикум по выбору методов исследования и составление программы исследования. | |||
2 | Обработка и интерпретация информации, полученной с помощью методов исследования. | |||
3 | Работа над подготовкой текста отчета об исследовательской работе. | |||
Тема 1.3. Обобщение, представление и распространение педагогического опыта | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Оформление результатовпроектно-исследовательскойработы: виды, требования. Педагогический опыт: источники, способы обобщения педагогического опыта, представления и распространения педагогического опыта. Логика подготовки | 3 | ||
2 | Характеристика мероприятий, обеспечивающих обмени распространение результатов педагогических исследований и педагогического опыта. Внедрение результатов исследования в практику. | 2 | ||
3 | Публичное выступление по результатам исследования: логика подготовки, критерии выбора, формы представления результатов, правила и рекомендации. | 3 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Подбор и анализ источников обобщения педагогического опыта. Выбор способа изучения и обобщения педагогического опыта (статья, доклад, реферат). Составление плана обобщения опыта. | |||
2 | Анализ публичных выступлений и презентаций по результатам студенческих исследований. | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Составление аннотированного списка литературы в соответствии с требованиямипо педагогическим проблемам методического характера в области начального общего образования. Упражнения в составлении тезисов, оформлении цитат. Работа с текстами: составление схем, аннотаций, кластеров, таблиц. Подготовкаответовна вопросы. Конспектирование и реферирование психолого-педагогической, методической литературы по проблемам начального общего образования. Формулировка методологического аппарата курсовой работы. Разработка примернойструктуры курсовой работы. Анализматериалов, отражающих результатыисследования – графики, диаграммы, таблицы, схемы, рисунки. Подготовка устных выступлений (сообщений, доклада), написание статьи, составление компьютерной презентации. Составление рецензий/отзывов на проектные/ исследовательские работы. | 26 | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Характеристика методов и методик исследования. Актуальные проблемы начального общего образования. Способыфиксации и обработки информации. Подготовкак представлению и защите результатовучебно-исследовательскойдеятельности. Характеристика основных видов изложенияи представления результатов исследования и педагогического опыта. | ||||
Раздел ПМ 2. Организация методической работы учителя начальных классов | 104 | |||
МДК. 04.01.Теоретическиеи прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов | 68 | |||
Тема 2.1. Теоретические основы методической работы учителя начальных классов | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
Методическая работа педагога учителя начальных классов. Сущность и особенности иосновные виды методической деятельности учителя начальных классов. Уровни методической работы педагога учителя начальных классов. Роль методической работы в самосовершенствовании педагогического мастерства учителя. Общая характеристика форм методической деятельности учителя начальных классов: коллективные и индивидуальные формы. | ||||
Портфолио педагогических достижений как вид методической продукции. Определение портфолио, область применения, виды, структура.Основные подходы к составлению портфолио.Общие требования к содержанию и оформлению портфолио. | 3 | |||
Компоненты предметно-развивающей среды. Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете (мастерской, лаборатории). Паспорт кабинета. | 2 | |||
Практическиезанятия | 8 | |||
Анализ педагогических проблем методического характера и проектирование способа их решения. Формулирование темметодической работы учителей начальных классов. | ||||
Составление примерного плана методической работы учителя, определение путей самосовершенствования педагогического мастерства (составление карты личностного роста) | ||||
Защита макета предметно-развивающей среды кабинета. | ||||
Тема 2.2. Создание методического обеспечения образовательного процесса | Содержание учебного материала | 7 | ||
Нормативная, учебно-методическая документация, регламентирующая методическую деятельность учителя начальных классов. Концептуальные основы и содержание ФГОС,примерных и вариативных образовательных программ начального общего образования. | 2 | |||
Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе. Методические (педагогические разработки): УМК, методические пособия и рекомендации,программы разных типов и видов,пакетыдидактическихматериалов, сценарии уроков, воспитательных, внеурочных мероприятий и др. | 2 | |||
Теоретические основы и методика планирования в начальном образовании. Методика создания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе. Требования к оформлению рабочей программы, календарно-тематического плана, поурочного планирования, отчетной документации. | 2 | |||
Практические занятия | 8 | |||
Анализ ФГОС НОО, примерных программ начального общего образования, вариативных (авторских) программ, учебников по предметам начальной школы. | ||||
Анализ и конструирование методических разработок на соответствие требованиям, предъявляемым к разным видам методической продукции. | ||||
Определение целей и задач обучения и воспитания младших школьников, планирование урочной и внеурочной деятельности младшего школьника в соответствии с ФГОС НОО, примерными учебными программами, программой формирования УУД, примерными программами внеурочной деятельности. | ||||
Тема 2.3. Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального образования | Содержание учебного материала | 8 | ||
Особенности современных подходов к начальному общему образованию. Внедрение педагогических технологий как форма методической деятельности учителя начальных классов. Особенности современных педагогических технологий начального общего образования. | 2 | |||
Технологияорганизации проектной деятельности младших школьников. Характеристика, особенности организации проектов в 1, 2, 3, 4 классах. Особенности организации проектной учебной и внеучебной деятельности младших школьников. | 2 | |||
Технологии организации исследовательской деятельности младших школьников. Характеристика возможности применения. | 3 | |||
Информационные технологии в начальном общем образовании. Характеристика, возможности применения. | 3 | |||
Практические занятия | 6 | |||
Сравнительный анализ эффективности применяемых методов начального общего образования. | ||||
Выбор эффективных образовательных технологий с учетом вида образовательного учреждения и особенности возраста обучающихся. | ||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. Подготовка сообщения, подготовка ответов на вопросы, подбор примеров на основе изучения художественной и педагогической литературы по проблемам начального общего образования. Проектированиеуроков, внеурочных занятий с использованием педагогических технологий с учетом вида образовательного учреждения, возраста обучающихся. Подготовка к практическим и лабораторным работам, с использованием методических рекомендаций преподавателя оформление практических работ и подготовка к их защите. Подготовка устных выступлений, отчетов, составление компьютерной презентации. Анализ имеющихся методических разработок с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся. Составление собственного портфолио учебных достижений | 26 | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Пути самосовершенствования педагогического мастерства. Современные подходы к организации предметно-развивающей среды кабинета. Коммуникативные технологии в начальном общем образовании. Характеристика, возможности применения. | ||||
Производственная практика Виды работ Проектированиеи проведение уроков, внеурочных занятий/мероприятий с использованием педагогических технологий с учетом вида образовательного учреждения, возраста обучающихся Оформление портфолио педагогических достижений. Описание собственного педагогического опыта в виде отчета. Разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе ФГОС и примерных программ начального общего образования, с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся. Оформление педагогических разработок в соответствии с требованиями. Презентация педагогических разработок в виде отчета, реферата, выступления на заседании методического объединения учителей начальных классов, конференции по практике. Участие в разработкеэлементов предметно-развивающей среды кабинета по запросу образовательного учреждения. | 36 | |||
Всего | 171 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации рабочей программы модуля имеется в наличии учебный кабинет педагогики и психологии; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий; зал библиотеки, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- учебно-методические комплекты начального общего образования;
- нормативно-методические материалы учителя начальных классов
- образцы реферативных, курсовых, выпускных квалификационных работ, отчетов, докладов, презентаций.
- образцы методических разработок для начальной школы.
Технические средства обучения: компьютер.
Реализация рабочей программы модуля включает обязательную производственную практику в общеобразовательных учреждениях.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест учебной и производственной практики: комплекты методической документации и методической продукции
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Виноградова, Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу /Н. А. Виноградова, Л. В. Борикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 96с
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010-223с.
- Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред.учеб. заведений / [С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 512с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2010. — 191 с.
- Татарченкова С.С. Организация методической работы в современной школе. М.: Каро, 2009. - 128 с.
Дополнительные источники:
- Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов /Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 128с.
- Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 285с.
- ВКР в педагогическом колледже: методические рекомендации /сост. Л. И. Колесникова, Н. Г. Воробьева, Е. В. Устюжанина. – Иркутск: ОГОУ СПО «ИГПК №1», 2009. – 109 с.
- Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе: книга современного завуча/Т.И. Галкина, Н.В. Сухенко.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-384с.
- Как подготовить и провести публичную защиту результатов исследовательской работы: учебное пособие /сост. И. В. Шерстяных. – Иркутск: ИГПК № 1, 2005. – 58 с.
- Краевский, В. В. Общие основы педагогики /В. В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
- Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Сборник заданий для практических и самостоятельных работ [Электронный ресурс] /Сост. Л.И. Колесникова, Н.Г. Воробьева. Иркутск: ИГПК №1, 2009.-// http://www.rc.igpk.ru/default.asp?P=050301
- Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: сборник заданий для практических и самостоятельных работ студентов /сост. Л. И. Колесникова, Н. Г. Воробьева. – 2-е изд. – Иркутск: ОГОУ «ИГПК», 2009. –150с.
- Пидкасистый, П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов /П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
- Требования к проектированию основных элементов учебно-педагогического исследования. Методические рекомендации /сост. Л. И. Колесникова. – Иркутск: ИГПК №1, 2007. - 68 с.
Интернет- ресурсы:
- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mon.gov.ru.
- Электронная педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru
Профильные периодические издания: Педагогика, Народное образование, Начальная школа, Учительская газета, Воспитательная работа в школе, Методист, Школьные технологии.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Программа профессионального модуля осваивается в течение6-7-8 семестров.
Освоению рабочей программы модуля должно предшествовать изучение учебных дисциплин профессионального цикла: «Педагогика», «Психология», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
Освоение ПМ рекомендуется организовывать после изучения ПМ 02., ПМ 03., параллельно с изучением ПМ 1,
Раздел 1 ПМ 4 и раздел 2 ПМ 4 изучается последовательно. Тема выполнения реферата, методической разработки определяется исходя из запросов (психолого-педагогических и методических проблем) образовательного учреждения. Реализация программы модуля включает обязательную производственную практику, которая проводится концентрированно.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация рабочей программы модуля должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, при обязательном прохождении стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: наличие высшего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах», опыт деятельности в организациях, соответствующей профессиональной сфере является обязательным.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
| Оценка разработанного учебно-тематический плана Анализ и оценка сравнительно-сопоставительных таблиц. Анализ и оценка устного выступления |
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду |
| Защита макета, анализ и оценка макета. Анализ и оценка элемента предметно-развивающей среды кабинета. |
ПК 4.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
| Квалификационный экзамен по ПМ.04 Защита реферативной работы. Анализ и оценка содержания и оформления реферата. Анализ и оценка карты анализа методических разработок Анализ и оценка а планов наблюдения и карт наблюдения. Анализ и оценка сообщений и отчетов по результатам анализа и систематизации о педагогического опыта. Анализ и оценка анализа/самоанализа урока, внеурочного занятия, мероприятия. Анализ и оценка выступлений студентов на учебной/практической конференции. Анализ и оценка портфолио педагогических достижений. |
ПК 4. 4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений |
| Анализ и оценка педагогической разработки. Анализ и оценка отчета. Анализ и оценка / выступления Анализ и оценка оформления педагогической разработки |
ПК5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования |
| Анализ и оценка тем проектной и исследовательской деятельности; Анализ и оценка плана исследовательской/проектной деятельности Анализ и оценка методов и методик исследования. Анализ и оценка содержания и оформления исследовательских и проектных работ. Защита результатов проектной/ деятельности на конференциях, конкурсах. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
| Анализ и оценка эссе (сочинения, рефлексивная записка о профессии) Экспертная оценка отзывов о прохождении практики. Анализ и оценка рецензии на выполненные работы. Участие в профессиональных конкурсах, конференциях. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
| Анализ и оценка проектных и исследовательских работ, педагогических разработок, выступлений, отчетов. Интерпретация наблюдения и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики. Оценка самоанализа проведенных занятий/мероприятий в процессе педагогической практики. Анализ и оценка отчетов, рефератов. |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
| Оценка решения педагогических задач и ситуаций. Интерпретация наблюдения за деятельностью обучающихся на практических занятиях, в практической деятельности. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимый для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
| Анализ и оценка практического задания по поиску и отбору информации. Оценка статьи, реферата, отчета теоретической части исследовательской/проектной работы. Анализ и оценка форм фиксации и анализа информации. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
| Анализ и оценка оформления работ. Оценка наличия ссылок на образовательные ресурсы Интернет в составленных списках литературы отчетах, картотеках, рефератах. Оценка сообщений на профессиональных форумах. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
| Наблюдение в процессе интерактивных форм взаимодействия. Анализ и оценка выполнения коллективных работ. Оценка рефлексивных записей. Анализ отзывов о прохождении практики. Интерпретация наблюдения за деятельностью студентов. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса |
| Анализ и оценка проведенного урока/внеучебного занятия/мероприятия. Анализ и оценка самоанализа проведенного урока/внеучебного занятия/мероприятия. Анализ отзывов учащихся об уроке/внеучебном занятии/мероприятии. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
| Анализ и оценка карт личностного роста. Оценка планов профессионального и личностного развития. Анализ и оценка учебных достижений. |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий |
| Анализ и оценка педагогических разработок. Анализ и оценка проектных и исследовательских работ. |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). |
| Наблюдение за деятельностью обучающихся на в процессе практики. Анализ и оценка конспектов уроков-/внеучебных занятий/мероприятий. |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением её правовых норм |
соблюдение требований нормативных документов при написании исследовательской или проектной работы. | Анализ и оценка методической документации. Анализ и оценка проектных и исследовательских работ. |
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
| Наблюдение и оценка планов, конспектов уроков, занятий, мероприятий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Организация перевозочного процесса (по видам транспорта) Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовый уровень среднего профессионального образования)
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.01 Организация перевоз...
Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса для СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Методическая разработка "Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса" адресована для преподавателей СПО, реализующих препо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 Сварочное производство
Рабочая программа профессионального модуля (далее - программа ПМ) является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 сварочное производство базового уровн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...
Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 13321"Лаборант химического анализа" по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
В рабочей программе профессионального модуля представлены тематический план и содержание ПМ для МДК 04.01. "Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования" на ...
Методическое обеспечение образовательного процесса: рабочие программы профессиональных модулей и учебных дисциплин, фонды оценочных средств,учебно-методические комплексы, статьи и публикации
Представленные материалы разработаны с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов среденго профессионального образования и профессиональных стандартов...