ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог дополнительного образования детей и взрослых
статья на тему
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ps_pedagog_do_26.08_mo.docx | 149.89 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от «08» сентября 2015 г. № 613н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог дополнительного образования детей и взрослых
513 |
Регистрационный номер |
Содержание
I. Общие сведения 1
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 2
III. Характеристика обобщенных трудовых функций 3
3.1. Обобщенная трудовая функция «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» 3
3.2. Обобщенная трудовая функция «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» 13
3.3. Обобщенная трудовая функция «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» 19
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта 26
I. Общие сведения
Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых | 01.003 | ||||||
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | ||||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | |||||||
Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ | |||||||
Группа занятий: | |||||||
2351 | Специалисты по методике обучения | 2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения | ||||
(код ОКЗ[1]) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | ||||
Отнесение к видам экономической деятельности: | |||||||
85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых | ||||||
(код ОКВЭД[2]) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам[3] | 6 | Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | А/01.6 | 6.1 |
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | А/02.6 | 6.1 | |||
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания[4] | А/03.6 | 6.1 | |||
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы | А/04.6 | 6.1 | |||
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы | А/05.6 | 6.2 | |||
В | Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | 6 | Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | В/01.6 | 6.3 |
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | В/02.6 | 6.3 | |||
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ | В/03.6 | 6.3 | |||
С | Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | 6 | Организация и проведение массовых досуговых мероприятий | С/01.6 | 6.2 |
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых | С/02.6 | 6.3 | |||
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности | С/03.6 | 6.3 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций | |||||||||
3.1. Обобщенная трудовая функция | |||||||||
Наименование | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | Код | A | Уровень квалификации | 6 | ||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Педагог дополнительного образования Старший педагог дополнительного образования[5] Тренер-преподаватель[6] Старший тренер-преподаватель[7] Преподаватель[8] | |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года | |
Требования к опыту практической работы | Для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя стаж работы по специальности не менее двух лет | |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации[9] Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[10] Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности[11] | |
Другие характеристики | - | |
Дополнительные характеристики | ||
Наименование классификатора | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения |
ЕКС[12] | - | Педагог дополнительного образования (включая старшего) |
- | Тренер-преподаватель (включая старшего) | |
- | Преподаватель | |
ОКПДТР[13] | 25478 | Педагог дополнительного образования |
27168 | Тренер-преподаватель по спорту | |
ОКСО[14] | 050710 | Педагогика дополнительного образования |
- | Направления подготовки и специальности, соответствующие по направленности (профилю) направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) |
3.1.1. Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | Код | А/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе | ||||||||
Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии) | |||||||||
Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях | |||||||||
Консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) | |||||||||
Текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях | |||||||||
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы | |||||||||
Необходимые умения | Осуществлять деятельность и(или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования | ||||||||
Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся | |||||||||
Понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей – и их родителей (законных представителей)) | |||||||||
Набирать и комплектовать группы учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) | |||||||||
Диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) | |||||||||
Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) | |||||||||
Проводить отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий избранным видом спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) | |||||||||
Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) | |||||||||
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: - задач и особенностей образовательной программы - возрастных особенностей учащихся - современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности | |||||||||
Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности программы) | |||||||||
Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования | |||||||||
Создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию | |||||||||
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся | |||||||||
Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: - избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы - состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья) | |||||||||
Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно) | |||||||||
Готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы) | |||||||||
Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы | |||||||||
Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях | |||||||||
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности) | |||||||||
Выполнять требования охраны труда | |||||||||
Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности | |||||||||
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и(или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики | |||||||||
Необходимые знания | Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях | ||||||||
Принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | |||||||||
Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы) | |||||||||
Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии) | |||||||||
Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности | |||||||||
Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся | |||||||||
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||
Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов | |||||||||
Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам | |||||||||
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности | |||||||||
Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) | |||||||||
Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) | |||||||||
Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) | |||||||||
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся) | |||||||||
Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) | |||||||||
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся | |||||||||
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | |||||||||
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых программ | |||||||||
Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения | |||||||||
Требования охраны труда в избранной области деятельности | |||||||||
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | |||||||||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством | |||||||||
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | |||||||||
Другие характеристики | - |
3.1.2. Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | Код | А/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Планирование подготовки досуговых мероприятий | ||||||||
Организация подготовки досуговых мероприятий | |||||||||
Проведение досуговых мероприятий | |||||||||
Необходимые умения | Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий | ||||||||
Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и(или) развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе: - привлекать учащихся (для детей – и их родителей (законных представителей)) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления учащихся - использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей - проводить мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении - использовать профориентационные возможности досуговой деятельности | |||||||||
Контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся при проведении досуговых мероприятий | |||||||||
Выполнять требования охраны труда | |||||||||
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики | |||||||||
Проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий | |||||||||
Необходимые знания | Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий | ||||||||
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий | |||||||||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | |||||||||
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения | |||||||||
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся) | |||||||||
Специфика работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) | |||||||||
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | |||||||||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством | |||||||||
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | |||||||||
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами | |||||||||
Другие характеристики | - |
3.1.3. Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания | Код | А/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся | ||||||||
Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) учащихся | |||||||||
Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий | |||||||||
Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей | |||||||||
Необходимые умения | Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы | ||||||||
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, выполнять нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию | |||||||||
Выявлять представления родителей (законных представителей) учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы | |||||||||
Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей учащихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) | |||||||||
Использовать различные приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности | |||||||||
Необходимые знания | Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | ||||||||
Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями учащихся | |||||||||
Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) учащимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями | |||||||||
Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей) | |||||||||
Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся | |||||||||
Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей) | |||||||||
Приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности | |||||||||
Другие характеристики | - |
3.1.4. Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы | Код | А/04.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) | ||||||||
Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся (для преподавания по программам в области искусств) | |||||||||
Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки | |||||||||
Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||
Необходимые умения | Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении программ дополнительного общего образования определенной направленности | ||||||||
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися для обеспечения достоверного оценивания | |||||||||
Наблюдать за учащимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) | |||||||||
Выполнять нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в процессе публичного представления результатов оценивания | |||||||||
Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся | |||||||||
Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||
Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность | |||||||||
Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения программы | |||||||||
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) | ||||||||
Особенности оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации | |||||||||
Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) | |||||||||
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания | |||||||||
Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) | |||||||||
Средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||
Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности | |||||||||
Другие характеристики | - |
3.1.5. Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы | Код | А/05.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.2 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-методических материалов для их реализации | ||||||||
Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования) | |||||||||
Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий | |||||||||
Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ | |||||||||
Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля)) | |||||||||
Необходимые умения | Находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы) | ||||||||
Выявлять интересы учащихся (для детей – и их родителей (законных представителей)) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности | |||||||||
Планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом: - задач и особенностей образовательной программы - образовательных запросов учащихся (для детей – и их родителей (законных представителей)), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы - фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья – в зависимости от контингента учащихся) - особенностей группы учащихся - специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации) - санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья учащихся | |||||||||
Проектировать совместно с учащимся (для детей – и их родителями (законными представителями)) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ | |||||||||
Корректировать содержание программ, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам анализа их реализации | |||||||||
Вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях | |||||||||
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы | |||||||||
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц | |||||||||
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные | |||||||||
Необходимые знания | Содержание и методика реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания | ||||||||
Способы выявления интересов учащихся (для детей – и их родителей (законных представителей)) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности | |||||||||
Основные технические средства обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью программы (занятия) | |||||||||
ФГТ (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) | |||||||||
Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста | |||||||||
Особенности работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) | |||||||||
Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (при их реализации) | |||||||||
Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения | |||||||||
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | |||||||||
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | |||||||||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством | |||||||||
Законодательство Российской Федерации об образовании и персональных данных | |||||||||
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |||||||||
Возможности использования ИКТ для ведения документации | |||||||||
Правила и регламенты заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам | |||||||||
Другие характеристики | - |
3.2. Обобщенная трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | Код | В | Уровень квалификации | 6 | |||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Возможные наименования должностей, профессий | Методист | |||||||||
Требования к образованию и обучению | Высшее образование – бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Высшее педагогическое образование – магистратура в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Высшее образование – специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года | |||||||||
Требования к опыту практической работы | При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются | |||||||||
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности | |||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||
Дополнительные характеристики | ||||||||||
Наименование классификатора | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | ||||||||
ОКЗ | 2351 | Специалисты по методике обучения | ||||||||
ЕКС | - | Методист | ||||||||
ОКПДТР | 24080 | Методист | ||||||||
24086 | Методист внешкольного учреждения | |||||||||
24089 | Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки | |||||||||
ОКСО | 050710 | Педагогика дополнительного образования | ||||||||
- | Любые направления подготовки и специальности |
3.2.1.Трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | Код | В/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Трудовые действия | Организация разработки и(или)разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||
Организация и(или)проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | ||||||||||
Формирование предложений по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | ||||||||||
Необходимые умения | Формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее – исследования), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения | |||||||||
Формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования | ||||||||||
Обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования | ||||||||||
Организовывать апробацию разработанного инструментария | ||||||||||
Распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования | ||||||||||
Использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами | ||||||||||
Производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению | ||||||||||
Обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа | ||||||||||
Разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность | ||||||||||
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации | ||||||||||
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных | |||||||||
Теория и практика маркетинговых исследований в образовании | ||||||||||
Методические основы маркетинговых исследований в образовании | ||||||||||
Тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых | ||||||||||
Нормативные правовые акты, психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по программам дополнительного образования детей и(или) взрослых | ||||||||||
Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых | ||||||||||
Другие характеристики | - |
3.2.2.Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | Код | В/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов | ||||||||
Контроль и оценка качества программно-методической документации | |||||||||
Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации | |||||||||
Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования | |||||||||
Необходимые умения | Анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования | ||||||||
Проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога | |||||||||
Оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие - порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам - современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации программ дополнительного образования - образовательным потребностям учащихся, требованию предоставления программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания - требованиям охраны труда | |||||||||
Анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||
Консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции | |||||||||
Организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогами | |||||||||
Оказывать профессиональную поддержку оформления и презентации педагогами своего опыта | |||||||||
Использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | |||||||||
Готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты | |||||||||
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации | |||||||||
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных | ||||||||
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы) | |||||||||
Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |||||||||
Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||
Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире | |||||||||
Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) | |||||||||
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности | |||||||||
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области | |||||||||
Особенности построения компетентностноориентрованного образовательного процесса | |||||||||
Возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения | |||||||||
Стадии профессионального развития педагогов | |||||||||
Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога | |||||||||
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | |||||||||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством | |||||||||
Другие характеристики | - |
3.2.3.Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ | Код | В/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогами | ||||||||
Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса | |||||||||
Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников | |||||||||
Необходимые умения | Планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ | ||||||||
Анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогами | |||||||||
Разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования детей и взрослых в избранной области | |||||||||
Проводить обсуждение с руководством образовательной организации и педагогами результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ | |||||||||
Оценивать квалификацию (компетенцию) педагогов, планировать их подготовку, переподготовку и повышение квалификации | |||||||||
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных | ||||||||
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы) | |||||||||
Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |||||||||
Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||
Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире | |||||||||
Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) | |||||||||
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности | |||||||||
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области | |||||||||
Особенности построения компетентностноориентрованного образовательного процесса | |||||||||
Возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения | |||||||||
Стадии профессионального развития педагогов | |||||||||
Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога | |||||||||
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | |||||||||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством | |||||||||
Другие характеристики | - |
3.3. Обобщенная трудовая функция | ||||||||||||
Наименование | Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | Код | С | Уровень квалификации | 6 | |||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||||
Возможные наименования должностей, профессий | Педагог-организатор | |||||||||||
Требования к образованию и обучению | Высшее образование – бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Высшее педагогическое образование – магистратура в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Высшее образование – специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года | |||||||||||
Требования к опыту практической работы | При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются | |||||||||||
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности | |||||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||||
Дополнительные характеристики | ||||||||||||
Наименование классификатора | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | ||||||||||
ОКЗ | 2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения | ||||||||||
ЕКС | - | Педагог-организатор | ||||||||||
ОКПДТР | 25481 | Педагог-организатор | ||||||||||
ОКСО | 050710 | Педагогика дополнительного образования | ||||||||||
- | Любые направления подготовки и специальности |
3.3.1.Трудовая функция | ||||||||||
Наименование | Организация и проведение массовых досуговых мероприятий | Код | С/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.2 | |||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | |||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | |||||||||
Трудовые действия | Планирование массовых досуговых мероприятий | |||||||||
Разработка сценариев досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок | ||||||||||
Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий | ||||||||||
Планирование подготовки мероприятий | ||||||||||
Организация подготовки мероприятий | ||||||||||
Проведение массовых досуговых мероприятий | ||||||||||
Анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий | ||||||||||
Необходимые умения | Планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей, особенностей объединения / группы и отдельных учащихся, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе: - привлекать педагогов и учащихся (для детей – и их родителей (законных представителей)) к планированию и разработке содержания мероприятий - поддерживать социально значимые инициативы учащихся - использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся (в том числе ИКТ, электронные информационные и образовательные ресурсы) в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей учащихся - организовывать репетиции - координировать деятельность педагогов, объединений детей и школьников при подготовке мероприятий - выполнять роль ведущего досуговых мероприятий - привлекать к участию в мероприятиях одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении - использовать профориентационные возможности досуговой деятельности | |||||||||
Контролировать соблюдение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски жизни и здоровью учащихся при проведении массовых досуговых мероприятий | ||||||||||
Выполнять требования охраны труда | ||||||||||
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики | ||||||||||
Производить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий | ||||||||||
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные | ||||||||||
Необходимые знания | Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий | |||||||||
Способы выявления интересов учащихся (для детей – и их родителей (законных представителей)) в области досуговой деятельности | ||||||||||
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий | ||||||||||
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы | ||||||||||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | ||||||||||
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения | ||||||||||
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся) | ||||||||||
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | ||||||||||
Меры ответственности за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под руководством педагогического работника | ||||||||||
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | ||||||||||
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и(или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) | ||||||||||
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | ||||||||||
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования | ||||||||||
Другие характеристики | - |
3.3.2.Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых | Код | С/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Планирование, организация и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента учащихся различного возраста | ||||||||
Организация набора и комплектования групп учащихся | |||||||||
Взаимодействие с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий | |||||||||
Необходимые умения | Планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента учащихся различного возраста | ||||||||
Организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению программ | |||||||||
Проводить презентации организации и реализуемых ею образовательных программ, дни открытых дверей, конференции, выставки и другие мероприятия, обеспечивающие связи с общественностью, родителями (законными представителями) и детьми и е(или) взрослым населением, заинтересованными организациями | |||||||||
Организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик учащихся | |||||||||
Находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними | |||||||||
Эффективно взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами | |||||||||
Создавать условия для поддержания интереса учащихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации | |||||||||
Необходимые знания | Перечень и характеристики предлагаемых к освоению дополнительных общеобразовательных программ | ||||||||
Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций) на бумажных и электронных носителях | |||||||||
Основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента учащихся по дополнительным общеобразовательным программам | |||||||||
Заинтересованные организации, мотивы их взаимодействия с организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы, формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с социальными партнерами | |||||||||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | |||||||||
Техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней | |||||||||
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся | |||||||||
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | |||||||||
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и(или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) | |||||||||
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |||||||||
Другие характеристики | - |
3.3.3.Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности | Код | С/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность | ||||||||
Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации | |||||||||
Координация и контроль работы педагогов и объединений детей и школьников в организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||
Планирование и организация совместно с методистом методической работы и повышения квалификации педагогов организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||
Анализ процесса и результатов реализации программ дополнительного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||
Необходимые умения | Ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых, в тенденциях его развития | ||||||||
Производить изучение рынка дополнительных образовательных услуг под руководством специалиста | |||||||||
Определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия развития организации, реализующей программы дополнительного образования детей и(или) взрослых, в том числе социально-экономические условия деятельности, социально-психологические особенности контингента, методическое и кадровое обеспечение | |||||||||
Разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию организации, реализующей программы дополнительного образования, перечню и содержанию программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения | |||||||||
Создавать условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей и(или) взрослых, развития и деятельности детских и молодежных общественных организаций | |||||||||
Контролировать и организовывать работу педагогов, детских и молодежных объединений: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами дополнительного образования, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий | |||||||||
Взаимодействовать с методистом по вопросам планирования и организации методической работы и повышения квалификации педагогов | |||||||||
Анализировать процесс и результаты деятельности организации по реализации программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых | |||||||||
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты образовательной организации | ||||||||
Методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых | |||||||||
Особенности построения компетентностноориентрованного образовательного процесса | |||||||||
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации программ дополнительного образования детей и(или) взрослых в частности | |||||||||
Внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность | |||||||||
Возрастные особенности учащихся, особенности реализации образовательных программ дополнительного образования одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения | |||||||||
Стадии профессионального развития педагогов | |||||||||
Правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога, формы представления предложений по развитию образования руководителям и педагогическому коллективу | |||||||||
Меры ответственности за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под руководством педагогического работника | |||||||||
Другие характеристики | - |
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
- Ответственная организация-разработчик
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), город Москва | |
Директор | Асмолов Александр Григорьевич |
- Наименования организаций-разработчиков
АНО «Национальное агентство развития квалификаций», город Москва | |
АНО «Центр развития образования и сертификации персонала «Универсум», город Челябинск | |
ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», город Иркутск | |
ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования», город Москва |
[1]Общероссийский классификатор занятий.
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[3] К дополнительным общеобразовательным программам относятся программы различной направленности: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
[4] Трудовая функция А/03.6 «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) при решении задач обучения и воспитания детей» необходима в рамках реализации программ дополнительного образования детей.
[5] Старший педагог дополнительно выполняет функции, обеспечивающие координацию деятельности педагогов дополнительного образования, оказывает им методическую помощь, описанные в обобщенных трудовых функциях В «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» и С «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» настоящего профессионального стандарта.
[6] Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
[7] Старший тренер-преподаватель дополнительно выполняет функции, обеспечивающие координацию деятельности тренеров-преподавателей, оказывает им методическую помощь, описанные в обобщенных трудовых функциях В «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» и С «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» настоящего профессионального стандарта.
[8]Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств.
[9]Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 308, 2010, № 52, ст. 7002, 2013, № 27, ст. 3477, 2014, № 52, ст. 7554, 2015, № 1, ст. 42).
[10]Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598); статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 49, ст. 7031; 2013, № 48, ст. 6165, № 52, ст. 6986).
[11]Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).
[12] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
[13] Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
[14] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...
«Взаимодействие основного и дополнительного образования детей через реализацию проекта «Красная книга природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области глазами детей»
Зачетная работа по курсам повышения квалификации «Инновационная и экспериментально-исследовательская деятельностьв дополнительно образовании»Данная разработка может быть полезна в работе учителям нача...
Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»
Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена на создание условий для развития инновационного опыта,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Данная программа поможет обучить слушателей планированию и реализации научно-исследовательской деятельности. В дальнейшем, в профессиональной работе, ...
«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период
Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...