Мотивация взрослых в информальном образовании
статья
Информальное образование - индивидуальная позновательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация взрослых в информальном образовании
В этой статье мы хотели бы сказать несколько слов о мотивации взрослых в информальном образовании. Прежде всего, попробуем ответить на вопрос о сути информального образования.
Под информальным образованием понимается «наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целее направленный характер.» [Меморандум непрерывного образования Европейского Союза http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/Adu_8_Pages_24-27.pdf ]
Согласно формулировке ЮНЕСКО «Информальное обучение может включать учебную деятельность в семье, на рабочем месте, по месту жительства и в повседневной жизни, и направленность его определяется самостоятельно, семьей или социумом» [ЮНЕСКО. Генеральная конференция 36-я сессия, Париж 2011г. http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/ UNESCO_GC_36C-19_ISCED_RU.pdf].
Следующий важный вопрос это актуальности изучаемого вопроса. Актуальность проблемы мотивации взрослых в информальном образовании определяется во многом значимостью и актуальностью собственно информального образования.
Во-первых, информальное образование «становится интегративной системой безопасности взрослого человека в современном изменяющемся социуме» [Павлова О.В. информальное образование как социокульурная потребность взрослых. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, Выпуск № 1 / том 3 / 2013 стр. 87.], что в свою очередь дает уверенность «в собственной стабильности и успешной жизнедеятельности» [там же, стр. 87.].
Во-вторых, внедрение информального образования позволит в перспективе успешно продвигаться к «построению на земле глобального гражданского общества, состоящего из нравственных граждан» [там же, стр. 87.].
Мотивация взрослого является, наряду с самомотивацией, актуальной задачей обеспечивающей достижение поставленных задач.
Отдельно следует рассмотреть вопрос о видах мотивации. Упрощенно их можно свести к двум основным группам: а) наличие стойкого или сиюминутного личного интереса к чему-то, б) возникновение ситуации, которая побуждает к поиску ответов, а значит, обучению. [См.: например: Ключарев Г. А., Пахомова Е.И., Кофанов Е.Н. Образование в новой России. Самообразование взрослых., стр. 44. // Общественные науки и современность. 2003. № 8. с. 37-46. http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research /applied_research/ document4976.shtml]. Для информального образования разумеется наиболее значимой оказывается устойчивая мотивация, способствующая длительному процессу получения информации. В идеале речь идет о длительной устойчивой мотивации.
Также существуют дополнительные факторы, влияющие на мотивацию. К таким факторам очевидно, «следует отнести занятия спортом, включая туризм и путешествия, значение которых как образовательных средств не только для детей, но и для взрослых, явно недооценивается. Между тем, эти виды деятельности формируют такие положительные навыки, как умение действовать в команде, воля к победе или достижению поставленной задачи, состязательность (навык действий в конкурентной среде), поиск нестандартных решений. В этой связи заметим, что среди тех, кому нравится самообразование, склонны к туризму и путешествиям 82,6%, а не склонны всего 3,5%. Вместе с тем, у людей без навыка к самостоятельным занятиям следует ожидать и отсутствия интереса к туризму и путешествиям, что и было подтверждено исследованием (44,8%)». [Ключарев Г. А., Пахомова Е.И., Кофанов Е.Н. Образование в новой России. Самообразование взрослых., стр. 44. // Общественные науки и современность. 2003. № 8. с. 37-46. http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_research /document4976.shtml].
Каково же влияние мотивации на методы обучения? Следует признать, что «методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться». (Меморандум непрерывного образования Европейского Союза http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/Adu_8_Pages_24-27.pdf). То есть мотивациия не только является одним из основных факторов обеспечивающих успешность информального образования, но и в свою очередь влияет на особенности самого процесса образования.
Использованная литература
- Ключарев Г. А., Пахомова Е.И., Кофанов Е.Н. Образование в новой России. Самообразование взрослых., стр. 44. // Общественные науки и современность. 2003. № 8. с. 37-46. http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_research
- Меморандум непрерывного образования Европейского Союза http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/Adu_8_Pages_24-27.pdf )
- (Павлова О.В. информальное образование как социокульурная потребность взрослых. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, Выпуск № 1 / том 3 / 2013 стр. 87.
- Российское образование — 2020: модель образования для эконо- мики, основанной на знаниях [Текст] : к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина ; Гос. ун-т — Высшая шко- ла экономики. — М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — http://www.hse.ru/data/363/069/1237/education-2020.pdf
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» https://www.vgf.ru/tabid/95/Default.aspx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»
Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена на создание условий для развития инновационного опыта,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/14/picture-845170-1492184568.jpg)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог дополнительного образования детей и взрослых
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - Педагог дополнительного образования детей и взрослых...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749262-1454563247.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Данная программа поможет обучить слушателей планированию и реализации научно-исследовательской деятельности. В дальнейшем, в профессиональной работе, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749262-1454563247.jpg)
«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/01/picture-1077031-1541093017.jpg)
Изучение степени принятия новых функций профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых
Целью методики является изучение степени принятия новых функций профессиональной деятельности педагогами, работающими в системе образования взрослых. Проблема поиска пут...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-124941-1350281697.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1207638-1579194554.jpg)
Формирование коммуникативной мотивации обучающихся в профессиональном образовании
Статья посвящена проблеме влияния личностных качеств обучающихся на формирование коммуникативной мотивации в процессе обучения иностранному языку. Для достижения эффективности обучения необходимо учит...